Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (36), 2010
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Петряков В. Г.
доцент Башкирского государственного аграрного университета,
кандидат технических наук


Качество товаров и торговля в России в XVI–XVIII вв.
В статье рассматривается развитие рыночной торговли в России периода XVI–XVIII вв., которое способствовало оснащению процесса продаж прилавками, лавками и скамьями. Такие действия позволяли наиболее ярко характеризовать товар, что и определяло его качество. Общественное разделение труда обусловило становление учета качества товаров через их сопоставление с характером потребностей. На повышение уровня качества товаров оказали положительное влияние введение таможенных пошлин, развитие материально-технической базы торговых сетей, укрепление единого общенационального рынка, подъем экономической стабильности России.
Ключевые слова: общественное разделение труда, внутренний рынок, качество товаров, материально-техническая база торговли, внешний товарооборот

Для рассмотрения предмета качества в товароведении на рубеже XVI–XVIII вв. необходимо рассмотреть торгово-технологический процесс этого периода.
В работе А.П. Половникова «Торговля в старой России» отмечается, что в XV–XVI вв. базарная форма торговли в городах стала все в большей мере перерастать в ежедневно действующую рыночную торговлю [1].
Рыночная торговля потребовала оснащения ее, хотя и примитивными, техническими средствами. Такими средствами стали лавки и скамьи, на которых можно было бы сидеть и продавать свои товары. Скамьи-лавки расставлялись рядами на базарных и рыночных площадях.
С увеличением ассортимента товаров появилась потребность устраивать перед лавкой небольшой прилавок, на котором можно было бы выкладывать продаваемый товар.
Подобные действия определялись тем, что понимание качества рассматривалось как какое-то одно доминирующее свойство, наиболее ярко характеризующие товар.
Для удовлетворения общественных потребностей в XVI в. получает распространение ярмарочная торговля. Ярмарки, несомненно, являлись высшей формой оптовой и розничной торговли. Они обеспечивали, с одной стороны, сбыт крупных партий всевозможных товаров, а с другой, давали возможность купцам и потребителям приобретать разнообразные товары и тем самым стимулировали развитие производства. Ярмарки способствовали общественному разделению труда и усиливали в конечном итоге процесс образования внутреннего рынка.
Разделение труда, в свою очередь, способствовало тому, что при производстве товаров становилось возможным учитывать качество, сопоставлять его с потребностями и степенью соответствия им. В этой связи увязывались свойства предметов с характером потребностей, возникли понятия «лучшие» — «хуже». Началась регламентация отдельных элементов требований к товарам.
Общие условия развития внутренней торговли оставались тяжелыми. Рост торговли сдерживался и царскими и казенными (государственными) монополиями на ряд товаров и притеснялся многообразными таможенными пошлинами, оставшимися еще от эпохи феодальной раздробленности.
Для повышения уровня качества товаров таможенные пошлины оказали положительное влияние, но это влияние было краткосрочно. Государственный протекционизм в части ценовой политики не способствовал повышению качества товаров.
По просьбе торговых людей 25 октября 1653 г. был введен Таможенный устав, которым отменялись все виды старых пошлин и вводилась единая пошлина с продажной цены товара в размере 10 денег с 1 рубля (5% с оборота). Это значительно облегчило развитие торговли, привело к росту ее оборотов и в целом имело направленность на улучшение качества товаров.
Новый торговый устав, введенный 22 апреля 1667 г., способствовал развитию внутренней и внешней торговле. В уставе нашла свое отражение проводимая государством меркантилистская политика, которая предусматривала строгое ограничение иностранной торговли, поощрение вывоза и сокращение ввоза с целью притока золота и иностранной валюты. Устав имел крупное организационное значение в формировании единого национального рынка России и способствовал повышению качества товаров.
В дальнейшем на постоянно действующих рынках стали строиться стационарные (а не переносные) лавки, имеющие деревянные стены, рубленные из бревен. В одной из стен устраивалось открывающееся окно, служившее при открытии прилавком. На стенах лавки и над прилавком обычно развешивались товары для показа. Такие лавки по своему устройству напоминали нынешние палатки. Их размеры, по словам иностранца Ант. Поссевина, посетившего Россию в 1581 г., были «так малы, что в одном венецианском магазине найдется больше товаров, нежели в целом ряду московских лавок».
Характер торговой сети вполне соответствовал общему состоянию производительных сил и производственных отношений того времени. Дело в том, что товаров у каждого отдельно взятого товаровладельца было еще очень мало и больших лавок для них не требовалось, а товаровладельцев собиралось на рынок много, так как посредническая торговля через крупных купцов была развита слабо. Поэтому многие торговали еще с рук и на скамьях, в палатках и шалашах, из бочки и рундука.
По мере развития производственных сил и расширения торговых связей в этот период (примерно с XVII века) стала возрастать роль материально-технической базы внутренней торговли.
Процесс образования и укрепления единого общенационального рынка требовал дальнейшего расширения сети торговых предприятий, улучшения торговых процессов и, естественно, качества товаров. При этом в товароведении этот период времени характеризуется как «товароведно-описательный», основным содержанием которого было квалифицированное предоставление товаров с целью ознакомления с их назначением, основными свойствами и способами потребления.
Очевидно, что в этот период в практической деятельности при оценке различных товаров использовался один их основных показателей качества — назначение. Применение этого показателя позволяло определить полезный эффект от использования товаров, область их использования, охарактеризовать формы объекта, его совершенство, состав, структуру.
В товароведении формирование информации по категориям в рамках однородной продукции рационально осуществлять на основе классификации. Для данного периода времени формирование товара по свойствам, характеризующим его назначение, позволяло, во-первых, установить классификационную группу, в пределах которой возможно сопоставление оцениваемой продукции с другими аналогами. Во-вторых, классификация дает возможность сформулировать общие требования к качеству продукции отдельного товара.
В это время в России начали внедряться элементы стандартизации и взаимозаменяемости с целью повышения качества продукции, выпускаемой на отечественных предприятиях. Особое внимание уделялось стандартизации оружейного снаряжения.
Таким образом, категория качества «товароведно-описательного» периода была направлена на индивидуальную форму организации работ. Существенным в этом подходе к качеству было то, что оно, прежде всего, связывалось с духовностью [2].
В этот же период оптовые ярмарки, открывавшиеся во многих городах и торговых селах, требовали значительных складских помещений для товаров.
Наряду с периодическими ярмарками производилась регулярная повседневная торговля в гостиных дворах и рыночных рядах. По мере роста эта торговля не в меньшей степени, чем ярмарочная, нуждалась в расширении своей технической базы. В конце XVI и в течении XVII вв. строились обширные гостиные дворы.
Посредине двора обычно строилась «таможная изба»; поблизости от нее под навесом устанавливались весы, хранились гири, т.е. имело место метрологическое обеспечение. Складская часть гостиного двора строилась обычно в виде длинного единого здания, разделенного перегородками на отдельные помещения — амбары и лавки. Все складские помещения по формам пользования подразделялись на три категории: амбары общего пользования; затворные лавки; отдельные лавки. Наличие гостиных дворов, амбаров способствовало сохранности товаров.
Рассматривая качество как потенциальную способность товара удовлетворять конкретную потребность следует отметить подъем экономической стабильности России в XVII в. Напротив, при ненадлежащем отношении к качеству товаров, работ и услуг как в условиях рынка, конкуренции и сравнительно открытой экономики, так и при иных системах хозяйствования, любое дело, как правило, потерпит неудачу и общество будет нестабильным. По этому поводу философ И.А. Ильин написал в книге «Путь духовного обновления»: «Качественность исчезает и не восполняется никаким количеством, ибо дурное множество есть не что иное, как обилие дурных вещей, состояний и усилий, которые никому не нужны. Без качества всякое обилие теряет свой смысл; оно прямо становится бедствием и опасностью подобно тому, как в наводнении, в налетах саранчи или в многословии глупца. Жизнь вообще имеет смысл и может совершенствоваться только тогда, когда бережна и растится качество; нет его — и гибель становится неминуемой. А качество творится и обеспечивается прежде всего и больше всего культурой личного духа. Невозможно создать хорошую ткань из гнилых нитей, нельзя построить прочный дом из трухлявого, рассыпающегося кирпича; больные и умирающие, стекая в унисон, не создадут прекрасного хорового пенья. Где личный дух пренебрежен и унижен, общественность будет больною и творчески бессильною» [2].
Значимым элементом отношения к качеству в России периода XVII в. становится увеличение продолжительности хранения товаров, в течение которого качество остается в сформированных пределах. Использование амбаров, лавок-складов способствует решению такой задачи. В этой связи товары в амбарах, лавках хранились, как правило, в коробах, подвешиваемых на шестах в один, два и три яруса. Короба были разных размеров (большие, средние и малые) и предназначались для различных товаров: меховых, шелковых, женского убранства и т.д. Отдельные затаренные товары складывались на носилки, служившие одновременно подтоварниками. Другие товары подвешивались на шесты, спицы и пр. Соль, сушенная рыба, зерно складывалось навалом в закрома или без закромов в особые амбары-пристройки, а в затаренном виде — в отдельные лавки-склады.
Амбары, лавки-склады, посторонние гостиные дворы, здания двухэтажные, каменные, с воротами, выходящими на две стороны, служили основной базой оптовой торговли приезжих купцов.
Наряду с развитием казенных гостиных дворов более интенсивно теперь шло строительство частных дворов и подворий. Собственные дворы и подворья имели, с разрешения царя, во многих русских городах английские, немецкие, шведские, голландские и другие иностранные купцы. Многие русские купцы также пользовались правом строить свои дворы в разных городах, куда они ездили с товарами.
Почти все предметы домашнего обихода зажиточного класса, а также дорогие сукна, шелковые ткани, вина и пр. ввозились из-за границы; многие предметы военного снаряжения, например, порох, металлы, оружие, также ввозились из-за границы, а внешняя торговля в огромной части находилась в руках иностранцев.
Вот почему Петр I принял решение не только расширять купеческий класс, но и в большей степени переключать его на промышленную капиталистическую деятельность. Для этого он организовывал торгово-промышленные компании, выдавал им ссуды, покровительствовал их торговле, охраняя внутреннюю торговлю и производство от конкуренции иностранцев, устанавливал рационально построенные протекционистские льготные таможенные тарифы. Покровительство Петра I распространялось особенно на отрасли промышленности, которые способствовали независимости страны от заграничного ввоза или обеспечивали максимальный вывоз товаров за границу. В этих отраслях Петр I строил много государственных заводов и фабрик, на которых объектами стандартизации были мероприятия не только организационно-управленческого характера (правила и нормы), но и управления качеством продукции.
В торговой политике проводилась тенденция взять под контроль государственного аппарата весь внутренний и внешний товарооборот и создать максимально благоприятные условия для его развития.
С развитием товарооборота (товарообмена) возникает необходимость определенности единства измерений. В связи с этим в XVII–XVIII в. в ряде стран (Франция, Англия, Германия, Россия и др.) стали активно создавать и принимать государственные меры основных свойств товаров: длина, вес, цены. В 1736 г. в России была создана государственная комиссия по мерам и весам. Вскоре не из бронзы была отлита и позолочена образцовая мера веса — 1 фунт [4]. Введение в России измерения свойств товаров (контроля качества) позволяет рассматривать эти мероприятия как вмешательство в фазы производства товаров [5].
Состав торговцев при Петре I продолжал быстро пополняться и дифференцироваться по размерам своего оборота и величине капиталов. Мелкие торговцы часто не имели собственных оборотных средств и брали товар в долг «до спуска», т.е. расчет производили после продажи взятого товара.
К концу XVIII в. от одной пятой до одной трети взрослого мужского населения, особенно в северных районах страны, порывало с земледелием и уходило в города или торговые села, обращалось к кустарным промыслам или торговле.
В Московском уезде во второй половине XVIII в. насчитывалось более 300 ткацких станков для выработки шелковых и хлопчатобумажных тканей, несколько сот станков для тканей ленты и т. д.
Во второй четверти и особенно во второй половине XVIII в. материально-техническая база городской внутренней торговли вступает в новый этап развития. Розничные лавки улучшаются, многие выходят из торговых рядов и устраиваются при отдельных купеческих домах, затем возникают первые в России магазины.
Товары, поступающие в магазины, в зависимости от видов подвергаются контролю. Для отбора товаров на контроль используются способы: случайного отбора; наибольшей объективности; систематического отбора [6]. Контролю качества этого периода присуще большая доля субъективизма.
Петр I многое сделал для возвышения купеческого класса и формирования буржуазии, но в основе общественного и государственного строя России по-прежнему оставалось господство феодально-крепостнического дворянства. Выступая против отживающего класса старой феодальной аристократии, Петр I опирался в своей деятельности не столько на новый класс нарождающейся буржуазии, столько на новые слои служилого и поместного дворянства. В этой опоре он находил главный источник доходов своей казны, столь необходимых для преобразования армии и ведения войн, строительства флота и судоходных каналов, обширного строительства городов и промышленных предприятий.
В XVIII в. торговля и развивающаяся промышленность втягивали в русло своего развития все новые и новые массы населения. Крепостные отношения уже не могли сдерживать процессы отделения промышленности от сельского хозяйства и ухода крестьян на неземледельческие заработки.
При этом базой сравнения в промышленности и торговле при учете качества становится степень соответствия оцениваемых товаров с принятыми за эталоны.


Литература
1. Половников А.П. Торговля в старой Росси. — М.: Госторгиздат, 1958. — 100 с.
2. Костецки М. Становление «сервисной» экономики. Проблемы теории и практики управления. — 1995. — № 1. — С. 11–15.
3. Антология русского качества / под ред. Б.В. Бойцова, Ю.В. Крянева. 3-е изд., доп. М.: РИА «Стандарты и качество», 2000.
4. Федюкин В.К. Основы квалиметрии. — Учебное пособие. — М.: «Филинъ», 2004. — 294 с.
5. Крюков И., Шадрина А. Сбалансированная система показателей в интегрированной системе качества // Стандарты и качества. — 2004. — № 6.
6. Буланова М.В. Затраты на качество: от теории к практике // Методы менеджмента качества. — 2005. — № 3.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия