Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ И ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Газизуллин Н. Ф.
главный редактор журнала «Проблемы современной экономики»,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки РТ

Грунин О. А.
профессор Санкт-Петербургской Академии управления и экономики,
доктор экономических наук, заслуженный экономист РФ

Царёва С. О.
доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского университета управления и экономики,
кандидат экономических наук


Освоение космоса и модернизация экономики
Статья посвящена значению грандиозного события в истории человечества — 50-летию полета Ю.А. Гагарина в космос. Раскрыта диалектическая взаимосвязь освоения космоса, науки, образования и экономики. Показано влияние освоения космоса на решение проблем модернизации и перевода экономики на инновационный путь развития
Ключевые слова: освоение космоса, полет человека в космос, ракетостроение, космонавтика, модернизация, инновации
ББК У9(2)305.851.527.610.92

В истории человечества есть события, память о которых будет жить вечно. Несомненно, что к ним принадлежит и первый полет человека в космос.
12 апреля 1961 года впервые в мире гражданин нашей страны, гражданин планеты Земля Юрий Алексеевич Гагарин, преодолев земное притяжение, на космическом корабле «Восток» совершил первый полет человека в космос. Хотя этот полет и продолжался всего 108 минут, что по нынешним меркам — ничтожно мало, это было грандиозным событием для страны и мира, и героическим подвигом человека. Звездное небо и его бездонная высь с незапамятных времен привлекало к себе внимание людей *. Поэтому преодоление земного притяжения и проникновение человека в космос свидетельствует о гигантском скачке научно-технического прогресса. А в годы «холодной войны» между СССР и США (социализмом и капитализмом), которая в то время была в разгаре, явилось самым наглядным свидетельством успешного развития науки, образования, практического ракетостроения и космонавтики в нашей стране.
Хотя к этому времени — 4 октября 1957 года — уже был запущен первый искусственный спутник Земли *, осуществлялись полеты к планетам солнечной системы, проводились биологические эксперименты с собаками *, никто не мог однозначно предсказать, как повлияет космос, невесомость на человека, на его психику, выдержит ли человек реальные перегрузки и т.д. * Поэтому первый полет человека был воистину героическим. Это событие привело в восторг не только население нашей страны, оно объединило, восхитило, потрясло все цивилизованное человечество. Сотни миллионов человек нашей и других стран мира выходили на улицы, радовались, поздравляли друг друга, обнимались. Всеобщему ликованию не было предела. Если радость Победы 9 мая 1945 года была «со слезами на глазах», то 12 апреля 1961 года было наполнено восторгом, гордостью за свою Родину. Человечество смогло заявить — вот оно — свершилось! Человек способен перешагнуть за границу Земли, оторваться от нее, а, познавая космос, обогащать себя, сделать прорыв для будущих поколений. Об этом событии сообщали все средства информации мира, о нем писали стихи К. Симонов, В. Высоцкий, А. Твардовский и многие другие. В частности, А. Твардовский писал:

Ах, этот день, двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам!
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам.

Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламене знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей-планетой был усыновлен.

Сегодня с уверенностью можно сказать, что это событие стало возможным лишь на основе кропотливых многолетних и даже многовековых творческих научных поисков, развития образования, создания условий для осуществления фундаментальных и прикладных научных исследований, создания соответствующей высочайшим требованиям производственно-технической базы.
Основой освоения космоса явилось ракетостроение и создание теории летательных аппаратов. Точное время зарождения ракетного дела в России не определено — называются X-XII века. Также есть документальные подтверждения того, что ракеты в ратном деле использовали запорожцы в 1516 году. В начале XII века (1607–1621 гг.) Онисим Михайлов в «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» дает описание ракет, способов их применения и пороховых составов для них. Первоначально ракеты использовали в качестве «потешных огней» (фейерверочные и сигнальные ракеты), а в последующем — и в военных целях. Многое для развития теории и практического ракетостроения сделали М.В. Данилов, И. Картамазов, А.Д. Засядько, К.И. Константинов, Н.М. Соковнин, С.С. Неждановский и др.
Особого внимания заслуживают идеи и научные разработки Н.И. Кибальчича — революционера-народовольца, который, находясь в застенках Петропавловской крепости за покушение на царя Александра II (повешен 3.04.1881 г.), оставил схему реактивного летательного аппарата, рассмотрел систему подачи топлива в камеру сгорания, предложил принцип управления полетом на основе метода изменения наклона двигателя. Его идеи были обнародованы лишь в 1918 г. в журнале «Былое» после рассекречивания архивов жандармского управления.
Неоценимый вклад в развитие теории освоения космоса внес Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935 гг.). Его идеи и научные разработки в короткой статье даже трудно перечислить. К.Э. Циолковский в работах «Свободное пространство», «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения», «Исследование мировых пространств реактивными приборами» обосновывает идеи достижения скорости отрыва от Земли и возможности создания искусственных спутников, скорости и возможности межпланетных полетов *, законы движения ракеты как тела переменной массы, создания жидкостной многоступенчатой ракеты, пригодной для полета человека в космос и многое другое.
В историю развития отечественной космонавтики внесли огромный вклад ученые и практики Ф.А. Цандлер, Ю.В. Кондратьев, В.П. Ветичкин и Николай Иванович Тихомиров, исследования которого носили практическую направленность. В 1912 г. он предложил морскому министерству проект реактивного снаряда, в 1915 г. — новый тип «самодвижущихся мин» для воды и воздуха, в 1921 г. по его предложению в Москве, а затем, после его переезда в Ленинград, была создана Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Параллельно над ракетами на твердом топливе работал бывший полковник царской армии Иван Граве. В 1926 г. он получил патент на ракету, работавшую на дымном порохе особого состава. Был арестован, судим, но в последующем внес свой вклад в создание знаменитых «Катюш».
В 1929 году в газодинамической лаборатории проводились экспериментальные исследования жидкостных ракетных двигателей под руководством В.П. Глушко. В составе лаборатории была группа по изучению реактивного движения. Группой руководил технический совет под председательством Сергея Павловича Королева (1907–1966). Имя этого гениального ученого, исследователя, инженера-конструктора навсегда войдет в историю не только нашей страны, но и всего человечества. Он — генеральный конструктор.
Созданная под его руководством знаменитая ракета «Р-7», с любовью называемая «семеркой», имела не только военное предназначение, но и стала ракетой-носителем первого искусственного спутника Земли, космических аппаратов к Луне, а с 1961 г. под его непосредственным руководством и личном участии началась эпоха пилотируемых полетов в космос.
Говоря о развитии космонавтики, следует отметить, что интерес к познанию космоса, научные идеи и разработки по освоению космического пространства интернациональны. Наука, ее результаты являются общечеловеческими, общецивилизационными. И многие зарубежные ученые и специалисты внесли немалый вклад в развитие космонавтики.
Есть упоминания о том, что первые «ракеты-фейерверки» китайцы запускали еще во II веке. Затем они же привязывали их к стрелам, что увеличивало дальность их полета на 100 м, т.е. на треть, создавали так называемые «копья яростного огня».
Одним из первых зарубежных исследователей реактивного движения был американец Роберт Годдард. Его идеи были близки к разработкам К.Э. Циолковского, но носили лишь качественные оценки без математических расчетов и формул. Свои разработки он тщательно скрывал от научной общественности. Р. Годдарду принадлежит первенство (1926 г.) в запуске ракеты на жидком топливе. В то время ученые многих стран работали скрытно и обособленно, порой не ведая о том, что сделано другими (Герман Оберт — Германия, Робер Энсо — Пельтри — Франция и др.).
Общепризнанным талантом, немецким гением ракетостроения считают Вернера фон Брауна. Практическим ракетостроением он занимался накануне Второй мировой и в ходе войны. Фюреру нужно было новое оружие и денег на его разработку не жалели. Уже в 1934 году фон Браун и Ридель успешно испытали две ракеты А-2, которые назвали по именам популярных комиков «Макс» и «Мориц». В 1937 году была создана 15-метровая ракета А-4, которая могла перенести груз до одной тонны на расстояние 200 км. Ее назвали ФАУ (Vergeltungswaffe — «оружие возмездия» — за поражение Германии в Первой мировой войне).
В годы войны Гитлер планировал «засыпать» ими Англию. Однако, в июле 1943 г. польские партизаны выкрали чертежи ФАУ и план ракетной базы на побережье Франции. Тут же, спустя неделю 600 английских «летающих крепостей» совершили налет на Пенемюнде и уничтожили базу и готовые ракеты. В ответ на это немцы переместили производство ракет в известковые горы Гарца в подземный лагерь Дора. Фон Браун создал более мощную ФАУ-2 (дальностью около 300 км). С сентября 1944 г. по март 1945 г. по Лондону и Антверпену немцы запустили 4300 ракет ФАУ- 2. Погибло 13 029 человек. В январе 1945 г. наши войска подступили к Пенемюнде, а 4 апреля немцы оставили Дору, расстреляв 30 тысяч узников, работавших на заводах.
В конце войны специальные агенты США из миссии «Paper Clip» («скрепка») похитили и переправили через океан фон Брауна и других ракетчиков. Они работали над созданием ракет США. Такие ракеты-носители как «Атлас», «Титан», «Сатурн», доставившая американских астронавтов на Луну (первые шаги по Луне сделал американский астронавт Нил Армстронг 21 июля 1969 года) — детище фон Брауна (с 1972 г. он — заместитель директора НАСА и начальник космодрома на мысе Канаверал. Умер фон Браун 16.06 77 г.).
Ракетное вооружение немцев (ФАУ-2) изучали и советские специалисты. Этим занимался С.П. Королев, который с группой специалистов в 1945 г. был специально командирован в Германию, в том числе и для этой же цели был образован НИИ «Нордхаузен» *.
Конечно, освоение космоса невозможно без создания материальной, производственно-технической базы, способной воплотить научные идеи в создание ракет-носителей, космиче­ских кораблей, систем управления ими и многого другого. Образование, наука, кадры, экономика — это фундамент освоения космического пространства. В то же время, космос генерирует потребности в развитии науки и экономики, обеспечивает их информацией и результатами исследований, проведенными в особых условиях — космическом пространстве. В целом, можно отметить, что освоение космоса, образование и наука, экономическая мощь страны — это диалектически взаимосвязанные элементы единой системы (См. рис. 1).
Рис. 1. Взаимосвязь элементов системы освоения космического пространства.
Участие в космической деятельности, достигнутые в этой области результаты, определяют политический и национальный престиж государства, свидетельствуют об его экономической и военной мощи, состоянии развития научно-технического прогресса. Освоение космического пространства ставит государство перед необходимостью использовать новейшие технологии, реализовывать принципиально новые конструкторские идеи, создавать новую технику и оборудование, материалы с заранее заданными свойствами, готовить производственные кадры — не только ракетчиков, космонавтов, конструкторов, но и ученых, инженерно-технических работников, рабочих уникальных специальностей, управленцев и многих других. Стремление человека в космос подтолкнуло, дало ускорение развитию инновационного производства, разработке информационных технологий, систем связи, радиоэлектроники и т.д. Возникли такие области знаний, как космическая биология, медицина, связь, телевидение, право, приборостроение и др.
Причем, в значительной части все эти достижения имеют широкий спектр применения — не только для космических исследований, создания продукции военного назначения, но и для производства благ общего (гражданского) назначения. Вся эта деятельность была бы невозможна без использования инновационного подхода, модернизации базовых отраслей и сфер экономики, развития фундаментальных и прикладных наук, образования. Этот неоценимый опыт не может не учитываться в современных условиях.
Реализация космических проектов послужила основой применения в управлении экономико-математических методов, целевых комплексных программ, широчайшего использования компьютерной техники. Освоение космоса позволило сделать фундаментальные открытия в области астрофизики, космического излучения, изучении радиационных поясов Земли. Проникновение в космос позволило существенно повысить эффективность, доступность, глобальность систем связи; обеспечить использование современных подходов к надежности систем и механизмов. Применение микроэлектроники, компактных, с незначительным энергопотреблением приборов, принципиально новых композиционных материалов, использование теории проектирования, математического моделирования, новых методов испытаний и экспериментальной обработки данных и т.д., существенно повысили совокупную эффективность экономической деятельности.
До начала 90-х годов авиационно-космическая сфера была гордостью, символом международного могущества, гарантии безопасности СССР. Производственный потенциал этой сферы оценивался на уровне 50% от мирового. Однако, под отрицательным влиянием неумелых и непродуманных рыночных преобразований, многократным снижением финансирования, усилением международной конкуренции, отсутствием четких долговременных программ достигнутые результаты были утрачены. В настоящее время доля нашей страны на международных аэрокосмических рынках составляет всего 2–3%. В то же время, на долю США приходится около 50%, ЕС — примерно 25%, Канаду и Японию — по 5%. Стремительно наращивают свои космические программы Китай и Индия. Интенсивно развиваются космиче­ские исследования в Южной Корее, Латинской Америке, странах АТР, начинаются исследования на Ближнем Востоке. Всего космическими исследованиями занимаются 120 государств, из них 20 — очень активно. Более 50 государств имеют свои спутники, а около 10 стран могут выводить их на орбиту (США, Россия, ЕС, Индия, Бразилия, Япония, Южная Корея). Активизируются процессы интеграции и коммерциализации в данной области *. В мировом сообществе под эгидой ООН приняты десятки международных соглашений в самых различных областях международного космического сотрудничества; упорядочении космической активности, безопасности; созданы многочисленные международные организации и т.д. Стремление человечества к освоению космоса — вполне закономерный процесс. Если в свое время М.В. Ломоносов говорил, что богатство России будет прирастать Сибирью, то сегодня мы вправе сказать, что богатство человечества, расширение среды его обитания будет прирастать космосом.
Ярким подтверждением этого является стремление ряда стран осваивать Луну. По этому поводу хотелось бы отметить, что еще в 1967 году в рамках ООН был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В этом соглашении содержится запрещение национального присвоения космического пространства, включая Луну. Однако, в современном неспокойном и противоречивом мире не следует забывать, что это соглашение действует в форме международно-правового обычая и нередко оказывается, что прав тот, у кого сила, кто заявил о своем первенстве и коммерческом праве.
На встрече 8 февраля 2011 г. (в День науки) Д.А. Медведева с молодыми учеными один их лауреатов премии в области науки и инноваций за 2010 год М. Мокроусов привлек внимание Президента к тому, что уже многие страны мира облюбовали Луну и намерены в ближайшие 20 лет создать там свои базы. На этой же встрече президент РАН академик Ю. Осипов доложил о том, что с научным космосом у нас дело обстоит скверно, лунная программа была лишь в СССР, за околоземное пространство в постсоветское время были выведены лишь «Фобос-1» и «Фобос-2» в 1998 году. Постановка этой острой проблемы на уровне Президента РФ и привлечение его внимания к ней вселяет надежду, что деятельность по развитию научного космоса будет активизирована.
В настоящее время наша страна обладает еще достаточной научно-производственной базой, кадрами, позволяющими решить возникающие проблемы. У нас имеются такие уникальные организации, как ГКНПЦ им. Хруничева, НПО «Энергомаш», РКК «Энергия», заводы «Пермские моторы», «Научный центр аэрокосмического мониторинга «Аэрокосмос» Минобрнауки РФ и РАН», принята Федеральная космическая программ на 2006–2015 годы; создана своя первая российская ракета-носитель модульного типа «Ангара», которая имеет 4 типа носителей с выводимой полезной нагрузкой от 1,5 до 35 тонн и может запускаться с высокоширотного космодрома «Плесецк»; утверждена Стратегия развития ракетно-космической промышленности на 2010–2015 годы и др.
Результаты проводимых комических исследований могут найти свое практическое применение в оптимизации управления транспортными потоками, составлении сверхточных электронных карт местности, зондировании атмосферы, метрологии, проведении морского поиска и спасении терпящих бедствие судов и их экипажей. Несомненное стратегическое военно-экономическое значение имеет глобальная навигационная спутниковая система — ГЛОНАСС *.
Несомненный интерес представляют разработки по повышению эффективности геологоразведочных работ, включая поиск месторождений полезных ископаемых. Совсем недавно [см.: 7] генеральный директор ГУ «Аэрокосмос» академик РАН В. Бондур выразил надежду, что в России кому-нибудь будет интересно использовать результаты исследования «Активный метод дистанционного зондирования для поиска металлических руд, основанный на исследовании потоков частиц».
В 2010 году наша страна понесла значительный ущерб от многочисленных пожаров. По данным космического мониторинга общее количество различных природных (лесных, степных, торфяных) пожаров с марта по ноябрь 2010 г. составила 33 тысячи, из них в европейской части России — 13,6 тыс. Площадь, охваченная огнем составила соответственно 10,9 и 2,2 млн гектаров. В настоящее время спутниковую информацию слежения за пожарами используют большинство развитых стран мира и, прежде всего, США и страны ЕС.
Российский «Аэрокосмос» двадцать пять раз в сутки дает информацию не только о пожарах, но и об очагах возгорания радиусом всего лишь с 5,5 метров (!). По заявлению академика В. Бондура через 10 минут эта информация может быть в компьютерах у любого губернатора или другого руководителя ведомства. Но за столь необходимой превентивной информацией, которая смогла бы позволить незамедлительно принять меры по ликвидации очагов возгорания, в десятки, если не в сотни раз уменьшить ущерб и сохранить жизни людей, не обратилось ни одно из ведомств, хотя «Аэрокосмос» активно предлагал ее.
Существенный вклад в ликвидацию аварий и уменьшение ущерба на различных продуктопроводах может внести использование результатов космического мониторинга территории страны. Сейчас в России эксплуатируется более 1 млн км магистральных, промысловых и распределительных нефтегазопродуктопроводов, на которых ежегодно происходит около 55 крупных аварий и от 20 до 40 тыс. мелких разрывов. Добытчики и эксплуатационщики скрывают потери, боятся огласки и ответственности. Их убытки заложены в цены, тарифы продуктов, которые они реализуют потребителям. Визуально определить разрыв трубы под землей, а также в труднодоступных местах бывает очень трудно. Космические технологии, радиолокационные средства, спектральный анализ позволяют на глубине залегания труб определить не только место разрыва, но и тип вещества, выливаемого в землю.
Современные космические технологии позволяют заблаговременно (не за минуты, а за период от 3 до 20 дней) вычислить сильнейшие (с магнитудой более 7) землетрясения и цунами, выявить источники и причины загрязнения прибрежных акваторий морей и океанов, решить еще многие и многие общественно значимые задачи и проблемы. Развитие и наращивание космических исследований должно носить не только познавательный характер, но и быть востребовано как бизнесом, так и государ­ством, которое должно создать условия и выработать систему мер по поддержке освоения космоса и формулированию заинтересованности в результатах его исследования. В настоящее время, по свидетельству академика РАН В. Бондура, мы являемся мировыми лидерами в области разработки физических основ дистанционного зондирования Земли; методов аэрокосмического мониторинга и обработки аэрокосмической информации. Важно эти позиции не утерять.
Таким образом, изучение и освоение космоса должно оставаться одним из наиболее значимых национальных приоритетов. Оно как локомотив «потянет» за собой инновационное развитие страны, будет умножать потенциал модернизации экономики, создавать условия для укрепления национального престижа, безопасности, повышения уровня и улучшения качества жизни людей.


Литература
1. Федеральная комическая программа на 2006–2015 гг.
2. Стратегия развития ракетно-космической промышленности на 2010–2015 гг.
3. Договоры и принципы ООН, касающиеся космического пространства. — Нью-Йорк: Изд. ООН, 2008.
4. Космонавтика: Энциклопедия / Под ред. В.П. Глушко. — М.: Советская энциклопедия, 1985.
5. 100 человек, которые изменили ход истории. Юрий Гагарин. — 2008. — № 16.
6. Космонавтика в дипломатическом измерении // Инновационные направления современных международных отношений: Учебное пособие / Под ред. А.В. Крутских и А.В. Бирюкова. — М. — Аспект Пресс, 2010.
7. Чуйков А. Как из космоса разглядеть золото в тайге // Аргументы недели. — 2011. — № 5. — 10 февр.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия