| | Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011 | | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ | | Устинова К. А. инженер-исследователь Института социально-экономического развития территорий РАН (г. Вологда)
| |
| | В статье проведен межстрановый анализ показателей: «эффективность рынка труда», «гибкость законодательного регулирования занятости». Показано, что для рынка труда в России характерно жесткое законодательное регулирование, которое сопровождается «необязательностью» исполнения норм труда на практике, в т.ч. и на региональном уровне | Ключевые слова: конкурентоспособность, рынок труда, институт рынка труда, нарушения трудового законодательства | Эффективный рынок труда1 — один из важнейших элементов динамично развивающейся рыночной экономики. Его способность реагировать на происходящие изменения в социально-экономической ситуации в стране и в регионе обусловлена двумя основными предпосылками: содержанием норм, регулирующих трудовые отношения и соблюдением законодательно закрепленных положений на практике.
Показатель «эффективность рынка труда» — один из компонентов Индекса глобальной конкурентоспособности (ИГК), который является предметом изучения Всемирного Экономического Форума (ВЭФ) с 1979 г. Он обобщает результаты микро- и макроэкономических исследований конкурентоспособности экономики стран. Компоненты ИГК образуют 12 основополагающих базисов конкурентоспособности: институты, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, здравоохранение, образование и профессиональная подготовка, эффективность рынка товаров и услуг, эффективность рынка труда, уровень развития финансового рынка, оснащенность новыми технологиями, размер рынка, уровень развития бизнеса, инновации.
В настоящее время, по версии автора, определяющими факторами для перехода от экспортно-сырьевой модели экономики к инновационной являются восприимчивость к передовому опыту, организация выпуска инновационной продукции, эффективность национальных рынков (в т.ч. рынка труда) и др. Те страны, в которых эти факторы являются преобладающими, активно осуществляют преобразования и занимают ведущие места в мировых рейтингах.
Об этом свидетельствует значение общего индекса глобальной конкурентоспособности, который характеризует способность страны и ее институтов к обеспечению стабильных темпов экономического роста, высокого уровня благосостояния граждан (табл. 1). | | Таблица 1
Рейтинг глобальной конкурентоспособности | | Источник: Global Competitiveness Index 2010–2011: Looking Beyond the Global Economic Crises; The Global Competitiveness Report 2009–2010 | Среди развитых стран (в 2010 г. в рейтинге глобальной конкурентоспособности — 139 стран), Российская Федерация занимает среднее положение, которое за последние три года ухудшилось на 12 пунктов, в то время как в странах ОЭСР изменения были не такими значительными. В группу лидеров в 2010 г. входили США, Германия, которые в очередной раз подтвердили статус наиболее конкурентоспособных стран в мире.
В качестве основы для экономического развития ряд исследователей (Сакс, Макартур и др.) называют макроэкономическую стабильность, качество государственных институтов, необходимых для обеспечения выполнения контрактов, и технологические усовершенствования2. Одной из ключевых составляющих являются государственные институты (в т.ч. институты рынка труда) и их эффективное функционирование. Межстрановое сопоставление рынков труда по показателю «эффективность» свидетельствует об ухудшении на 24 пункта положения РФ в рейтинге глобальной конкурентоспособности за период с 2007 по 2010 г. Заметим, что положение Италии и Франции в этот период улучшилось, а у лидеров рейтинга — Великобритании и США — оставалось стабильно высоким (табл.2). | | Таблица 2
Эффективность рынка труда | | Источники: Конкурентоспособность экономики Казахстана как фактор стабильного развития стран; The Global Competitiveness Index 2010–2011: Looking Beyond the Global Economic Crises; The Global Competitiveness Report 2009–2010; The Global Competitiveness Index: Prioritizing the Economic Policy Agenda; The Global Competitiveness Index: Measuring the Productive Potential of Nations | Эффективность рынка труда анализируют с двух позиций: эластичности и эффективности использования способностей личности. При этом, характеризуя эластичность, учитывают гибкость в определении заработной платы, практику найма и увольнения, неэластичность занятости и др. Таким образом, взаимосвязанными являются показатели «эффективность рынка труда» и «гибкость законодательного регулирования занятости».
