| | Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Морозов С. И. Губернатор, Председатель Правительства Ульяновской области,
кандидат экономических наук
| |
| | В статье показана роль инноваций как фактора социально-экономического развития региона, охарактеризованы предпосылки активизации инновационной деятельности на примере Ульяновской области, обоснована необходимость разработки региональной инновационной политики, включающей формирование региональной инновационной стратегии, и предложены пути их реализации | Ключевые слова: инновации, инновационная активность, социально-экономическое развитие, инновационная стратегия, регион | Одним из ключевых факторов социально-экономического развития региона является активизация инновационной деятельности. Влияние инноваций на динамику экономического развития давно стало предметом пристального внимания ученых. Этим проблемам посвящены труды Н.Д. Кондратьева, В.И. Вернадского, Й. Шумпетера, Г. Менша и других ученых. Так, Н.Д. Кондратьев показал, что в период кризиса и зарождения нового цикла создаются предпосылки для освоения научных открытий и крупных технических изобретений, позволяющих преодолевать кризисные явления и выходить на новые рубежи технологического и экономического развития [5]. В.И. Вернадский раскрыл взаимосвязь процессов развития природы и общества, сущность ноосферы, он утверждал, что разум такая же вечная составляющая бытия, как материя и энергия [1]. Й. Шумпетер под инновацией подразумевал результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей. Он отмечал, что радикальные (базисные) инновации определяют облик крупных перемен в мире, тогда как инкрементальные (улучшающие, модификационные) инновации наполняют собой процесс изменений непрерывно [9].
Г. Менш подтвердил статистически учение Н.Д. Кондратьева и Й. Шумпетера о длинных волнах технологической динамики и ведущей роли в них инноваций. Он выделял не только базисные и улучшающие нововведения, но и псевдоинновации — частичное улучшение устаревших поколений техники [6].
Большой вклад в развитие теоретических основ инновационной деятельности внесли российские ученые. В конце 80-х годов научной школой профессора Санкт-Петербургского государственного технического университета Колосова В. Г. для обозначения направления научной деятельности введено понятие «Инноватика». Исследование вопросов развития инновационной сферы и перехода российской экономики на инновационный путь развития отражены в работах Н.О. Османова, Г.С. Гамидова, Г.Д. Ковалева, Ю.П. Морозова, Ю.К. Шафранника, И.В. Иванова, В.В. Баранова, О.В. Кирсанова, Г.И. Лысака.
Тенденции и перспективы глобальной инновационно-технологической динамики раскрыты в трудах Ю.В. Яковца, А.И. Рудского, Б.Н. Кузыка. Эти ученые развили идеи своих предшественников и разработали методологию интегрального макропрогнозирования, а также применили ее для разработки долгосрочного прогноза динамики цивилизаций XXI века, инновационно-технологического развития России. [7].
Другие ученые также подчеркивают влияние инноваций на динамику развития экономики, отмечая, что выход из экономического кризиса, в том числе и нынешнего, сопряжен с резким подъемом инновационной активности и становлением нового технологического уклада, именно нововведения и внедрение инноваций способны преодолеть депрессию [2].
Таким образом, учеными неоднократно показано, что инновации находятся в сердцевине экономического прогресса. Этот тезис в полной мере применим и к региону, экономическое развитие которого напрямую зависит от интенсивности инновационной деятельности на его территории. В связи с этим актуализируется вопрос о путях активизации инновационной деятельности в регионе.
Исходным пунктом инновационной деятельности являются фундаментальные научные исследования и разработки, конечным — внедрение и использование инновационных продуктов. Следовательно, основным ресурсом являются научные знания, а движущей силой — рыночный спрос. Это предполагает поддержку науки, коммерциализацию результатов инновационной деятельности и стимулирование спроса на инновационные продукты. Следовательно, необходима продуманная инновационная политика в регионе, нацеленная на развитие научных исследований и разработок, рост объемов производства и реализации наукоемкой продукции, решение социальных проблем с использованием новейших технологий (организационных, управленческих и др.). Для практического воплощения этих целей необходимо создать в регионе систему поддержки и продвижения инноваций, активизации инновационной деятельности. Региональная инновационная система, являясь, с одной стороны, элементом социально-экономической системы региона, позволит учесть особенности его инновационного потенциала, с другой стороны, являясь частью национальной инновационной системы, обеспечит инновационное развитие региона в соответствии с общероссийским вектором.
Важнейшей задачей при формировании региональной инновационной системы является создание инфраструктуры инновационной деятельности в регионе. В настоящее время в инфраструктуре инновационной деятельности выделяют производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и сбытовую составляющие [8]. Технологическая составляющая, направленная на создание условий для доступа предприятий (прежде всего малых) к производственным ресурсам, включает технопарки, инновационно-технологические комплексы, технико-внедренческие зоны и т.п. [10]. Роль консалтинговых организаций (центров трансфера технологий) заключается в том, что они обеспечивают доступ к профессиональным консультациям даже небольшим инновационным предприятиям, мало знакомым с особенностями инновационной деятельности в регионе.
Финансовая составляющая тесно связана с инвестициями, поэтому необходимо также развивать инфраструктуру регионального инвестиционного рынка. К основным институтам инфраструктуры инвестиционной деятельности региона относятся: государственные, муниципальные и коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи и фондовые магазины, аудиторские и консалтинговые фирмы, страховые компании, пенсионные фонды (прежде всего негосударственные), финансово-промышленные группы и компании, ипотечные банки, риэлтерские фирмы и другие структуры, аккумулирующие средства юридических и физических лиц и обеспечивающие их выгодное размещение. Особое внимание при этом следует обратить на организацию территориальных отделений (филиалов, представительств) институтов инвестиционного рынка в муниципальных образованиях региона.
Кадровая составляющая должна предусматривать не только подготовку высококвалифицированных кадров в регионе, но и их удержание путем создания благоприятных условий жизни.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в регионе представляет собой процесс непрерывного целенаправленного подбора данных, необходимых для принятия обоснованных решений в инновационной сфере региона. Региональные власти как один из главных участников инновационного процесса обладают самым большим количеством источников информации. Помимо общедоступных источников, используемых остальными участниками инновационных процессов в регионе, они имеют свои специальные службы, которые занимаются сбором информации. Коммерческие организации не обладают такими возможностями для сбора информации, какие имеют государственные органы. Коммерческие подборки информации, как самостоятельные информационные продукты, являются вторичной переработкой (часто — некачественной, в силу ограниченности доступа к первоисточнику) информации, собираемой различными государственными структурами. Государственное участие в информационной поддержке инновационной деятельности является необходимым элементом региональной инновационной системы, особенно в тех случаях, когда в регионе происходит изменение экономических или правовых условий инновационной и инвестиционной деятельности. В этом случае особое значение приобретают актуальность сведений, доверие к источнику информации и уровень затрат на получение данных в нужном формате.
Сбытовая составляющая в инфраструктуре инновационной деятельности связана с коммерческой привлекательностью инноваций, поэтому необходимо повысить качество инновационных продуктов, обеспечить их продвижение и сопровождение. Необходимо наладить взаимосвязи между научными организациями, университетами и потребителями инноваций, создать благоприятные условия для перехода от идеи к конечному инновационному продукту. Для стимулирования спроса на инновации необходимо заинтересовать в их внедрении потенциальных потребителей и обеспечить сопровождение инновационных проектов. В этом направлении необходимо, прежде всего, широкое распространение информации о созданных инновационных продуктах, их достоинствах и возможностях. Подобная информация конкретизирует цели внедрения инноваций, показывает, что с их помощью будет достигнуто и какие недостатки будут устранены.
Следует отметить, что объекты инновационной инфраструктуры могут решать лишь часть проблем и успешное развитие инновационной деятельности не может быть поставлено исключительно в зависимость от наличия или количества соответствующих объектов инфраструктуры. Для активизации инновационной деятельности в регионе необходима также благоприятная нормативно правовая база [8]. Кроме того, необходимо провести анализ подготовленности и восприимчивости региона к нововведениям, выявить, обладает ли он достаточными для этого финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами, определить основные барьеры на пути инноваций. Необходимо раскрыть и оценить инновационный потенциал региона.
Инновационный потенциал региона представляет собой совокупность интеллектуальных, материально-технических, информационных и других ресурсов, предназначенных для собственного развития, что открывает возможности для появления инновационной восприимчивости и активности [3] Он предстает в виде научно-исследовательских, проектно-конструкторских, технологических организаций, экспериментальных производств, опытных полигонов, учебных заведений, персонала и технических средств этих организаций.
Например, Ульяновская область обладает высоким образовательным и научным потенциалом. В регионе располагаются 6 государственных вузов, 24 научные организации, 54 учреждения среднего профессионального образования. Возможности образовательной системы позволяют обеспечить развитие экономики региона в инновационном формате. Наибольшим инновационным потенциалом в регионе обладает атомная промышленность. Размещение в Ульяновской области Федерального государственного унитарного предприятия «Государственный научный центр Российской Федерации Научно-исследовательский институт атомных реакторов» позволяет создать на его базе ядерно-инновационный кластер, в который войдут:
Центр прикладных ядерных исследований;
Федеральный высокотехнологичный Центр медицинской радиологии;
завод по производству радиофармпрепаратов, который не только будет обеспечивать медицину, но и позволит решить проблему импортозамещения, экономя бюджету более пяти миллиардов рублей ежегодно;
инновационный технопарк, где будут размещаться перспективные проекты, использующие ядерные технологии;
Международный Центр коллективного пользования;
филиал национального исследовательского ядерного университета — МИФИ;
Центр обучения и переподготовки кадров по ядерным технологиям и медицине.
Развитие атомной отрасли приведет к активизации региональной научно-образовательной деятельности, а значит и развитию имеющегося кадрового потенциала. Поэтому одной из ключевых задач региональных властей является формирование инфраструктуры подготовки, привлечения и удержания высококвалифицированных кадров. Наиболее эффективные элементы данной инфраструктуры — программа предоставления жилья квалифицированным специалистам, создание комфортной среды обитания. Также в Ульяновской области необходимо сформировать доступную и качественную транспортно-логистическую систему, позволяющую свободно перемещаться как внутри области, так и по России.
Таким образом, в регионе имеются предпосылки для активизации инновационной деятельности. Преимущества развития региона по инновационному сценарию подтверждают результаты SWOT-анализа, представленные в таблице 1.
Таблица 1
SWOT-анализ инновационного сценария развития Ульяновской области
S (сильные стороны): | W (слабые стороны): | 1. Наличие развитой системы профессионального образования; высокий научно-исследовательский потенциал. 2. Значительный внутренний и внешний рынок. 3. Приток прямых иностранных инвестиций. 4. Высокая конкурентоспособность инновационных продуктов на мировых рынках. 5. Создание и развитие собственных брендов, снижение зависимости от импорта иностранных технологий. 6. Гибкость экономики за счёт формирования сегмента малого и среднего бизнеса. 7. Рост производительности труда. 8. Федеральная поддержка ключевых отраслей экономики. | 1. Отсутствие собственных конкурентоспособных «материнских» технологий. 2. Отсутствие подготовленных промышленных площадок в инвестиционно привлекательных населённых пунктах. 3. Дефицит кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями. 4. Отставание от регионов-конкурентов в формировании инновационной инфраструктуры. 5. Отсутствие крупных корпораций, способных сыграть роль стратегического инвестора. 6. Дефицит реальных конкурентоспособных производственных проектов. | O (возможности): | T (угрозы): | 1. Поддержание роли региона как исторически сформировавшегося передового промышленного центра Поволжья. 2. Формирование конкурентоспособных кластеров. 3. Формирование в регионе значительного человеческого и интеллектуального капитала. 4. Технологический рост производств. 5. Освоение новых рынков. 6. Создание новых рабочих мест, требующих современных ключевых компетенций. 7. Приток в регион инвестиций и мобильных кадров, обладающих современными ключевыми компетенциями. 8. Диверсификация экономики региона, повышение её конкурентоспособности и устойчивости. 9. Повышение производительности экономики и рост благосостояния населения Ульяновской области. | 1. Сокращение сектора традиционной индустрии. 2. Высвобождение значительного количества работников вследствие технологической модернизации. 3. Последствия мирового экономического кризиса. 4. Рост экологической нагрузки. |
Инновационный сценарий социально-экономического развития Ульяновской области следует рассматривать как приоритетный (целевой), так как его реализация позволит повысить эффективность экономики, удерживать требуемые темпы развития и более эффективно использовать имеющийся человеческий потенциал.
Для Ульяновской области, инвестиционный потенциал которой достаточно высок, на первое место выходит вопрос осуществимости инноваций. Для нормального инновационного процесса необходима благоприятная институциональная среда, в которой инновации востребованы и осуществимы. В регионе сформирована законодательная база инвестиционной деятельности и система государственной поддержки инновационных и инвестиционных проектов, включающая:
— систему эффективного сопровождения проекта на всех стадиях его реализации;
— установление фиксированного срока рассмотрения заявок на выделение земельных участков для реализации инвестиционных проектов;
— закрепление за каждым крупным инвестиционным проектом куратора из числа членов Правительства Ульяновской области;
— нормативно-правовую базу, обеспечивающую льготы по налогу на имущество организаций и пониженную ставку налога на прибыль организаций, льготные ставки арендной платы инвесторам, проекты которых получили статус приоритетных;
— подготовку свободных производственных площадок с подведением всех необходимых инженерных коммуникаций до границ участка;
— сформированный залоговый фонд из числа объектов, находящихся в региональной собственности, для предоставления инвесторам залоговой базы в целях обеспечения банковских кредитов.
Вместе с тем, необходим системный подход, включающий определение стратегических приоритетов региона в сфере инноваций и механизма их реализации. Это актуально не только для Ульяновской области, но и для большинства российских регионов [4].
Актуальность и необходимость стратегического планирования инновационной деятельности в регионе обусловлена следующими обстоятельствами:
— стратегический план является обязательным и признанным в мировой практике элементом в системе документов, обеспечивающих регулирование развития территорий;
— стратегическое планирование — наиболее адекватный способ консолидации усилий администрации и общества в решении различных социальных и экономических проблем в регионе;
— разработка стратегического плана способствует укреплению взаимоотношений с общественностью, улучшению имиджа региона, создает единый вектор усилий всех активных сил в регионе;
— наличие стратегического плана — обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.
Кроме того, заявленный на федеральном уровне и поддержанный научным сообществом переход российской экономики к инновационному типу развития предъявляет новые требования к системе стратегического планирования и координации действий органов государственной власти, местного самоуправления и бизнеса. По нашему мнению, именно стратегический подход, подкрепленный проработанной научно-методической базой и практическими инструментами реализации стратегии, позволит активизировать инновационную деятельность в регионе, нацеливая ее в долгосрочной перспективе на решение актуальных задач социально-экономического развития региона. |
| |
|
|