Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ПРОБЛЕМЫ МАРКЕТИНГА. ЛОГИСТИКА
Ефремов А. А.
докторант кафедры коммерции и логистики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Применение концепции управления цепями поставок в лизинговых операциях
Представлена концепция управления цепями поставок в операциях лизинга. Раскрыт потоковый характер лизинга, обусловленный содержанием сделки и участием многих хозяйствующих субъектов. Рассмотрена целесообразность постановки и решения задачи координации с применением логистического инструментария
Ключевые слова: лизинговый процесс, управление цепями поставок

Каждая лизинговая операция представляет собой «...ограниченное во времени целенаправленное действие с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией» [1, с. 17]. Характерными признаками любого управляемого процесса являются:
— направленность на достижение конечных целей, определенных результатов;
— разделение процесса на отдельные этапы и координированное выполнение многочисленных взаимосвязанных работ с детализацией по видам деятельности, ответственности, объемам и ресурсам;
— выполнение этапов и отдельных работ в соответствии с логикой процесса и требованиями к качеству результата [2, с. 34–36].
Систематизация управляемых процессов дает основание утверждать, что их успешная реализация обеспечивается адекватным управлением. Оно предполагает формирование пространственно-временной структуры процесса и определение:
— состава участников процесса;
— информационных, управляющих, технологических и иных связей между участниками;
-множества допустимых действий участников, отражающих институциональные, технологические и иные ограничения их индивидуальной и совместной деятельности;
— целевых функций участников, характеризующих их предпочтения и интересы и зависящих от действий всех участников процесса;
— порядка функционирования — последовательности получения информации и выбора действий участниками процесса, направленных на достижение поставленных целей;
— регламентов взаимодействия с внешней средой процесса;
— средств регулирование хода этапов и отдельных работ (оперативное управление, внесение корректив и т.п.) [4, с. 12–13].
Лизинговый процесс — от концептуальной идеи до практической реализации проекта, эксплуатации оборудования и окончания сделки — можно представить состоящим из трех основных этапов (подпроцессов): подготовительного (I), организационного (II) и эксплуатационного (III), каждый из которых подразделяется на отдельные элементы и конкретные виды работ [3, с. 23–24]. Характеристики этапов и документальное сопровождение процедур приведены в таблице и на рис. 1.
Таблица
Этапы лизингового процесса
Рис. 1. Структурная схема лизингового процесса
На рис. 1. подпроцессы лизингового процесса и отдельные процедуры имеют следующие цифровые обозначения:
1 — поступление заявки от лизингополучателя;
2 — подготовка заключения о платежеспособности лизингополучателя и целесообразности проведения лизинговой операции;
3 — направление поставщику заказ-наряда;
4 — получение банковского кредита для проведения лизинговой операции;
5 и 5а — заключение договора купли-продажи предмета лизинга и его приемка по качеству и комплектности;
6 — заключение лизингового соглашения;
7 — подписание акта приема-передачи и запуск объекта в эксплуатацию;
8 — заключение договора о техническом обслуживании предаваемого в лизинг имущества;
9 — заключение договора о страховании объекта лизинга;
10 — выплата лизинговых платежей;
11 — решение об объекте лизинга (возврат или приобретение);
12 — возврат кредита и выплата процентов.
Разделение целостного лизингового процесса на отдельные подпроцессы и, как следствие, декомпозиция задачи управления, вызывает проблему координации. Она состоит в создании механизма, обеспечивающего согласованность работы автономно функционирующих подсистем, и в разработке процедур принятия управленческих решений на отдельных этапах, обеспечивающих оптимальное развитие процесса в целом. Если все действия, связанные с реализацией лизинговой операции, рассматривать как звенья единого процесса и управлять ими с этой позиции, то возможно достичь существенного снижения издержек и увеличения результативности. Действенным средством решения задачи управления целостным лизинговым процессом является применение логистического инструментария. Именно логистика дает основные направления планирования и влияет на формирование схем, создавая единый план движения товаров, информации, денежных средств.
Ключевой идеей современного этапа развития логистики становится стратегия формирования цепей поставок ресурсов и оптимальное управление такими цепями, которые интегрируют взаимодействующих субъектов хозяйствования. Эта стратегия получила название «управление цепями поставок» (Supply Chain Management — SCM). Понятие цепи поставок традиционно связывают с именем Дж. Форрестера [7]. Также принято считать, что термин «управление цепями поставок» был использован консалтинговой компанией «Артур Андерсен» (США) в начале 1980-х гг. [8], и под ним понимался метод снижения запасов товарно-материальных ценностей в связях «поставщик — потребитель». Потребность в небольших материальных запасах на двух и более взаимодействующих предприятиях послужила началом разработки новых методов и моделей управления запасами, которые теперь относят к логистике и управлению цепями поставок.
В настоящее время этот подход может рассматриваться как интегрированная логистика, функции которого выходят за рамки центральной компании цепи поставок, распространяясь на потребителей, поставщиков и всех контрагентов. Цепь поставок охватывает все организации и виды деятельности, связанные с перемещением и преобразованием товаров, а также информационных потоков; в этом смысле она вполне адекватна схеме осуществления лизингового процесса.
Логистическая цепь представляет собой всю последовательность действий, реализация которых обеспечивает возможность сквозного управления потоками. Чтобы такая цепь работала эффективно, логистика решает сложную задачу синхронизации движения товаров и информации, опосредованного движением финансовых потоков в цепи управления поставками по лизингу. Это достигается путем рассмотрения цепи как целостной системы.


Литература
1. Воропаев В.И. Управление проектами в России. — М.: Аланс, 1995. — 225 с.
2. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Теория активных систем: состояние и перспективы. — М.: СИНТЕГ, 1999. — 128 с.
3. Левкович А.О. Формирование рынка лизинговых услуг. — М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2004. — 336 с.
4. Лысаков А.В., Новиков Д.А. Договорные отношения в управлении проектами. — М.: ИПУ РАН, 2004. — 100 с.
5. Уотерс Д. Логистика. Управление цепью поставок / Д. Уотерс; Пер. с англ. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 503 с.
6. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / Под общ. ред. В.С. Лукинского. — СПб.: Питер, 2004. — 316 с.
7. Forrester J.W. Industrial Dynamics: a major breakthrough for decision makers. — Harvard Business Review, 1958. — vol. 36. — № 4. — P. 37–66.
8. Oliver R.K. & Webber M.D. Supply-chain management: logistics catches up with strategy. — Logistics: The Strategic Issues, 1982. — London, Chapman Hall. — P. 63–75.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия