Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Нугаев Р. А.
доктор экономических наук,
профессор кафедры экономики
Казанского государственного технологического университета,
член-корр. Академии наук Татарстана


СУВЕРЕНИТЕТ СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ В ЕДИНОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ РОССИИ
(НА ПРИМЕРЕ ТАТАРСТАНА)
Принятие 30 августа 1990 года Декларации о государственном суверенитете положило начало важному этапу в развитии Татарстана. Декларация, а также Конституция РТ обеспечили законодательную базу для совершенствования всей системы государственных, правовых и экономических отношений в республике, повысили ее международный престиж, создали условия для расширения экономических, научно-технических и культурных связей с зарубежными странами. (Следует специально отметить большую созидательную работу, проведенную Президентом РТ Шаймиевым М.Ш., другими представителями политического руководства республики в этом направлении.

Декларация и Конституция РТ создали необходимые условия и для обеспечения экономического суверенитета республики, нашедшего свое воплощение прежде всего в Договоре 1994 года между государственными органами РФ и РТ о разграничении полномочий и предметов ведения. Помимо Договора были подписаны 11 межправительственных соглашений, определивших механизм реализации этого основного документа. Договор определяет статус РТ как республики, объединенной с Российской Федерацией, и устанавливает как исключительную компетенцию РТ, так и полномочия, осуществляемые совместно республиканскими и федеральными органами государственной власти, определяет и перечень исключительных полномочий, реализуемых федеральными органами на территории РТ как суверенной республики с особым статусом.
При разрушении СССР, несмотря на всю сложность и противоречивость момента, Республике Татарстан удалось уйти от опасной черты конфронтации, найти новые подходы к реализации Декларации о государственном суверенитете. Формула взаимоотношений Татарстана с федеральными органами получила в дальнейшем название "модель Татарстана", и была востребована и использована другими регионами при подписании аналогичных договоров с центром.
Договор создал нормативно-юридическую базу, которая позволила республике самостоятельно определять экономическую и социальную политику, темпы и характер развития, серьезные финансовые ресурсы для реализации внутренних экономических программ. Вместе с тем отдача от экономического суверенитета могла быть более значительной, если бы не были допущены ошибки в понимании самой сути экономического суверенитета и в формировании экономической политики.
По сей день нет четкой трактовки категории "экономический суверенитет субъекта Федерации", роли экономического суверенитета национальных республик, оценки их места в едином экономическом пространстве РФ.
После известного лозунга первого Президента РФ Б.Н. Ельцина "Берите суверенитета столько, сколько можете проглотить". начались бурные центробежные процессы, каждый регион старался получить как можно больше суверенитета, порой не соизмеряясь это со своими возможностями. Это привело к тому, что в настоящее время Россия представляет собой как бы лоскутное одеяло, сотканное из 89 удельных княжеств во главе с "удельными князьями" (президентами, губернаторами). Создалась парадоксальная ситуация. Живущие в унитарном государстве вдруг оказались в стране с конфедеративным устройством, перепрыгнув тем самым стадию федеративного устройства.
Федерация в России только формируется и одной из важнейших ее составляющих является укрепление вертикали власти и возвращение регионов к "исходным позициям".
В этой связи к экономическим суверенитетом может обладать только экономически самодостаточный регион. Этому требованию отвечает экономика Татарстана и ряда других регионов из числа "доноров". Вместе с тем экономический суверенитет не может быть безразмерным, он имеет границы, определяемые как уровнем политического суверенитета, так и действием объективных экономических законов развития общества.
Ни одна страна мира, включая США, не имеет абсолютного экономического суверенитета. Все страны тесно взаимосвязаны сложившимися отношениями обмена и кооперации. Их экономика заключена в экономический каркас, который образует международное разделение труда. Их экономический суверенитет имеет относительный характер.
Что касается экономического суверенитета территориальных образований внутри стран ( штаты в США, графства в Англии, земли в Германии, регионы в России и т.д.), то они располагают еще более ограниченным экономическим суверенитетом. Национальные республики, входящие в Российскую Федерацию, имеют возможность претендовать на расширение границ суверенитета, но только в определенных пределах.
Федеративное устройство предполагает ограниченный экономический суверенитет территориальных образований внутри страны. И Договор между РФ и РТ о разграничении полномочий и предметов ведения вполне соответствует требованиям такого суверенитета. Во-первых, регионам приходится действовать в рамках единого российского экономического пространства; во-вторых, действовать на этом экономическом пространстве по федеральным законам и по тем законам субъектов Федерации, которые позволяют наиболее полно реализовать их экономические интересы, не вступая в противоречие с федеральным законодательством.
К сожалению, процесс региональной суверенизации шел без этих основополагающих правил. В регионах началась своего рода суверенная болезнь. Суверенитету приписывались черты, ему не присущие. Не избежал этого и Татарстан,в котором также имело место расширительное толкование суверенитета, его абсолютизация, определенная эйфория от суверенитета. Все это привело к попыткам поиска особого пути развития республики. Наиболее прямолинейно концепция особого пути развития РТ была отражена в работах Р.С.Хакимова, в частности, в книге "Экономика Татарстана после 17 августа 98г." Суть "особого пути" развития РТ по Хакимову Р.С.: в России все плохо и РТ здесь нечего делать. "Если РТ будет ориентироваться на российскую экономику, то республике на долгие годы гарантировано прозябание". Отсюда вывод: нечего делать в едином экономическом пространстве России, надо выходить из него и осваивать мировой рынок.
Принимались зачастую и экономически необоснованные решения, повлекшие за собой значительные материальные издержки. Так, в середине 90-х годов в республике было принято решение о строительстве своего танкерного флота "река - море", хотя изначально была очевидна экономическая несостоятельность этого проекта (транспортировка нефти своим танкерным флотом увеличивала ее себестоимость как минимум в два раза). Тем не менее строительство своего танкерного флота было начато. Лишь в конечном счете проект был отклонен, но затратили и время, и немалые финансовые ресурсы.
Вместе с тем идущий сейчас процесс пересмотра регионального законодательства, с целью ограничения экономического суверенитета субъектов Федерации, требует большой осторожности и политического такта. Можно понять и объяснить действия федеральных властей по приведению регионального законодательства в соответствие с федеральным, особенно в части конституционных требований. Но полного возврата субъектов Федерации к "исходным позициям" в вопросах суверенитета уже не будет в силу следующих обстоятельств.
Регионы России уже почти десять лет живут и работают в условиях рыночных отношений, которые требуют наиболее эффективного регионального экономического развития и регионального экономического суверенитета. Законы и подзаконные акты, принимаемые в регионах фиксируют данную ситуацию и подчас оказываются более прогрессивными, чем федеральные.
Вертикаль власти должна считаться с объективными условиями существования регионов, которые различаются не только природно - климатическими, но и экономическими условиями. Реальное наполнение экономического суверенитета, соответственно, должно быть различно в различных субъектах Федерации. Должны учитываться и особенности исторического наследия, национальные традиции. Экономический суверенитет национальных республик тем более должен формироваться с учетом исторических и национальных особенностей и развиваться в направлении расширения их экономических прав. (Договор между РФ и РТ о разграничении полномочий и предметов ведения довольно полно учитывает этот национальный аспект проблемы).
Экономический суверенитет во многом зависит от политической ситуации, складывающейся в регионе. от уровня зрелости и компетентности его политического руководства, уровня развития демократических институтов. В политически продвинутых регионах экономический суверенитет должен иметь и более продвинутые границы.
Практика показывает, что экономический суверенитет нужен субъектам Федерации. Но объективно он может быть только умеренным, самодостаточным в пределах определяемых федеративным устройством страны.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия