Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кормановская И. Р.
директор Новгородского филиала Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
кандидат экономических наук


Прогнозирование макропоказателей устойчивого развития региональной социально-экономической системы
В статье представлен прогноз основных макроэкономических показателей устойчивого развития региона, осуществленный методом аналитического выравнивания по линейным и экспоненциальным моделям. Представлена сравнительная характеристика показателей устойчивости по Новгородской области и Российской Федерации. Показана необходимость перехода на инновационный, либо ускоренный путь развития и рассчитан период достижения показателей РФ
Ключевые слова: социально-экономическая система, устойчивое развитие, прогнозирование, регион, управление, макроэкономические показатели

Основа развития любой социально-экономической системы определяется взаимодействием элементов системы, образующих различного рода взаимосвязи, которые определяют степень ее стабильности, равновесия, целостности и устойчивости. В настоящее время весь мир сталкивается с тем, что управление в социально-экономических системах, не согласованное с возможностями природной среды, ее воспроизводственной способностью и законами природы, является причиной системного глобального кризиса. Налицо явное противоречие между желаемым социально-экономическим развитием человеческой цивилизации и глобальными возможностями для его осуществления. В связи с этим в настоящее время проблему устойчивости социально-экономических систем рассматривают как одну из глобальных проблем современности [7].
Термин «устойчивое развитие» сегодня не имеет общепринятого значения, что привело к расширению использования этого понятия, противоречивости его различных толкований. Существует свыше 60 определений устойчивого развития, каждый из которых вносит свой вклад в конкретизацию этого термина.
Наличие такого количества определений свидетельствует о том, что, с одной стороны, проблема устойчивого развития многообразна, и каждое из определений характеризует одну из сторон развития общества, а с другой стороны, говорит об изменении представлений человечества о собственном развитии с течением времени.
Появление термина «устойчивое развитие» свидетельствует о необходимости усиления внимания к качественным характеристикам, стоящим за экономической динамикой. В этом случае развитие, как и производное, от него значение — экономическое развитие — характеризует нелинейный (скачкообразный и прерывистый) процесс нарастания сложности при переходе от одного качественного состояния к другому, так же как смену самих его типов. Не случайно поэтому в мировой экономической науке наряду с теориями экономического роста распространилось новое научное направление — теория экономического развития.
Региональная социально-экономическая система выступает в качестве подсистемы системы более высокого порядка — национальной (государственной), что, в свою очередь, актуализирует некоторые аспекты экономического, социально-политического и институционального соотношения между ними. Мы убеждены в равнозначности установления режима устойчивого развития системы национального уровня, через достижение той же цели на региональном уровне и наоборот. Равнозначность этих процессов может рассматриваться как инструмент реализации, регулирования и управления процессом перехода к устойчивому развитию и учитываться при воздействии на становление устойчивого развития глобального и локального уровней.
Можно определить устойчивое развитие региона как такое состояние социально-экономической системы, при котором существуют необходимые условия и предпосылки для прогрессивного движения вперед, для поддержания внутреннего и внешнего равновесия, для обеспечения постепенного перехода экономики от простых явлений к более сложным, тем самым происходит формирование условий для ее перехода в качественно новое состояние.
Устойчивое развитие региона как специфическое качество достигается в результате преодоления множества препятствий и не является данностью на продолжительный период времени. В ситуации кризиса устойчивость — это выживание и достижение в последующем поступательного процесса, по крайней мере, в основных сферах жизнедеятельности. При этом необходимо иметь в виду, что система устойчива, если устойчивы все ее подсистемы. Другими словами, устойчивость региона предполагает устойчивость всех его отраслей, предприятий и территориальных образований.
Управление устойчивым развитием региона — это непрерывный процесс, включающий такие виды управленческой деятельности, как постановка целей и задач, всесторонняя оценка обстановки (ситуации), выработка решений, организация их реализации, контроль и анализ хода выполнения и корректировки принятых решений. Помимо определения ключевых задач и ориентиров развития региональной экономики необходимо четкое понимание того, за счет каких факторов можно добиться поставленных целей. В связи с этим неотъемлемой частью стратегии устойчивого развития региона должен стать комплексный прогноз, отражающий основные динамические и структурные характеристики развития региона.
Для обеспечения устойчивого развития региона в первую очередь должны прогнозироваться стратегические показатели. В связи с чем в данной статье нами исследуются отдельные специфические показатели безопасности и устойчивости региональной социально-экономической системы.
В научной литературе встречаются различные классификации социально-экономических показателей [4, 5, 6]. В настоящее время существует множество национальных и международных инициатив, направленных на разработку и использование систем показателей устойчивого и безопасного развития. Проблемой разработки индикаторов устойчивого развития занимаются Департамент политической координации и устойчивого развития ООН, Комиссия Объединенных Наций по устойчивому развитию, Научный комитет по проблемам окружающей среды и другие. Разработка индикаторов устойчивого развития еще далека от решения, однако уже предложены проекты индикаторов для систем разного масштаба: глобального, регионального, национального, локального, отраслевого, отдельного населенного пункта. Пока все эти разработки носят предварительный характер. Основной недостаток этих классификаций состоит в том, что множество показателей затрудняет управление ими на практике.
Для решения локальных задач устойчивого развития возможны разработки собственных систем индикаторов, но обязательно согласованных с международными стандартами и нормами. Устойчивое развитие по своей природе является процессом, который разворачивается как во времени, так и в пространстве.
На этапе исследования нами рассмотрено значительное число классификаций показателей, применяемых для оценки уровня социально-экономического развития, прогнозирования социально-экономического развития, оценки социально-экономического потенциала, экономического роста, экономической безопасности, устойчивого развития и др. страны, региона, города. В результате чего нами были сделаны выводы, что принципами построения системы показателей для целей прогнозирования устойчивости социально-экономической системы, на наш взгляд, должны стать:
— соответствие общей методологии построения статистических показателей, используемых в отечественной и международной статистике;
— обеспечение единства методологии построения сквозных показателей, их сопоставимости с аналогичными показателями системы государственной централизованной статистики;
— удовлетворение потребностей местных органов самоуправления в качественной и оперативной информации, отражающих основные социально-экономические явления и процессы регионального образования;
— соответствие содержания и состава системы показателей зонам внимания и наблюдения, особенностям и положению регионального образования.
— обеспечение многомерности измерения;
— учет особенностей структуры подсистем;
— предоставление возможности построения и интерпретации интегрального показателя;
— обеспечение доступности информационных источников и простоту измеримости характеристик;
— возможность направления управленческих решений к достижению цели.
Информационная база не позволила рассмотреть все показатели устойчивости, в связи с этим были иследованы следующие показатели — объем ВРП на душу населения, отношение инвестиций к ВРП, отношение средней заработной платы к величине прожиточного минимума, доля безработных в общей численности трудоспособного населения. Прогнозирование осуществлялось методом аналитического выравнивания по линейным и экспоненциальным моделям. Данный выбор был обусловлен тем, что на основе экспоненциальных трендов можно получить достаточно точные результаты тех или иных показателей, которые желаем достигнуть в перспективе [1, 2]. Большинство исследователей развитых стран используют модели данного типа в основном для определения стратегических целей, поскольку они отражают инновационный путь развития. Однако экспоненциальные тренды имеют недостаток, который состоит в сложности интерпретации полученной модели. Но это не столь важно, поскольку полученное значение показателя по региону сравнивается с критериальными, какими могут являться аналогичные показатели по Российской Федерации или развитым странам, что поможет оценить возможности их достижения.
Первоначально исследуем динамику объема ВРП на душу населения в Новгородской области за период 1995–2008 гг., представленную на рис. 1 в сравнении с аналогичным показателем РФ.
Рис.1. Графическое представление объема ВРП на душу населения по Новгородской области и объема ВВП на душу населения по РФ
Рис. 2. Прогнозирование показателя объема ВРП на душу населения по Новгородской области по экспоненциальной модели.

Согласно графическому отображению данный показатель в Новгородской области имеет стабильную тенденцию к росту. В качестве эталона для сравнения нами рассмотрен общероссийский показатель объем ВВП на душу населения. Следует отметить, что темпы роста этого показателя по РФ значительно выше региональных. Разрыв особенно заметен начиная с 2005 года.
Следовательно критерием для этого показателя может быть российский уровень. Согласно прогнозу по экспоненциальному тренду, представленному на рис. 2, Новгородская область к 2010 году достигнет российского уровня показателя объема ВВП на душу населения за 2008г.
Рейтинг регионов России по величине ВРП на душу населения за 2006 г. определяет для Новгородской области 32-е место из 80. В целом рост данного показателя в период 2001–2006 гг. составил 17%. Для сравнения, в развитых странах, например США, объем ВРП на душу населения в 2006 г. составил 43,5 тыс. долл./чел., тогда как для Новгородской области он равен 8,4 тыс. долл./чел. То есть, администрация области при определении стратегии должна определиться с достижением стратегического уровня данного показателя, поскольку согласно модели он должен составлять 4300 тыс. руб./чел. в 2020 г.
Рис. 3. Графическое представление объема инвестиций на единицу ВРП по Новгородской области и по РФ
Рис. 4. Прогнозирование показателя объема инвестиций на единицу ВРП по Новгородской области по экспоненциальной модели
Рис. 5. Графическое представление отношения заработной платы к величине прожиточного минимума по Новгородской области и по РФ

Исследование графика динамики объема инвестиций на единицу ВРП показывает значительные колебания показателя от 0,26 в 1999 году до 0,16 в 2002 г. Рост показателя наблюдался в 2003 и 2006 гг.
Значение показателя объема инвестиций на 1 рубль ВРП по Новгродской области за период 1995–2008 гг. было выше общероссийских значений, что является положительной тенденцией на первый взгляд (рис. 3). Но, если рассмотреть отдачу инвестиций по показателям объема ВРП на душу населения, то окажется, что она ниже на 0,1 руб. на 1 рубль ВРП, то есть инвестиции в области использовались неэффективно. Это можно объяснить, и как видно из графика, в рассматриваемом периоде приток инвестиций в область на рубль ВРП был нестабильным и имел примерно четырехлетние периоды колебания, в то время как по России наблюдался практически равномерный рост, выраженный линейным трендом.
Для определения стратегического значения данного показателя нами также использовалось экспоненциальное уравнение, результаты которого представлены на рис. 4.
Прогноз по экспоненциальной модели свидеельствует, что объем инвестиций на единицу ВРП к 2020 г. приблизится к значению 0,47 то есть данный показатель увеличится в 2 раза.
Анализ интегрального показателя отношения средней заработной платы к величине прожиточного минимума в Новгородской области, представленный на рис. 5, характеризует более низкий его уровень по сравнению с РФ, что объясняется тем, что средний заработок в регионе ниже заработной платы по России в целом. Следовательно перед Администрацией Новгородской области стоит стратегическая задача как минимум достижения российского уровня заработной платы к 2020 году.
Чтобы определиться с ретроспективным периодом прогнозирования данного показателя следует внимательно изучить эмпирический временной ряд. Данный временной ряд можно условно разделить на две части. Первая (1995–2001 гг.) характеризуется нестабильностью заработной платы в области. Наименьший ее уровень наблюдается в 1999 г.
Стабильный рост показателя прослеживается во второй части ряда (2001–2008 гг.). Данный период и был выбран для целей прогнозирования по экспоненте. Согласно полученому экспоненциальному уравнению заработная плата к 2020 г. увеличится более чем в 2 раза, что сооветствует политике государства по ускоренному пути развития (рис. 6).
Рассматривая занятость и безработицу в области, заметим, что доля безработных в численности экономически активного населения области сокращается и имеет уровень ниже общероссийского (рис. 7).
Рис. 6. Прогнозирование отношения средней заработной платы к величине прожиточного минимума по Новгородской области по экспоненциальной модели
Рис. 7. Графическое представление отношения уровня официально зарегистрированных безработных к экономически активному населению по Новгородской области и РФ
Рис. 8. Прогнозирование отношения уровня безработицы к экономически активному населению по Новгородской области по экспоненциальной модели

Однако данное сокращение в прогнозном периоде будет происходить низкими темпами и по прогнозам к 2020 г. безработица будет близка к естественному уровню (рис. 8). Данная ситуация будет оптимальной для области, при условии регулирования этих процессов.
В табл. 1 представена сравнительная характеристика показателей устойчивости по Новгородской области и Российской Федерации. Показатель по РФ, как говорилось ранее, можно принять за эталон, к которому нужно стремиться.
Таблица 1
Сравнительная характеристика показателей устойчивости по Новгородской области и Российской Федерации (в среднем за 2002–2008 гг.)
Источник: Статистический ежегодник Новгородской области. — Великий Новгород: Новгородстат, 2008, www.gks.ru

Из таблицы видно, что Новгородская область по исследуемым показателям устойчивости и безопасности находится ниже общероссийского уровня. Объем ВРП на душу населения на 62,1 тыс. руб. ниже, чем по России в целом. Показатель доли безработных в общей численности трудоспособного населения по области практически не отличается от показателя по РФ. Однако показатель отношения инвестиций к ВРП превышает на 0,04 п. аналогичный показатель для РФ, однако пока отдача от инвестиций ниже общероссийской.
В заключение следует отметить, что продолжение тенденции показателей Новгородской области прошлых лет на перспективу не позволит достигнуть показателей по РФ. Поэтому Администрации Новгородской области следует предпринимать меры, для перехода на инновационный либо ускоренный путь развития.
Таким образом, неотъемлемой частью стратегии устойчивого развития региона должен стать комплексный прогноз, отражающий основные динамические и структурные характеристики развития региона, что позволит оценить эффективность региональной политики на данном этапе и в динамике, а также оперативно управлять устойчивым развитием субъекта Федерации.


Литература
1. Бокс Дж., Дженкинс Г Анализ временных рядов: Прогноз и управление. — М.: Мир, 1974.
2. Ханк Д.Э., Уичерн Д.У., Райтс А. Дж. Бизнес-прогнозировнаие, 7-е издание.: Пер. с англ. — М.: Изд. дом «Вильямс», 2003.
3. Статистический ежегодник Новгородской области. — Великий Новгород: Новгородстат, 2008.
4. Лексин В.И., Грицюк Т.В., Лексин А.В. Технология и экономико-математический аппарат анализа и оценки безопасности региона. // Региональная экономика: теория и практика. — 2005. — № 2(17). — С.14.
5. Стратегический анализ социально-экономического развития региона: принципы, основные направления, проблемы / Под ред. В.А. Гневко, В.Е. Рохчина. — СПб.: ИРЭ РАН, ИУЭ, 2004.
6. Указ Президента РФ от 1 апреля 1996г. № 440. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию.
7. Лось В.А., Урсул А.Д. Устойчивое развитие: Учебное пособие. — М.: Изд-во «Агар»,2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия