Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Садыкова Р. Ш.
доцент кафедры экономики предприятий, декан Альметьевского государственного нефтяного института,
кандидат экономических наук


Прогнозирование стратегии корпоративного управления региональным нефтегазовым комплексом
В статье рассматривается ведущая роль топливно-энергетического комплекса РФ в становлении национальной экономики, раскрываются его характерные особенности и специфика развития, выявляются причины и предпосылки реструктуризации, предлагаются варианты дальнейшего совершенствования приватизационных процессов в нефтегазовом комплексе
Ключевые слова: топливно-энергетический комплекс (ТЭК), атомная электростанция (АЭС), гидроэлектростанция (ГЭС), нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), топливно-энергетические ресурсы, вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК), транснациональная нефтяная компания

В силу ряда объективных причин развитие корпораций наиболее успешно шло в топливно-энергетическом комплексе, который оказался одной из наиболее конкурентоспособных сфер российской экономики. В отличие от многих других отраслей промышленности, не выдерживающих зарубежной конкуренции и добивающихся возведения высоких таможенных барьеров путем значительного повышения импортных пошлин, нефтегазовый комплекс, производящий на мировом рынке высококонкурентную продукцию, является одной из перспективных сфер национальной экономики. Если, например, РАО «Газпром» с самого начала планировался как монополист на добычу, транспортировку и торговлю газом, то крупные нефтегазовые корпорации развиваются, напротив, на основе принципа конкурентности [1].
Топливно-энергетический комплекс Российской Федерации является важнейшей составной частью национальной экономики. Он объединяет в своем составе предприятия, организации, сооружения и технологические объекты, обеспечивающие добычу и переработку топливных ресурсов, их преобразование и доставку непосредственно потребителям в удобной для использования форме и с определенными качественными параметрами.
В его состав входят нефтяная, газовая, угольная, уранодобывающая, торфяная, сланцевая промышленность и электроэнергетика. Производственный потенциал ТЭК представлен:
электростанциями различных видов, общая установленная мощность которых составляет около 205 млн кВт, в том числе АЭС — 21,3 млн кВт, ГЭС и ГАЭС — 44,4 млн кВт;
эксплуатационным фондом нефтяных и газовых скважин в объеме соответственно 142 тыс. и 7 тыс. штук;
магистральными нефте- и газопроводами, протяженность которых составляет 47 тыс. км и 153 тыс. км соответственно;
115 угольными шахтами и 118 угольными разрезами суммарной мощностью около 270 млн тонн, 28 НПЗ;
1600 нефтебазами и другими объектами [6].
В реально сложившейся структуре экономического потенциала и природных ресурсов, которыми располагает страна, этот комплекс играет стержневую роль в обеспечении жизнедеятельности всех отраслей национальной экономики и населения страны. Это обеспечивается не только путем удовлетворения потребностей в топливе и энергии, но и посредством формирования существенной части внутренних и валютных доходов государства, консолидации интересов регионов, стран СНГ и дальнего зарубежья.
Потенциал топливно-энергетических ресурсов, являющихся важнейшей составляющей национального богатства России, уникален. На территории России, составляющей 13% территории Земли, сосредоточено 45% мировых запасов природного газа, 13% нефти, более 20% угля, что позволяет в течение длительного периода обеспечивать не только собственные потребности, но и их экспорт, сохраняя и укрепляя позиции России на мировой арене.
Таким образом, ТЭК выступает в качестве важного фактора социально-экономической стабильности общества, экономической безопасности страны, как в условиях нормального функционирования экономики, так и при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Рассматривая топливно-энергетический комплекс необходимо учитывать характерные его особенности, которые обусловливают специфику его развития. К ним относятся:
1. Постоянно растущее производство и потребление в народном хозяйстве энергоресурсов.
2. Широкая взаимозаменяемость использования энергоресурсов, энергоносителей, энергетических установок при удовлетворении потребностей отраслей народного хозяйства.
3. Высокий уровень концентрации производства энергетических ресурсов и централизации их распределения.
4. Неравномерность размещения производства и потребления энергетических ресурсов по территории страны.
5. Высокая капиталоемкость отраслей ТЭК.
6. Наличие регулярных и случайных колебаний в потреблении энергии, производстве тепла, в объемах добычи и производства, связанных с геофизическими процессами, колебаниями температуры воздуха, изменениями стока воды, динамики освещенности территорий и т.д.
7. Существенное (в том числе и негативное) влияние на окружающую среду.
8. Активное влияние на общее инфраструктурное развитие регионов и территорий.
9. Зависимость социальной сферы от деятельности отраслей ТЭК.
Кроме этого, на современном этапе развития национальной экономики топливно-энергетический комплекс характеризуется высокой степенью монополизации, а также большой зависимостью бюджета и внешнеторгового баланса страны от деятельности входящих в него отраслей, что обусловливает необходимость структурных преобразований.
Помимо этого, необходимо учитывать, что требования к ТЭК, как элементу национальной экономики, предопределяются состоянием внутреннего и внешнего спроса на энергоресурсы, конкурентоспособностью различных видов энергоносителей на региональных внутрироссийских и внешних рынках, а также эффективностью функционирования отраслей, входящих в ТЭК. В свою очередь, объемы и динамика внутреннего спроса зависят от изменения макроэкономических показателей, структуры ВВП и промышленного производства, уровня эффективности использования энергетических ресурсов различными потребителями, их платежеспособностью и рядом других факторов.
На развитие топливно-энергетического комплекса в последнее десятилетие оказали существенное влияние экономические процессы, происходившие в народном хозяйстве. Среди них — спад промышленного производства, резкое сокращение инвестиций, негативные изменения в структуре промышленного производства, снижение платежеспособного спроса как результат непродуманной ценовой и налоговой политики. Вместе с тем, и в этих условиях ТЭК продемонстрировал наибольшую стабильность среди отраслей экономики.
Более того, в это трудное для народного хозяйства время он, несмотря на значительные экономические потери, обеспечил формирование рыночных отношений, фактически дотируя другие сферы экономики. Темпы снижения объема производства в целом по стране в этот период вдвое превосходили данный показатель в ТЭК. По результатам работы этого комплекса можно сделать вывод о том, что он, в основном, выполнил задачи по обеспечению экономики страны топливно-энергетическими ресурсами, хотя в значительной степени это обусловлено резким уменьшением объема промышленного производства [3].
В процессе радикальных экономических реформ и структурной перестройки управления народным хозяйством система органов государственного управления промышленностью была коренным образом изменена. Были упразднены Госплан, Госснаб и отраслевые министерства, а с ними ушла в прошлое идеология централизованного контроля и управления всеми сферами производственно-хозяйственной деятельности предприятий. Вновь созданные органы государственного управления были ориентированы на решение наиболее общих задач удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в продукции промышленности. Для решения этих проблем в топливно-энергетическом комплексе было организовано Министерство топлива и энергетики РФ.
Для успешного решения перечисленных и связанных с ними задач Министерству в соответствии с «Положением» о данном ведомстве, утвержденном Правительством РФ, предоставлен широкий круг прав, а также определены обязанности по различным направлениям деятельности. К числу наиболее важных следует отнести:
— формирование прогнозов социально-экономического развития отраслей ТЭК, их научно-технической политики;
— осуществление полномочий по лицензированию главных видов деятельности организаций ТЭК;
— обеспечение, совместно с федеральным органом управления государственным фондом, регулирования развития и использования сырьевой базы нефтяной, газовой промышленности РФ;
— участие в определении порядка, сроков и условий освоения месторождений нефти и газа;
— согласование контрактов на поставку нефти, продуктов ее переработки для государственных нужд и по межправительственным соглашениям;
— координация и организационное обеспечение деятельности представителей государства в органах управления хозяйствующих субъектов;
— участие в совершенствовании экономического механизма регулирования работы организаций ТЭК;
— разработка предложений по законодательным и нормативным актам, регулирующим деятельность ТЭК;
— осуществление государственного надзора за эффективным использованием энергетических ресурсов РФ.
Одной из основных особенностей нефтегазового комплекса является тесная технологическая связь между добычей нефти и газа, их транспортом и переработкой.
На основе приватизации предприятий нефтяного комплекса созданы ВИНК.
Под вертикальной интеграцией в нефтяной промышленности следует понимать объединение в рамках единой собственности процессов, обеспечивающих разведку, добычу нефти и газа, их переработку, транспортировку, и сбыт продукции (по схеме «от геологоразведки до бензоколонки»).
Конкретная организационная структура нефтяных компаний зависит от ряда внешних и внутренних факторов, но в основе каждой из них лежит вертикально-интегрированный отраслевой комплекс.
Предприятия, входящие в состав корпорации, не имеют юридической самостоятельности. Лишь некоторые корпорации сохраняют юридическую самостоятельность своих предприятий, например, акционерное общество «СИДАНКО» [2].
Принцип построения вертикально-интегрированных нефтяных корпораций несложен. Все они образуются на основе одного или нескольких акционерных обществ, которые создают основу для поддержания технологического процесса, определяют их производственную специализацию и привязывают новую структуру к определенной территории.
Производственный цикл в нефтяной и газовой промышленности разделяется на два основных сектора: так называемый «апстрим» (вверх по течению), куда входит разведка, добыча и транспортировка нефти и газа, и «даунстрим» (вниз по течению), куда входят все остальные виды работ, включая переработку, хранение и сбыт готовой продукций.
Важнейшими достоинствами вертикальной интеграции являются:
— выход на рынок сбыта конечной продукции;
— обеспечение экономии на масштабах производства (за счет концентрации и маневра капиталом, мощностями, потоками сырья, продукции);
— создание эффективно функционирующей системы производства и реализации конечной продукции по всему производственному циклу;
— обеспечение контролируемых источников сырья.
Вместе с тем, при реализации такой системы могут проявляться и негативные тенденции. К их числу, прежде всего, следует отнести необходимость крупных инвестиций в развитие отдельных структурных подразделений с длительным периодом окупаемости. Это вызывает снижение мобильности в осуществлении внутренней и внешней инвестиционной политики. У подобного рода корпораций высоки постоянные издержки, обусловленные необходимостью затрачивать средства на поддержание производственных мощностей по всей «нефтяной цепочке».
Могут возникнуть проблемы, связанные с различиями в техническом уровне производства. Результатом такого дисбаланса может быть снижение производственного потенциала. Потенциальная угроза снижения эффективности и конкурентоспособности заключается в изоляции отдельных звеньев от воздействия рыночных механизмов, что приведет к необходимости покупать продукцию своих предприятий, которая может быть дороже и ниже по качеству аналогичной, производимой конкурентами.
Контроль или участие во всех стадиях нефтяной цепочки может привести к неоправданному дублированию деятельности производственных и управленческих подразделений.
Возможны затруднения, обусловленные искусственными ценами и тарифами, используемыми во взаиморасчетах.
Однако в целом, как показывает мировой опыт деятельности вертикально-интегрированных корпораций в нефтяной сфере, они имеют несомненные конкурентные преимущества перед специализированными предприятиями (фирмами).
В настоящее время в нефтяной промышленности РФ выделяются четыре группы ВИНК:
— базирующиеся на корпоративной собственности (например, ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Сургутнефтегаз»);
— находящиеся под контролем государства (например, НК «Роснефть», НК «Славнефть»);
— находящиеся под контролем финансово-промышленных групп (например, НК «СИДАНКО», Тюменская нефтяная компания);
— находящиеся под контролем субъектов федерации (например, ОАО «Татнефть», ОАО «Башнефть»).
В состав корпораций входят дочерние акционерные общества (например, бывшие нефтегазодобывающие объединения) и дочерние предприятия (филиалы), обеспечивающие деятельность основного производства, например, учебные центры, службы безопасности и т.д.
В целях повышения эффективности процесса транспортирования нефти и нефтепродуктов созданы и действуют акционерные компании «Транснефть» и «Транснефтепродукт», в состав которых входят дочерние акционерные общества, в частности, управления магистральными нефтепроводами и др.
Помимо функционирования названных корпораций, концепцией управления предусматривается развитие средних и малых предприятий, причем как отечественных, так и совместных с иностранным капиталом. Их деятельность способствует созданию конкуренции на рынке нефтепродуктов, ускорению ввода в разработку забалансовых запасов, содержащихся в небольших месторождениях, освоению трудно извлекаемых запасов, а также передаче излишних мощностей и трудовых ресурсов от крупных компаний и акционерных обществ.
К образованиям подобного рода в организационной структуре нефтегазовой промышленности следует отнести независимые нефтяные компании («Синко», «Русна Петролеум», «Игранефть» и др.), акционерные частные компании («НИПЕК») и другие разновидности, в том числе и научно-производственного направления.
В структуре нефтяного комплекса функционируют и инновационные компании («РИТЕК» и др.).
Процесс интеграции акционерных обществ в корпорации, как показывает мировой опыт, способствует образованию трастовых («доверительных»), или холдинговых («держательских») компаний.
Помимо вышеназванных чисто экономических положительных результатов в связи с вертикальной интеграцией часто упоминаются также такие обстоятельства, как:
— большие финансовые возможности реализации капиталоемких проектов, научно-технических программ и новшеств;
— расширенные возможности в перераспределении материальных и финансовых ресурсов вдоль технологической цепочки;
— большая устойчивость и меньшая подверженность превратностям экономической конъюнктуры (именно это обстоятельство лежит в основе тех слияний и взаимопоглощений, которые происходят в мировом нефтяном бизнесе в настоящее время) [5].
Представляется, что дальнейшее развитие приватизационных процессов в нефтегазовом комплексе может пойти по следующим направлениям:
— оптимизация функционирующих организационно-управленческих структур и процессов с целью ускорения и повышения обоснованности принятия решений;
— формирование транснациональных и трансрегиональных нефтяных компаний и промышленно-финансовых групп в целях восстановления и дальнейшего развития рациональных хозяйственных связей, создания финансово-устойчивых и конкурентоспособных структур;
— формирование рациональной экономической инфраструктуры за счет включения в состав компаний в качестве дочерних предприятий акционерных банков, торговых домов, научно-технических центров, бирж, страховых компаний;
— разработка механизма взаимодействия хозяйствующих субъектов и органов государственного управления при реализации федеральных программ, направленных на повышение эффективности работы нефтегазового комплекса;
— выявление предприятий и организаций ТЭК, конкурентоспособных на мировых рынках, и создание условий для их эффективного функционирования.
Одним из стратегических направлений развития системы управления нефтяной промышленностью с целью усиления регулирующей роли государства является создание Единой национальной нефтяной компании (ЕННК).
Объединение отдельных компаний дает в руки государства блокирующий пакет акций, что усиливает государственное влияние на развитие нефтегазового комплекса.
Основными задачами ЕННК являются:
— обеспечение национальной энергетической безопасности;
— повышение надежности обеспечения отечественных потребителей нефти и нефтепродуктов;
— усиление влияния государства на ценообразование нефти на внутреннем рынке;
— освоение новых нефтегазоносных провинций;
— обеспечение поставок продукции нефтегазового комплекса в энергодефицитные регионы;
— финансирование новых технологий разработки нефтяных и газовых месторождений;
— формирование и доведение до внедрения единых научно-технических программ в области нефтедобычи и нефтепереработки;
— выполнение функций заказчика геолого-поисковых работ, финансируемых государством;
— непосредственное влияние государства на интеграционные процессы в СНГ;
— создание стратегического запаса нефти и нефтепродуктов.
Новая мощная компания со смешанным капиталом, контролируемая государством, обеспечивающая представление его интересов на нефтяном рынке, не будет подавлять частные. Суммарная доля государства в ней составит около 70 %, а 30 % будут у других участников-акционеров, интересы которых должны быть соблюдены.
Проект новой корпорации — это, прежде всего, повышение уровня менеджмента, а стало быть, эффективности. Корпорация может быть впоследствии наделена функцией оператора по управлению российской долей участия в международных проектах освоения месторождений на условиях раздела продукции.
Одним из примеров стабильности является нефтегазовый комплекс Республики Татарстан. Концепция его развития до 2015 г содержит основные направления развития отрасли, начиная от перспектив прироста запасов на территории республики, развития нефтедобычи на новых территориях за ее пределами и заканчивая реализацией нефтепродуктов. В Концепции показаны основные направления деятельности нефтяных компаний республики, а также основные технологические, экономические показатели разработки нефтяных месторождений на прогнозный период, содержание и объемы финансирования экологических программ. Кроме того, представлены основные направления развития комплекса реализации нефти и нефтепродуктов. В целом Концепция интегрирует все основные задачи и решения по эффективному развитию нефтедобывающего и нефтеперерабатывающего комплексов республики на долгосрочную перспективу [4].
В Республике Татарстан был принят ряд законов и подзаконных актов и самое главное — было обеспечено налоговое стимулирование добычи нефти по трем направлениям: по малодебитным и высокообводненным скважинам, по вводимым новым месторождениям и по новым методам увеличения нефтеотдачи. Таким образом, осуществлялась дифференциация платежей за недропользование в зависимости от горно-геологических условий [7].
Однако, наряду с положительными результатами, в развитии нефтегазового комплекса проявляются негативные тенденции — это усиление степени монополизации рынка, наблюдаются процессы передела собственности, чрезмерного укрупнения и роста влияния нефтяных компаний. Через процедуры слияния и поглощения созданы, например, крупнейшие новые объединения — ТНК-ВР и «Юкос-Сибнефть». Названные и связанные с ними процессы приводят к повышению степени монополизации на рынке, что губительно для конкуренции. Кроме того, это открывает возможности роста влияния данных компаний на принятие стратегических экономических и политических решений в государстве. В частности, это может ускорить принятие решения о введении в России банка качества нефти, а также других решений, ухудшающих условия деятельности корпораций, разрабатывающих месторождения на поздней стадии развития [5].
Сформированные позитивные стороны региональной нефтедобывающей промышленности должны стать базой для реализации эффективных стратегий, основанных на использовании благоприятных условий внешней среды. Среди них наиболее важные следующие:
сохранение мирового значения нефти как стратегического энергетического ресурса наряду с расширением использования других энергетических ресурсов;
прогнозирование устойчивого спроса на нефть в мире и особенно продукции нефтеперерабатывающей и химической отраслей;
относительная стабилизация социально-экономического и политического положения России;
наличие возможностей выхода в новые нефтеносные регионы России и зарубежья;
благоприятная конъюнктура на внутренних и внешних рынках нефтехимической продукции, создающая хорошие перспективы углубления переработки сырья до выпуска конечной продукции с высокой добавленной стоимостью.


Литература
1. Асаул А.Н., Павлов В.И., Бескиерь Ф.И., Мышко О.А. Менеджмент корпорации и корпоративное управление. — СПб.: Гуманистика, 2006. — С.328.
2. Бутыркин А.Я. Стратегические приоритеты развития российских интегрированных корпоративных инфраструктур на основных отраслевых рынках. — М.: ТЕИС, 2004.
3. Воронина, Н.В. Мировой топливно-энергический комплекс: современное состояние и тенденции развития // Финансы и кредит. — 2007. — №41(281).
4. Городний В.И. Стратегия формирования и развития крупной корпоративной компании: На примере ОАО «Татнефть». — М.: Дело, 2005.
5. Кныш М.И. Конкурентные стратегии. Учебное пособие. — СПб, 2000.
6. Майкл Портер. Конкурентная стратегия: Методика анализа и отраслей конкурентов. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.
7. Тахаутдинов Ш.Ф. Развитие Татнефти. Статистика и комментарии. — М.: Радио Софт, 2007.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия