Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Жук В. А.
генеральный директор ЗАО «Группа компаний “Жилищный капитал”» (Москва),
кандидат экономических наук

Ложко В. В.
научный руководитель Санкт-Петербургского института управления развитием человеческих ресурсов,
кандидат медицинских наук, магистр менеджмента


Жилищный вопрос в решении социально-экономических проблем регионов России
В статье показаны основные социально-экономические проблемы России и важноcть решения жилищной проблемы в регионах
Ключевые слова: социально-экономические проблемы, регионы России, жилищная политика

К началу третьего тысячелетия Россия утратила положение страны-сверхдержавы и столкнулась с угрозой оказаться на периферии формирующегося нового мира. Опасность остаться за рамками процессов глобализации, становления открытого общества и постиндустриальной, инновационной экономики является для России все более реальной. Утрата мирового политического влияния, отсутствие адекватной позиции в международном разделении труда — это не только проигрыш на уровне страны в целом. В структуре экономики все еще преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости (главным образом, сырьевых) и нерыночных услуг. Преступность остается одним из препятствий экономического и социального прогресса. Слабость государственной власти, подмена государственных интересов принципом баланса интересов чиновников и бизнесменов наносят непоправимый ущерб экономике, разрушают среду для конкурентной и законной предпринимательской деятельности.
Российская действительность показывает, что инфляция и кризисы являются в меньшей степени следствием экономических проблем, а в большей степени средством перераспределения власти, собственности и денег. Прямым доказательством этому стало резкое увеличение количества российских владельцев крупных капиталов и стоимости этих капиталов после кризиса.
Государство оказалось не способным выполнять взятые на себя Конституцией обязательства социального государства, «политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» *. Для каждого отдельного гражданина это оборачивается сущест­венным снижением уровня и качества жизни.
Сегодня после кризиса 2008 года политическая ситуация стабилизировалась, наблюдается оживление экономики, которого удалось добиться благодаря мерам государственной поддержки бизнеса и банковской системы. Вместе с тем не была осуществлена полноценная поддержка домашних хозяйств как одного из важнейших субъектов экономической деятельности.
Следует отметить, что Россия все еще обладает значительным потенциалом ускоренного развития. Огромный человеческий капитал и его интеллектуальная составляющая, созданные основы рыночных «институтов», обширные природные ресурсы, основные действующие элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры, накопленные финансовые ресурсы, — все эти факторы создают позитивные предпосылки для обновления страны. Главная задача заключается в том, чтобы ускорить этот процесс. В среднесрочной перспективе до 2015 года необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе (до 2020 года) — восстановить и упрочить позиции России как одной из стран-лидеров мирового развития.
Необходимо определить, какой путь ведет к реализации имеющегося потенциала и сбалансированному развитию. Реально возможны три варианта развития.
Сценарий, подразумевающий уход государства практически из всех сфер экономической деятельности, открытие страны внешнему миру и приватизацию большинства социальных функций государства. Этот сценарий может привести к существенному экономическому росту, более высокому в краткосрочной перспективе, чем в любом другом сценарии. Однако, вероятность его реализации невелика. Это связано с невозможностью быстрого построения институциональных основ рынка, жизненно важных в условиях либеральной экономики, неспособностью большинства российских предприятий конкурировать на равных с иностранными участниками рынка.
Расширение прямого участия государства в регулировании экономических и общественных отношений, означающее необходимость существенного увеличения сбора налогов и инвестиционной экспансии государства, не способно создать благоприятные условия для развития предпринимательской активности населения. Государство и экономика станут заложниками неэффективных менеджеров и чиновников. Кроме того, данный вариант подразумевает сохранение закрытой структуры экономики, которая не позволит реально участвовать в международном разделении труда и может привести к дальнейшему отставанию нашей страны в рамках технологических укладов от развитых стран. Попытки увеличения реального налогового бремени приведут лишь к усилению оттока капитала и дальнейшей криминализации экономики и общества. Расширение функций государственной власти сделает государственную машину еще менее управляемой, усилит коррупционные механизмы и не позволит установить цивилизованные отношения между государством и гражданским обществом.
Сценарий модернизации, основанный на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность, балансирует элементы двух других вариантов стратегии развития России до 2020 года. Вместо патерналистского государства или приватизации социальных функций создается государство, которое обеспечивает социальные гарантии в той мере, в которой общество не может это сделать самостоятельно. Вместо полной закрытости или открытости страны делается ставка на активную интеграцию России в мировое сообщество и хозяйство при одновременной защите российских производителей от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных участников рынка. Это — политика здравого смысла, предлагающая решения проблем государства с учетом существующих на сегодня бюджетных и общих ресурсных ограничений. Программа модернизации позволяет минимизировать социальные издержки преобразований и отражать существующие угрозы после финансового кризиса.
Согласно этому сценарию к основным функциям государства относятся:
поддержание макроэкономического и структурного равновесия, когда рыночный механизм оказывается не в состоянии это сделать;
формирование и обеспечение экономического порядка посредством разработки и гарантии реализации норм и правил поведения и отношений экономических агентов;
выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики, включая обеспечение социальной поддержки целей и средств реализации национальной стратегии развития;
поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью поддержания и роста конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства;
обеспечение экономической безопасности, противодейст­вие угрозам и факторам нестабильности.
Целью декларируемой долгосрочной социально-экономической политики Российской Федерации является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, снижение социального неравенства, сохранение независимости и культурных ценностей России, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе *.
В России уже заложен прочный фундамент продуктивной системы власть — бизнес — общество. Население в основном приняло и поддержало демократические процедуры, политическую и экономическую свободу.

Перед российским государством и обществом стоят следующие основные задачи развития:
реализовать новый социальный контракт, обеспечивающий достойное качество жизни населения;
осуществить реформу власти;
провести модернизацию экономики.
Бизнес за годы реформ стал самостоятельным, дееспособным. Сформировались рыночные структуры, соответствующее поведение хозяйствующих субъектов. Но для того, чтобы функционирование рыночных институтов было эффективным, необходима отлаженная работа поддерживающей рынок системы: «институтов» по исполнению законов, судебных органов, органов правопорядка. Укрепление государства, реформа власти — важное условие модернизации экономики. Однако, насущная необходимость реформы власти — не только в требованиях экономического развития, но, прежде всего, в целях зашиты прав, свобод и безопасности граждан, в обретении доверия общества к власти, в превращении власти в инструмент обслуживания интересов общества.
Цели государства достижимы только в результате модернизации экономики. Единственным способом сократить образовавшийся разрыв между Россией и наиболее развитыми странами, создать базу для повышения уровня жизни граждан, является экономический рост, устойчиво опережающий рост мировой экономики.
В этих условиях первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Достижение просто «высоких темпов роста» развития страны не может рассматриваться как стратегическая цель развития. Тем более, если эти темпы достигаются за счет «производства ради производства». Темпы роста должны быть результатом достижения конкретных, значимых для населения ориентиров качества жизни, благосостояния, успешного решения действительно актуальных задач структурно-технологической модернизации науки и производства, дополнительных конкурентных преимуществ России на международной арене.
В социальной политике необходимо завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Это означает доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения; перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении помощи обеспеченным семьям; сокращение социального неравенства; предоставление гражданам возможно­стей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.
Принципиально важными направлениями социальной политики в условиях модернизации экономики становятся, во-первых, поддержка социально уязвимых групп населения, во-вторых, инвестиции в развитие человеческого капитала, прежде всего, в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в глобальной, информационной, динамично развивающейся мировой экономике.
Сложность проблем и глубина необходимых преобразований требуют комплексного подхода к проведению реформы государственной власти, модернизации экономики и социальных преобразований. Для достижения цели необходимо равномерное продвижение по указанным направлениям, без этого будет невозможно создать реальную основу и механизмы поступательного развития экономики и общества в целом.
Без реформирования систем государственного управления, судебной защиты и правоохранительной деятельности, а также федеративных отношений нельзя реализовать большую часть модернизации экономики — создание благоприятного инвестиционного климата, ответственную бюджетную политику и структурные реформы. В то же время, только в условиях нового социального контракта, основанного на выполнении взаимных обязательств государства и общества, направленных на достижение ценностно-целевых ориентиров качественной жизни всего населения, власть станет по-настоящему эффективной. Экономические реформы, структурная перестройка экономики, невозможны без создания эффективной системы социальной защиты, а экономический рост останется иллюзорным без инвестиций в человеческий капитал — образование и здоровье граждан, науку и культуру. С другой стороны, никакое существенное повышение уровня и качества жизни граждан, снижение социального неравенства не станут реальными без экономического роста.

Проблемы роста экономики
В России, несмотря на кризис 2008 г., сохраняется экономический рост. В 2010 г. ВВП составит +4%, темпы роста ВВП поддерживаемые высокими ценами на энергоносители, притоком капитала и ростом потребления, скорее всего, сохранятся до 2013 г. (+4,5%). Однако контроль за инфляцией (8–9% в 2010 г.) и темпами укрепления реального обменного курса рубля остается ключевой проблемой в краткосрочной перспективе. Приток капитала становится источником накопления валютных резервов, но в то же время усложняет макроэкономическую политику. В экономике, которая функционирует на пределе своего потенциала, «нестерилизованный» приток капитала оказывает дополнительное давление на рост цен и укрепление рубля.

ВВП и промышленное производство
Наблюдаемый подъем экономики обусловлен постепенным увеличением внутреннего спроса. В течение 2011 г. объем российского ВВП вырастет на 4,2% (оценка). Рост производства по-прежнему связан с ростом потребления и повышением уровня деловой активности. В первой половине 2010 г. внутреннее потребление выросло на 5,8%, что способствовало приросту ВВП примерно на 4,2%. Прирост валового накопления капитала в первой половине 2010 г. составил 20,5%, что увеличило совокупный рост на 2,4%. Рост внутреннего спроса способствовал компенсации отрицательного вклада чистого экспорта в общий рост ВВП.
Темпы роста обрабатывающих отраслей начинают снижаться. Тенденция к снижению темпов роста в обрабатывающей промышленности может быть связана с трудностями, с которыми столкнулись почти все отрасли народного хозяйства (за исключением сырьевых отраслей и отдельных предприятий металлургии). Реальное укрепление рубля ведет к увеличению стоимости российской рабочей силы в расчете на единицу продукции. Без соразмерного повышения производительности реальное укрепление рубля затруднит обеспечение конкурентоспособности продукции обрабатывающих отраслей.

Инвестиции
В 2010 году в России наблюдалось снижение инвестиций. За шесть месяцев 2010 г. совокупный объем инвестиций в основной капитал вырос только на 1,3% при снижении 2009 г. к 2008 г. (83,8%). Объем иностранных инвестиций не увеличился в 2009 г., достигнув только 82 млрд долл. Однако инвестиции по-прежнему сконцентрированы в сырьевых отраслях, в то время как в обрабатывающей промышленности их роль невелика (7–9%).

Платежный баланс
Профицит счета текущих операций продолжал сокращаться. Вследствие стремительного роста импорта и невысоких показателей роста экспорта торговый баланс сократился до $136 млрд в 2010 г. Ослабление текущего платежного баланса России, отмечавшееся в 2007 г., не компенсировалось укреплением операций с капиталом в связи с кризисом 2008 г. Сокращение притока капитала не способствовало снижению дефицита платежного баланса. Золотовалютные резервы ЦБ достигли 500 млрд долл. к концу 2010 г. В то же время большой приток капитала увеличивает давление на укрепление рубля и способствует увеличению денежного предложения, делая макроэкономическую политику более сложной.
Значительный рост притока капитала отражает увеличение иностранных заимствований со стороны корпораций и банковского сектора. За 2010 г. чистый приток капитала в частный сектор по оценкам специалистов составит $56,8 млрд. Главным получателем иностранного капитала был банковский сектор ($37,6 млрд). Большой объем внешнего финансирования в частном секторе ведет к увеличению внешнего долга России. В 2010 г. государственный долг достиг $166,7 млрд.
Начиная с января по сентябрь 2010 г. темпы инфляции стали увеличиваться вследствие повышения мировых цен на продукты питания, неурожая зерновых в России и стремительного роста денежного предложения. За десять месяцев 2010 г. инфляция потребительских цен составила 9,3%. К концу 2010 г. инфляция может составить порядка 10–12%. Ускорение инфляции обусловлено резким ростом цен на продовольственные товары. В 2010 г. цены на мясо, молоко и хлеб росли гораздо быстрее, чем в 2008 г. Но помимо этого значительно выросли цены на бензин, строительные материалы и услуги связи, что свидетельствует о росте цен на товары и услуги под влиянием роста денежного предложения. Наблюдается ускоренный рост денежной массы. С учетом того, что общий рост денежной массы начинает сказываться на инфляции через три-четыре месяца, увеличение темпов инфляции, которое произошло в июле-октябре 2010 г., по-видимому, также отражает инфляционное давление, связанное с увеличением денежного предложения. В ответ на рост инфляции правительство попыталось принять временные административные меры, включая регулирование цен, запрет на продажу зерна за рубеж, введение экспортных и снижение импортных пошлин. Эти меры могут способствовать снижению темпов инфляции в краткосрочной перспективе, однако они ведут к искажению относительных цен. Эффективность таких мер в среднесрочной перспективе представляется ограниченной с учетом быстрого роста денежного предложения, обусловленного интенсивным притоком капитала.
В условиях притока капитала и ограниченного набора инструментов денежно-кредитной политики, контроль за инфляцией становится все более сложной задачей. Очевидной ответной экономической мерой могло бы стать допущение более быстрого номинального укрепления рубля. Тем не менее, в 2010 г. темпы номинального укрепления рубля были ниже, чем в 2009 г., ограничивая возможности правительства в части сдерживания роста денежной массы. Однако существуют потенциальные риски, связанные с быстрым переходом на полностью гибкий режим обменного курса в России. Ожидания быстрого укрепления номинального курса могут способствовать еще большему притоку капитала. В то же время в России есть возможности для постепенного перехода к более гибкому подходу в управлении обменным курсом.

Бюджетная политика
Несмотря на то, что Россия продолжает сохранять профицит федерального бюджета (+408,2 млрд руб. за шесть месяцев 2010 года), фискальная политика все больше ориентирована на ослабление бюджетных ограничений. В июле 2010 г. Правительством РФ были предложены среднесрочные бюджетные параметры, которые подразумевают ослабление бюджетных ограничений и дефицит в 3,1% ВВП в 2012 г. и 2,9% ВВП в 2013 г. Последние поправки к федеральному бюджету на 2011 г. также предусматривают ослабление бюджетных ограничений, что приведет к сокращению дефицита федерального бюджета до 3,6% ВВП. Предлагаемые поправки предусматривают увеличение непроцентных расходов на 1068 млрд руб. и повышение общего объема расходов до 20,35% ВВП.
В материалах Всемирного банка, касающихся расходной части российского бюджета отмечается, что основная часть дополнительных расходов, запланированная на развитие инфраструктуры и социальной сферы, является положительным фактором для экономического роста. Такой подход связан и с дополнительными сложностями. Во-первых, увеличение государственных инвестиций может быть недостаточным для преодоления инфраструктурных проблем и поддержания устойчивого роста. Поэтому появляется важная задача по стимулированию роста частных инвестиций и улучшению эффективности государственных. Во-вторых, требуется глубокий анализ возможностей темпов увеличения государственных расходов, что позволит избежать обостряющейся напряженности между денежно-кредитной и бюджетной политикой.

Социальное значение жилищной проблемы
Масштабы и сложность решения жилищной проблемы населения России выдвигают ее в ряд первоочередных задач модернизации общества и государства. Без решения этой задачи не может быть осуществлена модернизация как системный, научно-обоснованный, последовательный, взаимосвязанный комплекс мер, охватывающий все сферы жизнедеятельности общества с целью перевода его в новое качественное состояние, соответствующее условиям и требованиям, предъявляемым процессом мировой глобализации к человеку, обществу, стране, государству, позволяющих обеспечить в этих условиях конкурентоспособность человеческого капитала. Сегодня глобальная конкуренция обеспечивается сбалансированным сочетанием человеческого и финансового капитала. Но количество и качество человеческого капитала напрямую зависит от условий существования человека, его деятельности и развития — то есть от качества жизни человека *.
Жилое помещение, квартира, жилье для каждого человека выполняют функцию дома — места где живут люди, объединенные: условиями существования, сохранения здоровья, общими интересами, узами семьи, определенным материальным благосостоянием, социальным положением, условиями подготовки к трудовой деятельности и восстановления после нее, условиями развития личности, формирования счастья как достижения нравственного или социально-этического идеала. В зависимости от того, какова полноценность этой функции во многом зависит качество жизни каждого человека и его возможности при поддержке «социального государства» формировать и увеличивать человеческий капитал, который, по сути, и является производителем всех экономических процессов и процессов управления.
Вместе с тем, с жилищной средой и ее условиями напрямую связан один из трех основных субъектов экономической деятельности — домашнее хозяйство (домохозяйство), которое охватывает экономические объекты и процессы, происходящие там, где постоянно живет человек и его семья *.
Единичные домохозяйства в РФ, образованные одиночками, отдельными или несколькими семьями в своем составе насчитывают 139 млн человек, что составляет 94% всего населения страны. Их значение как субъектов экономической деятельности в первую очередь определяется тем, что они являются потребителями 2/3 всех товаров и услуг, производимых на коммерческих и государственных предприятиях, поставщиками ресурсов, обеспечивающими важнейшие условия производства экономических благ. Одной из самых важных для государства и экономики функцией домохозяйств является пополнение доходной части государственного бюджета на всех его уровнях за счет прямых налогов и других видов обязательных платежей, косвенных бюджетных поступлений.
Соотношение располагаемых денежных доходов домохозяйств и валового внутреннего продукта характеризует состояние ресурсов экономики страны. В странах Европейского Союза среднедушевой располагаемый денежный доход составляет от 40 до 80% от среднедушевого значения ВВП. Более низкие уровни располагаемого денежного дохода по сравнению с первичными доходами и уровнем ВВП указывают на большую активность государства в их перераспределении, приводящее к снижению благополучия населения, что и происходит в российском государстве.
Таким образом, уровень располагаемых денежных доходов домохозяйств является приоритетным ресурсом развития всей экономики и в том числе жилищной индустрии.
Жилье для подавляющего большинства населения России является единственным ценным имуществом, стоимость которого определяется наличием коммунальных удобств и уровнем комфортности. Более 40% населения России живет в жилье, не отвечающем минимальным требованиям благоустройства и комфортности. Четверть населения не имеет собственного отдельного жилья. Износ основных фондов жилищного сектора по оценкам специалистов составляет от 60 до 90%. Из-за износа коммуникаций теряется около 70% тепла, 30% воды, 18% электроэнергии *. По данным Минрегионразвития РФ на 1 января 2005 г. 4,5 млн семей было зарегистрировано в очереди на получение жилья. За последнее время около 3,2 млн семей (почти 7% населения страны) приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Время ожидания получения жилья составляет 15–20 лет. В настоящее время не удовлетворены своими жилищными условиями (по данным социологических опросов) более 65% семей страны, а каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся в плохом или очень плохом состоянии *.
Фактически улучшить свои жилищные условия при существующем уровне доходов и цен на жилье могут не более 12% населения страны, а купить недвижимость в настоящее время способны лишь около 2% граждан. Ипотечное кредитование пока еще не стало доступным для широких слоев населения механизмом приобретения жилья. По оценкам специалистов, оно может помочь в приобретении жилья только 12% населения, которое относится к наиболее обеспеченной части формирующегося среднего класса.
Жилищный фонд в Российской Федерации на конец 2008 г. составил 3,116 млрд кв. м общей площади, в том числе в городских поселениях 2,25 млрд кв. м (72% общей площади), в сельской местности 0,866 млрд кв. м (28% общей площади). В частной собственности находится более 82% жилищного фонда, 79% его приватизировано и перешло в частную собственность граждан.
Уровень благоустройства жилищного фонда в целом по стране и в отдельных ее регионах является неприемлемым для нормальной жизни населения. В среднем по России доля комплексно благоустроенного жилья (оборудованного одновременно водопроводом, водоотведением (канализацией), отоплением, горячим водоснабжением, газом или напольными электроплитами) составляет около 60%.
Наименее благоустроенный жилищный фонд находится в Республике Алтай — 11,5%, Республике Калмыкия — 22,0%, Республике Дагестан — 24,8%, Республике Бурятия — 32,4%, Курганской области — 36,2%, Республике Тыва — 37,5%, Забайкальском крае — 39,5%, Новгородской области — 43,0%, Архангельской области — 49,4%.
На конец 2008 г. жилищный фонд, отнесенный к ветхому и аварийному жилью, увеличился по сравнению с 2000 г. более чем в 1,5 раза. Состояние жилого фонда становится одной из ключевых социальных проблем.
На конец 2008 г общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, составила по Российской Федерации 22,0 кв. метров. По сравнению с 2000 г. она выросла на 14% и близка к целевому индикатору реализации Национального проекта (22,5 кв. метров), который должен быть достигнут к 2010 г. Следует особо отметить, что рост этого показателя вызван не только объемами ввода жилья, но и значительным (на 3,4%) сокращением численности населения по сравнению с 2000 г. Самая низкая общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, отмечается в Чеченской Республике — 6,2 кв. метра на человека, а самая высокая — в Чукотском автономном округе — 30,8 кв. метра. В странах ЕС этот показатель в несколько раз выше среднего по Российской Федерации. Так, например, во Франции он составляет 43 кв. м, а в Норвегии 74 кв. м.
Строительная активность на рынке жилья, характеризуется показателем отношения годового объема ввода жилья к общей площади жилищного фонда. Национальным проектом «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» к 2010 г. предусмотрено довести значение показателя в среднем по Российской Федерации до 2,5%.
Годовой объем ввода жилья в 2008 г. в Российской Федерации составил 2,1% от общей площади жилищного фонда. В регионах этот показатель варьировал от 0,1% до 7,0%. Наибольшее его значение — свыше 2,5% отмечалось в Республике Татарстан, Чувашской Республике, Краснодарском крае, Белгородской, Калининградской, Калужской, Московской, Тюменской областях, Санкт-Петербурге, Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах, Ханты-Мансийском автономном округе — Югре.

Таблица 1
Динамика ввода в действие жилья в России (млн кв. м)
Тип жилых домов2000 г.2008 г.
Ввод в действие индивидуальных жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств12,627,4
Ввод в действие многоквартирных жилых домов30,364,1
Данные Росстата, 2009 г.

В общем вводе жилья 43% приходилось в 2008 г. на индивидуальное жилищное строительство. Малоэтажные жилые дома, построенные из местных строительных материалов, оказались наиболее доступными для большинства населения. По оценке экспертов стоимость их строительства для индивидуального застройщика, на 50% и более, ниже цены квартиры в многоквартирных домах.
По данным выборочного обследования домашних хозяйств, до 67% граждан, имеющих намерение улучшить жилищные условия, хотели бы купить жилье либо обменять имеющееся, либо построить новый дом.
Основным показателем, характеризующим доступность жилья, является коэффициент доступности (соотношение средней рыночной стоимости стандартной квартиры общей площадью 54 кв. метра и среднего годового совокупного денежного дохода семьи, состоящей из 3-х человек). Его значение для 2008 г. в программе «Жилище» установлено равным 3,1. В 2008 г. этот коэффициент составил 5,2, что свидетельствует о недоступности покупки жилья для большинства населения.
По субъектам Российской Федерации коэффициент доступности жилья варьирует от 2,0 в Ямало-Ненецком автономном округе до 7,6 в республиках Марий Эл, Мордовия, Тыва, Калужской, Тверской, Нижегородской областях, Санкт-Петербурге.
Наиболее важным фактором, снижающим уровень доступности жилья является рост цен на жилье на первичном и на вторичном рынке.

Таблица 2
Динамика роста цен на рынке жилья (тыс. руб./ кв. м общей площади)
Вид рынка жилья2005 г.2008 г.
Первичный рынок25,452,5
Вторичный рынок22,256,5
Данные Росстата, 2009 г.

По данным табл. 2 нетрудно рассчитать возможности покупки жилья для среднестатистического россиянина. Заниженный уровень заработной платы населения (средняя заработная плата в 2005 г. — 8655 руб., в 2008 г. 16253 руб.), таков, что если всю заработную плату (при остановленных инфляции и росте цен на жилье) накапливать для покупки, то купить стандартную квартиру общей площадью 54 кв. метра при уровне средней заработной платы 2005 г. можно лишь через 138 лет, а при уровне 2008 г. — через 174 года. Таким образом, недоступность приобретения жилья для подавляющего большинства населения очевидна.
Крайне высокими являются затраты инвесторов на строительство, обусловленные забюрократизированным и дорогостоящим процессом оформления земли под строительство и проведение коммуникаций. При этом инвестиционно-строительные компании явно не обижают себя прибылью, которая значительно выше зарубежных норм. То же происходит в связанном со строительством и покупкой жилья банковском секторе, который, игнорируя задачи социального государства, преследует лишь иррациональную цель — бесконечное накопление капитала. Это показывает, насколько реальная экономика подавлена «хрематистикой», которая разработала и внедрила в практику способы формирования богатства конкретных структур бизнеса и его отдельных представителей. Поэтому игнорируется и «закон тенденции нормы прибыли к понижению», открытый К. Марксом, в котором показано, что «постепенное возрастание постоянного капитала по сравнению с переменным необходимо должно иметь своим результатом постепенное понижение общей нормы прибыли» *. И все это происходит при фактически нищенском уровне жизни большинства населения, который в разы ниже рекомендуемых европейских и международных стандартов.
Отсутствие реальных возможностей у населения обеспечить свои потребности в комфортных условиях проживания препятствует полноценному и гармоничному развитию личности, формированию человеческого капитала, простому воспроизводству населения, снижает демографическую и экономическую активность населения, его качество жизни, обостряет социальную напряженность в обществе, что в итоге приводит к замедлению экономического развития страны. Таковы масштабы и тяжесть жилищной проблемы в Российской Федерации.
Таким образом, в основы государственной политики по решению жилищной проблемы должны быть положены следующие основополагающие принципы:
создание благоприятных условий для жилищного строительства и развития рынка жилья;
полноценная комплексная поддержка домашних хозяйств как важнейшего субъекта экономической деятельности и потребителя рынка жилья;
создание условий, позволяющих удовлетворять потребность в жилье экономически активной части населения страны;
оказание эффективных мер государственной поддержки категориям граждан, которые в силу объективных причин не могут решить жилищную проблему самостоятельно.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия