| | Проблемы современной экономики, N 2 (34), 2010 | | ЭКОНОМИКА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА | | Дудник А. В. доцент Курганской государственной сельскохозяйственной академии им. Т.С. Мальцева,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье рассматривается проблема формирования и развития эффективной системы аграрного протекционизма в России, с которой непосредственно связано повышение конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции | Ключевые слова: АПК, конкурентоспособность АПК, протекционизм, доходность производства, продовольственная независимость, расширенное воспроизводство | В настоящее время все больший интерес научного сообщества вызывают вопросы построения и развития эффективной системы аграрного протекционизма в России. Реализация государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг. демонстрирует определенное смещение «центра тяжести» протекционизма в область государственной поддержки, в то время как меры по сдерживанию импортной экспансии на российский агропродовольственный рынок практически не оговариваются. Так, доля российского мяса на рынке должна возрастать, согласно Программе, на 1 процентный пункт в год [1]. Это позволяет заключить, что уменьшение доли импорта в общих ресурсах предусматривается исключительно за счет прироста собственного производства, в то время как дополнительные меры защиты внутреннего рынка не планируются.
Известно, что аграрный протекционизм, в зависимости от характера воздействия на конкурентоспособность участников рынка, может проявляться в форме государственной поддержки либо защиты внутреннего рынка. Мировой опыт показывает, что данные взаимодополняющие формы целесообразно сочетать, чтобы добиться синергетического эффекта, [2,3] чего в настоящее время в России не наблюдается. Напротив, отмечается разнонаправленность действий таких ключевых в деле аграрного протекционизма ведомств, как Министерство сельского хозяйства, Министерство экономического развития и Министерство промышленности и торговли. [4]
Процесс повышения конкурентоспособности национального производства (его даже можно назвать «завышением» конкурентоспособности, поскольку он осуществляется внешними по отношению к субъекту конкуренции средствами) за счет мер аграрного протекционизма происходит двояко. С одной стороны, мерами торговой политики (пошлины, квоты, технические и санитарные барьеры) нейтрализуются конкурентные преимущества импортной продукции, в результате чего уменьшается конкурентоспособность импорта; с другой стороны, меры государственной поддержки в той или иной степени компенсируют высокие издержки национального производства, либо гарантируют сбыт отечественной продукции, что приводит к повышению конкурентоспособности национального АПК (рис. 1). |
| |
|
|