| | Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011 | | ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА | | Киселица Е. П. профессор кафедры экономики
Тюменского государственного университета,
доктор экономических наук
| |
| | В статье рассмотрены основные наиболее типичные заблуждения предпринимателей и руководителей в области рисков хозяйственной деятельности предприятий, которыми они руководствуются при принятии управленческих решений, вызывающие только усугубление рисковой ситуации. Выводы основаны на результатах исследований отношения предпринимателей к рискам, причинам их возникновения и способам управления | Ключевые слова: риск, управление риском, методы управления рисками | С древних времен продолжается путь человечества от мифа к разуму. Стремление развенчать и преодолеть миф и заменить его знанием в течение многих веков сформировало новый тип Homo Sapiens и цивилизации. Однако мифологическое сознание в той или иной мере всегда присутствует в любой человеческой культуре как попытка перевести в рациональную плоскость явления неведомой, одушевленной, магической природы: земля плоская и покоится на трех китах; черная кошка, перебежавшая дорогу, принесет несчастье и т. д.
Миф — это аксиома, не требующая доказательств. Зародившись в древние века как способ познания сложного мира и объяснения непонятного, они существуют и сейчас. Основная опасность мифов — использование ложных положений и заблуждений в качестве инструмента для принятия решения. К сожалению, многие люди, руководящие предприятиями, привыкшие просчитывать свои действия и оценивать их последствия, нередко используют мифы в качестве руководства при принятии решений. Особенно это касается рисков. Рассмотрим основные мифы.
Миф 1. Лучший способ избежать риска — это уклониться от него. Не стоит панически бояться риска, так как он является платой за большую прибыль, рыночный успех и самореализацию. Следует считать приемлемым риск, равный 10–25%. Позиция уклонения от риска во всех ситуациях приведет к невозможности работы на рынке вообще, так как риск и предпринимательство неотделимы друг от друга. «Кто уклоняется от риска — тот уклоняется от успеха» — это распространенное утверждение западных менеджеров.
Общеизвестно, что наиболее прибыльными являются рисковые сделки: взаимосвязь между прибыльностью сделок и риском отметили 89% опрошенных. В интервью один предприниматель привел интересное сравнение: «Не стоит панически бояться риска. Сравните его с диким зверем. Приручите риск, и он будет работать на вас. Но никогда не расслабляйтесь полностью, у этого зверя всегда есть зубы и когти, а главное — он бывает непредсказуем!».
Миф 2. Рисками невозможно управлять, так как они являются результатом действия непредвиденных обстоятельств и объективных факторов.
Статистика свидетельствует, что 75% неудач возникает из-за принятия неграмотных управленческих решений руководством предприятия и только 25% — в силу объективных причин. 78% опрошенных нами предпринимателей подтвердили этот факт: риски и убытки наступили по их вине, их можно было предусмотреть заранее и не допустить развития. Однако недальновидность руководителей и неэффективные решения привели к негативным последствиям. Даже в условиях кризиса только порядка пятой части опрошенных признают объективность действия рисковых факторов.
Миф 3. Можно избежать риска, если заранее просчитать все варианты вложения средств.
Наиболее опасные риски возникают в процессе реализации проекта, а не на этапе выбора направления инвестирования, это отметили 84% опрошенных. Чтобы управлять риском оставшейся части проекта, следует использовать систематический контроль изменения ситуационного положения предприятия и проекта на рынке.
Миф 4. Страхование является эффективным инструментом борьбы с риском.
В настоящее время его активно используют от 63 до 72% опрошенных. Страхование играет компенсационную роль: позволяет избежать не риска, а трудностей, связанных с потерей. Оно подходит, когда руководителя интересует только разовое предотвращение убытков и возврат вложенного капитала (отметили 93%). Предприятие же заинтересовано в длительной эффективной работе на рынке и продолжительном жизненном цикле выведенного товара. Кроме того, любой менеджер хочет предотвратить потери, а не компенсировать ущерб. Можно застраховать имущество предприятия, но вряд ли можно застраховать успех реализации произведенной продукции или выхода на рынок.
Миф 5. Диверсификация производства позволяет свести риск к минимуму.
Как считают 74% предпринимателей, рекомендуемые методы диверсификации помогают снизить степень риска относительно деятельности предприятия в целом, но не по конкретной ассортиментной группе или товару. Более того, расширение сферы деятельности за счет новых рынков товаров и услуг само становится источником рисков. 63% предпринимателей столкнулись с такого рода рисками при попытке диверсифицировать свою деятельность.
Миф 6. Риски есть не во всех организациях.
Конечно, значение рисков в деятельности различных организаций неодинаково. Одни работают на грани банкротства или постоянно сталкиваются с действием форс-мажорных обстоятельств. Другие — стабильно, в благоприятных условиях и на протяжении длительного времени, что создает иллюзорную уверенность в контроле ситуации, особенно среди линейных руководителей и рядовых сотрудников. С существованием организаций, в которых в принципе нет рисков, согласны 16% респондентов. Но такое отношение не означает автоматически, что существуют организации, в деятельности которой риски отсутствуют. Перечень рисков и рискообразующих факторов очень велик: это и влияние, и отдаленные последствия мирового кризиса, потери имущества, погодные условия и т. д. Риски очень резко отделяются от повседневной жизни организации и воспринимаются как нечто необыденное, а значит то, что «к нам не относится». Увы, 46% респондентов хотя бы раз в жизни сталкивались с ситуациями, когда буквально накануне наступления рисковой ситуации они пребывали в полной уверенности контроля над ней. Управлять рисками можно по-разному: принять на работу риск-менеджера, выделить ресурсы, оценить вероятность возникновения рисков и их уровень и т. д. Однако чаще всего единственным, кто пытается предвидеть риски в повседневной деятельности, остается руководитель. И очень часто (в 37% случаев) он вынужден бороться не столько с самими рисками, сколько с недальновидностью и недобросовестностью сотрудников, формально подходящих к выполнению своих обязанностей.
Миф 7. Предприятие может быть полностью защищено от риска.
Предприятия могут быть защищены только от наиболее известных и вероятных угроз, а уровень риска может быть уменьшен до приемлемого уровня. Уверенность в том, что «у нас нет рисков» (отмечают 6%) носит иллюзорный характер. Факт существования когда-либо заблуждения и ложной уверенности в полном контроле ситуации подтверждают 26% респондентов, при этом у 15% он обернулся большими убытками. Широко рекламируемые программные продукты нередко объявляются панацеей от рисков. И несмотря на существенный прорыв в области информационного обеспечения и появление нового поколения программ, в том числе, на основе нейросетей, не существует технологий, обеспечивающих стопроцентную уверенность в защищенности от рисков [1].
Миф 8. Управлением рисками должен заниматься конкретный специалист.
Очень удобная установка: нанять риск-менеджера и перестать задумываться о риске, этого хотели бы 62% предпринимателей. У этого мифа есть два следствия. Следствие № 1. Не всегда на должности риск-менеджера может оказаться специалист высокого класса. Следствие № 2. Риск рождается не вдруг, он, как снежный ком, вырастает из отдельных неправильных решений, неучтенных факторов и ситуаций на местах. Гораздо эффективнее, если на помощь риск-менеджеру придут грамотные управленцы. Снижение уровня рисков связано с контролем и последовательным управлением предприятием в целом.
Миф 9. Управление рисками — это точное выполнение плана по их недопущению.
Предположим, что рисковая ситуация ясна и разработан четкий план по управлению рисками. Отработали все угрозы и варианты развития ситуаций, перечень мероприятий, и соломка подстелена везде, где только возможно. Однако меняется бизнес, меняются угрозы, и ввиду динамичности развития рискообразующих факторов к числу самых непостоянных и меняющихся планов стоит отнести план по управлению рисками. Его нестабильность отмечают 37% опрошенных. Необходимо убедиться, что система риск-менеджмента пересматривается с точки зрения развития бизнеса и внешней среды.
Миф 10. Управление рисками — это сверхъестественное знание, доступное не всем.
Термин «управление рисками» порой создает неверные ожидания, так как создается впечатление о некоем провидце, предвидящем все риски наперед и способном организовать работу таким образом, что негативных последствий не возникнет вообще. Желательное присутствие интуиции отметили 72%. На самом деле управление рисками включает три составляющих:
● предусмотрительность — 70% респондентов; не промокнуть в дождь — это вовремя раскрыть зонт, а не пытаться разогнать тучи за окном;
● резервирование — 20% — на случай сбоя поставок, задержек сроков выполнения работ и т.д.;
● реакция на наступившее рисковое событие — 10%.
Предусмотрительность, как ведущий способ управления рисками, определяется все–таки не ясновидением, а здравым смыслом по отношению к ситуации.
Миф 11. Главная опасность рисков — утечка информации.
В этой связи многие предприятия панически боятся шпионажа и даже к публикации официальной отчетности относятся настороженно (92%). При этом большинство из них не предполагает, каким же образом могут быть использованы конкурентами данные из баланса или отчета о прибылях или убытках: наиболее распространенным ответом является «как-нибудь» (89%). Такое предубеждение родилось из связки «риск — информация». Конечно, если речь идет о ведущих игроках на рынке, то риск утечки информации и развития неблагоприятных последствий очень велик. Но для предприятий среднего и малого бизнеса в условиях множественной конкуренции такой риск носит больше гипотетический характер. Из всех опрошенных только 5% смогли вспомнить ситуацию, связанную с возникновением неблагоприятных последствий из-за утечки информации.
Миф 12. Чем короче сроки реализации проекта, тем меньше риск, возникающий в ее ходе.
Конечно, теоретически, чем дольше сроки, тем больше вероятность наступления рисков (отмечают 82%), что обусловлено снижением достоверности длительного прогноза из-за действия непредсказуемых факторов. Однако на практике существует и достаточное количество краткосрочных проектов, которые провалились из-за неправильной оценки ситуации (отметили 58%). Дело не во времени, а в учете факторов и вариантов развития ситуации.
Миф 13. Успешное предприятие предлагает рынку кардинальное новшество.
Конечно, инновации и изобретения очень важны для успешного развития бизнеса, хотя из 100 новых товаров рыночный успех имеют только 2. Кардинальные изменения и инновационные прорывы в технологической сфере встречаются крайне редко. Они связаны с ходом научно-технического прогресса в целом, и роль отдельного предприятия тут, как правило, невелика. Преимущественно на рынке встречаются фирмы, которые внесли заметные, и, конечно же, конкурентоспособные изменения в способ удовлетворения потребности потребителя, но не кардинальные (98%). Как правило, предприятие может успешно воспользоваться одной из следующих тактик:
● качественная реализация идеи и гибкость, способность сохранять преимущества за счет частой модификации товара и нахождения на шаг впереди конкурентов (11%);
● незначительного изменения товара или упаковки, которые позволяют товару казаться уникальным (66%).
С точки зрения потребителя качественное удовлетворение запросов и соответствие товара заявленным свойствам куда более важны, чем предоставление уникальных услуг. Только 2% опрошенных имели уникальную или инновационную идеи, 11% основывали свой бизнес на них. Остальные успешно занимаются копированием известных услуг или товаров с несущественными улучшениями.
Таким образом, использование вышеописанных мифов в практической деятельности отчасти удобно, так как позволяет снять с себя ответственность и переложить неудачи на объективные обстоятельства, которые мы не в силах изменить. С другой стороны, мифы порождают закостенелость мышления, а каждый виток заблуждения приводит к усилению рисков вплоть до банкротства.
Правильность принятия решения и успех на рынке при прочих равных условиях находятся в прямой зависимости от объема и качества задействованной информации [3]. К сожалению, многие руководители, уделяя большое внимание организации производства и управлению себестоимостью продукции, еще не научились ориентироваться в таком роде информации. Между тем, даже хорошо налаженный процесс производства и грамотное управление затратами далеко не гарантируют того, что произведенная продукция будет реализована, а вложенные средства вернутся [2]. Имея достаточные инструменты для формирования благоприятной внешней среды, активного спроса, продвижения товара на рынок, тем не менее, руководители часто не умеют использовать их в полной мере. Вера в себя, и только в себя, активная позиция и трезвое отношение к ситуации позволяют существенно снизить степень неопределенности, сопутствующей всем принимаемым решениям. |
| |
|
|