| | Проблемы современной экономики, N 3 (35), 2010 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Трунина В. Ф. доцент кафедры экономики и управления Волгоградского государственного технического университета,
кандидат социологических наук Яровая Н. В. доцент кафедры мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета,
кандидат социологических наук Трунин В. Н. генеральный директор «Волгоградэнерго» (г. Волгоград)
| |
| | В работе используется системный подход к пониманию профессионализма предпринимателей, включающий профессиональные знания, социальную компетентность при принятии решений. Представлен перечень факторов внутреннего и внешнего порядка, мешающих формированию профессионализма у предпринимателей. Рассмотрен комплекс мер со стороны государства по стимулированию развития профессионализма предпринимателей | Ключевые слова: профессионализм, предприниматель, знание, компетентность, государственное регулирование | В последние годы категория «профессионализм» все более актуализируется в социальном знании в силу недостаточности понимания способов ее реализации. Но именно профессионализм служит главным условием эффективности институтов рыночной экономики, гражданского общества. Дефицит профессионализма создает ситуацию, в которой развитие многих демократических и рыночных институтов оказывается невозможным. В российской среде на практическом уровне профессионализм не является нормой и традицией в силу недостаточного внимания государства к данной проблеме, что делает актуальным его изучение в целях стимулирования государством малого предпринимательства.
Неразработанность данной категории на теоретическом и практическом уровне формирует локальные интерпретации, что усиливает проблематику. В современных условиях важно определить структуру, динамику процессов формирования и конструирования профессионализма субъектов малого бизнеса в современном социальном контексте. Необходим пересмотр теоретико-методологических подходов к выявлению проблем формирования профессионализма в целом и профессионализма предпринимателей.
Методология в рамках теории социального действия М. Вебера, теории предпринимательской деятельности Й. Шумпетера, с акцентом на континентальную модель профессионализма, до сих пор служит основой для описания института профессионализма предпринимателей в российских условиях.
Подходы ученых, к пониманию профессиональной компетентности с выделением наиболее приоритетных характеристик, являются разрозненными и им не хватает универсальности в рамках реально действующих зависимостей. Только обобщив различные предложения возможно получить положительный результат. В связи с этим можно выделить два основных подхода к пониманию центральных компонентов профессионализма предпринимателей:
— у Дж. Гэлбрейта профессионализм предпринимателя — знания;
— у Н. Кондратьева профессионализм предпринимателя — адаптация.
Другие авторы профессионализм как форму социального научения вообще считают неактуальной, предполагая, что предприниматель должен обладать даром видения бизнеса (Й. Шумпетер), либо учеными указываются необходимые черты присущие предпринимателям в несистематизированном виде (инициатива, авторитет, дар предвиденья и др.) без указания на социальные корни их формирования (К. Лейт, Л. Феннел, А. Маршалл).
Современное видение бизнеса предполагает необходимость дополнить и модернизировать категорию профессионализма предпринимателей, так как выделенные учеными черты, не отражают причин их возникновения и приоритетности в реальных социальных условиях. Данное дополнение должно быть рассмотрено в рамках системности, учитывая важность сочетания у предпринимателей универсализма в прагматической функции и альтруизма в социальном плане.
Профессиональная компетенция должна быть связана с установлением оптимальных взаимосвязей между организацией и средой1 на уровне знаний в рамках обеспечения гарантий существования и развития. В теории к важнейшим и наиболее распространенным понятиям относятся:
● внепрофессиональные квалификации;
● базовые квалификации (компетентности);
● надпрофессиональные квалификации;
● квалификации будущего;
● квалификации «на пересечении»2.
Из анализа определений этого перечня вытекает сущностная характеристика ключевой квалификаций — необходимость соответствия потребностям практики в рамках необходимых способностей, которые можно рассматривать как надпрофессиональные.
Надпрофессиональные способности, ключевые квалификации, подразделяются на компетентность принятия решений и социальную компетентность, поскольку в связи с описанными выше изменениями среды появляется необходимость использования новых способов принятия решений, а также новых форм взаимодействия в ходе решения проблем. Компетентность принятия решений характеризует способность применения методов принятия решений и разрешения проблем в соответствии с личностными и ситуационными особенностями с целью идентификации и структуризации проблем, выбора подходящих альтернатив их решения.
Под социальной компетентностью понимается способность эффективно участвовать в решении профессиональных и личных проблем и конфликтов, возникающих в структурированных социальных группах, а также способность реализовывать свои цели и планы в условиях социального взаимодействия. Говоря о социальной компетентности, мы говорим о целенаправленной, рациональной форме взаимодействия. Социально компетентное поведение также зависит от ситуации и особенностей личности, оно охватывает когнитивные, эмоциональные и моторные способы поведения и поддается освоению при обучении и практическом применении.
На современном этапе системность должна пониматься как отражение профессиональной и надпрофессиональной компетентности. Данные составные элементы представляют интеграцию взаимозависимых профессиональных знаний, социальной компетентности и компетентности принятия решений, где профессиональные знания дают доступ к определенной социальной среде и информационную базу для принятия решений, а социальная компетентность способствует пониманию проблем, потребностей, основных направлений изменений социальной среды для принятия адекватных ситуации решении,
Профессиональные знания должны обеспечить:
— понимание стратегии предприятия;
— умение отдавать распоряжения и контролировать работу других;
— владение тактикой власти;
— знания в области корпоративной культуры, профессионализм в конкретных областях деятельности, взаимодействие с международными партнерами;
— инструментальную рациональность.
Социальная компетентность предполагает:
— искусство взаимодействия и общения;
— умение слушать и понимать других;
— навыки кооперации и сотрудничества;
— умение справляться со стрессом;
— творчество и новаторство;
— высокие этические стандарты;
— адаптивность;
— умение видеть потребности социума и реагировать на них;
— нравственные качества.
Компетентность принятия решений включает:
— способность действовать в условиях неопределенности;
— аналитические способности;
— гибкость.
Обобщенно систему профессионализма предпринимателя можно показать в виде схемы на рис 1. | | | Рис.1. Составляющие профессионализма предпринимателя | Мешать формированию профессиональной компетентности на современном этапе может ряд внешних и внутренних факторов.
Внешние:
— несовершенство правовой базы в области бизнеса и системы налогообложения;
— чрезмерное государственное вмешательство;
— теневизация малого бизнеса;
— отсутствие обоснованной системы государственной политики в отношении малого предпринимательства.
Внутренние:
— внутриорганизационные проблемы;
— финансовая и маркетинговая безграмотность;
— социальная безответственность.
В итоге данные факторы ведут к игнорированию знаний, умений выстраивать и поддерживать социальные сети на доверительной основе при учете важности творческого конструктивного подхода.
Кроме этого, в социуме присутствует нечеткое восприятие профессионализма на ментальном уровне, усугубляя проблематику. В рамках исследования «Проблемы современного регионального предпринимательства», проведенного в 2009 г., было выявлено, что улучшение репутации значимо для 62% респондентов. Однако на важность честности указывает только 9%, наличие экономического образования считает необходимым 6%, дальновидность важна для 20%, опыт работы значим для успешности — 90%, склонность к риску — 8%.
Часто, отмечая важность качества принимаемых решений, региональные предприниматели игнорируют наличие определенного комплекса знаний и социальной компетентности. Все это требует внимания государства, систематизации государственной политики в области содействия развитию профессионализации в сфере малого бизнеса, что можно представить обобщенно в табл. 1.
Комплекс мер по реализации элементов государственного регулирования профессионализма субъектов малого бизнеса в России можно представить в виде табл 2. | | Таблица 1
Система государственной политики содействия малому бизнесу | | | Таблица 2
Комплекс мер по реализации элементов государственного регулирования профессионализма субъектов малого бизнеса в России | | Грамотно построенная система государственной политики содействия малому бизнесу позволит разрешить наиболее значимые проблемы в этой области на современном этапе развития экономики. Для возникновения данной системности не появились необходимые предпосылки и потенциал развития профессионализма российских предпринимателей остается на низком уровне. |
| |
|
|