Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Мудрова Е. Б.
доцент кафедры управления в социально-экономических системах Санкт-Петербургского государственного политехнического университета,
кандидат экономических наук


Учет внеучебных затрат подготовки аспиранта
В статье предложена методика расчета двух составляющих стоимости подготовки аспиранта: затрат, связанных с обеспечением условий выполнения научной части программы обучения в аспирантуре по определенной научной специальности, и затрат, поддерживающих социальные условия жизни аспиранта во время учебы. Рассмотрены нюансы отнесения затрат на статьи расходов применяемой бюджетной классификации
Ключевые слова: аспирантура, расходы, методика, стоимость подготовки, научная составляющая подготовки, жизнеобеспечение

Решая задачу определения стоимости обучения аспиранта по определенной специальности в конкретном вузе, необходимо наладить процесс внутривузовского учета целевого использования различного вида ресурсов в разнообразных процессах (подготовка студентов, подготовка аспирантов, научная деятельность персонала вуза, методическая деятельность персонала вуза и проч.).
По некоторым статьям затрат это сделать достаточно просто, так как имеются определенные нормативы на осуществление процессов. По другим статьям такое выделение практически невозможно, в силу того, что отсутствуют нормативы, отсутствует достоверная информация о вовлеченности объектов в конкретные процессы, не поставлен соответствующий учет затрат.
В статье [1] была предложена методика расчета затрат на реализацию образовательной части программы подготовки аспиранта. В данной статье рассматриваются методики расчета затрат вуза на научную часть подготовки и на обеспечение жизнедеятельности аспиранта во время обучения.

Научная часть программы подготовки
Для расчета затрат вуза на научную часть подготовки аспиранта предлагается выделить следующие элементы процесса подготовки, по которым в вузах должен быть организован учет затрат:
♦ Научное консультирование
В настоящее время на научное руководство одного аспиранта предполагается выделять 50 часов в год. То есть, исходя из 48 рабочих недель в год (5 недель каникулы), получаем, что в неделю предусматривается затрат рабочего времени на консультирование при подготовке специалиста высшей квалификации 1,05 часа.
Безусловно, для полноценного общения в системе «учитель–ученик», учитывая, что подготовка высококвалифицированных кадров науки — скорее штучное, чем массовое «производство», 1 часа 3 минут в неделю недостаточно. Даже на руководство и консультирование бакалавра при подготовке дипломной работы выделяется до 20 часов рабочего времени руководителя диплома (п.2.32 [2]). Подготовка и защита дипломной работы бакалавра занимает 17 недель. Таким образом, на консультирование дипломника выделяется в среднем 1,17 часа в неделю, то есть на 0,08 часа в неделю больше, чем на более сложный процесс подготовки специалиста более высокой квалификации. На руководство научно-исследовательской работой студентов (подготовка бакалавров и специалистов) предусматривается до 1 часа в неделю на студента (п.2.28).
1. Расчет затрат на оплату труда, обеспечивающего научную часть подготовки
Объем научной части подготовки аспиранта также определяется временными требованиями к содержанию образовательной программы по отрасли науки [3] и включает время в неделях на научно-исследовательскую работу, выполнение и представление диссертации (в неделях).
Фонд оплаты труда ППС, участвующих в обеспечении учебной части процесса подготовки аспиранта, определяется как:
соответственно численность профессоров докторов наук, профессоров кандидатов наук, доцентов кандидатов наук, участвующих в работе по обеспечению научной части программы подготовки аспиранта.
Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала (), приходящийся на научную часть образовательной программы подготовки аспирантов, рассчитывается от тарифа ФОТ научного руководства и тарифа ФОТ УВП следующим образом:
♦ Поддержание программы научного обмена
Например, научный обмен для аспиранта может включать:
— посещение 1–2 научных центров, вузов или т.п., готовящих научные кадры по этой же специальности;
— участие в научных конференциях. Необходимо заложить в смету расходов необходимый минимум конференций. Научная подготовка должна обеспечить аспиранту минимальный набор коммуникационных каналов, связывающих его с научной средой, повысить его академическую мобильность. Это так же создаст базу для позиционирования будущего кандидата наук в научной среде, без которой невозможна полноценная отдача от результатов деятельности научного работника с точки зрения общественного доступа к этим результатам.
Для учета затрат программу научного обмена следует трактовать как практику (ее следует предусматривать в индивидуальном плане подготовки аспиранта. План утверждается ректором / Ученым советом вуза или руководителем / научно-техническим советом научного учреждения). В этом случае затраты на поддержание научного обмена будут включать расходы на проживание; проезд (по фактическим расходам), оплату пребывания на мероприятии.
Если в вузе аспирант оформлен на должность или с ним подписан трудовой контракт, и вуз отправляет данное физическое лицо на конференцию как сотрудника, то это уже другой вид отношений. Он не рассматривается как затраты на подготовку.
Затраты на научный обмен должны определяться вузом и зависеть от его научной политики, связей, активности участия в мероприятиях, нормативов продолжительности командирования аспирантов и проч. В настоящее время данные затраты не предусмотрены к бюджетному финансированию. Расходы аспирантов по данному направлению подготовки могут оплачиваться из бюджетных и внебюджетных средств вуза по подстатьям: 212 (прочие выплаты) — суточные; 222 (транспортные услуги) — оплата проезда; 226 (прочие услуги) — наем жилых помещений. В сметах вуза по бюджетным и внебюджетным средствам должны быть предусмотрены расходы по этим подстатьям. Затраты по перечисленным статьям не поддаются нормированию в связи с различным географическим местоположением учебных заведений (удаленность и различные тарифы на транспорт), их различным статусом (институт, академия, университет), различием в региональных тарифах.
Таблица 1
Расчет затрат на обеспечение научного обмена подготовки аспиранта
Потребность в средствах определяется методом суммирования на основе обоснованных учебными заведениями заявок. Расчеты производятся на основании документов Минфина России.
Расчет затрат на научный обмен в программе подготовки аспиранта () предлагается вести в таблице (табл.1).

♦ Материально-техническое обеспечение проведения научной части подготовки
Материально техническое и информационное обеспечение предлагается рассматривать в разрезе научных специальностей по кафедрам, где учатся аспиранты.
Затраты будут варьироваться из-за различия тем исследований, специфики в потребности материальной поддержки каждого конкретного исследования, т.е. будут меняться веса статей в структуре затрат на научную часть для каждой темы и специальности. Финансовое обеспечение данной составляющей научной части аспирантской подготовки должно включать затраты по следующим составляющим:
— помещения. Содержание помещений (санитарное обеспечение, противопожарное обеспечение, коммунальное обслуживание; охрана; текущий ремонт помещений, техническое обслуживание оборудования, помещений) (ст. 225). Данные затраты определяются кафедрой, ведущей подготовку аспиранта. Кафедра предоставляет расчет-обоснование нормативов, связанных с особенностями эксперимента.
— оборудование для экспериментов. Кафедра предоставляет расчет-обоснование общего фонда рабочего времени по каждому виду оборудования, доступ к которому обеспечен аспирантам. Наличие необходимого оборудования определяет возможность подготовки специалистов современного уровня, привлечения заказов на исследования, предоставления широкого спектра различных (в том числе — уникальных) услуг, работ и прочее.
— расходные материалы (ст. 340). Кафедра предоставляет расчет-обоснование нормативов, связанных с особенностями эксперимента;
— оргтехника (компьютеры, факсы, принтеры, ксероксы и т.п.) (ст. 310 основные фонды, если покупка). Кафедра предоставляет расчет-обоснование нормативов, связанных с особенностями эксперимента.
— коммунальное обеспечение (газо-, водо-, теплоснабжение помещений — ст. 223) Кафедра предоставляет расчет-обоснование нормативов, если есть необходимость в увеличенном потреблении воды и т.д.
Сводный расчет затрат на материально-техническое обеспечение научной части аспирантской подготовки приводится в табл.2.
Таблица 2
Расчет затрат на материально-техническое обеспечение научного эксперимента программы подготовки аспиранта
♦ Информационная поддержка исследования
Информационные ресурсы создают условия для поддержки современных образовательных технологий. Библиотеки оказывают библиографические услуги, услуги по пользованию своими фондами, ксерокопированию, поддержке широкого спектра образовательных услуг и научных работ. Информационная поддержка подготовки научных кадров должна быть связана и с обеспечением возможности продвижения результатов исследовательской деятельности аспиранта в широкую научную среду, с обеспечением общественного доступа к результатам его труда, с введением каждого аспиранта в широкий круг ученых, работающих в данной научной области. Информационное обеспечение должно поддерживать доступ к общественным и локальным узко специализированным библиотекам, к Internet, к опубликованию научных работ в специализированных журналах, поддерживать возможности мобильности на научном поприще: участие по профилю подготовки в конференциях, стажировки в вузах и научных центрах, готовящих кадры по данному профилю и т.п.
Данная составляющая научной части программы подготовки научных кадров высшей квалификации включает затраты на поддержание публикаций аспиранта в различных научных изданиях и участие в научных конференциях по профилю подготовки:
— взнос на участие в конференции. Как минимум за 3 года в 10 конференциях;
— оплата публикаций в журналах.
Обоснованием плановых нормативов информационных условий подготовки по каждой научной специальности должны выступать отчетные данные. Учет данных по оценке данного ресурса можно вести в таблице (табл. 3), что дает представление об уже налаженных каналах коммуникации каждого подразделения организации, расширяет возможность качественной оценки условий подготовки.
Средства по всем перечисленным выше компонентам затрат подготовки аспиранта могут выделяться из общих сумм финансирования вуза по отдельным кодам экономической классификации с учетом запланированной возможности выделения средств на ту или иную аспирантскую программу. На данные направления вуз получает средства в разрезе следующих кодов экономической классификации, исходя из общевузовского расчета потребностей на:
— средства на приобретение прочих расходных материалов и предметов снабжения (ст. 340),
— средства на оплату услуг связи (ст. 221) (потребность рассчитывается как сумма объемов средств на основные услуги связи, которыми пользуются образовательные учреждения. Это оплата услуг за пользование каналами передачи данных и за пользование услугами телефонной связи, мобильной связи. Все показатели рассчитываются исходя из действующих тарифов на услуги связи, в зависимости от месторасположения образовательных учреждений;
— средства на оплату услуг по содержанию хозяйственного комплекса (ст. 225), в том числе:
◊ на содержание помещений, включая расходы на: паспортизацию зданий и сооружений; противопожарные мероприятия; уборку и вывоз мусора; благоустройство прилегающих территорий; другие расходы по содержанию помещений;
◊ на оплату коммунальных платежей (ст.223) за услуги водоснабжения, отопления, газоснабжения, электроэнергии и на приобретение котельно-печного топлива. (Расчет предполагает наличие финансирования в зависимости от выделенных натуральных лимитов, так как только в их пределах образовательное учреждение имеет возможность заключить договора с поставщиками коммунальных услуг. Следует учитывать, что в зависимости от месторасположения и климатических условий образовательного учреждения потребность в средствах будет варьироваться, поскольку нет единых тарифов на отпуск коммунальных услуг, используются различные виды топлива, значительно различаются продолжительность отопительного сезона и т.п.)
◊ на аренду помещений и оборудования (ст. 224) (учесть потребность по данному коду возможно только методом прямого счета на основании заключенных и планируемых договоров на аренду помещений и оборудования. Вуз должен доказать обоснованность их заключения);
◊ средства на оплату текущего ремонта оборудования и инвентаря (ст. 225);
◊ средства на оплату текущего ремонта зданий и сооружений (ст. 225);
◊ средства на приобретение периодической, учебной, нормативно-справочной литературы, обеспечение учебниками, учебными пособиями, научно-методической литературой и монографиями (пополнение библиотечных фондов) (ст. 310);
◊ средства на вневедомственную охрану, охранную и пожарную сигнализацию (ст. 226);
◊ средства на приобретение бланков дипломов и других бланков строгой отчетности, а также на приобретение учебных программ (ст. 226).
Таблица 3
Оценка информационно-коммуникационного обеспечения подготовки аспирантов (данные отчетного года)
Необходимое дополнительное новое оборудование или модернизация уже имеющегося должны рассчитываться и обосновываться вузами отдельно. В случае подтверждения целесообразности таких вложений для вуза бюджетные средства будут выделены по ст. 310 «Увеличение стоимости основных средств». Расчет потребности в средствах по данному коду экономической классификации базируется на применении среднего срока эффективной эксплуатации непроизводственного оборудования в образовательных учреждениях.
Выше были рассмотрены прямые затраты по обеспечению научной части аспирантской подготовки. Накладные расходы на научную часть программы подготовки аспиранта определяются как:
Затраты вуза по третьей составляющей обучения в аспирантуре определяются сложением результатов формул (6) — (9).
Рассмотрев составляющие трех основных процессов обеспечения подготовки научных кадров — образовательной подготовки, научной подготовки, обеспечения жизнедеятельности, — каждый вуз может оценить примерную стоимость подготовки аспиранта по реализуемой в нем послевузовской подготовке кадров высшей квалификации по лицензированным научным специальностям.
Для государственных органов управления образованием реализация предложенного подхода к расчету стоимости подготовки аспиранта по определенной научной специальности в каждом вузе создаст объективную основу для сравнения организаций, позволит выявить наиболее сильные вузы / НИИ, сконцентрировать на них финансовые потоки (в рамках государственного задания на подготовку. Это будет стимулировать создание «полюсов роста» в государственной системе подготовки, создаст «вузы-моторы» как доминирующие единицы по определенным направлениям подготовки аспирантов, обеспечит основу для структурного изменения подготовки научных кадров.


Литература
1. Мудрова Е.Б. Подход к определению стоимости подготовки аспирантов. Методика расчета образовательной составляющей // Проблемы современной экономики — 2011. — № 1.
2. Примерные нормы времени для расчета объема учебной работы и основные виды учебно-методической, научно-исследовательской и других работ, выполняемых профессорско-преподавательским составом в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования (письмо Минобразования России от 26.06.2003 N 14-55-784ин/15).
3. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в РФ, утверждено приказом Минобразования РФ от 27.03.1998 г. № 814.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия