| | Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011 | | ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ | | Никифорова Я. А. соискатель Института образования взрослых Российской Академии образования (г. Санкт-Петербург)
| |
| | В статье раскрыта сущность профессиональной надежности выпускника вуза туристского профиля; представлен комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности формирования профессиональной надежности у студентов вузов; раскрыта система критериев и показателей оценки эффективности формирования профессиональной надежности у обучающихся; представлены результаты экспериментальной работы | Ключевые слова: профессиональная надежность, выпускник вуза, турбизнес, критерии оценки, педагогические условия, студент | В настоящее время особенно актуальным является изучение профессиональной надежности будущих специалистов туристкой отрасли, а также динамики ее становления в процессе вузовской подготовки. Основы профессиональной надежности формируются в вузе. Поэтому профессиональная подготовка специалиста, направленная на овладение им системой профессиональных знаний, умений и навыков, должна обязательно включать процесс формирования его профессиональной надежности. Просчеты, допущенные на этом этапе профессионализации, могут в дальнейшем привести к тому, что человек, пригодный по своим психологическим качествам для данной профессии, владеющий совокупностью специальных знаний и умений, все-таки не сможет в ходе последующей самостоятельной профессиональной деятельности работать на требуемом уровне надежности. Таким образом, проблема надежности профессиональной деятельности является актуальной проблемой профессионального образования.
Под профессиональной надежностью специалистов в сфере туризма понимается качественная характеристика, отражающая их направленность на эффективное решение профессиональных задач (разработка туристских маршрутов, привлечение партнеров, обслуживание потребителей туристских услуг и т.д.) и способность к осуществлению продуктивных действий в течение заданного времени и сложившихся условиях [1,5,6,7].
Профессиональная надежность является совокупным качеством человека, обусловленным его направленностью на профессиональную деятельность и профессиональной подготовленностью. На уровень профессиональной надежности специалиста оказывают влияние и степень развития его профессионально важных качеств, и состояние функциональных систем организма.
Профессиональная надежность специалиста проявляется в том, что он (при прочих равных условиях) [2]:
— разбирается в том деле, которое выполняет, лучше других;
— постоянно стремится к совершенствованию;
— проявляет инициативу и находчивость;
— разносторонне развит в профессиональном отношении, быстро находит нужное решение в сложной обстановке;
— имеет крепкое здоровье, способность длительное время трудиться в условиях интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, быстро настраивается на работу и переключается на различные виды деятельности;
— соблюдает требования безопасности, меры предупреждения заболеваний, травм и поражений;
— понимает руководителя с полуслова и готов оперативно решать поставленные задачи;
— содействует в поддержании порядка и дисциплины в организации, сплоченности коллектива, формированию здорового психологического климата, предотвращению конфликтов между сотрудниками;
— владеет различными технологиями, применяемыми для решения профессиональных задач;
— постоянно отличается в лучшую сторону по результатам труда;
— рассудителен и хладнокровен;
— сохраняет служебные тайны.
Проявление данных характеристик возможно в том случае, если у специалиста развита профессиональная мотивация, сформирована профессиональная компетентность, имеются в наличии необходимые для высокой работоспособности свойства личности.
Надежность трудно измерить, так как не существует прибора, который бы мог указать величину данного качества. Поэтому одним из наиболее важных и сложных моментов является разработка совокупности критериев, по которым можно было бы судить об эффективности формирования профессиональной надежности у обучающихся.
В энциклопедической литературе [8] отмечается, что под критерием следует понимать признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки.
В ходе исследования формирования профессиональной надежности у обучающихся в вузах туристского профиля возникла необходимость разработки такого критерия, при помощи которого можно было бы наиболее объективно оценить данный процесс. Таким критерием является эффективность формирования профессиональной надежности у обучающихся. Для определения эффективности является целесообразным соотносить результативность формирования профессиональной надежности у обучающихся с качеством осуществляемых действий (таблица 1).
Таблица 1
Критерии и показатели эффективности формирования у студентов вузов туристского профиля профессиональной надежности
Критерии | Показатели |
---|
Результа-тивный | Уровень мотивационно-целевой направленности. Уровень компетентности. Уровень стрессоустойчивости.
Общий уровень профессиональной надежности. | Процессуально-ка-чественный | Методическая обеспеченность учебной деятельности студентов. Степень отражения в целях программ учебных дисциплин профессиональной надежности (ее компонентов). Степень отражения в содержании учебных дисциплин структурных компонентов профессиональной надежности. Методическая направленность учебного процесса на формирование профессиональной надежности. |
Исследование предполагало разработку и реализацию соответствующей экспериментальной программы. Содержание экспериментальной работы было связано с реализацией комплекса педагогических условий, способствующих повышению эффективности процесса формирования профессиональной надежности: развитие профессиональной мотивации будущего специалиста в ходе образовательного процесса; формирование профессиональной компетентности студентов вузов туристского профиля; управление самообразовательной деятельностью обучающихся
К методическим средствам и приемам, способствующим развитию профессиональной мотивации будущего специалиста в ходе образовательного процесса, которые применялись в экспериментальной работе, относятся:
1. Создание общей атмосферы увлеченности и совместного творчества в ходе занятий.
2. Убеждение студентов в значимости знаний, навыков, и умений как для будущей профессиональной деятельности, так и жизни в целом.
3. Личный пример и авторитет преподавателя.
4. Сочетание фронтального и дифференцированного обучения.
5. Создание атмосферы сотрудничества и помощи во взаимоотношении преподавателей и студентов.
6. Умелое применение методов стимулирования.
7. Занимательные формы проведения занятий.
8. Включение обучающихся в различные виды учебной деятельности.
9. Создание ситуаций дискуссий, диалога с вовлечением всех обучаемых.
10. Постоянное увязывание изучаемого материала с будущей профессиональной деятельностью.
11. Привлечение обучаемых к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.
12. Постановка студентов в ситуации выбора, в которых они формируют умение взвесить все «за» и «против», сопоставить и соподчинить различные мотивы.
13. Формирование у студентов адекватной самооценки через разрешение максимально трудных профессиональных проблемных задач. При этом важно направить переживания не столько на внешние признаки (трудность), а на внутренние причины — свои знания, приложенные усилия и их оценку.
Успешному развитию профессиональной компетентности способствовало применение в учебно-воспитательном процессе вуза педагогических технологий, пробуждающих активность обучающихся, связывающих обучение с практикой. Это технологии контекстного обучения, проблемного обучения, расширение практического обучения в рамках ознакомительных и производственных практик, профессионально ориентированное обучение в образовательных турах, на стажировках, тренингах, профессионально направленная воспитательная работа со студентами, научно-исследовательская деятельность студентов, носящая прикладной характер.
Как показало исследование, в туристском образовании формированию профессиональной компетентности студента способствовали методы обучения, позволяющие активизировать познавательную деятельность студентов и реализовывать не только предметное, но и профессиональное содержание будущей профессиональной деятельности. В ходе эксперимента использовались следующие методы [4]:
1. Дискуссионные методы, т.е. обсуждение и анализ профессионально-мотивационных ситуаций и проблем.
2. Игровые методы с использованием элементов деловых игр, творческие проекты.
3. Заседания экспертных групп.
4. Мозговой штурм.
5. Методы теоретического, математического, моделирования с помощью компьютерных технологий.
6. Методы изучения туристской деятельности путем создания проблемной ситуации.
7. Тренинги применяются для диагностики и развития индивидуальных личностных качеств обучающихся, для развития навыков общения и коммуникации, формирования доверия к товарищам, навыков совместной деятельности.
8. Проблемные ситуации.
9. Выездные занятия на предприятия туристской индустрии, гостиницы, рестораны, крупные туристические фирмы, туристические выставки, различные экскурсии и т.д.
В ходе исследования было выявлено, что современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями позволяют существенно повысить уровень готовности студентов к самообразовательной деятельности.
В этой связи в ходе учебного процесса применялись разнообразные электронные образовательные ресурсы, играющие роль вспомогательного средства развития самообразовательной деятельности обучающихся. К ним относятся: интерактив; мультимедиа; моделинг. [3].
Интерактив позволяет развивать активно-деятельностные формы обучения, способствует расширению функционала самостоятельной учебной работы — полезного с точки зрения целей самообразования и эффективного с точки зрения временных затрат. В этой связи вместо текстового фрагмента с информацией по тому или иному учебному предмету используется интерактивный электронный контент.
Мультимедиа как средство развития самообразовательной деятельности позволяет представить учебные объекты множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука. Благодаря мультимедиа появляется возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке некоторой совокупности объектов, представленных различными способами.
Если к интерактиву и мультимедиа добавить ещё моделинг — имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.
Следовательно, мультимедиа способствует обеспечению реалистичного представления объектов и процессов. Интерактив, в свою очередь, позволяет получить ответные реакции, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Электронные образовательные ресурсы позволили выполнить в домашних условиях значительно более полноценные практические занятия — от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. С помощью электронных образовательных ресурсов появилась возможность использования разнообразных форм и методов самообразовательной деятельности. Среди них: мультимедийные презентации, компьютерное тестирование, обучающие программы, метод проектов и др.
Эффективность самообразовательной деятельности студентов также в значительной мере зависела от уровня разработанности дидактически обоснованного инструментария, владение которым способствовало как осуществлению этой деятельности, так и руководству со стороны профессорско-преподавательского состава. Дидактический инструментарий, в свою очередь, предполагал методологическую, теоретическую и методическую проработку проблем самообразования и руководства им. Разумеется, обозначенное отношение к повышению качества образования возможно при условии заинтересованного и ответственного подхода профессорско-преподавательского состава и администрации вуза к профессиональной подготовке студентов.
Результаты экспериментальной работы представлены в таблице 2 и 3.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация названных педагогических условий способствует повышению эффективности процесса формирования профессиональной надежности у обучающихся в вузах туристского профиля. | | Таблица 2
Результаты экспериментальной работы на начало эксперимента | | *Соискатель — сотрудник департамента учебно-методической работы, отвечающий за организацию методического обеспечения образовательного процесса | | Таблица 3
Результаты экспериментальной работы после окончания эксперимента | |
| |
|
|