Показатель «гибкость законодательного регулирования занятости» состоит из трех компонентов (субиндексов): трудности найма, негибкости рабочего времени, трудности сокращения кадров, и дает интегральную характеристику «жесткости» трудовых отношений (табл. 3)3. | | Таблица 3
Гибкость4 законодательного регулирования занятости | | Источник: Doing Business (Оценка бизнес регулирования) Наем рабочей силы [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://russian.doingbusiness.org/CustomQuery/
* — Индекс негибкости трудовых отношений представляет собой среднее значение трех составляющих — индекса трудности найма работников, индекса негибкости рабочего времени и индекса трудности сокращения кадров. Каждый состоит из нескольких компонентов. Значения располагаются в диапазоне от 0 до 100, чем выше значения индекса, тем менее гибкими являются трудовые отношения. «0» — абсолютно гибкие трудовые отношения (быстрое приспособление деятельности организаций к изменяющимся условиям хозяйствования, высокий уровень мобильности рабочей силы). | Данные таблицы 3 свидетельствуют, что одними из самых гибких являются рынки труда в США и Великобритании, а одними из самых зарегулированных — рынки труда во Франции, Испании и ряде других стран. Значение показателя «негибкость законодательного регулирования» в России (38 ед.) превышает средний уровень в странах ОЭСР (в Европе и Центральной Азии среднее значение этого показателя составляет 25,9, а в странах ОЭСР — 22,65). Это затрудняет адаптацию рынка труда к изменяющимся социально-экономическим условиям. Среди факторов, которые могут приводить к негибкости рынка труда, отмечают: «жесткую» систему индексации заработной платы, «излишнюю» регламентацию процедур найма и увольнения и др. Кроме того, ряд исследователей (Зиберт, Ботеро, Хайек и др.) выдвигают гипотезу о взаимосвязи степени жесткости трудового законодательства и происхождении правовой системы в стране. Наиболее гибкой признается английская система, основанная на прецедентном праве, наиболее «зарегулированными» считаются правовые системы во Франции, Испании6.
Следует отметить, что чрезмерная зарегулированность рынка труда ограничивает «свободу» заключения трудовых соглашений в направлении условий труда и заработной платы, однако в ряде случаев это не позволяет работодателям устанавливать завышенные требования к работникам. В целом, необходимо подчеркнуть, что регулирование трудовых отношений призвано обеспечить безопасные условия труда, своевременность выплаты заработной платы не ниже законодательно установленной минимальной величины. Все вышеперечисленные составляющие оказывают воздействие на формирование и использование способностей работников. Кроме того, необходимо учитывать и изменения ситуации на рынке труда как в целом по стране, так и в регионе.
Уровень безработицы в период с 2000 по 2007 г. в Вологодской области, как и в стране, снизился (в Вологодской области — в два раза), однако уже к 2009 г. в связи с мировым финансово-экономическим кризисом практически достиг уровня 2000 г.
На протяжении всего периода 2000–2009 гг., как в стране, так и в Вологодской области было отмечено увеличение доли безработных, трудоустраивающихся в течение 3 месяцев (с 13,9 до 22,0% — в РФ и с 12,5 до 28,1% — в регионе). Более чем в 2 раза возросло число безработных, трудоустраивающихся в течение более года.
Сложившаяся ситуация на рынке труда побуждала граждан к использованию различных способов трудоустройства. Ведущая роль, как в России, так и в Вологодском регионе принадлежала сбору информации посредством обращения к помощи друзей и знакомых (однако в период с 2000 по 2009 гг. доля этого способа поиска работы снизилась: в Российской Федерации — с 58,7 до 57% и в Вологодской области — с 52,7 до 38,5%). Примерно треть участников трудовых отношений взаимодействовала с представителями государственной службы занятости (доля этого способа трудоустройства оставалась практически неизменной за период с 2000 по 2009 гг.). Следующим наиболее востребованным каналом поиска места работы стало непосредственное обращение к работодателю.
В России взаимодействие с государственными службами занятости — на втором месте, в то время как в экономически развитых европейских странах — это один из самых популярных каналов трудоустройства. Через них там пытаются трудоустроиться 60–70% населения. В государствах Восточной Европы 80% населения назвали службы занятости в качестве основного канала трудоустройства7. Таким образом, преобладающим способом поиска работы был неформальный (обращение к родственникам и знакомым). Ситуация изменилась лишь во время финансово-экономического кризиса, когда остро стала ощущаться необходимость в гарантированном трудоустройстве.
При изучении структуры занятых по видам экономической деятельности, было выявлено, что в период с 2000 по 2009 г. как в РФ, так и в Вологодской области снизилась доля занятых в обрабатывающих производствах (на 4 и 3% соответственно). В РФ доля занятых в сельскохозяйственных организациях сократилась на 4%, а в Вологодской области — на 6%. В то же время возросла доля занятых в организациях оптовой, розничной торговли (на 4% как в РФ, так и в Вологодской области) и в организациях, осуществляющих государственное управление, — на 1 и 2% соответственно.
Безусловно, одним из условий, оказывающих положительное воздействие на формирование и использование способностей личности, является трудоустройство. Вместе с тем, следует учитывать не только сам факт вступления в должность, но и то, какие условия создаются для совершенствования профессиональных качеств личности (выплата заработной платы своевременно и в полном объеме, обеспечение безопасных условий труда и соблюдение законодательно закрепленных положений в сфере труда на практике в целом).
На сегодняшний момент значимым фактором, оказывающим влияние на эффективное функционирование рынка труда, а также на использование профессиональных качеств и способностей работников является нарушения трудового законодательства.
Одно из нарушений8 — несоблюдение требований по охране труда на предприятии9 (использование труда женщин на работах с вредными и опасными условиями, использование оборудования, не отвечающего требованиям охраны труда и др.). Доля работников, использующих подобное оборудование, возросла в период с 2000 по 2009 гг. практически в 6 раз (в 5,5 раз — среди женщин, в 4,3 — среди мужчин). Кроме того, в исследуемый период на региональном рынке труда отмечена тенденция роста доли занятых в организациях с вредными и опасными условиями труда, а также на оборудовании, не отвечающем гигиеническим нормативам условий труда. Доля занятых как среди мужчин, так и женщин, работавших в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам труда, в Вологодском регионе возросла практически в 2 раза. Это свидетельствует о нарушениях нормативно-правовых актов в сфере труда ст. 253, 256 ТК РФ, а также ст.8, 9, 10 Федерального закона «Об основах охраны труда в Российской Федерации», в которых устанавливаются права и гарантии на труд.
Несмотря на то, что в нормативно-правовых актах в сфере труда обозначено значительное число ограничений на использование тех или иных норм труда (использование режима неполного рабочего времени), на практике в условиях нестабильной социально-экономической ситуации они получают широкое распространение. Так в Трудовом кодексе (ст.372 ТК РФ) установлены ограничения на использование режима неполного рабочего времени: необходимость сохранения трудовой функции работника, учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и необходимость извещения об установлении такого режима в государственную службу занятости населения (не позднее, чем за два месяца до начала установления режима работы в течение неполного рабочего времени). Однако в Вологодской области в 2009 г. по сравнению с 2005 г. в 15 раз возросло количество неотработанных часов, в 4 раза — продолжительность административных отпусков в расчете на одного среднесписочного работника, более чем в 5 раз — вынужденная неполная занятость. Это свидетельствует об активном использовании работодателями режима неполной занятости во время финансово-экономического кризиса.
Еще одним фактором, оказывающим влияние на эффективное функционирование рынка труда и использование способностей личности, является величина заработной платы и своевременность ее выплат. В период с 2000 по 2009 г. возросла сопоставимая величина среднемесячной начисленной заработной платы (в целом по РФ — в 2,4 раза, в Вологодской области — в 2 раза). Вместе с тем, в 2009 г. по сравнению с 2000 г. положение Вологодской области по величине среднемесячной начисленной заработной платы в сопоставлении со средним значением по регионам СЗФО ухудшилось. Так, в 2000 г. величина среднемесячной начисленной заработной платы по Вологодской области была на 10% ниже, чем в среднем по регионам СЗФО, в то время как в 2009 г. — на 30%.
В период с 2000 по 2007 г. величина среднемесячной заработной платы в организациях возросла по всем видам экономической деятельности. Однако уже в 2009 г. по сравнению с 2007 г. наблюдалась тенденция снижения величины среднемесячной заработной платы в организациях практически по всем направлениям, за исключением транспортных предприятий и организаций, осуществляющих государственное управление. Наименьший уровень заработной платы, как и прежде, отмечен в тех сферах, от которых зависит формирование качества человеческого потенциала — здравоохранении и образовании.
В период с 2000 по 2009 г. соотношение среднемесячной заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения возросло как в целом в РФ, так и по регионам СЗФО. Наиболее значительное изменение соотношения среднемесячной заработной платы и величины прожиточного минимума трудоспособного населения было отмечено в Ленинградской области — на 140%, Псковской — на 130%, Республике Коми — на 110%, в то время как в Вологодской области — на 30%.
Анализ заработной платы, выплачиваемой работникам на уровне минимальной заработной платы (МЗП) и ниже, по видам экономической деятельности показал, что в 2009 г. по сравнению с 2005 г. в Вологодской области увеличилась численность работников, труд которых оплачивался ниже МЗП. Так среди работников сельского хозяйства, обрабатывающих производств, образовательных учреждений этот показатель возрос в 8 раз (рис.1). | | | Рис. 1. Распределение занятых в Вологодской области с заработной платой на уровне и ниже минимальной заработной платы, %.
Источник: Труд и занятость в Вологодской области 2002–2006 гг.: стат. сб. / Вологдастат. — Вологда, 2007. — С.145–146 | В ряде случаев заработная плата выплачивается несвоевременно, что нарушает не только ст. 136 ТК РФ, но и ратифицированную в России Конвенцию МОТ от 01.07.49 № 95 «Об охране заработной платы»10, установившую принцип, согласно которому своевременность и выплата заработной платы в полном объеме охраняется от противозаконной практики. Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплата ее не в полном объеме относятся к принудительному труду (в соответствии со ст.4 ч.3 ТК РФ)11. В период с 2000 по 2008 гг. в Вологодской области была отмечена тенденция снижения численности работников, перед которыми имеется задолженность по выплатам заработной платы. Кроме того, значительно уменьшился и сам размер просроченной задолженности. Однако, уже начиная с 2008 г., величина задолженности по выплате заработной плате снова начала расти. За последние пять лет (в период с 2005 по 2010 гг.) в 7,5 раз снизилась численность работников, перед которыми имеется задолженность, но ее величина сократилась лишь в 1,6 раза. При этом более чем в 3 раза возросло соотношение просроченной задолженности по заработной плате к фонду оплаты труда организаций, имеющих задолженность. Это свидетельствует о существовании проблемы своевременных выплат заработной платы. В наиболее «уязвимом положении» по выплатам заработной платы в Вологодской области оказались работники предприятий обрабатывающей промышленности, строительных и сельскохозяйственных организаций. В то время как на предприятиях, специализирующихся на добыче полезных ископаемых, в организациях социальной сферы, транспорта работникам в период с 2008 по 2010 гг. заработная плата выплачивалась своевременно.
Таким образом, среди основных проблем, которые оказывают влияние на эффективное функционирование регионального рынка труда, следует отметить:
— преобладание нарушений трудового законодательства в организациях оптовой и розничной торговли, сельского и лесного хозяйства, на предприятиях обрабатывающей промышленности, в строительных организациях;
— наличие задолженности по выплате заработной платы (в предприятиях обрабатывающей промышленности, строительных, сельскохозяйственных организациях, предприятиях социальной сферы и транспорта);
— рост доли занятых в организациях с вредными и опасными условиями труда и на оборудовании, не отвечающем гигиеническим нормативам условий труда, нарушение прав женщин в занятости на тяжелых работах и работах с вредными и опасными условиями труда.
Для решения обозначенных проблем целесообразно:
— Государственной инспекции труда при проведении проверок по соблюдению трудового законодательства необходимо уделить особое внимание контролю над соблюдением норм по регулированию труда женщин, по использованию режима неполной занятости;
— сформировать механизмы контроля соблюдения выплат заработной платы своевременно и в полном объеме;
— предусмотреть проведение обучающих семинаров-практикумов по вопросам соблюдения трудового законодательства для работодателей, нарушающих установленные нормы. |
| |
|
|