| | Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010 | | СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ | | Байжомартов У. С. заведующий кафедрой экономики Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова (Республика Казахстан),
кандидат экономических наук Сагиндиков Е. Н. профессор кафедры экономики Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова (Республика Казахстан),
доктор экономических наук Нурбосынов Д. Н. профессор кафедры электроэнергетики Альметьевского государственного нефтяного института,
доктор технических наук Табачникова Т. В. доцент кафедры электроэнергетики Альметьевского государственного нефтяного института,
кандидат технических наук
| |
| | Президентом Республики Казахстан перед вузами была поставлена задача по реформированию высшего образования с целью обеспечения страны специалистами на уровне мировых образовательных стандартов, т.е. дипломы, выдаваемые вузами Казахстана должны иметь международное признание.
В статье обосновывается проект создания учебного заведения непрерывного комплексного образования с единой материально-технической базой и профессорско-преподавательским составом. Разработана структура источников финансирования, определено его оптимальное месторасположение | Ключевые слова: Республика Казахстан, устойчивое экономическое развитие, национальная безопасность, непрерывное образование, международное образовательное пространство | Устойчивое экономическое развитие является главным условием геополитической, экономической и социальной безопасности страны. Наиболее актуальными элементами в системе экономической безопасности Республики Казахстан на данный момент являются:
— интеллектуальная угроза. В силу того, что республика сейчас испытывает большой дефицит кадров технических специальностей, ведущие предприятия вынуждены привлекать кадры из-за рубежа, что уже в настоящее время порождает этническую экспансию;
— технологическая угроза. Во всех сферах народного хозяйства республики достаточно низкий процент внедрения высокоавтоматизированных и роботизированных производств, что не способствует снижению уровня брака и повышению производительности труда;
— финансовая угроза проявляется в виде оттока национального капитала, что приводит к увеличению безработицы и появлению напряженности в обществе;
— продовольственная и материально-техническая угроза связана с зависимостью потребительского рынка республики от экспорта.
Все вышеперечисленные проблемы особенно заметно проявляются в горно-металлургической, нефтегазовой и машиностроительной отраслях промышленности. Решение этих проблем в большой степени связано с решением вопросов подготовки национальных высококвалифицированных кадров технических специальностей [1].
Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым были сформулированы задачи, которые необходимо решить казахстанским вузам. Это, прежде всего, задача по предоставлению образования на уровне мировых стандартов, чтобы дипломы вузов Казахстана были признаваемы в мире. Необходимо сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств.
Практическим решением поставленных задач могла бы стать модель учебного заведения непрерывного комплексного образования, которое готовило бы национальные инженерно-технические кадры для горнорудной, нефтегазовой и металлургической промышленности (рис.1). | | | Рис.1. Структура учебного заведения непрерывного комплексного образования | Подобное учебное заведение позволяет на единой материально-технической базе с единым профессорско-преподавательским составом осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров технических специальностей всех профессиональных уровней.
Перспектива развития Северо-Западного региона республики предполагает интенсивный рост производства. Согласно «Региональной программе развития электроэнергетики в Актюбинской области на 2006–2015 годы», планируется ввод в эксплуатацию целого ряда крупных предприятий горнорудной, металлургической и нефтегазовой промышленностей. Из-за дефицита инженерно-технического персонала соответствующей квалификации (мониторинг данного региона подтверждает этот дефицит) уже к 2010 г. в Актюбинской области и Северо-Западном регионе республики в целом возникнет острая необходимость в увеличении количества приглашаемых специалистов из-за рубежа.
Уже сейчас остро стоит вопрос об обучении необходимого числа специалистов и повышении квалификации кадров в этом регионе. Предназначенные для этого учебные учреждения целесообразно разместить в г. Актобе, т.к. в настоящее время он является самым крупным индустриальным городом Северо-Западного региона. Именно в г. Актобе намечается реализация крупных экономических проектов [2], которые потребуют соответствующего научного обеспечения. Транспортная сеть республики обеспечивает прямую связь г. Актобе с Южной и Северной столицами Казахстана. Учебные полигоны также можно располагать на месторождениях, которые принадлежат Актюбинской области [2].
Предлагается три варианта решения поставленной задачи:
1. Создание института в составе Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова;
2. Создание Северо-Западного государственного политехнического института (СЗГПИ);
3. Создание Акционерного общества «Региональный научно-технический центр подготовки кадров» (РНТЦПК).
Если создавать институт в составе Актюбинского государственного университета им. К. Жубанова, то в данном институте необходимо открыть 25 выпускающих кафедр по специальностям горно-металлургической и нефтегазодобывающей отраслей. | | | Рис .2. Структура Акционерного общества «Региональный научно-технический центр подготовки кадров» | При создании же самостоятельного Северо-Западного государственного политехнического института нужно создать как минимум 29 выпускающих кафедр.
Самым выгодным из вариантов является создание Акционерного общества «Региональный научно-технический центр подготовки кадров» (АО РНТЦПК)
Структура данного АО представлена на рис.2.
Научно-производственное объединение (НПО) в структуре Центра будет включать в себя предприятия горнорудной, металлургической и нефтегазодобывающей отраслей [2], базирующиеся на месторождениях области.
Подобная структура функционирования центра подготовки кадров (ЦПК) дает возможность реинвестирования учебного процесса за счет процентов прибыли предприятий научно-производственного объединения из фонда социального развития. Реинвестиция позволит осуществлять приобретение лабораторных баз для учебного процесса и финансировать отраслевые лаборатории. Также из представителей руководства промышленных предприятий, заинтересованных в подготовке научных и инженерных кадров должен быть создан Попечительный Совет.
Центр сможет осуществлять подготовку специалистов по направлениям и специальностям, объединяющим все стадии функционирования минерально-сырьевого комплекса — от момента выявления месторождений полезных ископаемых и заканчивая переработкой добытого минерального сырья.
Структура источников финансирования (рис.3) должна включать госбюджетное и частное финансирование, областное (за счет предприятий находящихся на территории данной области).
В перспективе, на базе функционирующего РНТЦПК возможно создание Региональной Академии наук РК (рис.2). Предпосылками этому будет тесное взаимодействие учебного процесса, науки, производства и высококвалифицированные научные кадры.
Подобный ЦПК позволит готовить высококвалифицированных специалистов мирового уровня на основе интеграции учебного процесса с наукой и производством, а также позволит проводить переподготовку и повышение квалификации кадров, выполнять научно-исследовательские работы, которые способны обеспечить инновационный прорыв в экономике страны. | | | Рис.3. Общая структура источников финансирования АО РНТЦПК, включающая пять областей Северо-Западного региона Республики Казахстан | Приоритетом также является концентрация усилий на сохранении и воспроизводстве научной элиты.
Осуществить подготовку квалифицированных специалистов горной, металлургической и нефтегазовой отраслей промышленности невозможно без слаженного профессорско-преподавательского состава из высококвалифицированных научно-педагогических кадров. Этот вопрос может решаться путем территориального сосредоточения ведущих отечественных и зарубежных специалистов, приглашаемых по грантам международного уровня сроком на пять лет с возможной пролонгацией.
Приоритетной должна рассматриваться двухступенчатая система «доктор технических наук, профессор — кандидат технических наук, доцент»).
Создание достойных условий работы профессорско-преподавательского состава (ППС) даст возможность сохранить потенциал научных кадров в Северо-Западном регионе республики. Это позволит функционировать действующим Диссертационным Советам и одновременно решать вопрос о повышении уровня подготовки профессорско-преподавательского состава и научно-технического персонала.
Какие задачи также можно решить, привлекая научных специалистов на пятилетний срок?
— Во-первых, осуществить полный пятилетний курс подготовки специалистов для вышеозначенных отраслей по системе бакалавр — специалист — магистр;
— Во-вторых, повысить научный потенциал региона: работающий в данном вузе тандем «д.т.н. — к.т.н.» обязательно должен подготовить и защитить за пять лет трех кандидатов технических наук из числа сотрудников института (старших преподавателей, ассистентов, аспирантов);
— В-третьих, появляется возможность создать и развить отраслевые научно-производственные предприятия и научно-исследовательские лаборатории.
Подобное решение вопроса подготовки докторов и кандидатов технических наук на территории региона существенно повлияет на рост научного потенциала страны в целом.
Выводы:
Для решения поставленных Президентом Республики задач экономической безопасности должны быть созданы учебные заведения непрерывного комплексного образования на уровне мировых стандартов, которые будут стремиться:
— к интеграции в международное образовательное пространство;
— к внедрению инновационной и научной составляющей в учебный процесс;
— к подготовке специалистов нового типа, компетенции которых будут соответствовать жизненно важным конкурентным потребностям горно-металлургических и нефтегазодобывающих конгломератов РК;
— к проведению научных исследований на уровне, обеспечивающих их спрос на международном рынке научно-технической продукции;
— к совершенствованию подготовки кадрового потенциала университета с учетом достойного уровня оплаты труда и системы поощрения;
— к развитию учебно-научной приборной базы путем приобретения современного уникального оборудования и приборов;
— к созданию комфортных условий труда преподавателям, сотрудникам, аспирантам и студентам. |
| |
|
|