Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Хисаева И. Ш.
аспирант кафедры управления и экономики предпринимательства Уфимской государственной академии экономики и сервиса

Современные аспекты формирования предпринимательских структур в сфере электронной коммерции
В статье рассмотрены модели электронного бизнеса, тенденции развития сферы электронной коммерции в России. Для ранжирования субъектов РФ по степени готовности к электронному бизнесу предложен интегральный индекс электронной готовности. Показаны преимущества системы электронной коммерции перед традиционной торговлей
Ключевые слова: электронный бизнес, электронные предпринимательские структуры, интернет-технологии, электронная готовность, электронная коммерция

Инновационный характер развития современной экономики охватывает все сферы производственно-экономической деятельности, включая и область предпринимательства, в которой происходит активное использование последних достижений информационно-коммуникационных технологий в качестве основы прогрессивного метода ведения бизнеса, получившего название «электронный бизнес».
Впервые термин «электронный бизнес (e-business)» был применен корпорацией IBM в 1997 г. как «безопасный, гибкий и комплексный подход к обеспечению потребителя дифференцированной потребительской ценностью посредством объединения систем и процессов, лежащих в основе важнейших функций бизнеса, с простотой и охватом, обеспечиваемыми Internet-технологиями» [5].
Согласно методике ООН в электронном бизнесе, в отличие от традиционного, минимум две составляющие из четырех (производство, маркетинг, доставка и оплата) осуществляются через Интернет.
Исходя из данных определений, электронный бизнес — это инновационная предпринимательская деятельность, осуществляемая с применением Интернет-технологий в целях обеспечения более высокой экономической эффективности. Понятие электронного бизнеса достаточно широкое и включает разные виды деятельности: интернет-банкинг, электронное брокерство, электронная коммерция, электронный франчайзинг, дистанционное обучение, электронное казино, электронное страхование.
Электронная коммерция, как важнейший составляющий элемент электронного бизнеса, представляет собой комплекс современных инфокоммуникационных технологий, обеспечивающий совершение коммерческих операций с применением электронных средств обмена данными. Согласно материалам Информационно-консалтингового центра по электронному бизнесу, электронная коммерция включает внутренние процессы предпринимательства (например, производство, складирование), а также процессы межфирменного взаимодействия (например, логистика, ведение переговоров, ценообразование).
Рис. 1. Модели электронного бизнеса
В зависимости от категории участников электронных взаимоотношений выделяются следующие основные схемы электронного бизнеса (рис.1):
● Бизнес-бизнес (Business-to-Business) или B2B;
● Бизнес-потребитель (Business-to-Consumer) или B2C;
● Потребитель-бизнес (Consumer-to-Business) или C2B;
● Потребитель-потребитель(Consumer-to-Consumer) или C2C;
● Бизнес-Государство (Business-to-Government) или B2G;
● Потребитель-Государство (Consumer-to- Government) или C2G;
● Государство-Государство (Government -to- Government) или G2G.
При определении параметров развития сферы электронного бизнеса особую сложность представляет процедура сбора статистической информации. Существующие аналитические материалы следует считать представительными лишь условно. Тем не менее, можно с уверенностью говорить, что во всех исследованиях отмечается значительный рост электронного предпринимательства, как в количественном, так и в качественном выражении (рис.2.).
Рис. 2. Объемы и удельные показатели электронного оборота по секторам в России в 2002–2009 гг. (млн долл.) [4]
Качественный скачок в развитии рынка B2G в России произошел в 2003–2004 гг. Объемы продаж выросли с 141 млн долл. в 2003 г. до 2,13 млрд долл. в 2004 г. Этот шестнадцатикратный рост был обеспечен, прежде всего, государственными закупками в рамках начавшей активно разворачиваться Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 гг.)». Оборот в сегменте В2В достигал в 2004 г. лишь 441,9 млн долл., что составляло 14% от объема российского рынка электронной торговли в целом. В 2005 г. объем продаж в сегменте В2В практически утроился и составил 1,3 млрд долл. 62% рынка В2В (806 млн долл.) пришлось на компании топливно-энергетического комплекса.
В 2008 г. на 31% вырос оборот в сегменте В2G, что обусловлено, прежде всего, совершенствованием законодательной базы. В частности, значительно был расширен перечень товаров, разрешенных для закупок на электронных аукционах.
По данным аналитического центра «Step by Step», в 2000-х гг. по темпам роста российский рынок онлайн-торговли опережал западный. Так, в середине десятилетия в России этот показатель составлял 40%, в то время как на западе не превышал 25%. По данным компании «Оборот.ру», в период 2005–2008 гг. в России отмечался устойчивый ежегодный рост в 40–45%. Однако следует отметить, что в последние годы темпы снизились примерно до 20%. Для сравнения в Германии ежегодные темпы роста в 2003–2009 гг. составили около 20%, в Великобритании — 25%, а во Франции — около 40%.
Если на начальном этапе бурному развитию этой области в первую очередь способствовало распространение в России Интернета, то в последние годы в немалой степени — кризис. В изменившихся экономических условиях покупатели устремились в Сеть в поисках более выгодных предложений. Объем Интернет-торговли в сегменте B2C вырос по итогам 2009 г. на 17%, в то время как общий оборот розничной торговли в РФ сократился на 5,5 % [2].
Примечательно, что пропорции российского рынка электронной торговли резко контрастируют со структурой мирового рынка, где доля В2В-сегмента составляет около 70%. Однако если, следуя логике некоторых аналитиков, считать объем электронных продаж B2G также продажами «бизнеса для бизнеса», доля сектора B2B в этом случае составит 60–70%, что соответствует мировой практике.
В ряде стран, в число которых входит и Россия, электронные государственные закупки рассматриваются в качестве одного из важнейших способов борьбы с коррупцией. Со времени вступления в силу Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», коррупционные схемы в области размещения госзаказа эволюционируют ускоренными темпами.
Коррупционную составляющую госзакупок сложно оценить в цифрах, но можно предположить, что с увеличением транспарентности процесса потенциальная взяткоемкость и коррупционность значительно сокращаются. По данным Федеральной антимонопольной службы, в результате применения электронных торгов планируется экономия не менее 15% от стартовых цен аукционов. При этом от 10 до 20% всех заказов будут размещены у малых предприятий, что составит около 200 млрд руб. в год [1].
Тем не менее, электронный бизнес в России еще не достиг уровня развития, адекватного своим потенциальным возможностям. Число полностью виртуальных компаний не превышает 1,5%. У 3% компаний доля электронных заказов составляет от 30 до 70%. Примерно у такого же числа фирм бизнес на треть состоит из Интернет-заказов, и около 14% компаний обрабатывают менее 10% заказов. Для Москвы соответствующие показатели в 1,5–2 раза выше [6].
Одной из причин относительно низкого уровня развития электронной коммерции в России и в ряде других стран можно назвать низкую степень автоматизации управления предприятием. Введение системы электронной коммерции требует определенного уровня технологического развития не только коммуникационной инфраструктуры, но и внедрения интегрированных информационных систем управления предприятием, оптимизирующих принятие управленческих решений — MRP, MRP II, ERP, SCM, CRM, где: SCM — Supply Chain Management — системы управления цепочками поставок; e-procurement — системы электронного снабжения; ERP — Enterprise Resources Planning — планирование ресурсов корпорации; MRP — Manufactory Resource Planning — планирование производственных ресурсов; CRM — Customer Relationship Management — управление взаимоотношениями с клиентом.
Рис. 3. Схема электронной предпринимательской структуры
На рис. 3 представлена функциональная система управления предприятием, работающим по технологии электронной коммерции.
К числу важных факторов развития электронной коммерции относят также уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры, наличие доступа в Интернет, web-сайтов предприятий и т.д.[3]. Основываясь на совокупности данных факторов, с целью ранжирования субъектов РФ по степени готовности к электронному бизнесу можно использовать интегральный индекс электронной готовности:
где IИКИ — индикатор развития информационно-коммуникационной инфраструктуры, учитывающий индексы количества организаций, имеющих персональные компьютеры, доступ к сети Интернет, собственные веб-сайты, использующих Интернет для связи с поставщиками и с потребителями;
IПА — индикатор уровня потребительской активности в среде Интернет, включающий индекс численности населения с высшим образованием, индекс количества пользователей ПК с доступом в Интернет, индекс количества населения с доходами выше прожиточного минимума, индекс количества Интернет-пользователей с опытом покупки через Интернет-магазины;
IПС — индикатор уровня развития платежных систем, основанный на индексах количества банков, предоставляющих услуги Интернет-банкинга, количества терминалов пополнения электронных кошельков;
IТО — индикатор потенциальной возможности своевременной доставки товаров и услуг до потребителя, базирующийся на индексах величины грузооборота автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности, густоты автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, количества организаций, имеющих собственную курьерскую службу.
Обоснованность применения предприятиями Интернет-технологий и несомненные преимущества электронной торговли подтверждает сопоставимый анализ достоинств и недостатков традиционной торговли и электронной коммерции (табл. 1). Экономическая эффективность применения электронной коммерции обеспечивается сокращением трансакционных издержек, ускорением оборачиваемости средств, снижением потребности в человеческих ресурсах и сокращением административных расходов в результате перехода на систему электронного офиса.
Таблица 1
Анализ моделей традиционной и электронной коммерции
Однако высокая экономическая результативность ограничивается факторами, сдерживающими развитие электронной коммерческой деятельности:
— необходимость обеспечения безопасности электронных платежных систем;
— психологическое неприятие и неготовность населения к совершению покупок через Интернет;
— неразвитость законодательной базы оформления и сопровождения электронных сделок.
Между тем, уровень развития электронного бизнеса — индикатор конкурентоспособности в условиях неизбежной глобализации, конвергенции знаний и культур, ускорения технического прогресса. «Электронная торговля помогает ускорить темпы экономической торговой глобализации путем расширения возможностей деловой активности, сокращения издержек, повышения эффективности и содействия в мировой торговле», — отмечается в принятом в 2006 г. на саммите стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества плане действий.
От развития инфокоммуникационных технологий, степени их проникновения во все сферы хозяйственной деятельности зависит не только инвестиционная привлекательность региона, государства и отдельно взятого предприятия, но и улучшение качества жизни населения и даже искоренение бедности, что сформулировано в документах Саммита тысячелетия ООН.


Литература
1. Дегтярев А., Маликов Р. Потенциальные риски в процессе модернизации деловой среды российского бизнеса // Экономика и управление. — 2010. — №5. — С. 62–69.
2. Интернет в России // Аналитический бюллетень. — 2010. — Вып.30 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fom.ru/projects/23.htm (дата обращения: 04.12.2010).
3. Исаева И.В. Развитие систем электронной коммерции в России // Фундаментальные исследования. — 2007. — №12. — С. 344–345.
4. По материалам Национальной ассоциации участников электронной торговли [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.nauet.ru (дата обращения: 04.12.2010).
5. Электронная торговля в СНГ и восточноевропейских странах: Материалы VII междунар. науч. конф. / Под ред. Б.Н. Паньшина. — Мн.: БГУ, 2006. — 254 с.
6. Электронные платежи в Рунете: магазины // Информационный бюллетень компании «Яндекс». — 2009 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://download.yandex.ru/company/yandex_on_emoney_autumn_2009.pdf (дата обращения: 04.12.2010).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия