Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Суриков К. Ю.
начальник Главного управления Банка России по Самарской области

Фидуциарный рейтинг физических лиц как основа частной эмиссии денег
В статье на основе анализа этапов эволюции доверия к отдельным средствам платежа, рассматриваются действующие источники наполнения экономики деньгами и имеющиеся технические возможности. Обосновывается возможность в будущем внедрения нового способа выпуска денег в обращение — частной эмиссии, осуществляемой посредством прямого кредитования человека государством в лице Центрального банка. Вводится понятие фидуциарного рейтинга физического лица, выставляемого специальной кредитно-рейтинговой системой, использующей всю имеющуюся о субъекте информацию и возможности искусственного интеллекта. Предлагается система критериев оценки отдельного субъекта. Обосновывается значимость внедрения фидуциарного рейтинга в деле повышения качества человеческого капитала и повышения уровня доверия в обществе
Ключевые слова: частная эмиссия, кредитно-рейтинговая система, фидуциарный рейтинг

«Политические потребности сегодняшнего дня не должны волновать ученого-экономиста. Его задача заключается в том, чтобы сделать политически возможным то, что сегодня еще политически невозможно».
Ф. Хайек
Широкое обсуждение проекта федерального закона о национальной платежной системе вызвало целый ряд вопросов, касающихся как технических аспектов организации расчетов, так и относящихся к глубинным аспектам теории денег. Ведь объективно, что развитие новых электронных платежных систем не только совершенствует механизмы, посредством которых могут свободно производиться расчеты по операциям, но и открывает новые горизонты в процессе создания денег. Так, введение в закон понятия «электронные деньги» не только не дает понимания их сущности, но и вообще ставит под сомнение их существование как таковых. Возникает множество вопросов, например, кто их эмитент, как они отражаются в балансах Центрального банка, коммерческого банка, предприятия, какие функции денег они сохраняют, а какие теряют, чем вообще отличаются от безналичных денег и вообще отличаются ли? С одной стороны, развитие техники делает жизнь комфортней, с другой — ее усложняет. Но чем сложнее социальная система, тем трудней она управляема. Это обуславливает необходимость перехода к новым способам управления людьми, в том числе с помощью финансовых механизмов, изменяющих саму сущность денег, не говоря уже об их форме и функциях.
Поскольку деньги являются фундаментом для функционирования экономики, основывающейся на обмене и кредите, то любые два экономических агента могут договориться о том, какие средства платежа использовать для взаимных расчетов. Однако, признание той или иной формы денег будет зависеть от уверенности получателя в том, что любая третья сторона впоследствии примет эти деньги в сделке.
Форма платежного средства зависит от уровня доверия, которое испытывают участники сделки друг к другу. На первоначальных этапах развития обменных отношений, когда информация о субъекте, а соответственно и доверие к нему было минимальным, в основе взаимодействия лежало доверие к природе, к его природным элементам, и в частности к золоту. Золото — это ничье (десубъективизированное) обязательство, которое удобно принимать в качестве расчетов людям, не знающим и потому не доверяющим друг другу.
В дальнейшем, доверие к природе (золоту) заменялось на доверие к государству как эмитенту бумажных денег. Далее, оно перешло к банкам, которым государство доверило безналичную эмиссию денег, и на компании, которые выпускают финансовые инструменты.
Другими словами, при росте информационной составляющей о субъекте и формировании к нему доверия появляется возможность в качестве оплаты принимать его обещание. Таким образом, деньги могут эмитировать: государство (наличные и безналичные), коммерческие банки (безналичные), компании (векселя, акции, облигации).
Логика этой финансовой эволюции неизбежно ведет к тому, что когда-то возникнет такой момент, когда отдельно взятый человек, на правах самостоятельного субъекта экономики сможет эмитировать свои частные деньги на базе имеющейся о нем информации и формирующемся доверии. Так или иначе, вся эта система обязательств привязана к государственным деньгам, которые в свою очередь привязаны к золотовалютным резервам.
В условиях нестабильности вся эта долговая цепочка становится крайне уязвимой вследствие дискредитации заявленных обещаний и в итоге происходит возврат к природе, то есть к золоту. Однако золота, сколько бы его ни было и как бы оно ни дорожало, все равно не хватает для обеспечения всех нужд растущей экономики. Такова алхимия финансов.
Вместе с тем, возникает другая вполне реальная альтернатива природного мира — доверие к технике, искусственному интеллекту — появились и развиваются электронные деньги — новое поколение платежных средств. Например, показательна динамика оборотов платежей в электронной системе CHIPS — если в 70-х гг. прошлого века ежегодный объём платежей не превышал 20 трлн долл. США, то в начале XXI в. только дневной объём платежей, осуществляемых через CHIPS, оценивался в 1,4 трлн долл. США. Доля электронных платежей в платежной системе Банка России, составлявшая в 1997 г. 3,5% от общего объема платежей, в 2010 г. составила 99,9%.
Вместо бронированных хранилищ хранителем денег стали жидкие кристаллы компьютеров, броню инкассаторских автомобилей, самолетов и спецвагонов заменило оптическое волокно телекоммуникационных сетей. Движение электронных денег с трудом поддается государственному контролю и способствует усилению дивергентных процессов в мировой экономике, связанных с укреплением фракционированной платежной системы. Таким образом, у электронных денег появляется своя новая онтология, новое бытие. Они становятся чистой фикцией, более абстрактной и менее материальной, напрямую зависимой от техники. Если человек в эпоху цивилизации бумажных денег не мог прожить без цифр, записанных на банкнотах, то в современном мире человек не может прожить без кредитной карточки, терминалов, банкоматов, Интернета и т.п.
В эру активного использования информационных технологий практически во всех областях жизни человек тоже «оцифровывается». Огромный массив информации о каждом из нас систематизируется и накапливается в самых разнообразных сетях и базах данных, функционирующих, по сути, в едином электронном пространстве. В таких условиях человек делается «прозрачным», сведения о нём — более доступными и объективными.
В свою очередь, возможность использования цифровых денег усиливает автономность индивида. Человек становится более самодостаточным, самостоятельным, его решения, поведение делаются более значимыми в определении движения денег.
На фоне развития таких процессов возникает вопрос — не наступило ли время пойти дальше? Уже пора сделать очередной шаг на пути, начавшегося с перехода от доверия к природе, эмитирующей золото, к доверию к государству, эмитирующему наличные и безналичные деньги, и придти к доверию к человеку.
В самом деле, почему отдельный человек как субъект власти (а по конституции власть принадлежит народу) не может сам для себя создать небольшое количество денег, например, обеспеченных накопленным им имуществом? Почему бы не предоставить физическим лицам права на эмиссию определенного количества частных денег посредством прямого кредитования физических лиц первичным эмитентом денег — Центральным банком?
Технически современная финансовая система уже готова к появлению частных электронных денег. От деревянных счет банкиры перешли на логарифмические линейки, затем на калькуляторы, а после — на автоматизированные системы, не только позволяющие моментально решать локальные задачи, но и включенные в глобальные платежные системы и информационные сети. Уровень технического оснащения и глобализации движения денег в настоящее время настолько высок, что практически каждый субъект может быть включен в процесс эмиссии денег. Одновременно, техника способна взять на себя все функции по сбору и анализу информации, принятию решения о выдаче кредитов, переводу денег получателю (например, на пластиковую кредитную карту) и списанию платежей в погашение долга (с зарплатных карт).
Уже сейчас Сбербанк запустил проект «Кредитная фабрика», покрывающий всю территорию страны, в котором 34 тыс. кредитных специалистов вводят в систему данные, проверяемые во внутренних и внешних структурах (бюро кредитных историй, ФМС и т.д.). Это позволяет в 64% случаев принимать решение о выдаче или отказе в кредите в автоматическом режиме, без привлечения человека. Сроки принятия решения сокращаются с двух недель до 17 часов, причем 10% кредитных заявок обрабатывается в течение часа. Полным ходом идет строительство мега-ЦОД (мегацентр обработки данных), который способен сконцентрировать в себе всю информацию о юридических и физических лицах страны. Его запуск планируется на начало 2013 года1.
Подобно тому, как в настоящий момент времени центральные банки, опираясь на всё многообразие имеющейся в их распоряжении информации (отчетности, сведений из регистрирующих, правоохранительных, налоговых органов и т.п.), определенным образом оценивают банки и в зависимости от этого вводят ограничители и лимиты на операции с ними, новая система искусственного интеллекта будет определять рейтинги физических лиц, на основании которых будут устанавливаться параметры кредитования конкретного человека.
Использование искусственного интеллекта позволит избежать злоупотребления доверием со стороны безответственных физических лиц, поскольку по результатам его оценки будет даваться совершенно объективная и независимая оценка частных активов широкого круга отдельных физических лиц и на основании этого будет предоставляться каждому человеку право на частную эмиссию денег (путем установления кредитного лимита).
Причем создаваться такая кредитно-рейтинговая система должна исключительно на базе независимого от правительства Центрального банка. Ведь именно Центральный банк выполняет государственную задачу укрепления доверия к деньгам, в основе которого лежит способность Центробанка поддерживать стоимость денежной массы в целом (т.е. не только той части, эмитентом которой он непосредственно является) или ценовую стабильность, ее обратимую величину.
Кроме того, поскольку ликвидность актива определяется способностью его владельца быстро от него избавиться без потери изначальной стоимости, кредитоспособность эмитента тесно связана с его надежностью. А на сегодняшний день нет более надежной денежно-кредитной организации, чем Центробанк, у которого, в отличие от любого коммерческого банка, в принципе не может быть дефицита ликвидности.
И, конечно, надо учитывать, что поскольку Центральный банк не вовлечен в конкурентную борьбу за клиентов в банковской сфере, он способен более объективно принимать решения в проведении денежно-кредитной политики и потому доверия к нему со стороны любых субъектов больше, чем к другим организациям.
Кредитно-рейтинговая система должна опираться на результаты комплексного и объективного анализа «состояния» человека с учетом всей имеющейся в распоряжении государства информации о гражданине, в том числе о любых рисках заемщика. Источниками получения информации должны стать накопленные базы данных, регистрирующих и правоустанавливающих документов, данные налоговых, статистических, правоохранительных, иных органов государственной власти, иные сведения, вплоть до средств массовой информации.
Основными оцениваемыми параметрами при выставлении рейтинга должны стать транспарентность (прозрачность для государства), финансовая стабильность и добропорядочность человека.
Первый индикатор — прозрачность — определяет легкость идентификации субъекта.
Второй индикатор — финансовая стабильность — свидетельствует о том, насколько устойчивы доходы гражданина и его финансовое положение в целом.
Третий индикатор — добропорядочность — необходим для того, чтобы понять, насколько высока порядочность данного экономического субъекта в обращении с финансовыми и другими обязательствами. Заемщик может получать стабильный доход, но при этом этически некорректно распоряжаться своими и чужими деньгами, быть замешан в преступлениях против личности и государства, в проведении сомнительных операций.
По результатам оценки человека с учетом всех этих факторов, каждому гражданину выставляется фидуциарный рейтинг, исходя из которого вводятся ограничения величины кредитного лимита. Для каждого гражданина данные параметры будут дифференцированы в зависимости от уровня риска невозврата денег. Взимаемая процентная ставка должна быть небольшой (к примеру, 1/2 ставки рефинансирования), а также величиной дифференцированной.
В результате, станет ясна суммарная потребность в деньгах (определен спрос на деньги), Центральный банк получит дополнительный инструмент прямого действия на объём денежной массы в обращении и инструмент доведения денег до конечного субъекта. Этот шаг может стать кардинальным на пути транспарентного и экономически целесообразного увеличения количества денег в экономике, роста платежеспособности и кредитоспособности нашего населения.
Сейчас действует несколько источников пополнения экономики деньгами. Так, Центральный банк выпускает собственные долговые обязательства для использования в качестве денег. Но он не является единственным эмитентом денег в экономике. Коммерческие банки представляют собой другую группу первичных эмитентов, чьи обязательства фактически формируют большую часть денежной массы. Именно коммерческие банки являются основными проводниками денег, доводящими их до субъектов экономики. За такие услуги банков общество расплачивается повышенными процентными платежами за кредиты, неоправданно короткими сроками привлечения кредитов, драконовскими методами взыскания долгов при возникновении даже временных трудностей с погашением.
До сих пор Центральный банк изучал коммерческие банки, а банки изучали человека и уже на своё усмотрение принимали решение о возможности предоставления ему кредита. В новых условиях этот процесс нужно вывести напрямую. За возможность частной эмиссии человек должен платить (как в прямом смысле — в виде процентов по кредитам, так и в переносном — надзором за своей деятельностью), но плата эта должна быть объективной, справедливой и не направленной на извлечение прибыли. Именно государство в лице Центрального банка заинтересовано в развитии экономики и человека, а не в получении прибыли как коммерческий банк. Поэтому именного государство может обеспечить низкие процентные ставки для физических лиц, опираясь на возможности искусственного интеллекта.
С другой стороны, переход к эмиссии частных денег посредством прямого кредитования Центральным банком физических лиц потребует от гражданина более высокой степени ответственности за принимаемые решения. Если ранее неблагонадежный заемщик мог просрочить задолженность одному банку — пойти в другой и там занять еще одну крупную сумму, то теперь просрочка, по сути, государству будет приводить к самым серьезным последствиям. Причем, организуя процесс возврата кредитных средств, государство не должно по аналогии с деятельностью коммерческих банков добиваться их немедленного получения, прибегая при этом к насилию и используя силовой ресурс правоохранительных органов. Обманувший систему субъект должен быть наказан утратой доверия со стороны государства. На первоначальном этапе в отношении субъекта могут приниматься решения о сокращении лимитов кредитования, увеличении процентов, затем — об исключении из системы кредитования полностью и вплоть до сложения государством с себя обязательств в отношении такого гражданина (например, в сферах медицинского, пенсионного обеспечения и т.п.).
И напротив, человек, зарекомендовавший себя благонадежным и добросовестным заемщиком, будет поощряться государством, в том числе посредством получения определенных преференций от государства.
В условиях мирового кризиса эталона ликвидности, когда непонятно в чем создавать резервы национального богатства, страхующего экономику от грядущих катастроф, большое значение обретает человеческий капитал, ибо только массовая концентрация таких качеств, как честность, целеустремленность, энергичность, порядочность и трудолюбие способна преодолеть самые тяжелые последствия глобального и локального экономического краха. Дисциплинируя заемщика через выполнение им условий кредитных обязательств по эмиссии частных денег, мы создаем условия для роста человеческого капитала в российской экономике, поскольку мотивируем личность к стремлению быть прозрачной, добропорядочной и финансово стабильной.
На наш взгляд, нет серьезной опасности в том, что большинство россиян будет тратить свои кредитные лимиты не на обустройство собственного бизнеса (учитывая то, что к эффективной предпринимательской деятельности предрасположены совсем немногие), а в потребительский сектор. Ведь посредством частной эмиссии повысится платежеспособность населения, вырастет спрос и, тем самым, будет косвенно стимулироваться развитие производства.
Также нельзя исключить и вероятного использования частью граждан своих кредитных лимитов для дальнейшего размещения в коммерческих банках. Но и в этом случае можно прогнозировать положительный эффект — кредитные организации получают стабильный источник формирования ресурсов, за счет которых могут финансироваться долгосрочные проекты.
Немаловажным фактором успешного развития предлагаемой системы должно стать безусловное обязательство государства обеспечить неукоснительную безопасность и защиту информации о субъектах. В соответствии с законом о банковской тайне, любой доступ к информации о финансовой деятельности физических лиц, о стоимости их имущества, деловой репутации и прочих персональных сведениях будет закрыт от посторонних лиц. Право на получение информации из системы будет исключительно прерогативой самого субъекта. На запрос система будет выдавать только готовый статус индивидуального фидуциарного рейтинга, включая количественную оценку кредита, возможного к привлечению субъектом. Как вариант, может быть предусмотрено право субъекта на предоставление информации об уровне своего кредитного рейтинга в иные финансовые институты. Наличие такой справки облегчит банкам (иным финансовым организациям) точность оценки кредитоспособности заемщика, что, в конечном счете, приведет к более объективному выстраиванию процентной политики на рынке денег в целом. Фидуциарный рейтинг также может стать основой для системы страхования и разного рода льгот и преференций.
Выводы.
На текущий момент на фоне глобализации, революционного развития информационных технологий, платежных систем и электронных денег сформировались все условия для перехода к частной эмиссии, осуществляемой посредством прямого кредитования государством в лице Центрального банка человека.
Условия кредитования конкретного гражданина должны определяться в зависимости от уровня его индивидуального рейтинга, выставляемого особой кредитно-рейтинговой системой, технически опирающейся на саморегулируемый искусственный интеллект.
Внедрение описанного механизма частной эмиссии позволит довести деньги до конкретного субъекта (без взимания с него дополнительной платы за услуги посредников — коммерческих банков) и насытить экономику денежными средствами в объективно необходимых объёмах.
Подобно тому, сколь мала степень использования человеком возможностей его собственного головного мозга, столь же низок уровень использования человечеством потенциала окружающей его техники. В настоящее время достижения научно-технического прогресса предоставляют нам такие возможности, о которых мы не могли мечтать еще совсем недавно. Имея современные суперкомпьютеры, наверное, смогла бы совсем иначе развиваться советская плановая экономика, а любые дискуссии о том, что эффективный бартерный обмен невозможен из-за отсутствия эталона ликвидности, обуславливающего паритет транспарентности товаров, выглядят уже устарелыми, ведь современные компьютеры без труда могут рассчитать, сколько банок краски стоит мешок зерна, и какова стоимость «Лады-калины», исчисляемая в килограммах картошки.
Все прежде невозможное становится возможным.
Те страны, кто раньше других начнут использовать вычислительную технику как инструмент эффективного управления не только экономическими, но и социальными процессами, окажутся более конкурентоспособными на мировом рынке. Нужно пытаться играть на опережение и самим формировать новые направления социально-экономических трендов. Внедрение частной эмиссии на основе фидуциарного рейтинга позволит улучшить состояние финансовой системы государства, так как формирование денежной базы, а вслед за ней и денежной массы, будет основано не на доверии к государственным облигациям США, а на доверии к российским гражданам. Иначе говоря, активы Центрального банка будут состоять не только из Золотовалютных резервов, но и из совокупности эмитированных гражданами денег, основанных на их фидуциарных рейтингах.
Мы очень надеемся на то, что фидуциарный рейтинг физических лиц будет иметь широкий социальный эффект. Его внедрение позволит повысить качество человеческого капитала и послужит прочной материальной базой для дальнейшего развития российского общества. Мы также понимаем, что в идеальном случае повысить уровень культуры и образования, а также ответственности за свои поступки можно только через духовное развитие человека, и, тем не менее, внедрение в нашу жизнь фидуциарного рейтинга может стать хорошей материальной мотивацией для улучшения человеческого капитала и повышения уровня доверия в российском государстве.


1 Мусорина В. Фабрика успеха // Прямые инвестиции. — 2011. — №2. — С.18–19

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия