| | Проблемы современной экономики, N 2 (38), 2011 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Бражник М. В. докторант кафедры менеджмента и маркетинга Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы совершенствования системы органов государственного управления сферами агропромышленного комплекса в СССР и в РСФСР в период 1989–1990 гг | Ключевые слова: СССР, РСФСР, агропромышленный комплекс, государственное управление | Направления дальнейшего совершенствования системы управления агропромышленным комплексом страны были обозначены в постановлении Пленума ЦК КПСС от 16 марта 1989 г. «Об аграрной политике КПСС в современных условиях» [35, с. 3–10], Постановлением СМ СССР от 5 апреля 1989 г. № 288 «Об улучшении продовольственного обеспечения населения страны на основе коренного повышения эффективности и дальнейшего развития агропромышленного производства» [42; 26]. В связи с расширением полномочий и ответственности союзных республик было признано необходимым упразднить Госагропром СССР и создать Государственную комиссию Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам в качестве постоянного органа Правительства СССР. Были определены главные задачи Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам. Данным постановлением было признано целесообразным создание за счет имеющейся численности работников органов управления агропромышленным производством в автономных республиках, краях и областях соответствующих государственных служб по закупкам сельскохозяйственной продукции. В связи с упразднением Госагропрома СССР и разграничением сфер взаимодействия между союзными и республиканскими органами управления данным постановлением предусматривалось возложить часть функций Госагропрома СССР на Госплан СССР, Госснаб СССР, Государственный комитет СССР по труду и социальным вопросам, Государственный комитет СССР по ценам и Министерство внешних экономических связей СССР.
Кроме того, данным постановлением предусматривалось внесение на рассмотрение Президиума Верховного Совета СССР проекта Указа «Об изменениях в системе органов управления агропромышленным комплексом страны».
Постановлением СМ СССР от 5 апреля 1989 г. № 289 «О коренной перестройке экономических отношений и управления в агропромышленном комплексе страны» [17; 26] был предусмотрен механизм преобразования системы органов управления агропромышленным комплексом страны на республиканском уровне; на уровне автономной республики, края, области; а также на уровне района.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1989 г. № 10289-XI «Об изменениях в системе органов управления агропромышленным комплексом страны» [38] был упразднен Государственный агропромышленный комитет СССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 6 марта 1990 г. № 248 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии Совета Министров СССР по продовольствию и закупкам» (утратило силу [26]. — М.Б.) было утверждено Положение о Государственной комиссии СМ СССР по продовольствию и закупкам.
Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 8 июня 1990 г. «О развитии агропромышленного комплекса РСФСР» [29] СМ РСФСР было поручено разработать на основе имеющихся концепций конкретную программу возрождения Российской деревни, развития агропромышленного комплекса, обеспечивающую решение продовольственной проблемы, и внести ее на рассмотрение внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР в 1990 году. Во исполнение и в дальнейшее развитие данного Постановления во втором полугодии 1990 года были приняты: Постановление Верховного Совета РСФСР от 26 октября 1990 г. «О проектах законов РСФСР и постановлений Верховного Совета РСФСР по возрождению российского села и развитию агропромышленного комплекса» [28], а также постановления Съезда народных депутатов РСФСР от 27 ноября 1990 г. «Об избрании Редакционной комиссии второго внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР по подготовке Постановления Съезда по вопросу о программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» [36] и от 3 декабря 1990 г. «О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса» [27].
Постановлением Совета Национальностей Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1990 г. «О предложениях по вопросу образования комитетов Верховного Совета РСФСР» [24] были одобрены предложения по образованию восемнадцати комитетов Верховного Совета РСФСР, в том числе и Комитета по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию. Данным постановлением предписывалось передать предложения по образованию комитетов Верховного Совета РСФСР на рассмотрение Совета Республики и Верховного Совета РСФСР.
В соответствии с постановлением Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1990 г. «О комитетах Верховного Совета РСФСР» [16; 21] в числе комитетов Верховного Совета РСФСР был создан Комитет по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию. Данным постановлением на комитеты Верховного Совета РСФСР до принятия правового акта, регламентирующего деятельность комитетов, было распространено действие Положения о постоянных комиссиях Верховного Совета РСФСР в редакции Закона РСФСР от 26 марта 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета РСФСР» [10; 8] в части основных принципов и порядка работы, их прав и обязанностей. Позднее, в связи с принятием четвертой сессией Верховного Совета РСФСР Закона РСФСР от 21 ноября 1991 г. № 1914–I «О постоянных комиссиях палат и комитетах Верховного Совета РСФСР» [22] (в связи с принятием 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституции Российской Федерации и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента РФ от 7 октября 1993 г. № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» [23] (утратил силу [19]) Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ» [19] было установлено, что в соответствие с пунктом 2 раздела второго Конституции РФ отдельные законодательные акты (согласно приложению № 2 к данному Указу) признаются недействующими и не подлежат применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами как противоречащие Конституции РФ. При этом в числе прочих законодательных актов с момента вступления в силу Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, был признан недействующим и не подлежащим применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами как противоречащий Конституции РФ Закон РСФСР от 21 ноября 1991 г. № 1914–I «О постоянных комиссиях палат и комитетах Верховного Совета РСФСР» [22]. — М.Б.) и постановления Верховного Совета РСФСР от 21 ноября 1991 г. № 1914/I–I «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О постоянных комиссиях палат и комитетах Верховного Совета РСФСР»« [21] Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета РСФСР в редакции Закона РСФСР от 26 марта 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета РСФСР» [10; 8] и пункт 2 постановления Верховного Совета РСФСР от 19 июня 1990 года «О комитетах Верховного Совета РСФСР» [16], касавшийся распространения на комитеты Верховного Совета РСФСР до принятия правового акта, регламентирующего деятельность комитетов, действия Положения о постоянных комиссиях Верховного Совета РСФСР в редакции Закона РСФСР от 26 марта 1980 года «О внесении изменений и дополнений в Положение о постоянных комиссиях Верховного Совета РСФСР» [10; 8] в части основных принципов и порядка работы, их прав и обязанностей, были признаны утратившими силу [21].
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 г. «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики» [12], руководствуясь Декларацией о государственном суверенитете РСФСР [14] и Постановлением 1-го Съезда народных депутатов РСФСР от 22 июня 1990 г. «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР (Основы нового Союзного договора)» [30], было определено, что Российский республиканский банк Госбанка СССР, Российский республиканский банк Промстройбанка СССР, Российский республиканский банк Агропромбанка СССР, Российский республиканский банк Жилсоцбанка СССР, Российский республиканский банк Сберегательного банка СССР с их сетью вычислительных центров на территории республики, учреждения Внешэкономбанка СССР на территории РСФСР, с их активами и пассивами, а также республиканское управление инкассации с подведомственной ему сетью учреждений и организаций, филиал ГВЦ Госбанка СССР в г. Москве объявляются собственностью РСФСР. Также было определено, что Российский республиканский банк Госбанка СССР преобразуется в Государственный банк РСФСР, подотчетный Верховному Совету РСФСР; а Российский республиканский банк Сберегательного банка СССР преобразуется в Сберегательный банк РСФСР, который передается в ведение Государственного банка РСФСР со всеми активами и пассивами по состоянию на 1 июля 1990 года. При этом за вкладчиками полностью сохранялись права, льготы и преимущества, предусмотренные действовавшим законодательством.
До принятия Союзного договора предписывалось производить выдачу ссуд и осуществление расчетов в пределах лимита задолженности, установленной для учреждений банков на 1990 год, с применением действующих процентных ставок.
Данным постановлением предусматривалось до 1 января 1991 года преобразовать учреждения государственных специализированных банков в автономных республиках, краях и областях в коммерческие банки на акционерной или паевой основе. Совету Министров РСФСР, Государственному банку РСФСР поручалось в месячный срок разработать предложения по организации двухуровневой системы банков и механизма преобразования учреждений банков в акционерные (паевые) коммерческие банки.
В срок до 1 августа 1990 г. аппарат правлений Российских республиканских банков Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР подлежал упразднению.
Кроме того, данным постановлением было определено, что специализированные банки до преобразования их в коммерческие временно работают под руководством Государственного банка РСФСР.
Законом РСФСР от 14 июля 1990 г. «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» [31; 13] в соответствии с решениями первого Съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР и разграничении функций управления организациями на территории РСФСР был утвержден перечень министерств и государственных комитетов РСФСР, согласно которому государственное управление сферой агропромышленного комплекса республики было возложено на образуемые Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и Государственный комитет РСФСР по земельной реформе, а также на Министерство хлебопродуктов РСФСР.
Кроме того, данным Законом СМ РСФСР было поручено подготовить и представить на рассмотрение Верховного Совета РСФСР проект нового Закона РСФСР о Совете Министров РСФСР, а также предложения об изменении соответствующих статей Конституции РСФСР.
Согласно постановлению СМ РСФСР от 3 августа 1990 г. № 279 «Вопросы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР» [2] в соответствии с Законом РСФСР от 14 июля 1990 г. «О республиканских министерствах и государственных комитетах РСФСР» [31; 13] на базе упраздняемых Государственного агропромышленного комитета РСФСР, Государственного агропромышленного комитета Нечерноземной зоны РСФСР, Министерства мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Главного управления охотничьего хозяйства при СМ РСФСР было образовано Министерство сельского хозяйства и продовольствия РСФСР.
Для решения вопросов комплексного развития агропромышленного комплекса и социального переустройства села был образован Совет агропромышленного комплекса РСФСР, в компетенцию которого входило рассмотрение крупных проблем экономического, научно-технического и социального развития агропромышленного комплекса РСФСР, определение мер по повышению эффективности производства, улучшению продовольственного обеспечения населения. Утверждение персонального состава Совета было возложено на Совет Министров РСФСР.
Данным постановлением Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР было разрешено в качестве руководящего органа центрального аппарата иметь 11 заместителей Министра, в том числе 2 первых, и коллегию в количестве 25 человек (в том числе — по должности — Министр и его заместители).
Также данным постановлением Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР по согласованию с Государственным комитетом РСФСР по экономике, Государственной комиссией СМ РСФСР по экономической реформе, Министерством финансов РСФСР, Министерством юстиции РСФСР предписывалось в 3-х месячный срок представить в СМ РСФСР проект Положения о Министерстве.
Кроме того, данным постановлением Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР по итогам работы в 1990 г. поручалось выработать и внести в первом квартале 1991 г. предложение по дальнейшему совершенствованию структуры управления агропромышленным комплексом республики.
Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 16 августа 1990 г. «О мерах по выполнению постановления Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 года «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики»« [18] было определено, что Государственный банк РСФСР является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность на принципах хозяйственного расчета, самофинансирования и самоуправления.
Данным постановлением предписывалось передать по состоянию на 1 июля 1990 г. на баланс и в оперативное управление Государственного банка РСФСР и его управлений на местах объявленное собственностью РСФСР имущество, а также активы и пассивы российских республиканских специализированных банков и подведомственных им учреждений, предприятий, организаций, учреждений Внешэкономбанка СССР, республиканского управления инкассации с подведомственной ему сетью учреждений и организаций, вычислительных центров Госбанка СССР и специализированных банков СССР на территории РСФСР, включая филиал ГВЦ в г. Москве.
Государственному банку РСФСР поручалось создать ликвидационные комиссии бывших правлений российских республиканских банков Промстройбанка СССР, Жилсоцбанка СССР и Агропромбанка СССР, а также осуществить другие организационные меры, связанные с упразднением аппарата подведомственных им управлений и учреждений в автономных республиках, краях, областях, городах Москве и Ленинграде. Создать на базе упраздняемых учреждений специализированных банков акционерные коммерческие банки, учреждения Внешэкономбанка РСФСР, а также необходимую для их обслуживания сеть учреждений Государственного банка РСФСР.
Все нормативные акты, противоречащие Постановлению Верховного Совета РСФСР от 13 июля 1990 г. «О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики» [12], объявлялись недействительными.
Кроме того, данным постановлением Государственному банку РСФСР было предоставлено право утверждать необходимую ему для выполнения поставленных задач структуру центрального аппарата, смету доходов и расходов, фонд оплаты труда и другие фонды производственного и социального развития, а также порядок решения этих вопросов в учреждениях и организациях Государственного банка РСФСР.
Постановлением СМ РСФСР от 25 октября 1990 г. № 466 «Вопросы Государственного комитета РСФСР по земельной реформе» [1] в целях осуществления новой земельной политики, создания условий для рационального использования земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, равноправного развития всех форм хозяйствования при переходе к социально-ориентированной рыночной экономике было установлено девять основных направлений деятельности Государственного комитета РСФСР по земельной реформе.
Данным постановлением Государственному комитету РСФСР по земельной реформе было разрешено иметь четырех заместителей Председателя, включая одного первого, и коллегию в составе 9 человек.
Для решения вопросов, связанных с проведением земельной реформы, при Государственном комитете РСФСР по земельной реформе был образован Республиканский совет по земельной реформе. Утверждение Положения о Совете и его состава возлагалось на Совет Министров РСФСР.
Данным постановлением Государственному комитету РСФСР по земельной реформе поручалось обеспечить проведение совместно с Советами Министров автономных республик, исполкомами Советов народных депутатов автономных областей и автономных округов, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами работы по созданию комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам в автономных республиках, автономных областях, автономных округах, краях, областях, городах и районах.
При этом предписывалось исходить из того, что Государственному комитету РСФСР по земельной реформе передавалась из Министерства сельского хозяйства и продовольствия РСФСР землеустроительная служба с соответствующей численностью работников и ассигнованиями на ее содержание.
Государственному комитету РСФСР по материально-техническому обеспечению республиканских и региональных программ и Государственному комитету РСФСР по экономике с участием Государственного комитета РСФСР по земельной реформе поручалось определить порядок обеспечения этого Комитета материально-техническими ресурсами, распределяемыми в централизованном порядке, для реализации программ земельной реформы.
Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР предписывалось передать в установленном порядке по состоянию на 1 октября 1990 г. в ведение Государственного комитета РСФСР по земельной реформе Всероссийское производственное проектное объединение по использованию земельных ресурсов с преобразованием последнего в целях улучшения научного и технического обеспечения проведения земельной реформы в Российское научно-исследовательское и проектно-изыскательское объединение по использованию земельных ресурсов (РосНИИземпроект).
Государственному комитету РСФСР по земельной реформе, Министерству сельского хозяйства и продовольствия РСФСР и Государственному комитету РСФСР по делам науки и высшей школы поручалось разработать программу кадрового обеспечения земельной реформы, предусмотрев в ней расширение подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов.
Также данным постановлением было установлено, что Государственный комитет РСФСР по земельной реформе обеспечивает проведение проектно-изыскательских и землеустроительных работ по заявкам сельскохозяйственных предприятий и организаций системы Министерства сельского хозяйства РСФСР и других министерств и ведомств.
Кроме того, данным постановлением Государственному комитету РСФСР по земельной реформе по согласованию с Министерством юстиции РСФСР, Государственным комитетом РСФСР по экологии и природопользованию и другими заинтересованными министерствами и ведомствами поручалось разработать и представить в Совет Министров РСФСР в 3-месячный срок проект Положения о Комитете, предусмотрев в нем права и полномочия его органов, статус специалистов-землеустроителей и меры их ответственности за неправомерные действия, а также порядок взаимодействия с исполкомами местных Советов народных депутатов.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 октября 1990 г. № 480 «Вопросы Министерства хлебопродуктов РСФСР» [3] был определен перечень обязанностей, насчитывающий пятнадцать позиций, возлагаемых на Министерство хлебопродуктов РСФСР.
При этом Министерству хлебопродуктов РСФСР было разрешено создать централизованный валютный фонд за счет добровольных отчислений зерноперерабатывающих, хлебопекарных и хлебоприемных предприятий.
Также данным постановлением Министерству хлебопродуктов РСФСР поручалось выработать и внести в 1991 г. предложение по дальнейшему совершенствованию структуры управления отраслью.
Данным постановлением Министерству хлебопродуктов РСФСР было разрешено иметь 6 заместителей Министра, в том числе одного первого, и коллегию в количестве 14 человек.
Кроме того, данным постановлением Министерству хлебопродуктов РСФСР по согласованию с Государственным комитетом РСФСР по экономике, Государственной комиссией Совета Министров РСФСР по экономической реформе, Министерством финансов РСФСР, Министерством юстиции РСФСР предписывалось в месячный срок разработать и представить в Совет Министров РСФСР проект Положения о Министерстве.
Постановлением Совета Республики Верховного Совета РСФСР от 26 октября 1990 г. «О создании индустрии детского питания в РСФСР» [33] и постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. «О создании индустрии детского питания в РСФСР» [32] развитие производства продуктов детского питания было признано чрезвычайной и неотложной задачей. Совету Министров РСФСР поручалось до 1 декабря 1990 г. разработать и утвердить республиканскую программу развития детского питания, а также принять меры к передаче в течение 1991 г. молочных кухонь мощностью 3000 порций и более системы здравоохранения органам управления Министерства сельского хозяйства и продовольствия.
Верховным Советам автономных республик, краевым и областным Советам народных депутатов было рекомендовано рассмотреть до 1 июня 1991 г. положение дел на местах по обеспечению детей продуктами детского питания, в том числе лечебными, по передаче детских молочных кухонь в систему агропромышленного комплекса, разработать и осуществить программу действий с привлечением средств предприятий.
Законом РСФСР от 21 ноября 1990 г. «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» [15; 20; 7] (в связи с принятием 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституции РФ и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» [23] (утратил силу [19]) Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» [19] было установлено, что в соответствие с пунктом 2 раздела второго Конституции РФ отдельные законодательные акты (согласно приложению № 2 к данному Указу) признаются недействующими и не подлежат применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами как противоречащие Конституции Российской Федерации. При этом в числе прочих законодательных актов с момента вступления в силу Конституции РФ, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г., был признан недействующим и не подлежащим применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами как противоречащий Конституции РФ Закон РСФСР от 21 ноября 1990 г. «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» [15; 20; 7]. В связи с принятием Государственной Думой 12 августа 1995 года Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [40; 6; 5; 4; 11; 25; 9] (позднее данный Федеральный закон в редакции последующих изменений и дополнений утратил силу [41]. — М.Б.) с момента вступления в силу данного Федерального закона Закон РСФСР от 21 ноября 1990 г. «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям» [15; 7] и постановление Верховного Совета РСФСР от 21 ноября 1990 г. «О порядке введения в действие Закона РСФСР «О дополнительных полномочиях местных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям»« [20] в числе прочих правовых актов были признаны утратившими силу. — М.Б.) были, в частности, определены полномочия местных советов народных депутатов в различных областях деятельности (Раздел I). При этом пунктами 1 и 2 статьи 6 данного Закона были определены полномочия соответственно краевых, областных, городских (кроме городов районного подчинения); а также районных, городских (по их поручению районных в городах), поселковых и сельских Советов народных депутатов; а пунктом 3 названной статьи на местные советы народных депутатов было возложено осуществление контроля на подведомственной территории за использованием земли и соблюдением земельного законодательства всеми землепользователями.
Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 30 ноября 1990 г. «Об образовании Чрезвычайной комиссии второго внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР по продовольствию» [39] была образована Чрезвычайная комиссия Съезда народных депутатов РСФСР по продовольствию. Председателем Чрезвычайной комиссии по продовольствию был утвержден Председатель Верховного Совета РСФСР.
Данным постановлением Председателю Верховного Совета РСФСР поручалось внести на рассмотрение и утверждение Верховным Советом РСФСР предложения по составу Чрезвычайной комиссии по продовольствию, а Верховному Совету РСФСР — утвердить Положение о Чрезвычайной комиссии по продовольствию.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. «О составе Чрезвычайной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР по продовольствию» [34] в соответствии с Постановлением второго внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР от 30 ноября 1990 г. «Об образовании Чрезвычайной комиссии второго внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР по продовольствию» [39] был утвержден персональный состав Чрезвычайной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР по продовольствию.
Данным постановлением Президиуму Верховного Совета РСФСР было поручено утвердить Положение о Чрезвычайной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР по продовольствию.
Кроме того, данным постановлением было признано необходимым ежемесячно заслушивать председателя Чрезвычайной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР по продовольствию на заседаниях Верховного Совета РСФСР. Президиуму Верховного Совета РСФСР предоставлялось право вносить при необходимости изменения в состав Чрезвычайной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР по продовольствию (что было сделано Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 15 марта 1991 г. «Об изменении в составе Чрезвычайной комиссии Съезда народных депутатов РСФСР по продовольствию» [37]. — М.Б.). |
| |
|
|