Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Гайдерова Е. А.
аспирант Уфимской государственной академии экономики и сервиса

Формирование сферы услуг в условиях новой экономики России
В настоящее время социальные услуги и услуги в целом стали играть возрастающую роль в ориентации на личность, что является следствием распространения подхода к работнику и к личности с позиции человеческого потенциала, способствующего изменению модели общества в целом и обеспечивающей переход к информационной парадигме социума. На этом фоне развитие сферы услуг будет обусловлено во многом за счет развития ранка социальных услуг, к числу которых относятся образование, здравоохранение, культура и ЖКХ, поскольку потребление именно этих видов услуг способствует формированию человеческого потенциала
Ключевые слова: глобальная экономика, государственное регулирование, социально-экономическая политика, экономический прогресс, общественный прогресс

В настоящее время формирование и развитие новой глобальной экономики, информационного постиндустриального общества не в последнюю очередь сопряжено с существенным возрастанием роли сферы услуг и заметным изменением ее структуры. При этом сфера сервиса имеет достаточно неоднородный характер, и в современных динамично меняющихся социально-экономических условиях различные виды услуг развиваются по-разному. Вместе с тем не существует единой общепринятой системы критериев классификации услуг. В частности, предлагаются варианты классификации услуг по степени материализации, осязаемости услуг, уровню потребительской ориентации, личных контактов людей, по степени трудоемкости услуг, а также по соотношению частных и общественных начал в предоставлении услуг.
Многофункциональная взаимосвязь услуг делает затруднительным с позиции какого-то одного или двух критериев введение универсальной классификации сервисной деятельности. Например, сфера услуг подразделяется на отдельные сектора, различающиеся между собой по функциональной направленности. В рамках данной классификации выделяют услуги, ориентированные на: общество, производство, домашнее хозяйство, и услуги личностного характера. Примечательно, что услуги, которые ориентированы на домашнее хозяйство и услуги личностного характера, относятся к услугам в узком понимании этого термина, поскольку обеспечивают непосредственно сервис в собственном смысле слова.
Безусловно, предложенная модель на самом деле представляет собой достаточно схематичную типизацию, поскольку видов услуг, образующих какой-то исключительно один по функциональной направленности сектор, не так много. Большинство услуг имеет смешанный характер, одни из них тяготеют больше к одному сектору, другие — к другому. В общем виде к услугам, которые ориентированы на производство, как правило, относят услуги по настройке, наладке, ремонту оборудования и технических систем, техническому обслуживанию. Сюда же обычно относятся услуги производственной инфраструктуры, услуги по складированию и снабжению ресурсами. За последнее время перечень услуг, ориентированных на производство, заметно расширился, поскольку бурное развитие научно-технического прогресса привело к существенному техническому усложнению процесса производства, сильным изменениям в его инфраструктуре, что требует множества дополнительных сервисов. Продолжается трансформация услуг производственного характера, ранее выполняемых силами самого производства, в самостоятельные отрасли и подотрасли сферы услуг [1]. Услуги, ориентированные на общество, включают в себя услуги правительства и органов власти по обеспечению обороны страны и внутренней безопасности, поддержанию правопорядка, государственному регулированию экономики и социальной сферы, планированию и осуществлению социально-экономической политики. Иногда такие услуги именуют государственными или правительственными. В перечень услуг, ориентированных на домашнее хозяйство, входят жилищно-коммунальные услуги, производственные разновидности бытовых услуг и ряд других. Услуги личностного характера включают в себя, например, рекреационные услуги, парикмахерские услуги, услуги салонов красоты, тренажерных залов и фитнес-центров, непроизводственные виды бытового обслуживания, фотоателье, и прочие услуги подобного рода.
Необходимо учитывать, что многие услуги имеют двойственную функциональную природу, а некоторые услуги и многофункциональную направленность. Например, услуги транспорта — технологически они относятся к одной отрасли и делятся на услуги, обслуживающие людей (пассажирский транспорт), и на услуги, обслуживающие производство (грузовой транспорт). Также двойственную функциональную природу имеют связь и информационные услуги, обслуживающие как производство, так и домашние хозяйства и отдельных людей. Такого типа услуг с двойной или многофункциональной направленностью достаточно много.
Вместе с тем в рамках экономического анализа применяется группировка услуг с точки зрения их деления на платные и бесплатные услуги, отнесения их к частному рыночному и общественному, сектору. Эта группировка занимает важное место среди всех вариантов классификаций услуг. Так, свойства услуг, относящихся к разряду чистых общественных благ, препятствуют их включению в рыночные отношения. Дело в том, что в секторе чистых общественных благ рынок не срабатывает или существенным образом проваливается, а попытки перевести этот сектор на коммерческий принцип платности не дали бы позитивного эффекта и были бы даже контрпродуктивными.
В то же время к перечню свойств чистых платных услуг относится индивидуальный характер потребления, делимость, избирательность, исключаемость, конкурентность, отсутствие монопольного положения какого-то из участников отношений по поводу этого вида услуг при равномерном распределении информации среди всех участников сделки. Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги целиком и полностью могут быть включены в рыночные отношения. Их производство и воспроизводство осуществляется преимущественно с использованием механизмов частной собственности и свободной конкуренции. К платным услугам относятся многие производственные и деловые услуги, услуги личного характера, а также услуги по обслуживанию домашнего хозяйства [2].
При этом важно подчеркнуть, что значительное число услуг занимает промежуточное положение между общественным и частным секторами, обладая комбинацией соответствующих признаков и свойств. Ряд смешанных услуг в большей мере наделен свойствами общественных благ (к примеру, немалое число социально-культурных услуг), тяготея к общественному сектору. Такого рода услуги принято считать социально значимыми благами [3]. К этим социальным услугам принято относить услуги образования, здравоохранения, культуры и ЖКХ, потому что производство данных видов услуг ориентировано на удовлетворение потребностей как отдельной личности, так и на удовлетворение потребностей общества в целом. Это обусловлено тем, что потребление этих услуг играет важную роль в процессе социальной интеграции и адаптации, в выравнивании социальных диспропорций, социальной защите населения. Другие виды социальных услуг, наоборот, обладают большими характеристиками частных благ и, соответственно, в большей мере тяготеют к частному сектору экономики. К примеру, культурно-развлекательные, досуговые, туристические, рекреационные, спортивно-оздоровительные, а также некоторые бытовые услуги, несмотря на очевидную социальную ориентированность, близки по своей экономической природе к частному, платному сектору услуг.
Следует отметить, что все возрастающую роль в настоящее время стали играть социальные услуги и услуги, ориентированные на личность. Это не в последнюю очередь связано с тем, что сейчас в мире все более распространенным становится подход к работнику и к личности вообще с позиции человеческого потенциала, способствующий изменению модели общества в целом и обеспечивающий переход к информационной парадигме социума. Концепция развития человеческого потенциала введена в оборот ООН, с 1990 г. готовятся ежегодные доклады о развитии человеческого потенциала в странах мира. Для оценки сопоставления уровня развития государств, принято использовать два базовых параметра: объем валового внутреннего продукта на душу населения и индекс развития человеческого потенциала. Первый из этих показателей отражает, прежде всего, уровень экономического развития и материальную обеспеченность населения, а второй показатель измеряет качество жизни населения. Данный индекс представляет собой обобщенный показатель, рассчитанный на основе 18 параметров. Из них выделяются три главных, определяющим образом влияющих на совокупный индекс: ожидаемая продолжительность жизни, душевой доход и доступность образования [4].
С точки зрения концепции человеческого потенциала главной движущей силой, способной обеспечить экономический и общественный прогресс и процветание, является человек творческий, с высокой степенью профессиональной подготовки, имеющий возможность в полной мере раскрыть свои способности, получить признание общества и утвердить себя как личность. Мобилизация интенсивных источников роста, усиление роли человеческого фактора, формирование работника нового типа содействует переходу мирового сообщества на качественно новый уровень. При этом важным условием развития упомянутых процессов является развитие сферы услуг, поскольку в фонд жизненных средств работника с необходимостью должен входить определенный комплекс услуг как социального, так и личного характера. Речь, прежде всего, идет об обеспечении достойного уровня образования, здравоохранения, услугах по охране имущества и личности, рекреационных, досуговых, бытовых, деловых, социально-культурных услугах, которые формируют, сохраняют и поддерживают рабочую силу как источник всех стоимостей. По сути, расширение сферы сервиса становится не только результатом, но и важным фактором развития производства и повышения уровня благосостояния, позитивных сдвигов в социальном и духовном развитии общества в целом.
В этой связи важно отметить, что расширение возможностей по предоставлению потребителям необходимых им видов социальных услуг все большее значение сейчас приобретают деловые услуги, к которым принято относить кредитно-финансовые, страховые, правовые и прочие услуги подобного рода. Эти услуги по своей природе многофункциональны, они обслуживают производство, общество, домашние хозяйства и людей. Соотношение конкретных объектов обслуживания непостоянно и определяется временем, условиями, особенностями той или иной страны. Как и деловые услуги, многофункциональны по своей природе социально-культурные услуги, в частности, культура, здравоохранение, образование, наука, научное обслуживание.
Необходимо отметить, что современный этап социально-экономического развития в мировом масштабе характеризуется диалектическим взаимодействием процессов глобализации и регионализации. Важным фактором, катализирующим эти процессы, и в какой-то мере их отличительной чертой выступает феномен так называемой «новой экономики», весомой составляющей которой являются сфера услуг, особенно услуг платного сектора, прежде всего, в информационной и финансовой сфере.
Базисом новой экономики является совокупность отраслей сферы услуг, характеризующихся заметно большим вкладом в стоимость со стороны человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. В перечень этих отраслей входят образование, разработка инноваций, информационно-коммуникационные услуги, интеллектуальные услуги, в частности консалтинг, информационное посредничество, аналитика, маркетинговые услуги. Не случайно новую экономику именуют также информационной экономикой или экономикой, базирующейся на знаниях [5]. Причем наблюдается возрастающая зависимость деятельности в одних отраслях от знаний, накапливаемых в других отраслях [6].
В новой экономике качество и динамика экономического развития все очевиднее вступают в зависимость от технологических изменений на основе инноваций, что требует развития современной системы образования. Поскольку инновации проявляется в активном росте инвестиций в разработки и исследования, технологические и организационные инновации, опережающей динамике развития высокотехнологичных отраслей и ряда отраслей платного сектора сферы услуг, увеличении наукоемкости и инновационной активности.
В бизнесе в контексте новой экономики изменяется сам характер конкуренции между компаниями, которые в значительной степени конкурируют уже на основе знаний, а не только на основе материальных и финансовых ресурсов. При этом сами знания становятся все менее долговечными, поскольку быстро устаревают. Весьма примечательно, что другое название, которое получила новая экономика, — экономика знаний, экономика корпоративных знаний. Под этим, как правило, понимается совокупный интеллект, квалификация, изобретательность сотрудников, самые современные инструменты, свобода творчества и бизнеса, мгновенная реакция на возникающие тенденции, культура постоянного совершенствования.
В современных условиях новой постиндустриальной экономики меняются во многом и основы деятельности самих индивидов. Компания сейчас может и не обладать материальными фондами как таковыми, так как материальные активы становятся порой менее ценными, чем интеллектуальные активы. Происходит перемещение внимания от управления осязаемыми активами к управлению неосязаемыми активами, основу которых составляют интеллектуальные ресурсы и интеллектуальная собственность.
Развитие секторов новой экономики, изменение ее структуры в немалой степени зависит от адаптивности человеческого капитала. Причем, как показывает мировой опыт, наилучшие позиции в этом отношении занимают экономики тех стран, где средний уровень образования населения находится на достаточно высоком уровне. Информационный взрыв и постоянные перемены делают невозможным существовавшее ранее традиционное ведение дел в бизнесе, науке и социальной сфере. Возникает новая генерация институтов доверия. Доверительное знание, даже доверительное действие во все большей мере характеризуют новую экономику. Одним из основных примеров подобных новых институтов является сфера платных интеллектуальных услуг. Безусловно, данная сфера была представлена в экономике и раньше. Например, юридические фирмы или биржевые брокеры относятся к этому же типу деятельности. Однако никогда ранее доля интеллектуальных услуг не была так велика и не исчислялась в процентах от ВВП. Масштабный рост за последние 25-30 лет доли интеллектуальных услуг свойственен именно новой экономике, в рамках которой гораздо более полной, разнообразной и доступной стала информация. В результате масштабы конкуренции многократно возросли. Вместе с тем заметны и признаки монополизма нового типа — информационно-коммуникационного [7].
На этом фоне рынки по своим отличительным свойствам изменяются, приобретая как глобальный, так и одновременно фрагментарный характер с точки зрения требований, предъявляемых потребителями. Это проявляется, в частности, в сосуществовании и взаимопроникновении разнообразных стилей, культур и субкультур, типов образа жизни, предпочтений, приоритетов, систем ценностей, что влияет на конечный выбор и поведение потребителей.
В условиях общей глобализации регионализация и фрагментализация становится более заметной. Страны, регионы, общины, группы, индивиды стремятся сильнее подчеркивать свои отличия и свою самобытность. Соответственно, новая экономика, с одной стороны, глобальна, благодаря развитию и распространению знаний, технологий, информации, а с другой стороны — фрагментарна, поэтому можно говорить о двойственном характере современной экономической системы. Такой дуализм приводит к иному типу взаимоотношений в рамках рыночной системы. Изменяются представления о роли фирмы, подходах к управлению компанией. Меняются потребители, которые приобретают услуги и продукты не в последнюю очередь с целью собственной социальной и психологической актуализации.
Для развития платного сектора сферы услуг важно, что глобализация в настоящее время характеризуется системной интеграцией мировых рынков и региональных экономик, различных областей человеческой деятельности, одним из следствий чего является бурный экономический рост, быстрое внедрения современных технологий, передовых методов менеджмента. Глобализационные процессы способствуют снятию географических, территориальных ограничений и распространению глобального сознания [8]. Благодаря глобализации территориальность больше не выступает в качестве организующего принципа социальной и культурной жизни. Глобализующиеся социальные практики освобождаются от локальных ограничений и свободно пересекают пространственные границы. Ранее предприятия сферы услуг оперировали преимущественно на местном рынке, поскольку процесс оказания услуги был неотделим от процесса ее потребления. Однако по причине глобализационных процессов сфера услуг изменилась. В современной экономике многие платные услуги уже становятся одним из наиболее рентабельных видов экспорта в международном масштабе.
Рынки капиталов на протяжении долгого периода времени были национальными рынками. Однако сейчас они все больше становятся глобальными и межнациональными. Это предоставляет гораздо больше возможностей предпринимателям, инвесторам страховать себя от различных рисков, быстрее приспосабливаться к тем или иным финансовым шокам. Сбережения и инвестиции можно размещать с максимальной эффективностью. Вкладчики и инвесторы больше не ограничены внутренними рынками. Они могут искать по всему миру привлекательные инвестиционные проекты и ниши, способные принести высокую прибыль. Инвесторы обладают значительно более широким выбором для распределения портфельных и прямых инвестиций.
Современные глобализационные процессы также сопряжены с глубоким системным сдвигом в развитии всей мировой экономической системы. Дело в том, что ранее успех в бизнесе зависел преимущественно от комбинации классических факторов производства. Сегодня же экономические достижения в большей степени определяются сложной комбинацией факторов производства и технологий, объединением капитала, интеллектуальных и информационных ресурсов. Это служит мощным стимулом для роста рынка информационных и интеллектуальных платных услуг, расширения их перечня, появления новых видов сервисов. Традиционная взаимосвязь экономики товаров и услуг и информации теряет силу, информация получает самостоятельность [9], обладая, как экономическое понятие и нематериальный актив, особыми чертами.
В тоже время для платных отраслей сферы услуг в новой экономике вообще характерно, что стоимость трудовых ресурсов с течением времени не уменьшается, а увеличивается, поскольку постиндустриальная экономика существенно отличается от индустриальной иными пропорциям в соотношении между человеческим потенциалом, воспроизводимым финансовым потенциалом и основным капиталом.
Новая экономика в целом в значительной степени является сетевой экономикой, в которой различные взаимосвязи, их структура, характер, устойчивость приобретают системообразующую роль. Как заметил Э.Тоффлер, мировое общество движется в направлении системы, которая состоит из единиц, тесно взаимосвязанных, как связаны между собой нейроны в мозгу [10]. Эффективность и сама возможность инновационной деятельности в новой экономике определяются не в последнюю очередь совокупностью связей между производителями и потребителями знаний, компаниями, рынками, государством и иными субъектами экономических отношений. В том числе такого рода связями в глобальном масштабе. При этом большую роль играет интенсивный рост локальных кластеров и глобальных альянсов по созданию, распространению и применению инноваций, прямых иностранных инвестиций, оказанию деловых, информационных, финансовых и прочих платных услуг.
Глобальный рынок сегодня по существу представляет собой совокупность цепочек добавления стоимости, а доступность и свойства информационных технологий делает возможным обозревать всю цепочку формирования стоимости, перестраивать ее и управлять ею в соответствии с колебаниями спроса [11]. В рамках этих цепочек добавленная стоимость преимущественно концентрируется в подразделениях, которые отвечают за технологические и управленческие решения, основываются в своей работе на специфических знаниях, активно применяя информационные и компьютерные технологии. Данные звенья представляют собой инструмент для передачи и дальнейшего распространения знаний, являются своего рода движущей силой современного экономического развития и ассоциируются с понятием новой экономики.
Наряду с информационными услугами ключевую роль в развитии новой экономики в эпоху глобализации играют финансовые услуги. Важно отметить, что глобализационные процессы сегодня находят свое выражение, в частности, в универсализации инвестиционных процессов. Происходит выработка и принятие общих принципов и правил инвестиционного взаимодействия, унифицируются финансовые механизмы и инструменты, наблюдается все большая приверженность единым, интегральным технологиям и общим нормам обслуживания. Кроме того, заметной становится растущая взаимозависимость инвестиционных процессов и явлений, следствием чего является постепенное размывание статуса национального государственного суверенитета под влиянием международных корпораций, финансовых институтов, транснациональных управленческих структур. Все более заметным становится переход финансово-банковского сопровождения бизнеса в сферу информационно-коммуникационных технологий. Сближение и переплетение информационных и финансовых процессов обеспечивает взаимосвязи хозяйствующих субъектов, входящих в воспроизводственные циклы в различных отраслях экономики [12]. В этих условиях особую важность приобретают многосторонние соглашения, акты, регулирующие деятельность органов государственной власти и финансовых институтов на финансовом рынке. Законодательные акты ориентированы на то, чтобы обеспечивать достоверность информации о рынках, программах, проектах, предоставлять льготы и преференции на время освоения ресурсов.
В ближайшие годы отмеченные выше тенденции в развитии сферы услуг в условиях новой экономики и глобализации, очевидно, будут нарастать. В этом контексте, как представляется, будет продолжена имеющая место долговременная тенденция опережающего роста сферы услуг по сравнению с материальным производством. Развитие сферы услуг сейчас протекает, с одной стороны, посредством увеличения разнообразия деятельности, что отражает процессы специализации и диверсификации производства услуг, а с другой стороны, посредством возрастания роли принципов кооперации и дополнительности. При этом все возрастающую роль в рамках новой экономики будут играть информационные, финансовые и интеллектуальные услуги. На этом фоне дальнейшее развитие сферы услуг будет обусловлено во многом за счет развития рынка социальных услуг, к числу которых относятся образование, здравоохранение, культура и ЖКХ, поскольку потребление именно этих видов услуг способствует формированию человеческого потенциала.


Литература
1. Экономика сферы платных услуг / Под ред. Е. Жильцова. — Казань, 1996. — С.5.
2. Жильцов Е.Н., Казаков В.Н. Экономика социальных отраслей сферы услуг. — М.: ТЕИС, 2007. — С.19.
3. Ахинов Г.А. Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учебное пособие. — М. ИНФРА-М, 2008. — С.78.
4. Основы изучения человеческого развития / Под ред. Н. Баркалова и С. Иванова. — М.: «Права человека», 1998. — С.8.
5. Шерешева М. Межфирменные сети. — М.: ТЕИС, 2006. — С.40.
6. Смирнов М. Стратегические альянсы: подходы к проблеме выбора структуры управления // Вестник С. Петерб ун-та. Сер. Экономика. Вып. 5. — 2003. — №2. — С.125.
7. Пороховский А. Экономический рост и экономическое развитие: теоретико-методологический подход // Экономический рост и вектор развития современной России / Под ред. К. Хубиева. — М., 2004. — С.12.
8. Покровская Н.Н. Влияние глобализации на развитие сферы услуг // Личность и Культура. — 2001. — №3/4. — С. 45.
9. Тис Д.Дж. Получение экономической выгоды от знаний как активов: «новая экономика», рынки ноу-хау и нематериальные активы // Российский журнал менеджмента. — 2004. Т.2. — №1. — С.97.
10. Тоффлер Э. Третья волна. — М.: ACT, 1999. — С.526.
11. Kumar K. Technology for supporting supply chain management // Communications of the ACM. — 2001. — vol.44. — №6. — p.58.
12. Попов А. Интеграция хозяйствующих субъектов в рыночной экономике: Дисс. ...канд. экон. наук. — Воронеж, 2005. — С.212.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия