Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Матросова С. В.
доцент кафедры экономики и управления филиала Московского государственного индустриального университета в г. Рославле Смоленской области,
кандидат экономических наук,

Рейхерт Н. В.
старший преподаватель кафедры экономики и управления филиала Московского
государственного индустриального университета в г. Рославле Смоленской области,
кандидат экономических наук


Проблемы финансирования малого предпринимательства в России
В статье рассматриваются проблемы финансирования деятельности малых предприятий. Рассмотрены тенденции сотрудничества малых предприятий с банками в процессе кредитования. Оценены перспективы кредитования малого бизнеса
Ключевые слова: малый бизнес, малое предпринимательство, кредитование малого бизнеса, финансирование, кризис

Экономическая теория понимает обычно под малым предпринимательством такую форму предпринимательства, которая, в противовес крупному, отличается соединением в одном лице собственника и управляющего. В малом предпринимательстве владелец фирмы, как правило, не только вкладывает собственные средства и контролирует направления их использования, но и лично осуществляет руководство всеми основными процессами: маркетингом, привлечением средств и инвестированием, осуществлением сделок и взаиморасчетов, наймом и увольнением работников и т. д. Он несет все риски и разоряется в случае неудачи. Но зато в случае удачи он один пользуется плодами успеха.
Российский малый бизнес, как и малый бизнес в любой другой стране, многолик и включает в себя разные типы и формы предпринимательства [4]. Самый тонкий, «верхний» его слой — это немногочисленные фирмы, малые по количеству занятых, но вполне капиталообеспеченные. Они работают на основе интенсивных передовых технологий, осваивают российский рынок и делают успешные шаги на международном рынке. Отрадно, что к их числу принадлежат и некоторые предприятия, работающие в сфере высоких технологий. Это, например, сложившиеся как малые предприятия и хорошо известные ныне софтверные фирмы, относящиеся уже к среднему бизнесу: производящая бухгалтерскую программу «1С» фирма Б. Нуралиева; специализирующиеся на правовых базах данных «Гарант» и «Консультант Плюс» или на антивирусных программах — «Лаборатория Касперского». Они начинали свою деятельность буквально с нуля (если не считать хорошие бизнес-идеи). Есть и примеры, правда, весьма немногочисленные, успешного продвижения российскими малыми предприятиями биологических, медицинских, химических технологий. Это своего рода элита малого бизнеса, обладающая большим потенциалом, перспективами быстрого роста объемов продаж, капитализации и... ухода из сферы собственного малого предпринимательства.
В России сейчас уже немало относительно крепких малых предприятий, которые потихоньку развиваются, осваивают рынки смежных регионов. Их перспективы не столь радужны, но тоже вполне определены: постепенный рост продаж; обрастание собственной сетью клиентов; увеличение, а затем стабилизация численности сотрудников; появление кредитной истории. В перспективе же — более или менее продолжительная жизнь (последняя зависит от того, насколько прочно они смогут занять и удерживать какую-либо востребованную нишу в производстве и предложении уникальных изделий или услуг).
Наконец, за ними идет уже гораздо более широкий слой малых и мелких фирм, жизнь которых — непрерывная борьба за выживание. Это всякого рода небольшие магазинчики, пекарни, ателье, парикмахерские, туристические бюро, ресторанчики. Их благополучие зависит от слишком многих факторов: наличия или отсутствия аналогичных фирм-конкурентов поблизости, изменчивости вкусов покупателей, благосклонности местной администрации и представителей многочисленных проверяющих органов. Видение перспективы развития бизнеса у руководителей таких предприятий очень узкое: заедает текучка, постоянные нелады с поставщиками и персоналом; а вечные проблемы с уплатой налогов и арендной платой порой не позволяют даже просчитать рентабельность бизнеса. О развитии в этих условиях можно мечтать, но его нельзя планировать.
Самый нижний слой — это так называемые «самозанятые». Сюда входят как небольшие семейные предприятия (муж и жена, отец и сыновья), занятые оказанием нехитрых бытовых и ремонтных услуг наименее обеспеченным группам населения, так и портнихи-надомницы, «помощницы по дому», наконец, «бабушки», торгующие своими овощами и пирожками на рынках и автотрассах. Некоторые из них носят гордое звание «предпринимателя без образования юридического лица» и даже платят некоторые налоги, а по случаю используют и наемный труд; большинство же — труженики теневой экономики. По состоянию на 1 июля 2010 г. в России было зарегистрировано 219,6 тыс. малых предприятий, что на 3,6% меньше, чем по состоянию на 1 июля 2009 г.
Среднесписочная численность занятых на малых предприятиях в первом полугодии также сократилась на 3,3% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 5578,2 тыс. чел. [6].
Вклад малого бизнеса в ВВП России достигает 13–15%, в то время как в странах с развитыми рыночными экономиками малое предпринимательство обеспечивает более половины национального ВВП.
Количество малых предприятий в России за кризисный 2009 г. выросло примерно на 9%. Однако оборот малого бизнеса и его инвестиции в основной капитал стремительно сокращаются. Эксперты объясняют такие парадоксы тем, что малые предприятия гораздо сильнее пострадали от кризиса и не могут рассчитывать на поддержку государства.
Номинальный оборот малых и микро-предприятий сократился в 2009 г. на 9,7% по сравнению с 2008 г. В том числе только у малых предприятий оборот сократился на 12,8%. Инвестиции в основной капитал также сократились на 26,7% у малых и микро-предприятий и почти на 30% — только у микро-предприятий [4]. Такие данные опубликовал Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП). По его данным, численность микро-предприятий выросла за 2009 г. на 30%, а количество малых предпринимателей сократилось почти на 20%.
Представители малого бизнеса уверены, что его падение в кризис оказалось более существенным, чем в среднем по экономике. Малые предприятия столкнулись со значительными проблемами — от фактической невозможности получения кредита до резкого снижения спроса. При этом у малого бизнеса не было такого резерва, как существенное сокращение штата работников. Кроме того, сектор малого бизнеса пострадал от роста тарифов, сокращения спроса, простоев и ужесточения отношения налоговиков к субъектам малого бизнеса.
Парадоксальному увеличению числа предприятий эксперты не придают особого значения. Обследование зафиксировало формальный переход малых предприятий в микро-предприятия как следствие появления этой категории в законодательстве. При этом на рост числа зарегистрированных предприятий повлияла государственная политика стимулирования самозанятости населения посредством выдачи субсидий на открытие собственного дела по линии Минздравсоцразвития и Минэкономразвития. Поскольку размер сумм незначителен, то и образовывались в основном микро-бизнесы.
Рост числа микро-предприятий в кризис связан с государственной поддержкой именно этого сектора частного бизнеса. В регионах в 2009 г. наконец-то заработали программы по микро-кредитованию. Людям, оставшимся в кризис без работы, предоставлялись кредиты на открытие собственного дела. Суммы очень небольшие, но для 3–5 безработных людей, создающих свое дело в сельской местности или маленьком городе, даже это было поддержкой. Из-за безработицы многие решили попробовать себя в бизнесе, поэтому и наблюдается рост числа микро-предприятий. Кроме того, возможно, сокращение численности малых предприятий также повлияло на рост микро-предприятий, так как в результате кризиса многие организации прибегали к сокращениям работников и перешли из разряда малых в разряд микро-предприятий.
Сокращение числа малых предприятий эксперты объясняют и их банкротством. Малые предприятия не были обременены долгосрочными кредитами и не располагали большим объемом активов, которые нужно было продавать, поэтому процедуры банкротства оказались очень быстрыми.
Восстановление оборотов малых предприятий будет происходить параллельно с восстановлением спроса в российской экономике. Достижение докризисных объемов будет достигнуто не ранее чем через 1,5–2 г. Также среди основных проблем, отмечаемых предпринимателями — дефицит финансов и повышение тарифов. По-прежнему наиболее ожидаемыми малым и средним бизнесом мерами остаются стимулирование кредитования и введение налоговых каникул [3].
Более чем половине представителей малого бизнеса, оценивающих свой бизнес как устойчивый, не хватает средств на развитие. Такие данные приводит «ОПОРА России» по итогам исследования малого бизнеса, которое проводилось в 2009 г. совместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения: 50% участников опроса заявили, что главным источником финансирования предприятия выступают вложения из собственной прибыли, на втором месте личные средства собственника предприятия — 30%. Лишь затем идут кредиты банков (16%) [9]. Финансирование малых предприятий лишь в небольшой степени связано с кредитованием, и в основном бизнес вынужден рассчитывать на собственные силы.
Кредитование малого бизнеса тесно связано с общим положением российского банковского сектора. По итогам 2010 г. можно говорить, что банкам удалось достичь неплохих результатов, с точки зрения повышения комфортности условий сотрудничества для малых предприятий. Результаты исследований, проведенных НИСИПП, показали следующее.
Во-первых, заметно улучшилось качество консультирования и продаж. Прежде всего, рост качества обслуживания проявился в повышении доступности информации о кредитах в режиме предварительных консультаций, выросла квалификация консультантов. По итогам года лучшим в номинации «Самый настойчивый банк» оказался Росевробанк, менеджеры которого проявили наибольшую заинтересованность в развитии отношений с клиентами.
Во-вторых, весьма существенно банки смягчили кредитную политику. Прежде всего, это проявилось в снижении ставок кредитования — в среднем по рынку за год ставка снизилась с 20,5% до 16,2%. Отдельные банки смогли предложить малому бизнесу условия даже лучшие, чем до кризиса.
В номинации «Самые низкие ставки кредитования» весь год уверенно побеждал Сбербанк (13%). К концу года у него появились конкуренты в лице Банка Москвы, Локо-банка и банка «Возрождение», чья ставка составила 14%.
При этом банки увеличивали суммы кредитов, доступных по программам для малого бизнеса (банк «АК Барс» готов кредитовать малые предприятия на суммы до 400 млн руб.). Впрочем, в большей мере это можно объяснить желанием побороться за средний бизнес, так как весь год банкиры неустанно жаловались на дефицит качественных заемщиков.
Одновременно банки декларировали увеличение сроков кредитования. Максимальные сроки предложил Юниаструмбанк (до 15 лет), еще пять банков предлагают кредиты на 10 лет. Впрочем, кредитные менеджеры по-прежнему обращают внимание на готовность банков кредитовать в пределах 18–36 мес., тогда как большие сроки доступны лишь избранным клиентам.
Банкам приходилось медленно снижать требования к длительности ведения хозяйственной деятельности заемщиков, так как в кризис многим компаниям пришлось пройти реорганизацию. Наименее требовательным к заемщикам является Сбербанк, где отдельные программы кредитования допускают, чтобы предприятие проработало всего 3 месяца.
На протяжении года банки искали новые подходы к залоговой политике, меняя методики дисконтирования и оценки рисков. Однако нельзя сказать, чтобы в этом направлении была сформирована однозначная тенденция. По-прежнему наблюдаем, как один банк принимает в залог товары в обороте, а другой — нет (многие банки уклоняются от обеспечения кредитов транспортом или отдельными видами недвижимости).
В-третьих, лидерами задан вектор маркетинговой политики. Основными чертами такой политики являются: развитие информационных ресурсов банка для малого бизнеса (промо-сайты МДМ-банка и Росбанка, «банковский помощник» Промсвязьбанка, истории успеха банка «Траст»); регулярное проведение маркетинговых акций, направленных на привлечение малых предприятий; повышение открытости информации о кредитах; рост числа целевых программ кредитования, а также создание специальных партнерских программ банков. Лидерами по маркетинговой активности по итогам 2010 г. стали Промсвязьбанк, Росбанк и банк «Траст» [8].
Данные Центрального банка РФ указывают на сохранение слабой тенденции к расширению кредитования малого бизнеса: на 01.11.2010 г. совокупная задолженность субъектов малого и среднего предпринимательства перед банками составила 3,1 трлн. руб., увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%. При этом продолжает расти просроченная задолженность, которая достигает 9,2% от портфеля кредитов против 7%, годом ранее [7].
Банки наращивают кредитные портфели, выводя на рынок новые продукты, расширяя целевые группы заемщиков за счет населения индивидуальных предпринимателей малого и среднего бизнеса.
Анализ структуры кредитных программ крупнейших банков России (см. рис. 1) показывает, что преобладают оборотные (до 35% всех программ) и универсальные (еще 30%) программы, которые являются преимущественно краткосрочными. Целевые долгосрочные программы занимают незначительное место в продуктовых линейках банков, а у многих банков и вовсе отсутствуют. Все это существенно ограничивает потенциал спроса на кредиты со стороны малого бизнеса, так как малые компании недостаточно маневренны в отношении требований, предъявляемых банками в рамках универсальных продуктов.
Рис. 1. Структура кредитных программ банков [8]
Число кредитных программ для малого бизнеса среди банков выросло. Наиболее диверсифицированная линейка программ у Россельхозбанка (18 программ, которые можно отнести к ориентированным на малый бизнес). Однако портфель программ выглядит достаточно неуклюжим, цели программ пересекаются, что, учитывая слабую коммуникационную активность банка на рынке кредитования малого бизнеса, может создавать сложности в выборе программ для потенциальных клиентов.
На втором месте по числу программ банк «Траст» — 12 программ, из которых более половины можно классифицировать как универсальные, различающиеся в основном по суммам и срокам кредитования. Благодаря активной коммуникационной поддержке продуктовый ряд Траста достаточно понятен для потенциального заемщика, однако легкая оптимизация вполне могла бы иметь место.
Главной проблемой кредитования малого бизнеса банкиры называют непрозрачность российского малого бизнеса.
Второй проблемой является отсутствие надежных залогов, так как большинство представителей малого бизнеса не являются владельцами ликвидного имущества.
Третий немаловажный фактор — недоверие к малому бизнесу, испытываемое банками. Российский бизнес как таковой существует менее двадцати лет, и в этих условиях далеко не всегда можно говорить о сложившихся репутациях и кредитных историях. Малого же бизнеса эта проблема касается вдвойне — небольшие предприятия, как правило, находятся на рынке существенно меньше, чем крупные. Поэтому до последнего времени на российском рынке было очень немного устойчивых, успешных малых предприятий, имеющих кредитную историю.
С другой стороны, сегодня далеко не у всех кредитных организаций налажена нормальная организация работы с малым бизнесом. Основные проблемы заключаются в неразвитости банковских технологий, зачастую не позволяющих снизить издержки обращения на обработку одного клиента, а также в относительно небольшой статистике кредитования, затрудняющей точную скоринговую оценку рисков, связанных с кредитованием малого бизнеса. Как следствие, даже если банк имеет соответствующие программы для малого бизнеса, довольно часто ссуды, выдающиеся по этим программам, остаются для предпринимателей недоступными по цене.
Нынешняя ситуация на рынке кредитования в корне отличается от той, которая была 8–10 лет тому назад, когда стоимость займов для малого и среднего бизнеса доходила до 200% годовых в рублях. Если крупный бизнес в России может получить рублевые кредиты под 12%, то для малых предприятий реальные ставки начинаются с 16%, но и это большая редкость. Как правило, «малые» предприниматели могут рассчитывать на кредит стоимостью 20–24% годовых и то лишь при наличии приемлемых для банка залога или надежных поручителей.
Очень мало шансов получить кредит у предприятий, работающих на рынке менее года, не являющихся резидентами, ведущими упрощенную бухгалтерию (или не ведущими ее вовсе), а также не имеющими залога или поручителя. Впрочем, ряд банков иногда при поддержке государственных структур выдает ссуды без залога. Правда, на условиях, которые трудно назвать привлекательными: суммы небольшие — до 50 тыс. долл. (микро-кредиты). Эффективная ставка довольно высока (28–30% годовых в рублях); сроки ограниченные — как правило, не превышают 1,5 года. Впрочем, некоторые проблемы предпринимателей этот кредит все же решает. Например, с его помощью можно ликвидировать кассовые разрывы, когда денег в кассе не хватает для ведения текущей финансовой деятельности.
Если же говорить о ссудах на более длительные сроки или на большие суммы (например, 10–15 млн руб. на пять лет), то российские банки за редчайшим исключением применяют залоговое кредитование. Причем во многих случаях оценочная стоимость залога должна вдвое превышать сумму кредита. Однако у малого бизнеса зачастую нет имущества, которое можно оформить в залог. Да и сам малый бизнес слабо развит.
Объем «черного рынка» кредитов оценивается в 6–8 млрд долл. за год. Причем темпы его сопоставимы с темпами роста рынка легальных кредитов и составляют около 15–25% в год. И для этого есть реальные основания.
По словам предпринимателей, порой гораздо выгоднее взять в долг у ростовщика под 5–7% в месяц, чем обивать пороги банков, пытаясь получить законный кредит, реальная стоимость которого в два раза меньше ростовщической. Во всяком случае, ростовщики предоставляют ссуды моментально и без лишних вопросов, а перед кем отвечать в случае чего своим имуществом, предпринимателю часто бывает безразлично — он не воспринимает кредитную организацию как союзника и ожидает от нее в случае невозврата денег не менее жестких действий, чем от ростовщика.
Малый бизнес в принципе не сопротивляется своей легализации. Более того, количество небольших компаний, в обороте которых «белая» составляющая значительно превышает 50%, растет с каждым годом. Однако малому бизнесу нужны встречные шаги со стороны банков и государства. Малый бизнес ждет от Правительства целевых антикризисных мер. По мнению компаний, наиболее действенными могли бы стать налоговые «каникулы» (45%), «замораживание» тарифов (40%) и развитие кредитования малого предпринимательства (34%). Все более популярными становятся ожидания предпринимателей, связанные со снижением ставок за аренду государственного и муниципального имущества (28%), а также повышением доступности госзаказа (27%) [9].
Рассматривая перспективы кредитования малого бизнеса, можно выделить следующие тенденции, которые должны «оживить» рынок. Очевидно, что спрос со стороны малых предприятий довольно высок, конкуренция на банковском рынке становится все острее, поэтому, казалось бы, банки заинтересованы в предоставлении кредитов малому бизнесу, снижая процентные ставки. В то же время многие кредитные организации понесли довольно заметные убытки, к которым привел мировой финансовый кризис.
Одна из основных задач, которая повысит перспективы кредитования малого бизнеса, — это стандартизация выдачи кредитов частным предпринимателям. Для получения кредита бизнесмен должен выполнить целый ряд требований, которые выдвигают различные банки, поэтому собрать необходимый пакет документов бывает очень непросто. Затем частный предприниматель должен ждать некоторое время, чтобы получить заключение специалиста. Стандартизировав данную процедуру, банки смогут выдавать кредиты не только в центральных, но и в дополнительных офисах. Таким образом, процесс получения кредита для малого бизнеса будет также прост, как и покупка полиса автострахования.
Более развитая сеть офисов, где частный предприниматель сможет быстро получить кредит, приведет к более жесткой конкуренции, что будет стимулом как для понижения процентных ставок по кредитам, так и для увеличения количества кредитных программ для малого бизнеса.
В целом, хотелось бы отметить, что несмотря на сложности, развитие кредитования в России имеет положительные перспективы. Связано это в первую очередь с тем, что государство серьезно относится к вопросам оказания поддержки малому бизнесу, о чем регулярно высказывается глава нашей страны. Для бухгалтерии малого предприятия принципы кредитования также имеют свои положительные аспекты: списание процентов по кредиту на «нереализационные» расходы, снижение налогооблагаемой базы на прибыль, использование в качестве залога не только имущества и активов компании, но и товаров в обороте [10]. Поэтому можно резюмировать, что, несмотря на обилие проблем, перспективы кредитования малого бизнеса в российских банках стоит оценивать как достаточно благоприятные.


Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в ред. ФЗ от 27.12.2009 № 365-ФЗ).
2. Лаврушин О.И., Афанасьева О.Н., Корниенко С.Л. Банковское дело: современная система кредитования. — М.: Кнорус, 2010. — 264 с.
3. Сергеев М. Малый бизнес растет только статистически // Независимая газета. — 2010. — 30 апр.
4. Чапек В.Н. Экономика организаций малого предпринимательства. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. — 384 с.
5. Маклейни Э. Финансы бизнеса. Теория и практика. — М.: Весь мир, 2008. — 624 с.
6. http://www.gks.ru
7. http://www.cbr.ru
8. http://www.nisse.ru
9. http://www.opora.ru
10. http://www.bankru.info

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия