Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Гиниятуллов Д. Р.
директор ФГУП «Санкт-Петербургская фабрика ортопедической обуви»

Совершенствование регионального управления оказанием населению ортопедической помощи
В статье рассмотрены проблемы управления оказания ортопедической помощью региона, обоснована необходимость изучения процессов обеспечения населения ортопедическими средствами и услугами в их неразрывной связи для достижения синергетического эффекта, предложены направления совершенствования управления оказанием ортопедической помощи на основе применения интеграционных механизмов
Ключевые слова: ортопедическая помощь, ортопедические средства и услуги, интеграционное взаимодействие

Проблема комплексной реабилитации инвалидов в Российской Федерации в последние годы постепенно из категории «социальной» перешла в категорию «национальной безопасности». Объясняется это тем, что на фоне устойчивой и долговременной убыли населения численность инвалидов в стране быстро увеличивается. Если в 1992 г. в России было 3,98 млн инвалидов, то сегодня их численность составляет 13,1 млн человек. Ежегодно в учреждениях медико-социальной экспертизы проходит освидетельствование более 4 млн. человек [1].
Растет уровень заболеваемости костно-мышечными болезнями и уровень травматизма населения, как по стране, так и в Санкт-Петербурге. Данная тенденция носит устойчивый и долговременный характер и обусловлена объективными причинами: ростом заболеваемости населения, снижением смертности по причине тяжелых заболеваний и травм (связанным с качественным улучшением современной медицины), сохранением отсталых производственных технологий (и сохранением достаточно высокого уровня травматизма) и др. Это, в свою очередь, способствует увеличению спроса на ортопедические услуги и протезно-ортопедические изделия.
В последние годы принято большое количество документов на федеральном и региональном уровнях, связанных с развитием социального обеспечения населения, однако их реализация пока не принесла ожидаемых результатов.
В настоящее время сложившаяся система оказания ортопедической помощи как система социального сектора во многом не выполняет объективно необходимых функций в жизни общества и недостаточно дееспособна.
Под ортопедической помощью понимается совокупность медико-социальных услуг и услуг по обеспечению ортопедическими средствами, предоставляемых лицам с целью профилактики и лечения болезней и деформации опорно-двигательного аппарата, а также с целью адаптации к новым условиям жизнедеятельности.
Организации, производящие ортопедические средства, в большинстве являются дотационными видами экономической деятельности, следствие этого — ограниченность предложения на данном рынке.
Мировой опыт свидетельствует, что производство средств, обеспечивающих доступность и индивидуальную мобильность, ортопедических услуг и протезно-ортопедических изделий представляют собой высокотехнологичные виды бизнеса, успешно развивающиеся в конкурентной рыночной среде.
Существующий механизм государственного управления недостаточно стимулирует согласованную деятельность организаций, участвующих в оказании ортопедической помощи. В настоящее время требуется поиск новых механизмов согласованного развития на инновационной основе.
В связи с этим актуальной задачей, имеющей научную и практическую значимость в социальной сфере, является совершенствование регионального управления обеспечения населения ортопедическими средствами и услугами.
Проблемы оказания населению ортопедической помощи существуют на различных уровнях управления: федеральном, региональном и уровне субъектов хозяйствования.
Самыми значительными проблемами федерального уровня являются неэффективная система планирования развития социального обеспечения инвалидов, несовершенство процедуры государственного заказа, недофинансирование сферы социального обеспечения, отсутствие гарантированного перечня услуг.
Остро стоят проблемы устаревшей нормативно-правовой базы, недостаточное обоснование бюджетных заявок, неэффективная организация государственного контроля за ходом и результатами обеспечения населения, острая нехватка профессиональных кадров в сфере обеспечения населения услугами и протезно-ортопедическими изделиями и инженерно-технических специалистов со знанием медицинских основ ортопедии. Сложность решения данных проблем обусловлена необходимостью совместных решений как на федеральном, так и региональном уровнях. Существующее положение усугубляется неадекватным распределением функций между субъектами управления и участниками процесса.
Кроме этого, к проблемам регионального уровня относятся недостаточное информационно-статистическое обеспечение, что не позволяет адекватно прогнозировать, стимулировать, удовлетворять и регулировать спрос населения в ортопедической помощи; ограниченность предложения, недостаточная развитость социальной инфраструктуры, неэффективная координация взаимодействия участников процесса оказания ортопедической помощи. Перечисленные проблемы приводят к снижению оперативности получения и доступности ортопедических услуг и протезно-ортопедических изделий.
На уровне субъектов хозяйствования среди проблем наиболее значимы недостаточная приспособленность к потребностям потребителей, нерациональная система ценообразования, нерациональное расходование средств, отставание материально-технической базы, недостаток кадров, низкая экономическая эффективность, недостаточное качество ортопедических услуг и протезно-ортопедических изделий.
Проведенный анализ ключевых проблем на региональном уровне показал необходимость упрощения маршрутов движения нуждающихся в ортопедической помощи, а также создание механизмов для интеграции усилий организаций, участвующих в обеспечении населения ортопедическими услугами и протезно-ортопедическими изделиями.
Процесс обеспечения населения ортопедическими услугами и протезно-ортопедическими изделиями состоит из следующих этапов: диагностика, формирование заказа, производство ортопедических средств и оказание вспомогательных услуг, формирование программы адаптации и реализация программы адаптации.
Оказание ортопедической помощи целесообразно рассматривать как комплексную услугу, включающую в себя медицинские (профилактические, лечебные, восстановительные) услуги, социальные услуги, консультационные услуги, а также производство ортопедических средств. Достижение ключевой цели оказания ортопедической помощи — повышение качества и доступности — возможно при формировании единого процесса управления оказания медико-социальных ортопедических услуг и производства протезно-ортопедических изделий.
В качестве участников процесса обеспечения населения ортопедическими услугами и протезно-ортопедическими изделиями целесообразно рассматривать органы управления в сфере социального обеспечения, фонд социального страхования, бюро медико-социальной экспертизы, многофункциональные центры предоставления социальных услуг, производителей и продавцов протезно-ортопедических изделий, организации, оказывающие социальные услуги, поставщиков, образовательные и научно-исследовательские организации. Кроме этого, представляется целесообразным создание районных ортопедических центров.
Потребность в создании районных ортопедических центров обусловлена рядом причин:
— низким уровнем диагностики ортопедических патологий;
— отсутствием специализированной профилактической и адаптационной ортопедической помощи;
— низкой территориальной доступностью услуг и технических средств реабилитации;
— сложностью маршрута прохождения лицом, нуждающимся в услугах и технических средствах реабилитации при их получении.
Создание районных ортопедических центров потребует внесения изменений в технологию обеспечения населения ортопедическими изделиями: добавления новых технологических операций, устранения дублирующих операций, перераспределения операций между основными участниками.
Новые технологические операции обусловлены необходимостью повышения качества диагностики и профилактики, а также адаптации лиц, нуждающихся в ортопедической обуви. Целесообразно добавление таких технологических операций как осмотр врачом-ортопедом, прохождение физиотерапевтических процедур, разработка программы адаптации, реализация программы адаптации нуждающегося в ортопедической обуви.
Целесообразно определить следующие задачи районного ортопедического центра: осмотр пациента врачом-ортопедом, оказание профилактических услуг, оказание лечебно-оздоровительных услуг с целью снять обострение или острые формы патологий, осуществление замеров, формирование заказа на изготовление ортопедических средств, проведение примерок, передача заказа заказчику, хранение и выдача готовых изделий, подгонка изделий под индивидуальные параметры заказчика, разработка и реализация программы адаптации. В зависимости от комплексности представляемых услуг целесообразно выделение ортопедических центров трех уровней. В помещении ортопедических центров целесообразно разместить представителей бюро медико-социальной экспертизы и фонда социального страхования.
Ортопедические центры могут быть созданы как на базе поликлиник, так и как отдельные организации. Создание ортопедических центров на базе поликлиник следует рассматривать как пилотный проект. Под пилотным проектом понимается предварительное изучение функционирования ортопедических центров и процессов оказания ортопедической помощи с учетом наличия ортопедических центров, осуществляемого с целью предотвращения негативных последствий для населения и других заинтересованных сторон при последующем широкомасштабном внедрении.
Реализация пилотного проекта позволит уточнить задачи и функции ортопедических центров, а также установить порядок их взаимодействия с другими участниками процесса оказания населению ортопедической помощи.
Ортопедические центры могут быть созданы в любой организационно-правовой форме в соответствии с законодательством. Органы власти в этом случае заключают договор с ортопедическими центрами и утверждают перечень гарантированных услуг, которые они предоставляют населению бесплатно, а средства поступают из государственных источников. Частные ортопедические центры помимо бесплатных услуг населению должны иметь возможность оказания дополнительных медико-социальных услуг консультационного характера, а также сервисных услуг. Среди дополнительных услуг, предоставляемых на платной основе, целесообразно выделить услуги на дому, в том числе доставку обуви (без наличия показаний), консультации по подбору (дополнительные критерии), электронное или почтовое информирование о новых возможностях и услугах, ценах, напоминание, обеспечение специализированное литературой, содействие в приобретении дополнительных приспособлений, не входящих в индивидуальную программу реабилитации, экспресс-изготовление.
Ожидаемые результаты от создания районных ортопедических центров: повышение показателей достижения лечебного эффекта от услуг и протезно-ортопедических изделий, увеличение доступности и оперативности получения ортопедической помощью.
В целях взаимовыгодного сотрудничества и продвижения общих интересов и программ в обществе организации, работающие в одном регионе, с похожими целями и задачами, родственным или аналогичным продуктовым ассортиментом, могут объединяться в сети производителей и продавцов. На рынке ортопедических услуг и протезно-ортопедических изделий реализация такого партнерства видится оправданной. Можно выделить несколько форм подобных объединений: создание некоммерческих организаций, коммерческие объединения, филиальная структура, кластеры.
Для выбора наиболее подходящей формы интеграционного объединения был проведен экспертный опрос. На первом этапе эксперты выделили наиболее существенные целевые ориентиры, возможность достижения которых явилась критерием для сравнения форм интеграции. На втором этапе по 5-балльной шкале оценивалась возможность достижения каждого из целевых ориентиров.
Экспертная оценка форм интеграционного объединения показала, что наиболее предпочтительной формой интеграции является кластер — сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных компаний, взаимодополняющих друг друга для достижения синергетического эффекта.
Видится целесообразным включение в кластер поставщиков стратегически важных материальных ресурсов, образовательные и научно-исследовательские организации на основе формирования ресурсных центров.
Создание и функционирование ресурсных центров основано на следующих основных принципах [2]:
— концентрация ресурсов различных собственников-учредителей для воспроизводства квалифицированных рабочих кадров, производства современного оборудования, высококачественных расходных материалов;
— непрерывность развития ресурсного центра на основе постоянной адаптации организаций к меняющимся условиям профессиональной деятельности.
Для повышения эффективности управления оказания ортопедической помощи видится целесообразным привлечение управляющей компании, с которой заключается договор и задаются значения целевых показателей. Специализированная компания определяет перечень организаций, участие которых является необходимым для оказания ортопедической помощи в регионе, внедряет современные технологии управления для достижения заданных результирующих показателей (управление, ориентированное на результат).
Для проведения мониторинга и оценки результатов целесообразно рассчитывать показатели качества, доступности, ресурсного обеспечения. Показатели качества — процент удовлетворенных качеством обслуживания, процент удовлетворенных комфортом (среднее по результатам опроса), процент удовлетворенных дизайном изделий, увеличение числа случаев достижения лечебного эффекта, снижение числа претензий, рекламаций и жалоб, процент осложнений. Показатели доступности — увеличение числа лиц, получивших ортопедические средств и услуги, процент удовлетворения потребностей населения, территориальная доступность (экспертная оценка), информационная доступность (экспертная оценка), удовлетворенность потребителей широтой ассортимента (% от числа опрошенных), сокращение длительности процесса оказания ортопедической помощи. Показатели ресурсного обеспечения — сокращение затрат на процесс получения ортопедических средств и услуг, обеспеченность квалифицированными специалистами — ортопедами, мастерами, экономистами, менеджерами, обеспеченность материально-техническими ресурсами, износ, фондооснащенность, прирост объемов финансирования. Целесообразно осуществлять мониторинг и оценку результатов, используя индикаторы результативности и индикаторы риска. Индикатор результативности рассчитывается как отношение фактического значения к целевому. Индикатор риска рассчитывается как отношение фактического значения к минимально допустимому. При неудовлетворительном значения индикатора риска требуется принятие срочных мер. В зависимости от результатов оценки принимается решение о дальнейшем участии организации в процессе ортопедической помощи, о необходимости реинжиниринга процесса, приостановлении или изменении параметров проекта.
Для повышения результативности взаимодействия участников процесса оказания ортопедической помощи целесообразно внедрение информационно-коммуникационной системы. Основной целью ее создания является обеспечение эффективной информационной поддержки органов и организаций, участвующих в обеспечении населения услугами и протезно-ортопедическими изделиями, а также граждан, нуждающихся в ортопедической помощи.
Основные задачи информационно-коммуникационной системы — совершенствование учета нуждающихся в ортопедической помощи, улучшение взаимодействия участников процесса оказания населению ортопедической помощи, обеспечение физической и информационной доступности ортопедической помощи. Информационно-коммуникационной системой в сфере обеспечения населения протезно-ортопедическими изделиями и услугами является совокупность методического, организационного, нормативного и правового обеспечения деятельности участников процесса обеспечения, а также программно-технических средств, проектируемых с учетом отраслевых стандартов и технических регламентов, использующих единую систему нормативно-справочной информации и развивающихся в рамках единой информационно-технической политики.
Действующий механизм финансирования не позволяет эффективно управлять сферой обеспечения населения услугами и протезно-ортопедическими изделиями. В целях совершенствования данного механизма предлагается реализация подушевого финансирования, внедрение добровольного социального страхования (дополнительно к действующим источникам), формирование среды, обеспечивающей доступность платной ортопедической помощи.
Подушевое финансирование предполагает реализация принципа «деньги идут за нуждающимся в ортопедической помощи». Реализация данного принципа целесообразна при развитии конкурентного рынка в сфере обеспечения населения ортопедическими услугами и протезно-ортопедическими изделиями, так как будет стимулировать организации к повышению качества и структурной эффективности данной сферы.
Проведенный анализ потребностей потребителей показал, что существует сегмент рынка, характеризующийся готовностью платить за более высокое качество и сроки получения протезно-ортопедических изделий и услуг. В связи с этим видится целесообразным реализация принципа софинансирования при получении ортопедической помощи. Повышению доступности платной ортопедической помощи будет способствовать рост числа производителей ортопедических изделий, конкуренция между ними и, как следствие, повышение качества.
В условиях недостаточного финансирования социального обеспечения вопрос о создании и развитии форм сотрудничества государства и бизнеса приобретает особую актуальность. Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» предполагает Участие Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах (далее ГЧП) осуществляется в целях создания (реконструкции) и (или) эксплуатации объектов социального обслуживания.
Решению задач государственно-частного партнерства в социальной сфере Санкт-Петербурга будет способствовать реализация следующих сценариев:
1. Заключение договора на оказание ортопедической помощи.
При создании ортопедических центров целесообразно заключение договора на оказание комплекса услуг по диагностике, формированию заказа, адаптации. Помимо услуг по договору на оказание услуг, ортопедические центры могут оказывать платные услуги в соответствии с целями, для которых они были созданы.
2. Предоставление помещений в долгосрочную аренду для оказания ортопедической помощи по договору.
Данная форма в отличие от предыдущей предполагает, что организации оказывают ортопедическую помощь, арендуя государственное имущество, беря на себя ответственность по его эксплуатации.
В случае если требуется строительство помещений, то целесообразно, чтобы оно осуществлялось за счет средств частного партнера, с дальнейшей передачей его на баланс города, с заключением договора на долгосрочную аренду и возмещением частному партнеру части стоимости на строительство. При этом целесообразно осуществлять надзор за деятельностью частной организации.
3. Создание совместных предприятий для оказания ортопедической помощи. Может использоваться при создании ортопедических центров и организаций-производителей ортопедических средств.
4. Привлечение управляющей компании.
При формировании сетевой структуры функции управления могут быть сохранены за Комитетом труда и социальной защиты либо могут быть переданы управляющей компании. Управляющая компания в рамках достижения целей заключает договоры с организациями, которые способны осуществить оказание ортопедической помощи. Управляющая компания занимается аккумулированием и распределением ресурсов, контролирует их эффективное расходование и использование. Кроме того, управляющая компания предположительно предоставляет Наблюдательному совету (специальному органу контроля над реализацией проекта ГЧП) набор достигнутых показателей, после чего Наблюдательный совет формирует рекомендации по изменению хода течения проекта, передает информацию инвестору и представителю по ГЧП от Санкт-Петербурга. В случае недостижения установленных заранее показателей к управляющей компании предъявляются взыскания.
Реализация государственно-частного партнерства позволит осуществить реализацию масштабных, социально-значимых инновационных проектов в сфере социального обслуживания, привлечь дополнительные финансовые ресурсы в сферу социального обеспечения населения ортопедическими средствами и услугами, реализовать профессиональное управление оказанием ортопедической помощью, повысить эффективность использования имущества организаций, участвующих в оказании ортопедической помощи, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, повысить качество ортопедической помощи.
Видится целесообразным осуществлять поэтапное развитие сферы обеспечения населения ортопедическими услугами и протезно-ортопедическими изделиями.
Стадия 1. Подготовительная стадия.
— Установление целевых показателей управления оказанием ортопедической помощи.
— Выделение услуг, функций и процессов, необходимых для функционирования сферы оказания ортопедической помощи.
— Определение участников (и их количество), а также варианты взаимодействия между ними.
— Разработка проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов, необходимых для достижения целевых показателей при оказании ортопедической помощи.
Стадия 2. Формирование центров профессиональной специализированной ортопедической помощи населению.
— Создание на базе поликлиник, имеющих достаточную ресурсную базу, районных и межрайонных ортопедических центров.
— Создание новых ортопедических центров (локальных) (3 уровня, в зависимости от охвата функций).
Стадия 3. Создание и развитие конкурентного рынка производителей протезно-ортопедических изделий.
— Заключение договоров на оказание услуг с частными организациями.
— Выделение подразделений от действующих государственных производителей в самостоятельные организации.
— Создание новых организаций — производителей ортопедических средств.
— Информационное обеспечение лиц, нуждающихся в ортопедической помощи.
Стадия 4. Формирования профессиональной среды в управлении оказанием ортопедической помощи.
— Разработка пакета документации для проведения конкурса на выбор управляющей компании.
— Объявление конкурса на заключение долгосрочного контракта (5 лет) с управляющей компанией.
— Заключение договора с управляющей компанией и осуществление мониторинга за ее деятельностью.

Стадия 5. Формирование сетевой структуры.
— Анализ факторов внешней среды и формулирование главных целей системы сетевого взаимодействия.
— Изучение партнеров по сетевому взаимодействию.
— Формирование принципов кооперации и интеграции, определение методов руководства процессами интеграции и ее проведения.
— Анализ и прогноз рынка товаров и услуг с целью текущего и перспективного развития системы сетевого взаимодействия, то есть целей тактического и стратегического развития сетевого интеграционного образования.
— Присоединение партнеров к сетевому интеграционному объединению.
Реализация предложенных стадий и этапов позволит осуществить мероприятия по совершенствованию управления оказанием ортопедической помощи населению без радикальных преобразований.


Литература
1. Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс] Концепция совершенствования государственной системы медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов — Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru/docs/mzsr/handicapped/3/msword, свободный. — Загл. с экрана.
2. Савинова А.А. Организационно-правовые проблемы и перспективы деятельности региональных ресурсных центров. — М., 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия