Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Стасюк Т. П.
соискатель кафедры экономики природопользования и сервиса экосистем Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики

Системы социальной защиты населения в рамках региональной социально-экономической политики
В статье рассматриваются основные подходы, принципы и аспекты построения систем социальной защиты населения в рамках реализации региональной социально-экономической политики
Ключевые слова: региональная социально-экономическая политика, социальная защита, социально-эколого-экономическая устойчивость региона

Одной из явно выраженных тенденций развития современной России является регионализация социально-экономических процессов, что нашло отражение в повышенном внимании к ней всех экономических субъектов (органов власти и управления различных уровней, хозяйствующих субъектов, домохозяйств). Реальное движение в направлении регионализации сопряжено с необходимостью повышения эффективности экономико-организационных механизмов, которые призваны обеспечить результативность происходящих процессов.
Одним из критериев благополучного регионального развития является социально-эколого-экономическая устойчивость (СЭЭУ) региона (субъекта РФ), представляющая собой такое состояние региональных систем, при котором обеспечиваются экономический рост, социальная стабильность и экологическая безопасность региона.
Нарушение СЭЭУ влечет за собой возникновение ущербов различного характера: экономических, социальных, экологических.
Для достижения СЭЭУ необходима разработка эффективной региональной социально-экономической политики, сущностью которой является управление региональным развитием для достижения общенациональных целей.
Формирование концептуальных основ и выработка эффективных инструментов региональной социально-экономической политики является актуальной теоретической и практической проблемой. Ее повышенная сложность обусловлена, с одной стороны, разнообразием функций, которые выполняют органы власти и управления, а также географических, природно-климатических, социально-экономических условий, в которых осуществляется их хозяйственная, управленческая и социальная деятельность; с другой — ограниченными возможностями использования зарубежного опыта, адекватного иной институциональной среде [2, 3].
Автором, на основе анализа существующих научных и нормативных источников было сконструировано следующее определение региональной социально-экологической политики:
Региональная социально-экономическая политика — это гармонизированная и согласованная совокупность мер и действий, осуществляемых органами власти, бизнес-сообщества, социальных институтов и населения региона, направленная на достижение социально-эколого-экономической устойчивости региона.
Региональная социально-экономическая политика, прежде всего, призвана гарантировать населению минимальный доход, социально защищать население от болезней, инвалидности, безработицы, старости. При этом обеспечение государством минимальных условий жизни касается только тех, кто не может это сделать самостоятельно.
Неотъемлемыми составляющими этой политики являются отношения социальной защиты.
Федеративная форма устройства, региональные различия и региональная дифференциация, предполагают необходимость разработки и реализации механизмов управления социальной защитой населения и ее элементов на территориальном уровне. Центральной проблемой при формировании региональных систем социальной защиты является разграничение полномочий между федеральным центром и органами государственной власти субъектов РФ по вопросам социальной защиты. Действующее законодательство совершенно не адаптировано к федеративному устройству страны и региональным особенностям [1, 2].
На федеральном уровне должны быть установлены общие принципы, условия, правовые и организационные формы предоставления социальной помощи. Должен быть установлен перечень минимальных услуг, которые обеспечивают минимальные жизненные потребности.
Федеральное социальное законодательство должно быть рамочным, устанавливающим основные запреты и ограничения. Субъектам РФ необходимо предоставить дискреционные полномочия в пределах, установленных федеральным законодательством.
Необходимость в разграничении предметов ведения между РФ и ее субъектами обусловлена следующими причинами:
Во-первых, в демократическом государстве в условиях рыночной экономики предполагается наличие достаточно ограниченных административных ресурсов. С такими ресурсами задачу управления можно эффективно решить только в том случае, если приблизить органы управления СЗ к объекту управления, в том числе позволив (в определенных пределах) осуществлять необходимое нормативное правовое регулирование на соответствующем уровне.
Во-вторых, субъекты РФ существенно отличаются друг от друга по уровню социально-экономического развития, в том числе в части специальных материальных финансовых и человеческих ресурсов. Это требует учета в правовом регулировании, который возможно осуществить, предусмотрев в нормативных правовых актах федерального законодательства особенности всех субъектов РФ, либо предоставив им полномочия и соответствующие материальные ресурсы, чтобы они сами, в рамках, установленных федеральным законодательством, регулировали отношения в сфере здравоохранения с учетом региональной специфики.
В-третьих, необходимо построение комплексной модели социальной защиты, которая во многих странах доказала свою эффективность. Она предполагает комплексный подход к решению вопросов социальной защиты населения, привлекая для управления и финансирования учреждений социальной защиты все властные уровни, предусматривая дифференцирование ответственности за организацию социального обслуживания между органами власти, системное развитие через взаимодействие всех органов власти.
Эта модель перспективна, поскольку взаимодействие административно-территориальных единиц, социальных институтов, населения внутри региона позволит:
— учесть национальную, территориальную, экономическую, социальную специфику каждого из субъектов РФ;
— законодательно закрепить участие в управлении социальной защитой всех уровней власти, населения, общественных организаций, хозяйствующих субъектов;
— четко разграничить полномочия между субъектами управления и разработать механизмы их координации;
— упорядочить материальные и финансовые потоки.
Для внедрения данной модели очевидна необходимость и перспективность разработки региональной системы защиты населения субъекта РФ, что позволит организовать комплексную и социальную защиту различных категорий граждан в территориальном разрезе [3].
Основными компонентами такой системы являются: объекты, субъекты, методы и направления деятельности. Объектами РССЗ являются все категории граждан, проживающие на территории субъекта и нуждающиеся в социальной защите. Классифицировать объекты можно различным образом: с учетом возрастных этапов развития; по состоянию здоровья; по приоритетности оказания помощи (с учетом трудной жизненной ситуации); с учетом девиантного поведения; по особому положению и т.д.
К субъектам РССЗ относятся:
— органы власти субъектов РФ;
— местные органы власти (органы управления муниципальными образованиями первого и второго уровней);
— сеть учреждений социального обслуживания;
— органы управления предприятий, организаций, учреждений, учебных заведений и т.д., а также трудовые коллективы, профсоюзы;
— политические партии;
— неправительственные организации (общественные объединения, благотворительные организации и учреждения, действующие на территории субъекта);
— средства массовой информации;
— церковные учреждения;
— семья;
— образовательные и учебно-воспитательные учреждения;
— социальные работники;
— отдельные граждане (например, преподаватели, научные деятели, спонсоры, волонтеры и т.д.).
Методами управления РССЗ являются: организационно-административные, основанные на прямых директивных указаниях; экономические, обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические, применяемые с целью повышения социальной активности субъектов системы.
К мероприятиям, реализуемым в рамках РССЗ можно отнести:
1. Мероприятия превентивного характера, т.е. снижение вероятности появления граждан, нуждающихся в социальной защите (например, профилактика сиротства, организация ежегодного профилактического медицинского осмотра и т.д.).
2. Социальное обеспечение.
3. Обеспечение и содействие социализации и адаптации отдельных категорий граждан (например, трудоустройство инвалидов).
4. Популяризация мероприятий в рамках социальной защиты.
5. Содействие развитию благотворительности.
При создании РССЗ необходимо уточнить следующие аспекты:
— Правовой аспект построения и функционирования РССЗ.
Для построения РССЗ необходима система законодательства, то есть взаимосвязанный комплекс законов и других нормативных актов, регулирующих функционирование данной системы.
В качестве основополагающего документа должен выступать Закон субъекта РФ «О принципах построения РССЗ», являющийся «мини-конструкцией» и регулирующий отношения между всеми субъектами РССЗ посредством признания их прав и определения круга обязанностей.
— Территориальный аспект построения и функционирования РССЗ.
Как правило, в работах по социальной защите различных категорий граждан отмечается недооценка территориального аспекта, ходя совершенно очевиден учет региональных особенностей.
Региональные особенности представляют специфические различия в условиях общественного воспроизводства, социально-экономической структуре, культуре отдельных регионов. Вытекают они из различий географической среды, местных традиций, национальной структуры, особенностей производства и экономических отношений региона. При построении РССЗ необходимо учитывать уровень жизни населения региона, структуру потребления жизненных благ, структуру занятости населения, специализацию региона, степень развитости социальной инфраструктуры, культуру, местные традиции, религию и другие факторы.
В каждом регионе своя специфика и свои особенности, которые должны учитываться при построении и функционировании РССЗ.
Кроме того, необходимо выстраивать и отношения с другими субъектами РФ, или входящими в их состав муниципальными образованиями.
— Организационный аспект построения и функционирования РССЗ.
Для эффективного функционирования РССЗ необходимо:
— построение организационной структуры, где за каждым субъектом управления будут закреплены определенные функции и полномочия, которые он может выполнять самостоятельно и под свою ответственность;
— создание постоянного взаимодействия субъектов внутри системы, основанное на координации;
— осуществление целенаправленного взаимодействия составляющих систему элементов: субъектов и объектов, т.е. управление системой. Субъект, применяя определенный набор методов, воздействует на объект в рамках того или иного направления. Управляющее воздействие возможно только при наличии определенного организационного механизма.
Механизмы управления имеют сходную структуру, принципы и целевую направленность. Вместе с тем конкретные методы осуществления основных функций управления, выбор организационных структур и механизмов во многом определяются особенностями объекта управления.
— Экономический аспект построения и функционирования РССЗ.
Разработка и функционирование РССЗ должны опираться на определенную материальную базу, поскольку необходимо содержать учреждения, выплачивать пособия, предоставлять льготы, обеспечивать гарантии. Поэтому должны быть созданы механизмы финансирования работы РССЗ за счет различных источников.
Построение региональных систем социальной защиты населения является необходимым условием стабилизации демографических, экономических, социальных, политических процессов и дальнейшего преодоления их негативных тенденций, т.е. достижения принципов устойчивого развития, как в отдельном субъекте, так и в стране в целом.


Литература
1. Гасанов Н.А., Константинова Н.Н. Социальная защита детей-сирот как фактор обеспечения демографической безопасности / Центр региональной экономики СПбНЦ РАН и Правительства Ленинградской области. — СПб, Изд-во СПбИИ РАН «Нестор-История», 2006.
2. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для студ. вузов. 3-е изд. — М.: ГУ ВШЭ, 2003.
3. Константинова Н.Н., Стасюк Т.П. Проблемы регионализации систем социальной защиты населения. — СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2010.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия