Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Честиков М. В.
генеральный директор ЗАО «Таврический-инвест» (г. Москва)
Алымов С. В.
советник ООО «Юридический Альянс «ФЕМИДА» (г. Санкт-Петербург)

Факторы энергетической безопасности и устойчивого развития топливно-энергетического комплекса
В статье рассмотрены факторы угрожающие и способствующие устойчивому развитию топливно-энергетического комплекса страны. Обоснована организационно-экономическая система мер по устойчивому развитию ТЭК, включая развитие сырьевой базы энергоносителей
Ключевые слова: устойчивое развитие, энергетическая безопасность, система критериев, экономическая эффективность

Задача обеспечения устойчивого развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК) в условиях наличия потенциальных внешних и внутренних угроз производству и сбыту энергоносителей представляется одной из наиболее важных в настоящее время. Термин «энергетическая безопасность», введенный в начале 90-х гг. XX в., включает в себя совокупное требование обеспечения надежности (безопасности) работы всех систем энергетики, т.е. обеспечение ресурсной достаточности, экономической доступности и технологической допустимости всей системы энергоснабжения [1].
В целом, системная безопасность — это такое состояние системы, во всей совокупности ее внутренних и внешних связей, при котором не происходит сокращения ее промышленного потенциала. Роль энергетики в общей системе устойчивости национальной экономики страны представлена на рис. 1.
1 — сфера национальной безопасности; 2 — область экологической (природной) безопасности; 3 — область социальной (общественной) безопасности; 4 — область безопасности личности (человека); 4 — область энергетической и сырьевой безопасно­сти (заштрихована)
Рис 1. Зона энергетической и сырьевой безопасности в общей структуре национальной безопасности страны
Если эта область уменьшится до размеров ниже определенного границами минимума, мы рискуем потерять материальную базу устойчивого развития. Если же, наоборот, эта область превысит максимально допустимые размеры, то общество будет чрезмерно зависеть от материального энергетического фактора, полагаясь только на природный ресурсный фактор своего существования и развития.
Угрозы энергетической безопасности Российской Федерации кроются в самой системе и связаны с сокращением ее совокупного энергетического потенциала: потенциала природных энергетических и экологических ресурсов, всей системы трансформации этих ресурсов в определенные виды энергоносителей и их использования при производстве полезной работы, потенциала, скрытого в экономических и социальных отношениях общества [2].
Основные угрозы внешней и внутренней энергетической безопасности России на сегодняшний день следующие:
● недостаточная обеспеченность извлекаемыми ресурсами, их нерациональное использование и потенциальный дефицит;
● неустойчивое состояние нефтяной промышленности в связи с сильной зависимостью от уровня мировых цен на нефть;
● нерациональная структура производства и экспорта энергоресурсов, их избыточная ориентация на сырьевую сферу;
● деформированная структура внутреннего спроса, зависимость только от одного энергоносителя;
● отсутствие эффективной и сбалансированной государственной энергетической политики;
● отсутствие стабильных, законодательно закрепленных механизмов прогнозирования общеэкономических и отраслевых тенденций развития и реагирования на внутренние и внешние вызовы;
● угрозы аварий и терроризма на энергетических объектах;
● экологические катастрофы и негативные экологические последствия деятельности ТЭК.
Альтернативой перечисленным выше тенденциям должны являться принципиально новые ориентиры государственной энергетической политики, направленные на развитие ТЭК страны[5]. Основные направления, способствующие устойчивому развитию, следующие:
1. Снижение энергоемкости экономики за счет структурного и организационно-технологического факторов до среднемирового уровня.
2. Расширение масштабов геологоразведочных работ с целью выявления и разведки, новых промышленно значимых запасов нефти и газа.
3. Увеличение объемов добычи на разрабатываемых месторождениях за счет повышения коэффициентов нефтеотдачи и вовлечения в промышленный оборот трудноизвлекаемых запасов.
4. Ввод в промышленный оборот разведанных месторождений новых нефтегазоносных регионов (Восточная Сибирь, Ненецкий АО) и морских ресурсов нефти и газа с привлечением инвестиций в создание транспортной и промышленной инфраструктуры.
5. Переориентация роли страны в мировом энергетическом пространстве от функции поставщика ресурсов, преимущественно сырьевых, к роли полноценного участника мирового торгового оборота энергетических ресурсов, проводящего собственную политику на мировых энергетических рынках за счет:
опережающего стимулирования развития производства продукции с более высокой долей добавленной стоимости (нефтепереработка, нефте- и газохимические производства, высокотехнологичные установки по производству электроэнергии);
создания условий для перевода избыточного капитала из сырьевых отраслей в сферы производства продукции высоких стадий обработки, протекционизм в отношении инвестиций в эти сферы;
стимулирования развития транспортной инфраструктуры, обеспечивающей условия для продаж продукции с более высокой долей добавленной стоимости, в т.ч. на экспорт.
6. Решение проблемы сбалансированного использования доли нефти, угля, газа в структуре производства и потребления энергоресурсов в общем энергобалансе с формированием тенденции роста доли новых видов энергии.
7. Переориентация топливно-энергетического баланса в большей степени на природный газ как основной источник прироста потребления энергоресурсов, для существенного снижения напряженности в получении жидкого топлива для нужд промышленности, электроэнергетики, транспорта и быта людей при одновременном улучшении экологической обстановки.
8. Создание и оптимальное территориальное размещение стратегических резервов нефти и нефтепродуктов, а также природного газа в интересах развития национальной экономики и обеспечения свободы политического маневра в сфере международных экономических отношений.
9. Активное инвестирование в отрасли ТЭК для адекватного прироста геологических запасов сырьевой базы, модернизации и ввода новых мощностей по добыче, производству и транспорту энергоносителей.
Среди перечисленных мер особое значение имеют направления связанные с развитием сырьевой базы ТЭК и его базовой составляющей — нефтегазового комплекса (НГК). Целевые установки перспективного развития НГК приведены на рис. 2.
Рис. 2. Целевые установки экономически эффективного развития НГК
Основными направлениями развития нефтегазовой сырьевой базы России по-прежнему остаются Уральский, Северо-Западный и Сибирский Федеральные округа. Эти округа могут обеспечить основной объем прироста новых рентабельных запасов нефти и газа и максимальные доходы государства и инвесторов от их освоения.
Приоритетные объекты освоения сырьевой базы связаны с введением в промышленный оборот уникального Штокмановского и Ковыктинского газовых месторождений, а также месторождений Тазовской губы и Юрубчено-Тохомской группы. Разработка всех этих объектов требует решения сложных технологических и транспортных проблем. В частности, для Ковыктинского месторождения это проблема строительства гелиехранилищ; для Штокмановского месторождения — транспортировки газа в виде СПГ или сетевых поставок; ввод в эксплуатацию Юрубчено-Тохомского группы требует строительства магистрального нефтепровода [3].
Реализация эффективной системы мер по реформированию системы топливно-энергетического комплекса страны должна предусматривать реалистичную оценку эффективности принимаемых решений, что требует системного технико-экономического анализа текущего состояния и обоснования и многокритериальной оценки наиболее перспективных направлений устойчивого развития ТЭК России [4].
Важным моментом в оценке привлекательности проекта по созданию резервов углеводородного сырья является определение круга критериев и формирующих их факторов (рис. 3).
Рассмотренные критерии, наряду с выявленными сильными и слабыми сторонами и их возможностями и угрозами стабильности, должны найти применение в практике работы Министерства экономического развития, а так же Министерства природных ресурсов и экологии и др. Данные критерии могут применяться для оценки экономической эффективности формирования и использования стратегических запасов государственных резервов для обеспечения устойчивого развития экономики страны.
Рис. 3. Комплекс критериев оценки эффективности направлений развития ТЭК


Литература
1. Бушуев В.В. Энергетический потенциал и устойчивое развитие. — М.: Изд-во ИАЦ «Энергия», 2006.
2. Бушуев В.В., Воропай Н.И., Мастепанов А.М., Шафраник Ю.К. Энергетическая безопасность России. — Новосибирск: Наука, 1998.
3. Ильинский А.А., Волков Д.И., Череповицын А.Е. Проблемы устойчивого развития системы газоснабжения Российской Федерации. — СПб.: Недра, 2005.
4. Варламов А.И., Ильинский А.А., Милетенко Н.В., Череповицын А.Е., Сапожникова Е.И. Проблемы формирования стратегического резерва углеводородного сырья России. — СПб.: Наука, 2008.
5. Энергетическая стратегия России на период до 2020 года. — М.: «Минтопэнерго», 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия