| | Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010 | | ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ | | Юркова Т. С. соискатель кафедры международных финансовых и кредитных отношений Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
начальник отдела административного производства и судебной защиты территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Санкт-Петербурге
| |
| | Статья посвящена актуальной проблеме либерализации российского валютного рынка, причинам перехода к данной системе валютного регулирования, вызванными не только необходимостью достижения страной конвертируемости своей национальной валюты, но и ее поддержания; качественным изменениям, как во внутренней экономике страны, так и в ее экономических отношениях с внешним миром; сущности и тонкостям обеспечения свободной конвертируемости российской валюты, которая способствует созданию успешного и конкурентоспособного производства | Ключевые слова: валютное регулирование, валютный рынок, валютные ограничения, валютный курс, государственное регулирование, либерализация, свободная конвертируемость | Достижение и поддержание конвертируемости национальной валюты это сложная экономическая проблема, связанная с глубокими качественными изменениями, как во внутренней экономике страны, так и в ее экономических отношениях с внешним миром. Поэтому введение режима конвертируемости валюты требует серьезной подготовки и создания необходимых экономических условий и предпосылок. Этим и объясняется разновременность перехода зарубежных стран по мере их готовности к режиму конвертируемости своих национальных валют, а также разная степень или форма конвертируемости, которой обладают эти валюты. В настоящее время из 156 государств-членов Международного валютного фонда национальные денежные единицы только примерно около 70 из них обладают статусом конвертируемых валют. Это те страны, которые согласно уставу МВФ (статья VIII) взяли на себя обязательства воздерживаться от введения торговых и платежных ограничений по текущим коммерческим операциям, не совместимых с режимом конвертируемости валюты, и тем самым поддерживать этот режим своих валют.
Основная группа западноевропейских стран Великобритания, Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Швеция, Ирландия и Люксембург смогла это сделать лишь в феврале 1961 года. Этим странам потребовалось 15 лет для того, чтобы восстановить конвертируемость своих валют после окончания второй мировой войны. Другие государства подошли к этому рубежу позже. Так, например, Япония ввела конвертируемость своей валюты в 1964 г., Дания в 1967 г., Финляндия в 1979 г., Испания 1986 г., Индонезия 1988 г., Турция в 1990 г. Большинство этих стран поддерживают конвертируемость национальных валют только по текущим коммерческим операциям и сохраняют различного рода ограничения на операции, связанные с заграничными инвестициями и другими международными перемещениями капиталов. Примерно 15 стран распространяют режим свободной конвертируемости своих валют на все виды внешнеэкономических операций. Среди них такие страны, как США, Германия, Канада, Великобритания, Япония, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и другие, Только недавно к ним добавились некоторые западноевропейские страны, в том числе Франция и Италия, которые до самого последнего времени сохраняли некоторые ограничения на операции, связанные с движением капиталов [2].
Говоря о России, в прогнозах сроки введения конвертируемости рубля колеблются от 34 до 15-20 лет. Называется много причин, препятствующих более быстрому решению данного вопроса. Это и отсутствие должного товарного покрытия рубля, и неразвитость оптовой торговли, и необходимость осуществления мер по оздоровлению финансов страны и экономики в целом и т.д.
Конвертируемость рубля — это условие для интеграции нашей экономики в мировое хозяйство. Она обеспечит нашим предприятиям, ведущим внешнеторговые операции, финансовую самостоятельность и полный хозрасчет, создаст нормальные условия для работы совместных предприятий, облегчит внешнеэкономические связи в целом. Конвертируемость рубля даст возможность соизмерять нашу экономику с западной, наши издержки с издержками других стран и, наконец, «иметь объективный показатель экономического веса РФ в мировом хозяйстве. Поэтому, видимо, конвертируемость рубля не только нужна, но и крайне необходима [5].
Переход к конвертируемости рубля должен осуществляться поэтапно. В случае неподготовленного должным образом введения конвертируемости рубля его курс на рынке будет стремительно падать, так как накопленные в государственном и частном обороте сотни миллиардов непокрытых товарами рублей выплеснутся на валютный рынок в погоне за иностранными денежными знаками, имеющими более полное товарное обеспечение.
Конвертируемость может быть рассмотрена в разных планах. Необходимо отметить, что обеспечение конвертируемости любой валюты, в том числе и рубля, это длительный процесс перехода от одного этапа к другому этапу. Этот процесс не одноактный. Так, в России в течение уже 10 лет имеет место внутренняя конвертируемость рубля. Это свободный обмен рубля на иностранную валюту в обменных пунктах.
Конвертируемость рубля — задача, которая поставлена и которая объявлена еще с 1 июля 2006 г., сегодня предполагает не только обмен национальной валюты (рубль) на внутреннем рынке, но и свободный обмен национальной валюты в зарубежных странах.
Для этого необходимо выполнить два условия:
Первое условие — это либерализация (снятие всех ограничений), связанных с движением денег (рубль); все ограничения должны быть сняты.
Второе условие связано с тем, чтобы зарубежные банки в структуре своих активов имели рубли, т.е. это заинтересованность зарубежных банков или банков-нерезидентов в накоплении рублевой массы и банковских, финансовых операциях с этой массой.
В нынешних условиях либерализация валютного курса практически обеспечена полностью. Сняты все ограничения движения российских денег. Здесь можно отметить, что либерализация осуществилась.
Для обеспечения конвертируемости рубля необходима заинтересованность банков-нерезидентов в накоплении в структуре своих активов рублевой массы. Она связана с тем, чтобы банки-нерезиденты были заинтересованы в осуществлении операций по рублевому кредитованию импортеров российских углеводородов. Кроме этого, очень важно и крайне необходимо, чтобы банки-нерезиденты испытывали доверие не только к возможности приобретения углеводородного сырья на территории России и за рубежом, но и чтобы, в принципе, испытывали доверие к российскому государству. В настоящее время, в России банковская система делает лишь первые шаги.
Помимо указанных основополагающих условий полной и свободной конвертируемости рубля необходимо снять ограничения с операций движения капитала. Определенные шаги уже сделаны в этом направлении, так в мае 2006 года отменена обязательная продажа валютной выручки, а с 1 июля 2006 г. отменены резервирование и специальные счета. Правительство РФ и Банк России с 1 июля 2006 г утрачивает право устанавливать ограничения на определенные операции движения капитала [1]
Опыт других стран показывает, что условия, которые дали возможность осуществить либерализацию движения капитала и валюты, свидетельствует о том, что только на экспорте углеводородов свободно конвертируемую валюту, а тем более преуспевающую экономику построить невозможно.
Одной из главных задач российской экономики является ее диверсификация и придание ей инновационного характера. Конвертируемость рубля станет реальной при условии, если Россия выйдет на международный рынок с конкурентоспособной продукцией, а не только сырьем.
На основе анализа статистического и фактического материала приходим к выводу, что перспектива полной и свободной конвертируемости рубля в конечном счете определяется модернизацией экономики на путях инновационного процесса, который безальтернативно обеспечит конкурентоспособность экономики.
Формально, с либерализацией валютного законодательства рубль становится конвертируемой валютой, однако для достижения ее реальной конвертируемости необходимо, чтобы существенно укрепилось доверие к рублю в мире, и чтобы спрос на рубли обеспечивался его широким использованием в системе международных расчетов.
Достижение полной конвертируемости рубля предполагает отмену всех юридических ограничений, как по текущим операциям, так и по капитальным, что уже реализовано.
Безусловно, обычная отмена всех оставшихся ограничений ни к чему не приведет, но будет способствовать созданию предпосылок для достижения реальной конвертируемости.
Кроме того, необходим целый комплекс мер, направленных на сближение номинального курса рубля и курса по паритету покупательной способности. Сейчас стоимость рубля по паритету покупательной способности, по разным оценкам, составляет около 15 рублей. К тому моменту, когда все мировые инвесторы и предприниматели признают рубль, как очередную мировую валюту, эта разница должна составлять не более 20%. Это может быть осуществлено как снижением номинального курса рубля, так и ростом паритета покупательной способности. Все эти меры могут быть реализованы в течение пяти лет, но это должна быть очень напряженная работа [3].
Ускорение процесса по отмене ограничений на капитальные операции связанно с конъюнктурно-политическими моментами, а именно июльским Саммитом стран большой восьмерки, и обсуждением проблем вступления России в ВТО. К тому же, существующие ограничения сейчас уже практически не несут смысловой нагрузки для российской экономики. Этот шаг может привести на рынок самых консервативных западных портфельных инвесторов (пенсионные и пр. фонды), которых привлекает текущее устойчивое состояние нашей экономики и укрепление рубля. Объектом же их вложений являются государственные ценные бумаги, бумаги субъектов федерации и муниципальных образований. Вследствие этого, в среднесрочной перспективе сильного эффекта для российского фондового рынка в целом не ожидается.
Существует еще один признак конвертируемости валюты — использование ее в качестве резервной. Настоящее признание валюты начинается тогда, когда ее используют в своих резервах банки других стран. На внешней эмиссии Банк России даже сможет заработать дополнительные средства без инфляционных последствий.
В настоящий момент основными резервными валютами являются доллар и евро. Однако если верить, например, китайцам, то рубль уже просочился в их валютные резервы — об этом Народный банк Китая заявил в ходе недавней ревальвации юаня. Тогда банкиры сообщили, что в корзину валют входит свыше 30 денежных единиц разных стран.
Таким образом, изменение статуса рубля — задача долгосрочного характера, она не решается эволюционным путем и не решается за счет отдельно взятых мер. Для того, чтобы это случилось, должны одновременно произойти несколько качественных изменений. Изменения, эти, на наш взгляд, такие:
Первое. Приобретение рублем статуса резервной валюты в странах СНГ, как результат определенных политических усилий.
Второе. Превращение России в площадку для оборота прав на капитальные активы, находящиеся в странах СНГ. Речь может идти, прежде всего, о формировании рынка российских депозитарных расписок.
Третье. Переход Банка России к монетизации экономики под расширяющийся оборот капитальных активов — как российских, так и обращающихся на рынке прав на зарубежную собственность.
Если мы будем надеяться на то, что рост доверия к рублю, превращение рубля в сильную валюту произойдет автоматически, по мере накопления валютных резервов, у нас скорее всего, ничего не выйдет. Поскольку всем будет очевидно, что стабильность валюты, под которой есть только огромные резервы, но нет привлекательных и емких рынков капитальных активов, стоит немногого.
Автор отдает себе отчет в том, что в настоящее время российская экономика не обладает полной конкурентоспособностью. В российской экономике только ее отдельный фактор, который состоит в углеводородном сырье, является конкурентоспособным, но это конкурентоспособность «ценовая», а не «качественная», так как это продукт, природный ресурс, который имеет то качество, которое создала природа, и человеческий труд в его качестве не участвует.
Поэтому стоит реальная задача, которая должна обеспечить полную и свободную конвертируемость. Реальная задача — обеспечение конкурентоспособности экономики, и здесь единственный путь состоит в модернизации структуры экономики, в развитии и обеспечении конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности.
Для того, чтобы обеспечить конкурентоспособность продукции этих отраслей, единственно возможным путем, является перевод экономики на инновационные рельсы.
Это означает, что в ближайшие годы необходимо обеспечить на основе новых технологий подъем промышленного производства, создание нового продукта, аналога которого нет на мировых рынках. Использование новых наукоемких технологий должно обеспечить конкурентоспособность по отношению к той продукции, которой не существует на мировом рынке.
Представитель Bank of England назвал «мощным и логичным» шагом по продвижению экономических и структурных реформ решение правительства РФ об отмене ограничений в сфере валютного регулировании. Было отмечено, что это «может увеличить привлекательность российских финансовых рынков» и «потенциально поднять интерес к рублю» [7].
Высокопоставленный сотрудник одного из британских инвестфондов Джулиан Майо отмечал: «Рубль уже сейчас выглядят исключительно привлекательно на фоне нынешней бури на мировых рынках, когда обваливаются обменные курсы многочисленных валют. С Россией приходится все больше считаться. Не за горами время, когда рубль может стать одной из желанных единиц» [8].
Наконец, не стоит забывать, что конвертируемый рубль уменьшит зависимость России от иностранных валют.
Положение доллара США из-за дисбаланса американской экономики эксперты считают неустойчивым. Мало того, многие убеждены, что он обречен на чувствительную девальвацию. Евро тоже не безупречен — недаром в основе золотовалютных резервов европейского Центрального банка лежит тот же доллар. При этом раскладе полностью полагаться на доллар или завязанное на него евро может быть просто опасно. Следовательно, нужно быстрее добиваться конвертации рубля. Однако не все так просто.
Конечно, глобальная экономика и открытость таят в себе немало рисков, поэтому каждый шаг по либерализации нужно тщательно выверять. Видный экономист М. Мусса, который был одним из экономических советников президента США Рейгана, а затем в течение десяти лет занимал пост директора департамента исследований МВФ, указывал: «Высокая открытость к международным движениям капиталов, особенно краткосрочных, может быть опасна для стран, проводящих непоследовательную макроэкономическую политику, а также для недостаточно капитализированных или неадекватно регулируемых финансовых систем». Это тем более актуально, если учесть, что по уровню монетизации (отношение денежной массы к ВВП) российская экономика занимает одно из последних мест в мире (этот показатель составляет менее 30%). В связи с этим нам нужно четко представлять, какие механизмы будут использоваться в случае кризисного развития ситуации, бегства капиталов и т. д.[1].
Понятно, что решение проблемы экспортных расчетов в рублях будет предполагать изменение многих сложившихся правил. Таких, например, как расчеты в долларах за нефть и некоторые другие товары (что выгодно в первую очередь самим Соединенным Штатам). Хотелось бы, однако, оценить, какие есть реальные доводы кроме того, что «так принято», которые действительно делали бы такую практику не подлежащей никаким изменениям.
Более системная задача — формирование некоторых сегментов рынка российских экспортных товаров, где рубль выступал бы в качестве валюты цены. Эта проблема имеет не только «технологический», но и геоэкономический, а также политический аспект. Ее решение зависит и от того, какое место занимает Россия на тех или иных международных рынках или в интеграционных механизмах (например, СНГ, которое могло бы заложить основы указанных процессов), сколь в принципе востребован рубль третьими странами, какова в конечном итоге макроэкономическая ситуация в самой России и чего ожидать в будущем [4].
В любом случае вопросы, естественно, будут возникать. Но главное — начать профессиональный технический анализ всех положительных и отрицательных последствий, трезво оценить все возможные риски и пути их уменьшения, скоординировать данный шаг с другими мерами экономической политики в их взаимосвязи. Только тогда можно надеяться, что глобальные правила игры дадут нам реальные преимущества и укрепят позиции страны в мире несмотря на текущее состояние кризиса. |
| |
|
|