Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Комилов С. Д.
заведующий кафедрой экономической теории Российского-Таджикского славянского университета (Душанбе),
доктор экономических наук, профессор

Файзуллоев М. К.
докторант Московского государственного университета,
кандидат экономических наук


Формирование национальной инновационной системы Республики Таджикистан как условие обеспечения модернизации экономики страны
В статье исследованы различные подходы к структурированию национальной инновационной системы. Проведён анализ нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере инновационной деятельности. Рассмотрены преимущества косвенных методов государственной поддержки инноваций, а также система государственных гарантий как инструмент стимулирования инновационной деятельности
Ключевые слова: стратегия, инновации, государственные гарантии, Таджикистан

С переходом к активной фазе экономических реформ в Таджикистане решение задач создания организационно-экономических и научно-технических предпосылок к инновационному развитию становится исключительно актуальным. Главной целью государственной политики должно быть провозглашение перехода к инновационному развитию страны на основе формирования национальной инновационной системы (НИС).
В послании Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 24 апреля 2010 года среди важных направлений политики реформирования реального сектора экономики выделяются инновационные меры и указывается: «Для этого необходимо активно использовать прямые механизмы поддержки, поощрения и управления инновациями, совершенствовать нормативно- правовые основы инновационной отрасли, поощрить увеличение импорта инновационных технологий для развития экспорта товаров, произведенных с использованием современных технологий» [1]. Следовательно, суть НИС можно охарактеризовать как совокупность эффективно взаимодействующих элементов государственных и негосударственных секторов экономики, которые обеспечивают оперативное преобразование научных знаний в современные технологии, новые материалы и иную конкурентоспособную продукцию. Основными элементами НИС являются: наука; инновационный сектор производства; образование, ориентированное на подготовку высококвалифицированных специалистов; инновационная инфраструктура; механизмы поддержки инновационной деятельности.
Среди ключевых элементов НИС в большинстве исследований выделяются следующие: инновационные предприятия; инновационная инфраструктура; система генерации и распространения знаний; учреждения в сфере образования и профессионального обучения; определенные рыночные условия, способствующие внедрению инноваций; маркетинговая и финансовая составляющие; институты; законодательство; информационная среда и др. Перечисленные элементы равнозначны в обеспечении инновационного процесса. Исключение или недостаточное развитие одного из них способно привести к разрыву связей между составляющими системы и снижения эффективности функционирования.
В экономической литературе встречаются различные подходы к структурированию НИС. Так, в работе В.В. Иванова структура НИС представлена подсистемами макроэкономической политики, нормативно-правового обеспечения, образования, инфраструктуры, производства и рынка. Центральным элементом предлагаемой структуры определяется система генерации и распространения знаний. Особенно подчеркивается тот факт, что предлагаемая модель справедлива для инновационных систем мезо-, макро- и гиперуровня, т.е. таких систем, механизмы функционирования которых определяются проводимой политикой и закрепляются законодательно [2]. В модели Н.И. Ивановой все элементы НИС подразделяются на организации (институты) государственного и частнопредпринимательского сектора. При этом институциональные взаимосвязи определяются последовательностью стадий инновационного процесса [3]. Таким образом, исследование различных подходов к структурированию НИС позволяет уточнить:
1. В основе концепции НИС находится системный подход, предполагающий выделение уровней, подсистем и элементов, установление между ними взаимосвязей. При этом количество таких элементов может сильно дифференцироваться: от выделения главных подсистем НИС (например, государство, наука, бизнес), до детализации институтов и структур инновационного процесса (республиканские и местные органы власти, фундаментальная и прикладная наука, вузы, и др.).
2. Большинство моделей НИС имеет достаточно устойчивую совокупность «обязательных» структурных элементов: система генерации знаний, образование, инфраструктура, государственная поддержка, производство наукоемкой инновационной продукции, рынок, инновационные кластеры.
3. Структура НИС, как правило, представлена субъектами и институциональными связями между ними в контексте последовательности инновационной цепочки, начиная с генерации и трансформации знаний и вплоть до реализации инновационной продукции на рынке.
4. Слабо представлено взаимодействие государства, науки и бизнеса в контексте современных тенденций развития НИС. В ряде моделей внимание обращено на отражение функциональных прямых и обратных связей между институтами, а также на потоки ресурсов между элементами НИС.
В экономическом отношении сегодня лидируют технологически развитые страны. Их лидерство — результат продуманной стратегии по созданию инновационно- ориентированной экономики, главным ресурсом которой являются реализованные в новую продукцию знания. Отсутствие идеологии формирования национальной инновационной системы сдерживает темпы технологической модернизации отраслей экономики. Для того чтобы превратить имеющийся в стране научно-технологический потенциал в действенный фактор экономического развития, необходимо переходить к политике комплексной поддержки инновационных процессов. При этом первоочередной задачей является создание особо благоприятных финансово-экономических институциональных условий для формирования отечественной инновационной системы.
В Республике Таджикистан создана необходимая база интеллектуальных и научно-технических ресурсов. За последние 10 лет учёным и изобретателям выданы 469 патентов на изобретения и 241 первичный патент. Однако, процесс обновления основных фондов, уровень износа которых в 2008 г составлял 65–70%, а срок использования — 40–50 лет, идет очень медленными темпами. Доля инновационной продукции в промышленном секторе составляет 0,01–0,02%, в то время как в развитых странах — 30–35% [4].
В высокоразвитых национальных экономиках на долю знаний, получающих свое воплощение в новых технологиях, высококвалифицированных кадрах, эффективной организации производства, приходится 80–95% прироста ВВП [5]. Собственно НИС призвана обеспечить устойчивый экономический рост и повышение качества жизни населения страны через создание качественно новой, более эффективной организации экономической деятельности по следующим направлениям:
— рост рабочих мест благодаря появлению новых экономических специальностей, обязанных развитию сектора высокотехнологичных услуг;
— рост поступлений в государственный бюджет за счёт наукоёмкого производства и доходов населения;
— повышение образовательного уровня населения и др.
Среди условий, обеспечивающих рост экономики, важную роль играют: использование нововведений, развитие инновационной инфраструктуры, уровень квалификации кадров, их знания, умения и навыки. В постиндустриальной экономике главное место заняли неосязаемые интеллектуальные продукты, уникальные технические комплексы [6].
Законодательная база в сфере науки и техники, несомненно, устанавливает государственную политику в научной и научно-технической деятельности. В Республике Таджикистан в целях регулирования инновационной сферы приняты следующие нормативно-правовые акты:
1. Закон Республики Таджикистан «О науке и государственной научно-технической политике» (1998 г.);
2. Постановление Правительства Республики Таджикистан №331 от 18.07.1996 г. «О Совете по координации НИР в области естественных, технических, медицинских, гуманитарных и общественных наук»;
3. Постановление Правительства Республики Таджикистан №384 от 22.08.1997 г. «О реформировании системы финансирования науки»;
4. Постановление Правительства Республики Таджикистан №395 от 01.09.1997 г. «О создании Аттестационной комиссии Республики Таджикистан по аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»;
5. Постановление Правительства Республики Таджикистан №87 от 15.03.1999 г. «О концепции государственной научно-технической политики Республики Таджикистан»;
6. Постановление Правительства Республики Таджикистан №54 от 03.02.2000 г. «О порядке государственной аккредитации научных организаций»;
7. Постановление Правительства Республики Таджикистан №532 от 05. 12.2003г. «О государственной поддержке формирования, использования и защиты национальных информационных ресурсов Республики Таджикистан»;
8. Постановление Правительства Республики Таджикистан № 571 от 29.12.2003г. «Об утверждении программы развития точных наук в Республике Таджикистан на 2005-2008 гг.»;
9. Стратегия Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007-2015 гг. (утверждена Постановлением Правительства Республики Таджикистан №362 от 01.08.2006 г.).
В Стратегии Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007-2015 гг. наука признана одним из национальных приоритетов, без опоры на которую немыслимо достижение высокого уровня интеллектуального потенциала общества, невозможен прогресс страны и улучшение качества жизни населения. Стратегией предусматривается значительное расширение и повышение эффективности сотрудничества с научными организациями и учреждениями стран СНГ, других стран, международными организациями, фондами и т.д., как на основе договоров, заключённых Правительством Республики Таджикистан, министерствами и ведомствами, так и Академией наук Республики Таджикистан, отраслевыми Академиями, отдельными научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями.
В Законе Республики Таджикистан «О науке и научно-технической политике» заложены прогрессивные и эффективные средства организации и проведения научной и научно-технической деятельности, использование которых направленно на достижение конкретных научно-технологических результатов, применимых при решении народнохозяйственных задач. В частности, предусмотрены такие механизмы, как множественность источников финансирования научно-технической деятельности, переход на программно-целевой метод финансирования, организация и проведение научной и научно-технической экспертизы при отборе программ и проектов для государственного финансирования.
Активизации инновационной деятельности в стране способствовали принятые за последние годы законы в такой динамично-развивающейся отрасли, как интеллектуальная собственность: Закон «Об авторском праве и смежных правах» (№726 от 13.11.1998 г.); Закон «О промышленных образцах» (№16 от 28.02.2004 г.); Закон «Об изобретениях» (№17 от 28.02.2004 г.); Закон Республики Таджикистан «О товарных знаках и знаках обслуживания» (№234 от 05.03.2007 г.); Закон Республики Таджикистан «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (№218 от 22.12.2006 г.); Закон Республики Таджикистан «О географических указаниях» (№236 от 05.03.2007 г.).
Вышеупомянутые законы регулируют отношения, связанные с созданием, правовой охраной и использованием объектов интеллектуальной собственности на территории страны и способствуют формированию институциональных основ развития инновационной деятельности.
Кроме того, настоящий этап социально-экономического развития страны выявил необходимость разработки новых нормативно-правовых актов, адекватных рыночным требованиям организации инновационной деятельности. В связи с этим, необходимо принять закон «Об инновационной деятельности в Республике Таджикистан», регулирующий правовые и экономические отношения субъектов инновационной деятельности с целью повышения их инновационной активности и развития инновационного предпринимательства. В указанном нормативном правовом акте следует также закрепить основополагающие понятия, связанные с инновационной деятельностью, основные критерии, принципы, основные характеристики организации инновационной деятельности, а также методы и формы государственной поддержки этой деятельности [7].
По нашему мнению, в Республике Таджикистан следует разработать программы инновационного развития с учётом её специфики и приоритетов развития. Для решения поставленных задач целесообразно возродить опыт разработки Комплексной программы научно-технического и социально-экономического развития страны на перспективу под руководством Академии наук Республики Таджикистан с учетом новых экономический условий.
Таким образом, заявленное на высшем государственном уровне понимание значимости развития инновационной сферы, переориентации экономики с сырьевой направленности на производственную, технологическую играет исключительно важную роль в создании условий для преодоления проблем перехода к рынку. Большинство позитивных тенденций прямой государственной поддержки в инновационной сфере действует в ограниченных рамках, так как система государственного управления очень консервативна и инерционна. Новые цели государственной научной политики реализуются не в полной мере, их законодательное и правоприменительное обеспечение несовершенно, к тому же оно запаздывает или откладывается на неопределенный срок. В связи с этим косвенные методы поддержки инноваций представляются более предпочтительными и эффективными.
В Республике Таджикистан в 2007 г. функционировали 87 научных организаций, из которых более 30% относятся к системе Академии наук и соответственно 22% — к ВУЗам и 12% — к министерствам и ведомствам. В 65 научных организациях насчитывалось всего 600 докторов наук, 2095 кандидатов наук. Исследования показали, что в республике наблюдается увеличение числа сотрудников научных организаций со степенью кандидата наук в возрасте до 35 лет. Так, если в 2005 г. было 173 кандидата наук в возрасте до 35 лет, то в 2007 г. это количество увеличивается до 445 человек.
В сравнении с 2000 г. объём финансирования НИОКР в 2007 г. увеличился приблизительно в 16 раз (табл.1). По данным Министерства финансов, финансирование сферы науки в 2008 и 2009 гг. соответственно составляло 26,0 и 33,0 млн сомони.
Таблица 1
Финансирование НИОКР в 2000–2007 гг.
Одним из основных показателей инновационного развития является количество работников, занятых в сфере научных и прикладных исследований. В табл. 2 приведены данные о количестве занятого населения в научно-технической сфере, по отношению к общей занятости в Республике Таджикистан[8].
Таблица 2
Уровень занятости в сфере науки в Республике Таджикистан
В настоящее время в Республике Таджикистан наблюдается относительно низкий уровень изобретательской активности. В 2009 г. в Патентное ведомство Республики Таджикистан поступило 116 заявок на выдачу охранных документов на изобретение. Все заявки от национальных заявителей. Всего с 1993 г. в Национальный патентно-информационный центр (НПИЦентр) поступило 1317 заявок, из них 353 заявки на выдачу малого патента и 964 — на выдачу патента. На промышленный образец в 2008 г. поступило 12 заявок, а всего, начиная с 1993 г. — 133 заявки [8].
В условиях необходимости повышения эффективности государственных расходов поддержка инноваций должна осуществляться на основе широкого привлечения инвестиций из частного сектора экономики, в том числе посредством косвенных методов государственной поддержки. Косвенные методы государственной поддержки инноваций имеют два больших преимущества по сравнению с прямыми. Во-первых, косвенные методы направлены к гораздо большему кругу инновационных субъектов; во-вторых, требуют значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием. Именно косвенные методы должны стать ведущими при проведении государственной инновационной политики в стране. По нашему мнению, на первом месте при оказании косвенной поддержки должно быть предоставление государственных гарантий, что обусловлено следующими причинами:
— государственные гарантии не требуют извлечения средств из бюджетов (за исключением случаев провала проекта), что очень важно из-за ограниченности размера бюджетов разных уровней;
— предоставление гарантий — это услуга платная, хотя ставка должна быть максимально льготной для инновационных фирм; таким образом, бюджетные вливания минимальны даже в случае неосуществления инновационного проекта, так как они покрываются за счет предшествующих успешно реализованных инновационных проектов;
— выбор инновационных проектов осуществляется рыночными методами, так как государственный сектор (предоставляющий гарантии) и частный сектор (выдающий кредит) совместно оценивают эффективность инновационного проекта;
— государство снижает стоимость изучения и контроля документов, которые в большей части выполняют частные инвесторы;
— частные инвесторы и сама фирма разделяют финансовый риск с государством;
— государственный сектор является моральным гарантом, что может побудить частных партнеров увеличить свой финансовый риск.
Механизм гарантирования осуществляется путем возмещения государством убытков частных инвесторов. Реализация программы инновационного развития в Таджикистане предполагает создание национальной инновационной системы, обеспечивающей инновационный прорыв в экономике за счет концентрации усилий и ресурсов науки, производства и управления на приоритетных направлениях развития экономики. Академия наук республики совместно с Министерством экономического развития и торговли и Министерством энергетики и промышленности Республики Таджикистан, основываясь на опыте России, Беларуси, Казахстана, Украины и международной практике, должны разработать модель национальной инновационной системы Республики Таджикистан. Эта модель призвана стать движущим механизмом в объединении усилий разрозненных субъектов инновационного процесса с целью успешной коммерциализации наукоемких технологий, и может состоять из пяти блоков: государство, финансовые институты, инновационная инфраструктура, научные организации, информационная система.
На наш взгляд, целесообразно создать правительственный орган, определяющий общую инновационную политику в республике — Республиканский Совет по научно-технической и инновационной политике при Правительстве Республики Таджикистан. В его задачи должно входить: определение приоритетов инновационного развития; правовое обеспечение инновационной деятельности; организация сотрудничества в области инноваций с местными и международными организациями; работа по внедрению инноваций за счет государственного бюджета; стимулирование развития сети малого инновационного предпринимательства и обеспечение их сотрудничества с крупными промышленными предприятиями. Рабочим органом Совета является экспертная научно-техническая комиссия с участием представителей органов власти Республики Таджикистан, предпринимательских структур, научного сообщества. На комиссию могут быть возложены следующие функции: подготовка предложений по формированию национальной инновационной стратегии, выявление актуальных проблем инновационного развития экономики страны, оценка существующего технологического уровня производства с позиций соответствия его мировым стандартам, составление реестра высокотехнологичных производств для их последующего преференциального государственного финансирования, формирование банка приоритетных инновационных проектов и другие.
В задачи финансовой инфраструктуры входит обеспечение финансирования всех этапов инновационного процесса. Для этих целей предлагается создать Инновационный Фонд Республики Таджикистан и Инновационную страховую компанию Республики Таджикистан на условиях государственно-частного партнерства. В функции инновационного Фонда входят: отбор проектов, разработка схем финансирования конкретных проектов с привлечением бюджетных и частных инвестиций, финансирование перспективных разработок, контроль за расходованием предоставленных денежных ресурсов.
Следует подчеркнуть, что именно предоставление государственных гарантий инвесторам инновационных проектов должно стать основополагающим инструментом стимулирования инновационной деятельности в республике. Функции экспертной научно-технической комиссии предлагается возложить на Совет по научно-технической и инновационной политике Республики Таджикистан, который призван быть координационным органом при Правительстве Республики Таджикистан.
Повышение уровня притягательности Таджикистана для инвестиций и трансферта технологий возможно за счет создания современной и развитой научно-инновационной и производственной инфраструктуры. Эффективность роли государства во взаимодействии субъектов в национальной инновационной системе во многом зависит от решения следующих задач:
— формирование у предприятий стимулов к инновациям, для чего должна быть создана конкурентная среда, вытесняющая неэффективного собственника;
— организация самого процесса производства знаний, создающего условия для долговременного развития в современном мире, а также разработка адекватной система оплаты труда ученых в зависимости от качества получаемого ими научного результата;
— формирование инфраструктуры инновационного взаимодействия между наукой, бизнесом и государством; разработка институциональных инструментов этого взаимодействия;
— содействие трансферу технологий путем не только непосредственной передачи неовеществленных технологий (особенно важны вопросы передачи промышленной собственности) или «воспитания» новых технологических предприятий, но и установления четкой и целенаправленной регламентации соответствующих процедур и финансовых взаиморасчетов;
— формирование мотивации и инфраструктуры для возникновения кооперативных отношений в исследованиях и разработках между частным сектором (производством) и государственным научно-техническим сектором, что является наиболее важной задачей для обеспечения технологического развития страны в перспективе;
— повышение образовательного уровня менеджмента и облегчение доступа к необходимой информации; формирование у производителя способности к имитации и адаптации чужих технологий (только за счет собственных новаций нельзя решить задачи перевооружения предприятий и возникновения инноваций, как бы мы этого ни хотели);
— освобождение от налогообложения прибыли, направляемой на внедрение новых технологий, финансирование исследований и разработок;
— применение методов ускоренной амортизации материальных и нематериальных активов, которые способствуют наращиванию объемов собственных и заказных исследований и разработок, приобретению новых объектов промышленной собственности и т.д.;
— создание системы государственного и частного страхования (хотя бы частичного) инвестиций в сфере инновационной деятельности; поддержка страховых компаний, принимающих на себя кредитные риски, связанные с освоением инновационной продукции.
Итак, большое количество отрицательных факторов, тормозящих инновационную деятельность, дает основание для вывода о необходимости ускорения процесса формирования национальной инновационной системы в Республике Таджикистан. Решение этой задачи становится сегодня ключевым направлением достижения поступательного развития, базовой стратегией обеспечения национальной безопасности страны. Эту задачу надлежащим образом необходимо объяснить, представить и донести до сознания граждан и превратить в консолидирующую идею национального возрождения.
Решение рассмотренных проблем будет, на наш взгляд, способствовать формированию в Республике Таджикистан современной НИС, представляющей собой совокупность государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которых осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.


Литература
1. Послание Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан от 24 апреля 2010 // Народная газета. — 2010. — 28 апреля.
2. Иванов В.В. Инновационная политика при переходе к экономике знаний // Экономическая наука современной России. — 2006. — № 1. — С. 47–58.
3. Иванова Н. Инновационная система России в глобальном контексте // МЭиМО. — 2005. — № 7. — С. 32–53.
4. Программа внедрения научно-технических достижений в промышленное производство Республики Таджикистан на период 2010–2015 гг.: Утв. постановлением Правительства Республики Таджикистан от 05.10.2009 г. №574.
5. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. — М.: Наука, 2005. — С.15.
6. Бляхман Л.С. Факторы конкурентоспособности экономики стран СНГ // Проблемы современной экономики. — 2007. — 3 (23). — С. 16.
7. Комилов С.Д. Проблемы повышения инновационной активности предприятий в Республике Таджикистан // Проблемы современной экономики. — 2009. — № 1(29). — С.313–316.
8. Научно-технический потенциал Республики Таджикистан в 2007 году: (Аналитический сборник) Вып 3. — Душанбе, 2009. — С. 9–28.
9. Национальный патентно-информационный центр: Годовой отчёт — Душанбе, 2009. — С.5.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия