Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Толстолесова Л. А.
докторант кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Финансово-инвестиционные ресурсы развития территорий сырьевой специализации
В статье рассмотрены проблемы формирования многоканальной системы финансово-инвестиционных ресурсов, необходимых для обеспечения устойчивого развития и активизации инвестиционной деятельности в регионах сырьевой специализации. Представлена классификация сырьевых территорий и определено ее влияние на механизм привлечения финансовых ресурсов и направления инвестиционной деятельности
Ключевые слова: инвестиционные ресурсы, сырьевые территории, классификация сырьевых регионов, устойчивое развитие

Характерной особенностью России является наличие территорий, богатых минерально-сырьевыми ресурсами, которые создают фундамент для развития экономики государства, формирования его финансовой базы и экспортного потенциала, а также проведения активной инвестиционной политики. Для регионов обладание существенными запасами минерально-сырьевых ресурсов определяет на долгие годы их специализацию и характер развития. Но, несмотря на важную роль минерально-сырьевых ресурсов в развитии экономики, до сих пор нет четкого определения понятия «сырьевой регион, сырьевая территория».
Исследование существующих подходов к понятию «сырьевой регион» показало, что единой, общепринятой трактовки до сих пор не выработано, а приводимые многими авторами определения не раскрывают в полной мере его сущность и содержание. В основном сущность таких регионов рассматривают с точки зрения географического районирования, а в качестве определяющего фактора приняты особенности территориальной дифференциации природных ресурсов. Подобные взгляды отражены в трудах российских ученых-экономистов [6, с.45; 2, с.16; 1, с.79], которые были обусловлены сложившимися в российской экономике особенностями разработки крупных месторождений природных ресурсов. В плановой системе ведения хозяйства и распределения всех видов ресурсов разнообразие терминов, используемых применительно к территориальному уровню общественного воспроизводства, не имело принципиального значения, поскольку развитие любой территории определялось отраслевыми управленческими решениями. Наиболее ярко это проявлялось на новых территориях освоения природных ресурсов, когда вслед за развитием производственного комплекса начинала формироваться инженерная и социально-бытовая инфраструктура. Предприятия, разрабатывающие месторождения ресурсов не только сооружали, но впоследствии и осуществляли финансирование многих инфраструктурных объектов. Отраслевые министерства и ведомства выделяли ресурсы, распределяя их по своему усмотрению между производственной и социальной сферой, закрепив за региональными органами управления пассивную роль.
В рыночной экономике ситуация изменилась, поскольку территориальные единицы сами стали объектом активного управления, а управленческие решения принимаются на всех уровнях власти. Эти изменения повлияли и на понимание сырьевого региона, сырьевой территории. Ученые-экономисты, отмечая специфику России, указывают на наличие регионов, богатых природными ресурсами как федеральной, так и мировой значимости (сырьевых регионов, природно-ресурсных районов, ресурсных регионов), определяя их как стратегические регионы [4, с.15; 3, с.18]. Более логичной и обоснованной представляется точка зрения В.П. Орлова, который считает, что регионы, «в которых более 50% отгруженной продукции представлено полезными ископаемыми являются горнопромышленными и по структуре экономики могут быть отнесены к сырьевым» [5, с.2]. На наш взгляд, под сырьевой территорией (регионом), целесообразно понимать субъект Федерации (его часть или несколько субъектов), у которых в структуре промышленного производства в силу географического положения и наличия значительного природно-ресурсного потенциала, специализация на продукции минерально-сырьевого комплекса составляет 50% и более.
Рыночные преобразования экономики привели к тому, что различия в развитии регионов по структурным и другим критериям, характеризующим социально-экономическое положение и финансово-инвестиционный потенциал, резко возросли. Особенно заметно это отразилось на положении регионов, осуществляющих разработку природных ресурсов. Несмотря на более эффективное, чем в целом по России, функционирование экономики сырьевых регионов, их финансовое положение более сложное, а уровень жизни населения ниже, что в значительной степени уменьшает возможности для их устойчивого развития и снижает конкурентоспособность производимой продукции. Следует учесть, что большая часть минерально-сырьевых ресурсов расположена в регионах с неблагоприятными природно-климатическими условиями или с относительно слабым уровнем экономического развития, что вызывает необходимость перемещения больших объемов природных ресурсов из районов добычи в районы их потребления или переработки, и ставит развитие перерабатывающих регионов в зависимость от сырьевого фактора. Кроме того, регионы, осуществляющие разработку природных ресурсов, значительно различаются по объему финансово-инвестиционных ресурсов и финансово-инвестиционным возможностям социально-экономического развития. Следовательно, для этих регионов возникает необходимость целенаправленного перераспределения финансово-инвестиционных ресурсов с тем, чтобы осуществить регулирование экономики в целом и ее отдельных составляющих, а также воздействовать на изменение структуры сложившегося монопроизводственного комплекса, развивая многопрофильное хозяйство. Для этого мы предлагаем, как представлено в табл. 1, провести классификацию сырьевых регионов по определенным критериям, выявить особенности их функционирования, а затем уже разрабатывать стратегию их дальнейшего развития и финансового обеспечения.
Таблица 1
Классификация регионов РФ, располагающих минерально-сырьевыми ресурсами
Приведенная выше классификация регионов РФ, ориентированных на добычу полезных ископаемых позволяет сформулировать следующие основные выводы.
1. Основная группа регионов, осуществляющих добычу минерально-сырьевых ресурсов, полностью или частично расположена в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах, т.е. на территориях с суровыми природно-климатическими условиями и слабо развитой инфраструктурой. Это экстремальные регионы страны, богатые полезными ископаемыми, для развития территорий и обеспечения жизнедеятельности населения которых требуется государственная поддержка и проведение активной инвестиционной политики, что в свою очередь способствует росту затрат на добычу минерально-сырьевых ресурсов, формирование и финансирование необходимой инфраструктуры. Вследствие этого государство должно выступить инициатором инвестиционных процессов, гарантом осуществляемой инвестиционной деятельности, организатором привлечения инвестиционных ресурсов.
2. По объему природно-ресурсного потенциала, т.е. богатой и качественной минерально-сырьевой базы, используемой в процессе производства, среди всех регионов выделяются: ХМАО, ЯНАО, НАО, Томская, Кемеровская, Сахалинская, Самарская области, Красноярский край, Республика Татарстан. В отношении таких ресурсообеспеченных территорий следует помнить, что освоение минерально-сырьевой базы должно рассматриваться как часть комплексной многоотраслевой системы развития регионов, которая успешно функционирует и развивается лишь в сочетании с другими отраслями региональной экономики. При этом, несмотря на активную политику государства в области предоставления бизнесу права на пользование природными ресурсами, процесс саморазвития даже наиболее привлекательных сырьевых отраслей идет слабо и с низкой эффективностью для регионов, в которых осуществляется добыча. Целесообразно разрабатывать целевые программы и заранее планировать финансовые ресурсы для таких регионов с учетом истощения природных ресурсов и их функционирования в период завершения добычи.
3. Исходя из характера запасов полезных ископаемых, выделяются территории, располагающие крупными запасами углеводородного сырья — это ХМАО (нефть), ЯНАО (газ), Кемеровская область (уголь). Угленосные и нефтегазоносные бассейны распространены на значительных площадях, сопоставимых или превышающих территории отдельных субъектов РФ. Такое локализованное расположение углеводородов создает определенное преимущество их разработки несколькими компаниями, поскольку сокращаются совокупные затраты на инфраструктурное обустройство территории. Вместе с тем определенная часть углеводородных ресурсов находится в шельфовой зоне и потому кроме производственных и экономических трудностей организации добычи, связанных с суровыми природно-климатическими условиями, существуют технические и технологические проблемы. Месторождения даже уникальных по запасам твердых полезных ископаемых занимают небольшие по площади локальные участки недр, хотя пространственно они более разобщены и расположены в различных субъектах РФ. Минерально-сырьевую базу на региональном уровне необходимо развивать за счет разведки и промышленного освоения небольших месторождений полезных ископаемых, прежде всего, в удаленных районах России. С этой целью следует увеличить объемы финансирования геологоразведочных и поисковых работ на этих территориях за счет средств федерального бюджета и целевых программ, особенно это касается месторождений твердых полезных ископаемых. Несмотря на то, что разработка таких месторождений требует в каждом отдельном случае формирования комплекса необходимой производственной, транспортной, социально-бытовой инфраструктуры, во многих субъектах РФ они оказывают решающее влияние на развитие региональной экономики, обеспечивая устойчивое развитие соответствующей территории, формируя доходы бюджета и обеспечивая занятость.
4. Из целого ряда регионов, осуществляющих добычу тех или иных полезных ископаемых, особенно выделяются субъекты РФ, которые осуществляют добычу топливно-энергетических ресурсов. Эти виды ресурсов на протяжении уже не одного десятка лет востребованы в первую очередь на мировом рынке, а потому соответствующие сырьевые предприятия имеют хорошие производственные перспективы. В то же время большинство предприятий, осуществляющих разработку других видов ресурсов, менее востребованных мировой экономикой, стали хронически убыточными. Это приводит к закрытию не только отдельных предприятий, но и целых территориальных минерально-сырьевых комплексов, что не только обостряет социальные проблемы, но и требует дополнительных финансовых ресурсов для их урегулирования.
5. Исходя из значимости сырьевых ресурсов, разрабатываемых в регионе, на первом месте стоят субъекты РФ, разработка ресурсов в которых имеет международное и общероссийское значение. Они представляют собой «сырьевые зоны» мирового хозяйства, достаточно конкурентоспособные, которые привлекают проектные мощности, свободные капиталы, квалифицированную и мобильную рабочую силу. Здесь разрабатываются природные ресурсы, востребованные современной промышленностью, что подталкивает государство и регионы постоянно увеличивать объемы поставок сырья за рубеж. Одновременно с этим наблюдается противоположная тенденция, когда в добывающих регионах, разрабатывающих малые и средние месторождения местного значения, из-за нехватки средств, опережающего роста цен на оборудование и материалы, снижения государственной помощи многие предприятия находятся на грани банкротства, закрываются. Сегодня инвесторы основное внимание уделяют развитию крупных месторождений, которые приносят максимально возможный коммерческий эффект. Добывающим компаниям выгоднее разрабатывать не мелкие объекты, по которым высок риск получить отрицательный результат, а более крупные месторождения, многие из которых были открыты и введены в эксплуатацию еще в советский период. Следовательно, встает вопрос о мерах поддержки и стимулирования создания и деятельности малых и средних компаний по разработке низкорентабельных месторождений, особенно на стадии истощения ресурсов.
6. Регионами, где отрасли сырьевой специализации составляют основную долю в формировании валовой добавленной стоимости (50% и более), являются узкоспециализированные моноотраслевые территории — НАО, ХМАО, ЯНАО, Сахалинская область. Структура экономики в этих регионах ориентирована, прежде всего, на развитие добывающей промышленности и инфраструктуры, содействующей ее развитию. При этом системообразующим выступает нефтегазовый сектор, а остальные ресурсные отрасли лишь дополняют его, формируя, таким образом, точки экономического роста регионального, межрегионального или федерального значения. Другие отрасли промышленности в этих субъектах либо совсем не развиты, либо развиты слабо. Регионы сырьевой специализации, использующие ресурсный потенциал своих территорий, фактически обособились от отраслей, ориентированных на внутренний рынок, начав создавать свою инфраструктуру (производственную, финансово-банковскую, социальную). Отказ от сырьевой направленности может создать условия для развития обрабатывающих отраслей, наукоемких технологий. Обеспечить реструктуризацию экономики только за счет собственных источников невозможно, поэтому необходима комплексная система привлечения финансово-инвестиционных ресурсов для этих целей, где государство должно выступить главным организатором и гарантом.
7. С точки зрения экспортной ориентации среди прочих регионов выделяются основные нефтегазодобывающие регионы, а также Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область (без округов), выполняющие функции посредников в транспортировке сырья, его продаже за рубеж и формировании основных финансовых потоков. В тоже время развитие и финансовая устойчивость экспортноориентированных ресурсных регионов напрямую зависит от мировых цен на энергоносители. Негативным моментом является то, что вывозится огромное количество стратегического сырья, запасы которого не могут быть восполнены или с трудом восполнены, тем самым подрываются основы национальной безопасности. При этом Россия сама стала импортером многих видов минерального сырья, добыча которых оказалась экономически нерентабельной в условиях складывающегося в стране рынка. Кроме того, минерально-сырьевая специализация экспорта негативно влияет на экономику, деформируя ее отраслевую структуру и все более приближая ее к модели экспортно-сырьевого типа, что не способствует наращиванию потенциала для устойчивого развития. Следствием является зависимость экономики от экспорта в основном топливно-сырьевой продукции и от импорта большого количества важных товаров (продовольствие, медикаменты, импортные компоненты для отечественного производства и др.). Все это способствует существенному ухудшению финансового состояния большинства предприятий перерабатывающей промышленности, а в результате ведет к снижению финансовой устойчивости бюджетной системы региона, необоснованному перераспределению финансовых потоков и росту финансовой помощи из центра.
8. Исходя из темпов экономического развития, несмотря на проблемы, сырьевые регионы значительно — в 1,5–2 раза опережают среднероссийский уровень. Существенные различия в уровне экономического развития регионов связаны, главным образом, с недостаточной изученностью, неравномерностью размещения и степенью вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов. Активно развивающиеся зоны выглядят достаточно благополучно, являются финансово-устойчивыми, имеют относительно высокие показатели жизненного уровня, бюджетной обеспеченности, занятости населения. В то же время некоторые регионы, обладая уникальной сырьевой базой, остаются устойчиво депрессивными в силу того, что значительная часть ресурсного потенциала не используется или используется неэффективно. На федеральном уровне необходима разработка целевых инвестиционных программ по развитию депрессивных регионов, созданию условий для развития малого и среднего бизнеса, формированию современной инфраструктуры. Кроме того, возможна реализация крупных межрегиональных программ и проектов, где свое место займут и депрессивные территории, получая определенный доход.
9. В зависимости от этапа освоения ресурсной территории, наиболее высокого уровня развития достигли новые (пионерные) районы и районы, которые осуществляют активную эксплуатацию природно-ресурсного капитала. Регионы же, в которых минерально-сырьевая база исчерпана, или значительно истощена, сталкиваются с целым рядом проблем устойчивого развития. В этой связи, для территорий, осуществляющих разработку природных ресурсов, еще на стадии растущей или стабильной их добычи возникает необходимость формирования долгосрочной комплексной стратегии развития, направленной на обеспечение жизнедеятельности и устойчивости региона в период после исчерпания ресурсов и привлечения для этого необходимых ресурсов.
10. По критерию диверсифицированности экономики именно опорные сырьевые территории, промышленные лидеры являются моноспециализированными, моноотраслевыми, со слабой диверсификацией экономики, что создает серьезные социально-экономические и экологические риски. Ограниченность невосполнимых запасов минерально-сырьевых ресурсов неизбежно сокращает период устойчивого и стабильного экономического развития регионов, ориентированных преимущественно на сырьевую специализацию производства. В стадии нарастающего падения, а затем и завершения разработки месторождений возникает объективная необходимость диверсификации хозяйственной деятельности и отраслевой структуры региональной экономики. В условиях плановой экономики эта задача решалась централизовано с помощью создания новых производств взамен выбывающих. В современных условиях, еще на стадии стабильной работы добывающих предприятий целесообразно разрабатывать соответствующие механизмы и формировать ресурсы для поэтапной диверсификации производства в период исчерпания ресурсных возможностей месторождений. Важно обеспечить стратегическое равновесие между структурой производства, его масштабами в регионе и экологической безопасностью.
Одним из условий решения указанных проблем является обеспечение устойчивого развития сырьевых территорий на основе политики структурных и институциональных преобразований, которая должна формироваться с учетом всех финансовых потоков, образующих финансовый и инвестиционный потенциал и целесообразности осуществляемых расходов. Это обусловлено тем, что в основе осуществления любого инвестиционного проекта или программы лежит процесс образования инвестиционных ресурсов, главным образом из финансовых источников, посредством аккумуляции временно-свободных фондов денежных средств и последующей их трансформации в инвестиционные ресурсы, т.е. их воспроизводства. Кроме того, важно определить взаимосвязь между уровнем экономического развития соответствующего региона, основанным на инвестиционной активности и инновационных технологиях и финансовой базой этого развития, поскольку такое развитие непосредственно взаимосвязано с воспроизводством финансовых ресурсов. Воспроизводство финансовых, кредитных и инвестиционных ресурсов представляет собой обособленную сферу отношений, обеспечивающую аккумулирование временно свободных денежных ресурсов и их последующее перераспределение на инвестиционные цели, которая включает в себя: наличие временно свободных денежных средств у субъектов хозяйствования; потребность в инвестировании этих средств в развитие экономики, социальной сферы, реализацию инфраструктурных проектов; развитость системы финансово-кредитных и инвестиционных учреждений, осуществляющих аккумулирование и размещение привлеченных денежных средств. Вместе с тем проведенное исследование показывает, что инвестиционные возможности даже финансово благополучных сырьевых регионов (ХМАО, ЯНАО, НАО и др.) весьма ограничены. По сути, воспроизводство региональных финансовых, кредитных и инвестиционных ресурсов замыкается в рамках отдельного региона. Для формирования инвестиционных программ диверсификации экономики, определения форм и методов регулирования и поддержки регионов, осуществляющих разработку минерально-сырьевых ресурсов, а также объема необходимой помощи и ее направлений, следует провести оценку финансово-инвестиционного потенциала соответствующих регионов, их готовности к приему инвестиций, достаточности инфраструктуры для инвестиционной и деловой активности. При выработке наиболее эффективной инвестиционной политики необходимо учесть существующие зависимости между объектами инвестирования, источниками и методами инвестирования, методами привлечения инвестиций. Потенциальный инвестор обращает внимание не только на сами эти характеристики, но и способы использования имеющихся в регионе ресурсов.
Традиционно источниками формирования этих ресурсов выступают средства региональных субъектов хозяйствования различных форм собственности, в том числе иностранных, средства федерального и региональных бюджетов, ресурсы финансово-кредитных организаций, свободные средства и сбережения населения. В условиях рыночных отношений структура источников финансирования инвестиций в регионах, осуществляющих разработку природных ресурсов, претерпела существенные изменения: резко сократилось финансирование инвестиционной деятельности за счет средств федерального бюджета; осуществляется избирательное финансирование конкретных объектов на конкурсной основе; в сферу инвестиционной деятельности начинают вовлекаться финансовые ресурсы самих регионов и средства частного капитала. К примеру, бюджетные ассигнования вытесняются средствами акционерных и частных предприятий — недропользователей, иностранных фирм, которые осуществляют инвестирование в наиболее рентабельные проекты по реконструкции и техническому перевооружению действующих производств, направленных на увеличение объемов добычи извлекаемого сырья. За счет средств федерального бюджета финансируются в основном проекты, направленные на решение задач, связанных с использованием современных технологий, а также экологических и социальных проблем. В результате основными стратегическими инвесторами по-прежнему остаются крупные добывающие предприятия (нефтяные, газовые, угольные) и региональные бюджеты. Ресурсы других инвесторов, хотя и значительные, но разрозненные, и потому не оказывают серьезного влияния на региональный инвестиционный рынок и повышение инвестиционной активности. Вследствие этого инвестиционные возможности территорий с точки зрения самостоятельного решения экономических и социальных проблем структурного характера не только не выросли, а напротив, даже уменьшились. Главной проблемой практически для всех регионов в ходе реализации структурно-инвестиционной политики становится поиск источников финансирования и методов их мобилизации.
Таким образом, решение обозначенных выше проблем требует разработки соответствующего финансово-инвестиционного механизма, способного обеспечить устойчивое и сбалансированное развитие регионов сырьевой специализации на основе многопрофильной экономики. На наш взгляд, финансово-инвестиционный механизм развития региона представляет собой совокупность методов, способов и форм организации экономических отношений по поводу мобилизации временно свободных денежных средств с последующей их трансформацией в капитал во всех его формах, и вложением на определенный срок на безвозмездной или возмездной основе в объекты инвестиционной деятельности с целью получения прибыли или достижения иного положительного эффекта. [7, c.204] Данный механизм должен обеспечивать устойчивое развитие и экономический рост сырьевой территории на основе расширенного воспроизводства финансово-инвестиционных ресурсов, необходимых для диверсификации отраслевой структуры экономики, повышения инвестиционной привлекательности и активности. Это означает создание комплексной многоканальной системы финансирования структурно-инвестиционной политики сырьевых территорий. Финансовые и инвестиционные ресурсы, мобилизованные, как из внутренних, так и из внешних источников должны использоваться преимущественно для реализации тех инвестиционных проектов и развития тех производств, в которых данная территория заинтересована, и реализация которых обеспечивают максимальный социо-эколого-экономический эффект. Действие финансово-инвестиционного механизма должно быть направлено, прежде всего, на выявление дополнительных резервов и источников развития. Для этих целей могут быть использованы и такие источники финансовых ресурсов, как: доходы, полученные от продажи земельных участков, непригодных для сельскохозяйственного использования; доходы от продажи акций предприятий, находящихся в собственности государства; доходы от продажи непрофильных активов предприятий; средства, поступающие по программам финансирования регионов от международных финансовых институтов; доходы, полученные от расширения сферы услуг на основе слабо используемых объектов региональной собственности; созданные фонды денежных средств будущих поколений (траст-фонды) за счет отчислений недропользователей; инвестиционные возможности страховщиков; проектное финансирование, синдицированное кредитование и т.д. Выбор конкретных инструментов реализации предлагаемого механизма развития должен быть обусловлен целями и задачами программы социально-экономического развития региона. Использование кроме традиционных также и новых инструментов позволит реализовать основную цель разработки финансово-инвестиционного механизма и обеспечить стабильное, устойчивое экономическое развитие территории и после прекращения разработки полезных ископаемых, повысить ее инвестиционную привлекательность и активность. Осуществляя целенаправленное воздействие на поведение субъектов регионального воспроизводства, но, не вмешиваясь в их текущую деятельность, можно влиять на социально-экономическую ситуацию, исходя из принятой стратегии развития того или иного ресурсного региона.


Литература
1. Введение в экономическую и социальную географию: Учеб. пособие / М.М. Голубчик, Э.Л. Файбусович, Н.Н. Логинова, В.П. Ковшов; Науч. ред. Ю.Д. Дмитревский. — Саранск: Изд-во Мордов. Ун-та, 1993. — 224 с.
2. Дмитревский Ю.Д. Природно-ресурсный потенциал и природно-ресурсное районирование // Географические исследования регионального природно-ресурсного потенциала. — Саранск, 1991. — С.13–20.
3. Котилко В., Антонов А. Лесная стратегия и антикризисное управление регионами // ДЕРЕВО.RU. — 2009. — №1. — С.16–18.
4. Логинов В.Г. Концептуальные основы освоения природно-ресурсных районов Севера и оценки их социально-экономического потенциала: автореферат дис....д.э.н.: 08.00.05 / Ин-т экономики УрО РАН: Екатеринбург, 2009. — 39 с.
5. Орлов В.П. Минерально-сырьевой комплекс в долгосрочной стратегии развития экономики России // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. — 2007. — №2. — С.2–3.
6. Рунова Т.Г. Опыт природно-ресурсного районирования СССР // Изв. АН СССР Сер. Геогр. — 1973. — №2. — С.45–54.
7. Толстолесова Л.А. Финансово-инвестиционный механизм территориального развития: Матер. III Междунар. науч.-практ. конф «Финансовые инструменты регулирования экономики региона». Т.2. — Махачкала, 2007. — 278 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия