Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
Бражник М. В.
докторант кафедры менеджмента и маркетинга Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук


Становление и развитие системы органов государственного управления сельским хозяйством в РСФСР и в СССР в период 1917–1939 гг.
В статье на основании изучения и анализа законодательных актов и нормативных правовых документов, а также энциклопедических изданий рассмотрены предпосылки возникновения и особенности становления системы органов государственного руководства и управления сельскохозяйственным производством в РСФСР и в СССР в период 1917–1939 гг.
Ключевые слова: сельское хозяйство, органы государственного управления, земельный комитет, народный комиссариат земледелия, Народный комиссариат зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР, зерновые и животноводческие тресты совхозов

К первой половине 1917 года относится создание Временным правительством (Законом от 19 марта 1917 года) вертикальной системы учреждений — земельных комитетов: главного и местных (губернских, уездных и волостных), выполнявших впоследствии — в первые послереволюционные годы — функции органов управления сельским хозяйством. [30, с. 601–602] Вместе с тем, в первые месяцы своего существования, данные учреждения рассматривались с позиций политических, в качестве орудия и средства классовой борьбы.
Главный, губернские и уездные земельные комитеты составлялись главным образом из чиновников — представителей помещиков и буржуазии; Волостные земельные комитеты должны были избираться из 5 членов волостными земскими собраниями, а до введения земства — по инструкциям уездных земельных комитетов — с представительством чиновников на местах. В июне 1917 г. при волостных земельных комитетах были организованы особые примирительные камеры — по одному представителю от крестьян, помещиков, арендаторов и органов власти. [30, с. 601–602]
Волостные земельные комитеты рассматривались Временным правительством в качестве государственных органов буржуазной власти в деревне, функционировавших на основании особой инструкции о земельных комитетах за подписью тогдашнего министра земледелия В.М. Чернова. [30, с. 601–602]
Крестьянство же в период с марта по октябрь 1917 года пыталось превратить и, часто превращало их, так же как и Советы крестьянских депутатов, в свои революционные организации, руководствуясь резолюциями о земельных комитетах I Всероссийского Съезда Советов рабочих и крестьянских депутатов. [30, с. 601–602]
После Октябрьского восстания Советская власть, проводя ликвидацию помещичьего землевладения, не упраздняет волостные земельные комитеты, а передает Декретом от 26 октября 1917 г. в распоряжение земельных комитетов и уездных Советов крестьянских депутатов помещичьи имения, удельные, монастырские и церковные земли со всем их инвентарем. Таким образом, земельные комитеты были превращены в учреждения, которым согласно Положению о волостных Земельных комитетах от 3 ноября 1917 г. поручалась «скорейшая и окончательная ликвидация пережитков крепостного права», «учет земли» и т.д. [30, с. 601–602]
Согласно данному Положению сохранялась старая структура земельных комитетов и «парламентарная» их громоздкость. В дальнейшем, в интересах большей маневренности и деловитости Земельных комитетов как органов управления сельским хозяйством, структурные недостатки постепенно устранялись.
С образованием на основании Декрета ВЦИК от 11 июня 1918 г. Комитетов бедноты, в функции которых входило руководство распределением земли, изъятием ее излишков у кулаков и передачей бедноте или коллективным хозяйствам, роль Земельных комитетов практически сошла на нет. В мае 1919 г. было опубликовано Положение о земельных отделах исполкомов — органах, осуществлявших руководство сельским хозяйством на местном уровне, — после чего Земельные комитеты юридически прекратили свое существование. [30, с. 601–602]
Начало процессу формирования системы земельных органов — органов государственного управления сельским хозяйством было положено в первые послереволюционные месяцы. [3, с. 205–206]
Система земельных органов возглавлялась Народным Комиссариатом Земледелия (НКЗемом), образованным в конце 1917 г. и принадлежавшим согласно Конституции Союза ССР 1924 г. к группе республиканских наркоматов. [3, с. 205–206]
В соответствии с решением ноябрьского Пленума ЦК ВКП (б) 1929 г. [16, с. 41–42] с целью обеспечить «внесение единства в планирование и руководство сельскохозяйственным производством в масштабе Союза ССР и сосредоточение в едином центре непосредственного управления крупными сельскохозяйственными предприятиями», с тем, чтобы «в максимальной степени обеспечить развитие инициативы и самостоятельности союзных республик ...» постановлением ЦИК СССР от 7 декабря 1929 г. (без номера) «Об образовании Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР» [21; 26] НКЗем был преобразован в объединенный союзно-республиканский наркомат. [3, с. 206]
Данным постановлением на преобразованный НКЗем было возложено решение следующих основных задач:
1) Организация и управление сельскохозяйственными предприятиями союзного значения.
2) Руководство и объединение работы сельскохозяйственной кооперации и системы сельскохозяйственного кредита.
3) Организация обслуживания сельского хозяйства по линии снабжения машинами, тракторами и удобрениями, метеорологической службы, ирригации, переселения, борьбы с вредителями и болезнями растений, ветеринарии, борьбы с эпизоотиями, создания необходимой сети проектировочных и строительных предприятий.
4) Руководство сельскохозяйственной электрификацией и постановкой дела первичной обработки сельскохозяйственных продуктов.
5) Организация и руководство переселенческим делом.
6) Организация и руководство научно-опытной работой в области сельского хозяйства.
7) Наблюдение за ведением лесного хозяйства.
8) Руководство созданием и переподготовкой кадров для реорганизующегося сельского хозяйства.
9) Разработка генерального плана развития сельского хозяйства, перспективного плана и ежегодных контрольных цифр.
10) Руководство проведением посевных кампаний. [21; 26]
В развитие постановления ЦИК СССР от 7 декабря 1929 г. «Об образовании Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР» [21; 26] было принято постановление СНК СССР от 6 января 1930 г. (без номера) «О задачах Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР» [6; 26], конкретизировавшее задачи НКЗема по осуществлению руководства сельским хозяйством.
Народные комиссариаты земледелия были образованы также во всех союзных и автономных республиках, а местные органы — земельные управления и отделы — соответственно во всех краевых (областных) и районных исполнительных комитетах (кроме того — при городских советах, в ведении которых находились пригородные сельскохозяйственные районы). [3, с. 206]
Место районных органов управления сельским хозяйст­вом — районных земельных отделов в структуре районных исполнительных комитетов было определено соответствующим Положением о земельных отделах исполкомов, принятым в 1919 г. [30, с. 602]
Структура местных земельных органов (в т.ч. районных земельных отделов) периодически изменялась. Это было вызвано организационными мероприятиями по совершенствованию как структуры и штатов органов исполнительной власти в целом, так и изменением штатов районных земельных отделов — в частности.
Так, например, постановлением президиума ЦИК СССР от 9 августа 1930 г. (без номера) «О структуре и типовых ориентировочных штатах районных исполнительных комитетов» [17] была определена, в частности, и примерная структура районного земельного отдела (см. табл.).
Таблица
О структуре и типовых ориентировочных штатах районных исполнительных комитетов. (Извлечение)
(Постановление комиссии президиума Центрального исполнительного комитета Союза ССР по ликвидации округов от 8 августа 1930 г.)
В соответствии с постановлением СНК СССР от 29 мая 1932 г. № 843 «О разрешении Народному комиссариату земледелия Союза ССР учредить должность инспекторов по учету при районных земельных управлениях» [10] в целях лучшей постановки учета в земельных органах Наркомзему СССР было поручено учредить в каждом административном районе должность инспектора по учету.
В октябре 1932 г. управление государственными зерновыми и животноводческими совхозами было изъято от ведения НКЗема СССР и сосредоточено в организованном в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 1 октября 1932 г. (без номера) «Об образовании Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР» [22] союзном наркомате — Народном комиссариате зерновых и животноводческих совхозов (Наркомсовхозов). Всесоюзные объединения совхозов были переданы в ведение и управление Наркомсовхозов и реорганизованы в его управления.
В этой связи работа НКЗема СССР и всей системы земельных органов (машинно-тракторных станций, районных земельных отделов) была сосредоточена, главным образом, на обслуживании и руководстве колхозами. [22]
Кроме того, после реорганизации в соответствии с выше названным постановлением ЦИК СССР Трактороцентра, в составе НКЗема СССР были образованы отраслевые специализированные трактороцентры: зерновой, хлопковый, свекловичный, льняной, овоще-картофельный, машиносенокоснвый — с соответствующими органами на местах (обл.-край-трактор). [22]
С 1 января 1932 г. НКЗем СССР распался на ряд административных управлений и частей:
● Управление организации колхозного труда и распределение доходов;
● Управление животноводства;
● Управление полеводства и агроконтроля;
● Управление технических и новых культур;
● Кормовое управление;
● Управление снабжения, эксплуатации и ремонта. [1, с. 603]
В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 2 декабря 1932 г. (без номера) «О Народном комиссариате зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР» [7] на общесоюзный Народный комиссариат зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР было возложено «плановое, организационное и оперативно-производственное руководство зерновыми и животноводческими совхозами общесоюзного значения», осуществляемое «через всесоюзные зерновые и животноводческие тресты».

В основу структуры центрального аппарата Наркомсовхозов было положено создание отраслевых главных управлений: зерновых совхозов, молочно-мясных совхозов, свиноводческих совхозов, овцеводческих совхозов — с возложением на каждое из них всех функций по управлению соответствующими совхозами; кроме того в структуру Наркомсовхозов были включены главное управление учебными заведениями (с подчинением ему вузов, техникумов и школ по особому списку Наркомсовхозов) и политическое управление.
В состав Главного управления зерновых совхозов и главных управлений животноводческих совхозов включались соответствующие отделы (всего по 6 отделов) согласно производственной направленности управлений и сектора (плановый, строительный, кадров, по научно-исследовательским учреждениям).
Во изменение постановления ЦИК и СНК СССР от 2 декабря 1932 г. (без номера) «О Народном комиссариате зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР» [7], в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 апреля 1934 г. № 92/936 «О реорганизации Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов и его местных органов» [15; 14], сохранив уполномоченных Наркомсовхозов при советах народных комиссаров союзных республик, управления уполномоченных Наркомсовхозов в краях, областях и автономных республиках были ликвидированы. При этом право контроля над деятельностью совхозных трестов Наркомзема было предоставлено советам народных комиссаров автономных республик, краевым и областным исполнительным комитетам.
Постановлением СНК СССР от 19 февраля 1935 г. № 263 «О Главном Управлении масличных культур при Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР» [5] Наркомзему СССР было разрешено организовать без увеличения общего штата Главное Управление масличных культур, а в ряде краевых (областных) земельных управлениях — управления масличных культур, прикрепив к Главному Управлению масличных культур Наркомзема СССР 270 машино-тракторных станций с большими посевами подсолнуха.
Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 25 февраля 1935 г. (без номера) «Об организации отдела землеустройства при Наркомземе СССР» [25] в связи с возложением на Наркомзем СССР руководства, планирования и контроля над работами по введению севооборотов и землеустройству, было разрешено организовать в структуре Наркомзема СССР без увеличения общего штата отдел землеустройства; Наркомзему СССР было поручено в месячный срок разработать положение об отделе землеустройства, план мероприятий по землеустройству, ликвидации чересполосицы и других недостатков землепользования и план введения в установленные правительством сроки севооборотов.
Постановлением СНК СССР от 4 мая 1935 г. № 828 «Об организации Главного Управления новых лубяных культур при Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР» [24] из Главного Хлопкового Управления Наркомзема СССР (предусмотренного отраслевой структурой Наркомзема СССР, утвержденной постановлением ЦИК и СНК СССР от 4 апреля 1934 г. № 90/744 «О реорганизации Народного комиссариата земледелия Союза ССР, республиканских и местных земельных органов» [13]) был выделен Отдел новых лубяных культур с преобразованием его в Главное Управление новых лубяных культур Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР (кендырь, кенаф, южная конопля, канатник).
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1935 г. № 12/1486 «Об образовании Главного Управления Землеустройства в составе Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР» [20], исходя из необходимости усилить централизованное руководство и планирование мероприятий по землеустройству, в особенности, по межколхозному и внутриколхозному, в связи с закреплением земель в бессрочное пользование колхозов, в составе Наркомзема СССР было образовано Главное Управление Землеустройства, осуществлявшее свои задачи через отделы землеустройства и мелиорации наркомземов союзных и автономных республик, краевых и областных земельных управлений и землеустроительный аппарат районных земельных отделов. Управление землеустройства Наркомзема РСФСР было объединено с Отделом местной мелиорации и торфа того же наркомата в Отдел землеустройства и мелиорации с возложением на этот отдел руководства проведением мероприятий по землеустройству лишь в районах Крайнего Севера Союза ССР.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1935 г. № 26/2561 «О реорганизации Народного Комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов» [14] с последующим изменением, внесенным постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 сентября 1937 г. № 109/1689 «О порядке назначения и смещения административно-технического персонала совхозов Наркомсовхозов» [8], в целях дальнейшего организационно-хозяйственного укрепления совхозов и обеспечения их более подготовленными руководящими кадрами, ликвидации излишних промежуточных звеньев, сокращения управленческого аппарата и улучшения руководства совхозами со стороны Наркомсовхозов СССР за некоторым исключением были ликвидированы или слиты существовавшие тресты Наркомсовхозов. Непосредственное руководство совхозами, входившими в состав ликвидированных трестов, было возложено на Наркомсовхозов. Кроме того, главные управления Наркомсовхозов были реорганизованы в производственно-территориальные управления, охватившие различные регионы страны:
1) Главное управление зерносовхозов — в 5 производственно-территориальных управлений;
2) Главное управление молочно-мясных совхозов — в 9 производственно-территориальных управлений;
3) Главное управление свиносовхозов — в 6 производственно-территориальных управлений;
4) Главное управление овцесовхозов — в 3 производственно-территориальные управления. [14]
Кроме того, было образовано Управление каракулеводческих совхозов, объединившее соответствующие тресты и совхозы различных регионов страны.
В составе управлений зерновых совхозов были образованы следующие группы и отделы:
а) агрономическая группа;
б) инженерная группа;
в) зоотехническая группа;
г) строительная группа;
д) планово-финансовый отдел;
е) отдел кадров;
ж) отдел учета;
з) бухгалтерия;
и) инспекторская группа. [14]
В составе животноводческих управлений, помимо вышеперечисленных групп и отделов, была образована ветеринарная группа.
Политуправление и Управление учебными заведениями, центральные отделы и сектора в структуре Наркомсовхозов, организованные в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 22 апреля 1934 г. [15], были оставлены без изменения.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1935 г. № 26/2561 [14] с последующим изменением, внесенным постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 сентября 1937 г. № 109/1689 «О порядке назначения и смещения административно-технического персонала совхозов Наркомсовхозов» [8], были расширены права директоров совхозов по управлению хозяйствами, как самостоятельными хозрасчетными предприятиями, в частности им было предоставлено право:
а) самостоятельно назначать и смещать весь административный и технический персонал совхозов, за исключением заместителя директора и главного бухгалтера совхоза, назначаемых и смещаемых народным комиссариатом по представлению директора совхоза (постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 сентября 1937 г. № 109/1689 «О порядке назначения и смещения административно-технического персонала совхозов Наркомсовхозов» [8] во изменение пункта «а» статьи 7 постановления ЦИК и СНК СССР от 28 ноября 1935 г. № 26/2561 «О реорганизации Народного Комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов» [14] было установлено, что заместители директоров, главные бухгалтера и старшие специалисты совхозов — старшие агрономы, старшие зоотехники, ветеринарные врачи и инженеры-механизаторы назначаются и смещаются директорами совхозов с разрешения начальника производственно-территориального управления Наркомсовхозов СССР по совхозам союзного подчинения и народных комиссаров зерновых и животноводческих совхозов союзных республик — по республиканским совхозам);
б) распоряжаться в пределах утвержденного пормфинплана и лимитов, всеми средствами совхозов;
в) самостоятельно, в пределах утвержденного народным комиссариатом общего плана строительства данного совхоза, устанавливать конкретные объемы строительства, за исключением сверхлимитных;
г) непосредственно заключать, в пределах ассигнований на соответствующие мероприятия, всякого рода хозяйственные договоры.
На контору «Совхозснабжение» при Наркомсовхозов было возложено снабжение совхозов средствами производства, стройматериалами и другими товарами как по централизованным фондам, так и по децентрализованным заготовкам.
Наркомсовхозв было разрешено:
● организовать в пределах существовавшего штата снабженческого аппарата Наркомсовхозов краевые и областные отделения «Совхозснабжения»;
● организовать Всесоюзную хозрасчетную контору по эксплуатации автотранспорта — «Сооюзсовхозтранс» с отделениями в краях и областях; предписывалось передать в распоряжение «Союзсовхозтранса» не менее 4000 грузовых автомашин из совхозов Наркомсовхозов, в распоряжении совхозов предписывалось оставить минимальное количество машин, необходимое для их хозяйственного обслуживания.
В связи с образованием в течение 1936 г. в соответствии с постановлениями ЦИК СССР в союзных республиках Народных Комиссариатов Зерновых и Животноводческих Совхозов [11; 12], постановлением ЦИК и СНК СССР от 15 февраля 1937 г. № 88/261 «О структуре Народного комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР» [19] с дополнением, внесенным постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 сентября 1937 г. № 108/1639 «Об организации в Народном Комиссариате Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР отдела Ветеринарной Службы» [23], была установлена новая структура Наркомсовхозов СССР:
1. Производственно-территориальные управления:
1) Два Управления зерновых совхозов, объединявшие зерновые совхозы общесоюзного значения различных регионов страны. Каждое из управлений имело в своем составе: а) агрономический отдел; б) инженерно-технический отдел; в) зооветеринарный отдел; г) плановый отдел; д) финансовый отдел; е) отдел учета и статистики; ж) бухгалтерию; з) строительный отдел; и) отдел кадров; е) секретариат; л) инспекторскую группу.
2) Три управления молочно-мясных совхозов, объединявшие молочно-мясные совхозы общесоюзного значения различных регионов страны.
3) Три управления свиноводческих совхозов, объединявшие свиноводческие совхозы общесоюзного значения различных регионов страны.
4) Одно управление овцеводческих совхозов, объединявшее овцеводческие и каракулеводческие совхозы общесоюзного значения различных регионов страны.
5) Одно управление оленеводческих совхозов, объединявшее оленеводческие совхозы общесоюзного значения различных регионов страны.
Каждое из управлений животноводческих совхозов имело в своем составе: а) агрономический отдел; б) инженерно-технический отдел; в) зоотехнический отдел; г) ветеринарный отдел; д) плановый отдел; ж) отдел учета и статистики; з) бухгалтерию; и) строительный отдел; к) отдел кадров; л) секретариат; м) инспекторскую группу.
2. Отдел совхозов республиканского значения, имевший в своем составе сектора: 1) зерновых совхозов; 2) молочно-мясных совхозов; 3) свиноводческих совхозов; 4) овцеводческих совхозов.
3. Управление учебными заведениями, имевшее в своем составе: 1) отдел высших учебных заведений; 2) отдел техникумов; 3) отдел повышения квалификации; 4) планово-финансовый отдел; 5) строительный отдел; 6) бухгалтерию.
4. Политическое управление.
5. Отделы:
1) Плановый;
2) Финансовый;
3) Главной Бухгалтерии;
4) Учета и Статистики;
5) Транспортный;
6) Юридический;
7) Специальный;
8) Административно-хозяйственный;
9) Главный секретариат Народного комиссариата, имевший в своем составе секретно-шифровальный отдел.
10) Ветеринарной Службы (в соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 сентября 1937 г. № 108/1639 «Об организации в Народном Комиссариате Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР отдела Ветеринарной Службы» [23]).
6. Непосредственно при Народном Комиссаре Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР состояли:
а) сектор кадров;
б) центральный арбитраж;
в) научно-технический совет;
г) отдел по делам изобретательства;
д) группа инспекторов по проверке выполнения.
7. В непосредственном ведении Народного Комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР состояли действовавшие на началах хозяйственного расчета Всесоюзные конторы «Совхозснабжение» и «Союзсовхозтранс». [19; 23]
СНК Союза ССР 29 декабря 1937 г. признал необходимым провести ряд изменений структуры Наркомсовхозов Союза ССР, направленных на обеспечение повседневного оперативного руководства, с образованием в главных управлениях производственно-распорядительных отделов для повседневного контроля и помощи работе совхозов. Наркомсовходзов было предложено исходить из целесообразности создания опорных баз союзного наркомата по зерновому и животноводческому хозяйству в решающих сельскохозяйственных районах, в том числе в Поволжье и Сибири. [4, с. 207]
Постановлением СНК СССР от 17 февраля 1938 г. № 180 «Об утверждении «Положения о Народном Комиссариате Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР»« [28] было утверждено соответствующее «Положение о Народном Комиссариате Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР», в котором нашли отражение все предшествующие изменения структуры Наркомсовхозов СССР.
В соответствии с данным Положением для Наркомсовхозов СССР была установлена управленческая структура, основу которой составили производственно-отраслевые главные управления:
1. Три Главных Управления зерновых совхозов (по регионам страны).
2. Главное Управление мясных совхозов.
3. Главное Управление молочных совхозов.
4. Главное Управление свиноводческих совхозов.
5. Главное Управление овцеводческих совхозов.
6. Главное Управление племенных совхозов.
7. Главное Ветеринарное Управление.
8. Главное Управление учебными заведениями.
9. Политическое Управление. [28]
Данные управления осуществляли руководство совхозами республиканского подчинения соответствующей отрасли через народные комиссариаты зерновых и животноводческих совхозов союзных республик.
В результате последовательных реорганизаций системы государственного управления совхозным сектором с соответствующими последовательными изменениями структуры Народного Комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР (трестированная структура в 1932 г.; производственно-отраслевая структура в 1934 г.; производственно-территориальная структура в 1937 г.; производственно-отраслевая территориальная структура в 1938 г.) вместо четырехуровневой системы (Наркомсовхозов, Всесоюзное объединение (трест) зерновых (животноводческих) совхозов, трест, предприятие (совхоз)) для совхозов общесоюзного значения стала действовать трехуровневая (Главное производственно-отраслевое территориальное управление Наркомсовхозов, трест, предприятие (совхоз)). [29, с. 11]
В соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1939 г. № 2007 «О структуре Наркомзема СССР, Наркомземов РСФСР и УССР, наркомземов автономных республик, краевых, областных и районных земельных отделов» [18] в целях ликвидации организационных недочетов в построении аппарата Наркомзема СССР, Наркомземов РСФСР УССР, наркомземов автономных республик, краевых, областных и районных земельных отделов было решено реорганизовать управленческий аппарат указанных государственных земельных органов по производственно-территориальному принципу.
В соответствии с этим для Наркомзема СССР была установлена структура, основу которой составили десять главных производственно-территориальных управлений, образованных для руководства сельским хозяйством (планирование, финансирование, материальное снабжение), работой машинно-тракторных станций и организационно-хозяйственным укреплением колхозов. Каждое главное производственно-территориальное управление объединяло под своим началом колхозы определенных регионов страны (союзных и автономных республик, областей и краев).
Главные производственно-территориальные управления имели в своем составе:
● главный агроном (заместитель начальника Главного управления) с группой агрономов-специалистов по семеноводству, борьбе с вредителями сельскохозяйственных культур, химизации;
● главный инженер по механизации с группой инженеров-механизаторов сельского хозяйства;
● главный инженер по строительству с группой инженеров-строителей;
● главный инженер-мелиоратор с группой специалистов-ирригаторов, мелиораторов и агромелиораторов;
● главный бухгалтер с группой специалистов;
● планово-финансовый отдел;
● отдел подбора и подготовки кадров;
● производственно-территориальные сектора по группам районов;
● сектор учета и статистики. [18]
Кроме того, в структуре Наркомзема СССР были организованы следующие производственные и специальные главные управления:
● Главное управление животноводства.
● Главное управление коневодства.
● Главное ветеринарное управление.
● Главное управление агротехники и механизации сельского хозяйства.
● Главное сортовое управление.
● Главное управление землеустройства.
● Главное управление ирригационного и мелиоративного строительства.
● Главное управление кадров.
● Главное управление научно-исследовательских учреждений.
● Главное управление вузов и техникумов.
● Главное управление подготовки массовых кадров.
● Главное управление по производству биопрепаратов.
● Главное управление водного хозяйства.
● Главное управление подсобных колхозных предприятий и мукомолья. [18]
Для каждого из главных управлений была разработана структура в соответствии с его профилем с подчинением некоторым главным управлениям соответствующих их профилю организаций.
В структуре центрального аппарата Наркомзема СССР были организованы отделы и сектора общего, экономического, юридического и отраслевого направления (всего 21 отдел и сектор).
Данным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) было определено, что в непосредственном ведении Наркомзема СССР состояли учреждения и хозяйственные организации научного, научно-исследовательского, снабженческого и обслуживающего назначения.
Непосредственно при Народном Комиссаре земледелия СССР состояли:
● Технический совет и
● Водохозяйственный научно-технический совет для экспертизы проектов и смет водохозяйственного строительства Наркомзема СССР.
Согласно вышеназванному постановлению СНК СССР и ЦК ВКП (б) [18] были ликвидированы управления, отделы и сектора различных производственных направлений в рамках отрасли сельского хозяйства, образованные в соответствии с постановлениями ЦИК и СНК СССР от 4 апреля 1934 г. № 90/744 «О реорганизации Народного комиссариата земледелия Союза ССР, республиканских и местных земельных органов» [13], СНК СССР от 19 февраля 1935 г. № 263 «О Главном Управлении масличных культур при Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР» [5], СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 25 февраля 1935 г (без номера) «Об организации отдела землеустройства при Наркомземе СССР» [25], СНК СССР от 4 мая 1935 г. № 828 «Об организации Главного Управления новых лубяных культур при Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР» [24], ЦИК и СНК СССР от 17 июля 1935 г. № 12/1486 «Об образовании Главного Управления Землеустройства в составе Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР» [20].
Из ведения Наркомзема СССР и наркомземов союзных республик в ведение соответственно Наркомсовхозов СССР, наркомсовхозов союзных республик и Наркомпищепрома СССР был передан ряд совхозов в зависимости от их производственного направления.
Изменения организационно-управленческой структуры Наркомзема РСФСР были предопределены необходимостью возложения на этот орган руководства всеми видами животноводства, садоводства, виноградарства, овощеводства и мелиорации.
В этой связи в составе Наркомзема РСФСР было образовано три управления животноводства, охвативших определенные регионы (автономные республики, края и области) РСФСР.
Остальные изменения были проведены в порядке, аналогичном изменениям структуры Наркомзема СССР.
В структуре Наркомзема УССР было организовано пять производственно-территориальных управлений, охвативших территорию республики. Остальные изменения были аналогичны выше описанным.
В структуре наркомземов автономных республик, краевых и областных земельных отделов были организованы производственно-территориальные управления из расчета одно управление на 20–30 МТС.
Остальные изменения зависели от специфики функционирования данных земельных органов и производились в порядке, аналогичном выше описанному.
Данным постановлением СНК СССР и ЦК ВКП (б) [18] была установлена следующая типовая структура районного земельного отдела:
● главный агроном с группой агрономов;
● старший зоотехник с группой специалистов;
● инструкторская группа (3–7 человек) из инструкторов-организаторов по колхозному учету с закреплением за каждым инструктором определенного количества колхозов;
● старший ветврач с группой ветврачей, фельдшеров;
● старший землеустроитель с группой землемеров;
● инженеры (техники)-строители;
● контрольно-семенная лаборатория;
● инкубаторная станция (в районах с развитым птицеводством);
● старший лесомелиоратор (в районах посадок защитных полос);
● мелиоратор и торфмейстер (в районах нечерноземной полосы). [18]
Совершенствование системы государственного управления колхозным сектором привело к созданию в структуре Народного Комиссариата Земледелия СССР организационно-колхозного отдела (постановление СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1939 г. № 2007 [18]) с возложением на него руководства вопросами колхозного строительства и осуществления контроля за соблюдением Примерного устава сельскохозяйственной артели [29, с. 11].
Сформированная к концу 1939 года и описанная выше система органов государственного управления сельским хозяйством в СССР за период 1940 — 1945 годов существенных изменений не претерпела.


Литература
1. Земельные органы // БСЭ. — 1-е изд. — М., 1933. — Т. 26. — С. 602–604.
2. Министерства // БСЭ. — 2-е изд. — М., 1954. — Т. 27. — С. 529–532.
3. Народный комиссариат земледелия (НКЗем) // БСЭ. — 1-е изд. — М., 1939. — Т. 41. — С. 205–206.
4. Народный комиссариат зерновых и животноводческих совхозов // БСЭ. — 1-е изд. — М., 1939. — Т. 41. — С. 206–207.
5. О Главном Управлении масличных культур при Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР. Постановление Совета Народных комиссаров Союза ССР от 19 февраля 1935 г. № 263 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1935 г., № 11, ст. 88.
6. О задачах Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 6 января 1930 г. (без номера) // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1930 г., № 3, ст. 44.
7. О Народном комиссариате зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР. Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 2 декабря 1932 г. (без номера) // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1932 г., № 79, ст. 482.
8. О порядке назначения и смещения административно-технического персонала совхозов Наркомсовхозов. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР от 27 сентября 1937 г. № 109/1689 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1937 г., № 65, ст. 291.
9. О преобразовании Совета Народных Комиссаров СССР в Совет Министров СССР и Советов Народных Комиссаров союзных и автономных республик — в Советы Министров союзных и автономных республик. Закон СССР от 15 марта 1946 г. (без номера) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1946 г., № 10 (419), 28 марта 1946 г., стр. 1.
10. О разрешении Народному комиссариату земледелия Союза ССР учредить должность инспекторов по учету при районных земельных управлениях. Постановление Совета народных комиссаров Союза ССР от 29 мая 1932 г. № 843 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1932 г., № 44, ст. 266.
11. О разрешении образования в РСФСР народных комиссариатов Легкой, Пищевой, Лесной Промышленности, Зерновых и Животноводческих Совхозов. Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 19 октября 1936 г. (без номера) // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1936 г., № 55, ст. 431.
12. О разрешении образования в Украинской ССР народных комиссариатов Легкой, Пищевой, Лесной Промышленности, Зерновых и Животноводческих Совхозов. Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 21 октября 1936 г. (без номера) // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1936 г., № 55, ст. 432.
13. О реорганизации Народного комиссариата земледелия Союза ССР, республиканских и местных земельных органов. Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 4 апреля 1934 г. № 90/744 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1934 г., № 18, ст. 140.
14. О реорганизации Народного Комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 28 ноября 1935 г. № 26/2561 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1935 г., № 60, ст. 485.
15. О реорганизации Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов и его местных органов. Постановление Центрального исполнительного комитета и Совета народных комиссаров Союза ССР от 22 апреля 1934 г. № 92/936 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1934 г., № 21, ст. 167.
16. О союзном Наркомземе. Резолюция Пленума ЦК ВКП (б). Москва. 10–17 ноября 1929 г. // КПСС. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898–1986). Т. 5. 1929–1932. — 9-е изд., доп. и испр. — М.: Политиздат, 1984. — 446 с. — В надзаг.: Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — С. 39–42.
17. О структуре и типовых ориентировочных штатах районных исполнительных комитетов. Постановление президиума Центрального исполнительного комитета Союза ССР от 9 августа 1930 г. (без номера) // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1930 г., № 42, ст. 433.
18. О структуре Наркомзема СССР, Наркомземов РСФСР и УССР, наркомземов автономных республик, краевых, областных и районных земельных отделов. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета ВКП (б) от 5 декабря 1939 г. № 2007 // Собрание постановлений и распоряжений правительства Союза ССР, 1940 г., № 1, ст. 4.
19. О структуре Народного Комиссариата Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 15 февраля 1937 г. № 88/261 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1937 г., № 13, ст. 39.
20. Об образовании Главного Управления Землеустройства в составе Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 17 июля 1935 г. № 12/1486 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1935 г., № 40, ст. 328.
21. Об образовании Народного Комиссариата Земледелия Союза ССР. Постановление Центрального Исполнительного Комитета Союза ССР от 7 декабря 1929 г. (без номера) // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1929 г., № 75, ст. 718.
22. Об образовании Народного комиссариата зерновых и животноводческих совхозов Союза ССР. Постановление Центрального исполнительного комитета Союза ССР от 1 октября 1932 г. (без номера) // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1932 г., № 71, ст. 435.
23. Об организации в Народном Комиссариате Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР Отдела Ветеринарной Службы. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 17 сентября 1937 г. № 108/1639 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1937 г., № 62, ст. 271.
24. Об организации Главного Управления новых лубяных культур при Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 4 мая 1935 г. № 828 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1935 г., № 26, ст. 212.
25. Об организации отдела землеустройства при Наркомземе СССР. Постановление Совета Народных Комиссаров и Центрального Комитета ВКП (б) от 25 февраля 1935 г. (без номера) // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1935 г., № 18, ст. 139.
26. Об отсрочке утверждения Положения о Народном Комиссариате Земледелия Союза ССР. Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 13 января 1930 г. (без номера) // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1930 г., № 3, ст. 38.
27. Об установлении ориентировочных штатов районных земельных отделов в связи с ликвидацией райколхозсоюзов. Постановление президиума Центрального исполнительного комитета от 23 февраля 1933 г. (без номера) // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1933 г., № 23, ст. 129.
28. Об утверждении «Положения о Народном Комиссариате Зерновых и Животноводческих Совхозов Союза ССР». Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 17 февраля 1938 г. № 180 // Собрание Законов и Распоряжений Рабоче-Крестьянского Правительства Союза ССР, 1938 г., № 4, ст. 12.
29. Управление агропромышленным комплексом / Под ред. И.Г. Ушачева. — М.: Агропромиздат, 1985. — 336 с.
30. Шестаков А. Земельные комитеты // БСЭ. — 1-е изд. — М., 1933. — Т. 26. — С. 601–602.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия