Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Гришанов Д. Г.
доцент кафедры математических методов в экономике Самарского государственного аэрокосмического университета,
кандидат экономических наук

Кирилина С. А.
начальник финансового управления ФГУП ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс» (г. Самара),
докторант Самарского государственного аэрокосмического университета,
кандидат экономических наук

Щелоков Д. А.
ассистент кафедры экономики Самарского государственного аэрокосмического университета,
кандидат экономических наук


Экономико-математическое моделирование выбора конкурентных стратегий на рынке ракетно-космической техники
В статье исследуются возможности формирования оптимальных конкурентных стратегий производителей на рынке ракетно-космической техники. Использование средств математического моделирования применительно к анализу рынка дуопольной конкуренции позволило выявить условия, при которых достижение максимизации прибыли согласуется с ситуацией конкурентного равновесия, исключающего деградацию данного рынка
Ключевые слова: ценовая конкуренция, дуополия, математическая модель, задача принятия решений

Отличительной чертой дуопольной конкуренции, как наиболее характерной модели рынка ракетно-космической техники, является предельно широкий диапазон равновесных цен – от монопольной до классически конкурентной. Данное обстоятельство в сочетании с весьма ограниченным числом продавцов и их взаимных реакций открывает широкие возможности использования экономико-математических методов выбора оптимальных конкурентных стратегий.
Общую постановку задачи дуополии с выбором цены можно сформулировать следующим образом. На рынке ракетно-космической техники участвуют два выпускающих неоднородных изделия предприятия, которым известны функции спроса y1(Ц) и y2(Ц) на выпускаемое каждым предприятием изделие. Через равные промежутки бюджетного периода предприятия планируют изменение цен Ц1 и Ц2 продаж своего изделия, полностью реализуемого на рынке ракетно-космической техники. Прибыль каждого предприятия есть произведение цены на объем продаж (выпуска) минус затраты
– норма затрат времени трудовых ресурсов s-го вида на одно изделие; Цl, Цk, Цs – цена единицы используемых ресурсов соответственно; yi – количество изделий выпускаемых i-м предприятием; Al, Bk, Ds – количество изделий, которые можно выпустить из имеющихся материалов i-го вида, фонда времени k-го вида оборудования и рабочих s-й профессии соответственно; Cn - нижние границы количества изделий, соответствующие точкам безубыточности; Цi – цена изделия; Зпос – накладные расходы.
Производственные возможности (мощности) предприятий ограничены, и представлены неравенствами модели (1). Естест­венными ограничениями являются требования неотрицательности объемов выпуска , а также цен .
Допущение упрощающего условия независимой максимизации прибыли каждого предприятия обеспечивает возможность поиска оптимальных значений цен и .
В модели неоднотипной ценовой дуополии управляемыми параметрами являются цены продаж каждой фирмы, выбираемые менеджерами на основе тех или иных стратегий.
Каждая фирма, управляя ценой на выпускаемое изделие, стремится максимизировать свою прибыль, исходя из необходимых условий существования максимума:
Каждое из уравнений (3) удовлетворяет наложенным требованиям на функцию спроса:
Из полученных неравенств (21) и (22) следует, что если , то это, с практической точки зрения, является естественным и всегда выполняется. Выполнение неравенства (21) относительно емкости рынка ракетно-космической техники позволяет обеспечить рентабельность выпуска изделия для каждого предприятия. При невыполнении неравенства предприятия могут оказаться в различных ситуациях. Так если:
Из взаимосвязанной системы неравенств (45) определяются начальные и предельные затраты, обеспечивающие существования решения системы (43).
При выполнении этих неравенств рынок сбыта не становится монопольным и единственным положением в точке равновесия, координаты которой удовлетворяют приведенной системе линейных уравнений (44). При этом равновесие динамически устойчиво в том смысле, что из любого начального состояния рынок с течением времени переходит в равновесное состояние. Иными словами, если выполняется (45) то, несмотря на существование конкурентных отношений, обеспечиваются условия, необходимые для нормального функционирования обоих участников на рынке ракетно-космической техники.
Снижение уровня надежности одного из изделий приведет к выполнению требований взаимосвязанных неравенств (45). Это означает, что выпуск этого изделия, как не конкурентоспособного, предприятием прекращается и в этой связи встает задача или его модернизации, или разработки и выпуска нового изделия. Из сказанного следует, что конкуренция на рынке ракетно-космической техники между предприятиями по их изготовлению, является положительным фактором, поскольку стимулирует развитие ракетно-комической техники.
При определенных равновесных значениях уровня надежности изделий легко определить равновесные значения цен, объемов выпуска каждого изделия и равновесную величину прибыли, получаемую каждым предприятием.
В работе предложена статическая модель конкурентного взаимодействия на рынке сбыта изделий ракетно-космической техники с учетом их надежности. Рынок сбыта рассматривается как система, состоящая из предприятий, экономические интересы которых, количественно определяемые величиной прибыли, связаны между собой.
С практической точки зрения рыночная ситуация является предпочтительной, поскольку препятствует монополизации экономики и приводит в конечном итоге к разнообразию ракетно-космических услуг. Под устойчивостью рынка сбыта изделий ракетно-космической техники понимается его способность функционировать без вытеснения слабых конкурентов более сильными, что формально выражается в существовании решения системы статических уравнений в точке равновесия с уровнем надежности каждого из изделий, удовлетворяющих системе взаимосвязанных неравенств (45), при реализации которых каждое предприятие обеспечивает получение максимальной величины прибыли.
Определены условия, при выполнении которых рынок функционирует устойчиво и обеспечивает исключение конкурентного вытеснения одного субъекта рынка сбыта изделий ракетно-космической техники другим, а при несоблюдении условий рынок или монополизируется, или постепенно распадается.

Статья в pdf-формате.


Литература
1. Внутрифирменные механизмы бюджетного управления крупным промышленным комплексом по производству ресурсоемких изделий / Д.Г. Гришанов, Г.М. Гришанов, С.А. Кирилина, Д.А. Щелоков – Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2009. – 180 с.
2. Модели формирования механизмов стимулирования и бюджетирования деятельно-сти предприятия / В.В. Альтергот, Д.Г. Белова, Д.Г. Гришанов, Д.А. Щелоков – Самара: Изд-во СамНЦ РАН, 2009. – 146 с.
3. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика, 2-е изд. — М.: Гном-Пресс, 1998.
4. Фатхутдинов Р.А. Менеджмент конкурентоспособности товара. — М.: ЗАО «Бизнес-школа “Интел-Синтез”», 1995.
5. Портер М. Международная конкуренция: Пер с англ. / Под ред. и с предисл. В.Д. Щетинина. — М.: Международные отношения, 1993.
6. Шумпетер Й. Теория экономического развития. — М.: Прогресс, 1982.
7. Чемберлен Э. Теория монополистической конкуренции. — М.: Экономика, 1996.
8. Blaine J. Effect of Price on Subjective Product Evaluations in Perceived Quality, MA: Lexington Books, 1985.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия