| | Проблемы современной экономики, N 1 (37), 2011 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Баранова А. Ю. старший преподаватель кафедры мировой экономики Сочинского государственного университета туризма и курортного дела,
кандидат экономических наук
| |
| | Наибольший объем задач по осуществлению инфраструктурной поддержки предпринимательской деятельности приходится на государственный сектор, который обеспечивает правовые, экономические и организационные условия развития индустрии гостеприимства. Одной из актуальных проблем дальнейшего развития инфраструктуры индустрии гостеприимства является проблема сохранения и воспроизводства туристско-рекреационных ресурсов. В статье предлагаются способы решения проблемы с помощью уплаты курортного сбора | Ключевые слова: курортный сбор, туристско-рекреационные ресурсы, общественные блага | Главными объектами государственной поддержки в индустрии гостеприимства являются туристско-рекреационные ресурсы: природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил; а также земельные, лесные, водные и ресурсы животного мира. Несмотря на то что использование и охрана туристских и природных ресурсов регламентируются разными федеральными законами Российской Федерации, в рамках ТЕОС ТРС их не следует обособлять друг от друга. Если в любом другом промышленном центре природные ресурсы используются преимущественно местными жителями, то на курортах они наиболее востребованы туристами, численность которых в разы превышает местное население.
В настоящее время действуют следующие виды платежей (налогов) за пользование отдельными видами природных ресурсов:
— земля (налог, средняя плата);
— лесные ресурсы (лесные подати, арендная плата);
— водные ресурсы (водный налог);
— животный мир (плата за пользование объектами животного мира);
— недра (платежи за право пользования недрами, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за участие в конкурсе и выдачу лицензий, акцизный сбор, платежи за пользование акваторией и участками морского дна);
— плата за негативное воздействие на окружающую среду (сбор);
— курортный сбор, плательщиками которого являются туристы.
Следует различать пользование перечисленными природными объектами как туристко-рекреационными ресурсами и традиционное их использование в хозяйственной деятельности.
Например, если речь идет об участке земли, то в соответствии с законом Российской Федерации «О плате за землю» плательщиком налога на землю является юридическое или физическое лицо, обладающее определенными имущественными правами на него. Размер платежа устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год и не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственника земли (землевладельца, землепользователя). Однако от существования природных объектов на территории курортов, среди которых наиболее востребованы городские пляжи, парки, водопады, пещеры и т.д., выгоду извлекает не только собственник (арендатор), но также туристы и субъекты индустрии гостеприимства (гостиницы, санатории, рестораны, лагеря и т.п.)
Следовательно, плата за пользование туристско-рекреационными и природными ресурсами (ТРПР) представляет собой по экономической сути туристскую ренту, материальной основой которой является добавочная прибыль (сверхприбыль).
Расчет размера ставки туристской ренты не является однозначным. Ряд авторов считает, что для образования добавочной прибыли необходимы более благоприятные, чем это общественно необходимо, рыночные условия производства и реализации туристских услуг и туристского продукта [2, 5].
Дифференциация ТРПР порождает различия в затратах и результатах хозяйственной деятельности организаций индустрии гостеприимства. Размер добавочной прибыли количественно может быть рассчитан как разница между базовой (нормативной) ценой турпродукта и средней рыночной ценой продукта данного назначения.
Следующей задачей является обоснование выбора платежной базы ТРПР. В соответствии с российским законодательством в части, касающейся установления принципов платности пользования основными видами природных ресурсов, можно выделить следующее:
— в большинстве случаев платежной базой выступает объем используемого ресурса;
— при определении размера платежей за землю и недра учитывается качество ресурса в зависимости от принадлежности к зонам различной ценности;
— зависимость размера платежа от экономических результатов использования ресурса субъектом хозяйствования существует только в случае оплаты пользования водным объектом без забора воды, а размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей.
Выбор корректной базы расчета платежей за пользование ТРПР должен основываться на анализе целей, причин и экономических последствий введения туристской ренты. Основная цель ренты — формирование фонда, используемого на восстановление, поддержание, а также улучшение свойств факторов (труда, капитала, природных ресурсов), затраченных в производстве. Следовательно, основой расчета величины платежа должна быть мера изменения объема полезных свойств ресурса или ухудшения его состояния.
Если рассматривать природные ресурсы, то основным негативным следствием использования их в качестве рекреационных выступает усиление антропогенной нагрузки на природные комплексы и их компоненты. Антропогенную нагрузку на природный объект туристского использования можно разделить на две части: постоянную и переменную. Под постоянной нагрузкой следует понимать воздействия, направленные на усиление рекреационной привлекательности объекта. Субъектом этой деятельности, как правило, выступает собственник или арендатор, права, обязанности и ответственность которого по отношению к природному ресурсу четко регламентирована отраслевым законодательством [5].
Переменную нагрузку создают потребители рекреационного ресурса, то есть туристы, поэтому платежной базой расчета величины рентных платежей должно выступать количество туристов, а единицей измерения переменной антропогенной нагрузки можно считать человеко-день или человеко-час [4].
Кроме этого, в качестве платежной базы можно использовать также результат хозяйственной деятельности, взимая фиксированные процентные ставки платежей от объема валовой выручки или с каждого рубля реализованных туристских услуг (турпродукта) [3].
Однако величина фактических выручки или прибыли от реализации туристских услуг зависит от способности хозяйствующего субъекта реализовать данные возможности и находится под влиянием множества факторов, не связанных с качеством ТРПР. Если расчет величины платежей за пользование рекреационными ресурсами будет производиться в зависимости от результата хозяйственной деятельности, то платеж потеряет смысл ренты как возврата части добавленной стоимости, созданной непосредственно данным ресурсом. Следовательно, платежи на восстановление и поддержание свойств ресурса должны быть пропорциональны объемам пользования, а не экономическому эффекту хозяйственной деятельности, поэтому плательщиками туристской ренты должны быть туристы. Фактически существует следующая схема оплаты ренты:
— муниципалитет предоставляет в пользование предпринимателям ТРПР;
— туристы и местные жители, посещая природные объекты, уплачивают соответствующую денежную сумму;
— предприниматели платят муниципалитету аренду за пользование объектами и соответствующие налоги в местный бюджет.
При увеличении численности населения в период сезона степень нагрузки увеличивается не только у туристско-рекреационных организаций, но и у всех остальных хозяйствующих субъектов муниципалитета, осуществляющих транспортные перевозки, уборку и озеленение курортных местностей. Приезжие граждане оплачивают путевки, за счет чего в пик сезона увеличиваются налоговые отчисления организациями индустрии гостеприимства. Но эти налоговые отчисления (налог на прибыль, НДС, водный налог), поскольку они являются федеральными налогами, минуют местный бюджет.
До недавнего времени в соответствии с законом Краснодарского края «О курортном сборе» (в ред. законов Краснодарского края от 26.10.1998 № 145-КЗ, от 10.05.2001 № 357-КЗ) физические лица, прибывшие в курортные местности и на курорты федерального, краевого и местного значения, уплачивали курортный сбор в размере 5 процентов минимального размера оплаты труда, установленного законом Российской Федерации. Ставка курортного сбора в Краснодарском крае составляла около 5% (МРОТ), это примерно 50 рублей с человека. При смене места проживания в границах местности курортный сбор повторно не взимался.
От уплаты курортного сбора освобождались:
а) дети в возрасте до 16 лет;
б) инвалиды и сопровождающие их лица;
в) лица, прибывшие в курортные местности в служебную командировку, на учебу и постоянное место жительства;
г) мужчины в возрасте от 60 лет, женщины в возрасте от 55 лет;
д) дети, приезжающие к родителям;
е) лица, прибывшие по путевкам и курсовкам в санатории, дома отдыха, пансионаты, включая городки и базы отдыха, а также следующие по плановым туристским маршрутам туристско-экскурсионных предприятий и организаций, совершающие путешествие по маршрутным книжкам.
Средства, поступавшие от уплаты курортного сбора, в соответствии со сметой расходов, утверждаемой органами местного управления, должны были направляться на развитие общекурортной инфраструктуры курортных местностей и курортов; проведение комплекса научно-исследовательских работ, обеспечивающих санитарную охрану и рациональное использование природных лечебных ресурсов; берегоукрепительные мероприятия; разработку и корректировку проектов округов санитарной охраны курортов краевого и местного значения; маркетинг, рекламу курортов и курортных местностей.
Основным природным фактором рекреации на Черноморском побережье является море. Черноморское побережье Краснодарского края — это 511 км пляжной полосы, на которых разместилось 526 пляжей, три четверти которых приходится на Сочи, Анапу и Геленджик.
Таблица 1
Оценка потенциала морской рекреации г. Сочи
Районы Сочи | Площадь пляжей, кв. м | Предельная разовая вместимость пляжей, тыс. чел. | Предельная емкость пляжей за купальный сезон, млн чел.-дней | Предельно возможное количество лиц, посещающих пляжи за купальный сезон, млн чел. | Адлерский | 784 | 174 | 62,6 | 5,0 | Лазаревский | 411 | 100 | 36,1 | 2,9 | Центр-Хоста | 672 | 140 | 50,4 | 4,0 | Всего по городу | 1866 | 414 | 149,0 | 11,9 |
В городской черте Сочи оборудован 161 пляж, причем 120 из них принадлежат здравницам и 35 — частным предпринимателям. Остальные — городские рекреационные зоны, обустройством и обслуживанием которых занимается муниципалитет. Общая площадь действующих пляжей города составляет 1866 тыс. кв. м, при этом ширина пляжа колеблется от 10 м до 55 м, на зарубежных курортах — от 50 до 100 м. Природный потенциал морской рекреации можно оценить с помощью показателей предельной емкости пляжей. В таблице приведен расчет показателей предельной емкости пляжей по районам г. Сочи. Предельная разовая вместимость пляжей рассчитана исходя из нормы 4,5 кв. м на человека с учетом средней продолжительности купального сезона 180 дней и среднем коэффициенте сменяемости посетителей, равном 2. Расчет предельно возможного количества посещающих пляжи за купальный сезон сделан исходя из средней продолжительности пребывания 12,5 дней.
С одной стороны, Сочи — безусловный лидер по количеству пляжей, в городской черте оборудован 161 пляж на пляжной полосе протяжённостью 143 км. Для сравнения: Анапа располагает 52 км пляжной полосы (песчаной и галечной), где расположился 131 пляж. В Геленджике на 78 км. песчано-галечной полосы приходится 68 пляжей, охватывая полуторакилометровый искусственно-насыпной песчаный (самый крупный среди искусственных пляжей России). С другой стороны, в Сочи наблюдается дефицит пляжной территории — её в два-три раза меньше, чем нужно. Если возвратиться к цифрам, то дефицит пляжей в Сочи, по оценкам специалистов, составляет 20 километров в длину и 75 гектаров — по площади. При этом Сочи ежегодно принимает более 4 млн отдыхающих. Существует ряд негативных обстоятельств.
Во-первых, сочинские пляжи — самые маленькие по площади, так как они в большинстве довольно узкие из-за проходящей прямо над пляжами железной дороги. Кроме того, по данным НИЦ «Морские берега», средняя ширина пляжей за десятилетие сократилась вдвое — с 13,5 метра до 7,5 метра — и это при рекреационной норме в 25 метров.
Во-вторых, в Сочи — одна треть пляжей является «дикими», не оборудованными должным образом и никем не поддерживаемыми в состоянии, пригодном для цивилизованного отдыха.
В-третьих, высока концентрация закрытых пляжей. Из 161 сочинских пляжей 120 принадлежат здравницам и 35 — частным предпринимателям. В Сочи в пиковый отрезок времени единовременно отдыхают 15 тысяч человек. По нормативам положено, чтобы на человека приходилось не менее 4,5 квадратных метров, а фактически в период сезона получается менее метра. В настоящее время идет борьба местных органов власти с взиманием незаконной платы за вход на пляж и с преграждением доступа к морю. Хотя в соответствии с законом «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» санатории, оздоровительные базы, детские лагеря несколько лет назад получили эксклюзивное право на возведение в 20-метровой прибрежной зоне заборов, которые сейчас расположены законно.
В-четвертых, затруднительно привлечь инвесторов и арендаторов на дикие пляжи. Из 28 предложенных только 15 участков были взяты в аренду. Главными причинами являются отсутствие постоянных правил и малый срок договора — 11 месяцев.
Арендная плата, по свидетельствам арендаторов, самая незначительная статья расходов. Основные затраты приходятся на благоустройство и уборку территории. На втором месте — заработная плата обслуживающего персонала: только для уборки мусора необходимо до 25 человек, ещё нужны кассиры, администраторы, прокатчики инвентаря. Среди статей дохода — прокат пляжного инвентаря и плавсредств, продажа кондитерских изделий и напитков в летних кафе и торговых палатках, дополнительные услуги. Разрешено размещать рекламу и сдавать участки пляжа в субаренду массажистам, владельцам аттракционов, гидроциклов, тиров и прочих забав или завести собственные. Среднесуточная посещаемость километрового пляжа — 4000 человек. Арендаторы утверждают, что более четверти посетителей пользуются теми или иными услугами. Средняя стоимость самой простой услуги — 50 рублей в час, итого не менее 50 тысяч рублей в день.
Весной 2008 года пляжи Сочи, Геленджика, Анапы, Кавминвод из федерального имущества были переданы местным муниципалитетам, за исключением пляжей, в пределах которых располагаются федеральные санатории семейного отдыха и реабилитационные санатории. В Сочи насчитывается 50 таких пляжей.
В настоящее время все санатории предлагают пользование своими лечебными пляжами за небольшую плату в 50–100 рублей, обеспечивая при этом комфортное пребывание для гостей. Однако согласно постановлению главы города Сочи пляжи города должны быть бесплатными для всех. При существующем положении наиболее ценные участки пляжей находятся на закрытых территориях, что ведет к весьма неполному их использованию и ограничению контроля со стороны местных органов. В этой ситуации экономический эффект от использования рекреационных ресурсов заметно снижается.
Кроме всего прочего, в ТЕОС ТРС существует проблема роста антропогенной нагрузки на туристско-рекреационные и природные объекты. Конечно, возможно обосновать предельно допустимую нагрузку на туристские объекты природы. Например, определить оптимальное число туристов, при котором природные комплексы не выводятся из равновесия без дополнительных восстанавливающих воздействий, или, напротив, критическое число туристов, при котором природным комплексам наносится непоправимый ущерб.
Однако ТРПР являются общественными благами, для которых характерны два свойства [6]:
1. увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому из них (пользование морем, посещение водопадов и пещер, и т.п.);
2. ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно (пляжи, парки, очистные сооружения).
При увеличении численности населения в период высокого сезона степень нагрузки увеличивается не только у рекреационных организаций, но и у всех остальных хозяйствующих субъектов муниципалитета, осуществляющие транспортные перевозки, уборку и озеленение курортных местностей. Приезжие граждане оплачивают путевки, за счет чего в пик сезона увеличиваются налоговые отчисления организациями индустрии гостеприимства. Но эти налоговые отчисления (налог на прибыль, НДС, водный налог), поскольку они являются федеральными налогами, минуют местный бюджет.
Каждый житель и гость муниципального образования имеет право на получение равного количества услуг. Туристско-рекреационные и природные ресурсы, предоставляемые курортами, обладают такими свойствами, как неисключаемость и несоперничество. Однако часто в результате резкого увеличения численности населения полезность потребляемого блага для каждого из его пользователей начинает снижаться. | | | Рис.1. Индивидуальные выгоды и издержки потребления при увеличении численности населения
N — численность потребителей, B — выгоды в денежном выражении, C — затраты потребителей в денежном выражении, Y — денежный масштаб. | Рассмотрим влияние увеличения численности населения на расходы местного бюджета с помощью примера, представленного Дж. Стиглицем [1].
На отрезке N0 до N* при увеличении численности населения выгоды для каждого потребителя могут увеличиваться. На отрезке от N* до N** линия В горизонтальна, поскольку полезность на данном этапе остается постоянной, причем эта линия могла бы быть горизонтальной от начальной точки. Точка N** соответствует границе несоперничества. После этой точки при увеличении численности начинается перегрузка, то есть уменьшение выгод на каждого потребителя. Этот дискомфорт продолжается до точки Nd. При прочих равных условиях желательно делить выгоды с небольшим числом партнеров, а затраты — с как можно большим их числом.
Предоставление в аренду ТРПР, в том числе пляжей, не решает проблему сохранения и воспроизводства данных ресурсов, так как компоненты затрат и результатов в частном и общественном секторах не идентичны. В частном секторе во главу угла ставятся прибыль и величины, ее определяющие: выручка, оплачиваемый труд собственного персонала, закупки сырья и материалов, налоги, расчеты с поставщиками и прочее. В общественном секторе под чистой отдачей понимается не столько прибыль в денежном измерении, сколько разность между общественными выгодами и общественными издержками. Если для частной фирмы при оценке производительности внимание концентрируется на продукции, то для муниципального образования производительность — это соответствие расходов и достигаемых с их помощью результатов конкретным целям, когда часто приходится жертвовать экономичностью ради результативности.
Проанализируем влияние увеличения численности населения на объем потребления услуг в расчете на одного потребителя. Предположим, V0 — объем оказания услуг и выполнения работ в стоимостном измерении, который производится и потребляется местным населением, N0 — численность местного населения, X0 — объем услуг или работ в стоимостном измерении, приходящийся на одного местного жителя, рассчитываемый как X0 =V0/ N0.
При увеличении численности населения соответственно увеличивается объем оказываемых муниципальными предприятиями услуг, это, например, уборка города и пляжей, озеленение парков, вывоз мусора и т.п. Тогда V1 — это увеличенный объем услуг в пик сезона, N1 — это число приезжих. В связи с вышеизложенным получается V1/ N1= Х1, но Х0≠Х1.
Предположим, функционируют два муниципальных предприятия, осуществляющие уборку местностей и озеленение парков. За 2009г. объем услуг, выполненный ими, в стоимостном измерении в среднем составил 178713 тыс. руб. Тогда
Х0 = V0/ N0= 178713 тыс. руб. /410 тыс. чел. = 435, 88 руб.
Если оставить прежний объем услуг, а численность населения увеличить с учетом приезжих (Сочи в 2009г. посетило примерно 4,5 млн человек), то
Х = V0/ N1= 178713 тыс. руб. / 4500 тыс. чел. = 39, 71 руб.
Получается, что разница Х — Х0 = 435,88 — 39,71 = 396,17 руб., то есть при увеличении численности населения объем услуг, предоставляемых организациями по уборке и озеленению города, уменьшается на 396, 17 руб. на одного человека. Целесообразно, чтобы именно сумма в размере 396,17 руб. была оплачена туристами в качестве курортного сбора за весь период своего пребывания.
После определения плательщиков курортного сбора необходимо выявить способы взимания данного сбора. Согласно закону Краснодарского края «О курортном сборе» от 10.05.2001 N 357-КЗ, курортный сбор взимался:
— администрациями гостиниц и иными учреждениями гостиничного типа;
— квартирно-посредническими организациями при направлении лиц на поселение в дома (квартиры) граждан.
Лица, останавливающиеся в домах (квартирах) граждан без направления квартирно-посреднических организаций, а также лица (кроме совершающих путешествия по маршрутным книжкам), проживающие в палатках, автомашинах и тому подобном, должны уплачивать курортный сбор в банковских учреждениях или в органах местного самоуправления.
В санаторно-курортных организациях сумма курортного сбора включался в стоимость путевки.
Курортный сбор являлся своеобразным местным налогом, однако в результате такого подхода к взиманию курортного сбора нарушалась прозрачность его уплаты. Туристы, останавливающиеся в санаторно-курортных организациях, оплачивали только пользование услугами санаторного пляжа, хотя кроме этого они также пользовались услугами общегородской инфраструктуры. Лица, предоставляющие услуги размещения в собственных квартирах и домах, часто не регистрировались в качестве предпринимателей, соответственно, ими не взимался и не уплачивался данный сбор. Кроме этого, отсутствовал контроль за уплатой курортного сбора туристами, приезжающими на личном автотранспорте.
В связи с вышеизложенным уплата курортного сбора необходима, но при соблюдении следующих условий. Для прозрачной и полной уплаты курортного сбора обязанность по уплате данного сбора целесообразно возложить на организации, осуществляющие пассажирские транспортные перевозки: авиакомпании, ж/д станции и т.п., то есть курортный сбор должен уплачиваться при покупке билета. Туристы, прибывающие на курорт на личном автотранспорте, должны его уплатить самостоятельно в сберкассах, а контроль за уплатой сбора в данном случае необходимо возложить на государственную автоинспекцию, которая может быть наделена полномочия на взыскание штрафных санкций за неуплату курортного сбора. Освободить от уплаты курортного сбора следует лиц до 16 лет, пенсионеров, местных жителей, студентов.
Предложенный механизм уплаты курортного сбора можно схематично изобразить следующим образом: | | | Рис.2. Механизм уплаты курортного сбора | Представленный выше механизм уплаты курортного сбора обеспечит прозрачность и полноту уплату данного сбора в муниципальный бюджет, а также позволит местным органам власти решать финансовые проблемы воспроизводства и охраны ТРПР. За 2009 г. в местный бюджет г. Сочи платежи за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды составили 86600 тыс. руб., или 0,08% от всех поступивших доходов. Согласно предлагаемым расчетам, поступления от курортного сбора составят 1188510 тыс. руб. (39617 руб. * 3 млн чел. туристов, за исключением льготных категорий граждан). |
| |
|
|