Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В СТРАНАХ ЕврАзЭС
(по материалам Научно-экспертного совета МПА ЕврАзЭС по гармонизации национального законодательства в области социальной политики
и реформирования социальной сферы)

Законодательство стран Сообщества в области социального страхования и социального обеспечения в основном отвечает требованиям соответствующих конвенций и рекомендаций Международной Организации Труда, а также положениям модельного закона "О государственном социальном страховании", принятого Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 6 декабря 1997 года. Законодательно определяются виды государственного социального страхования, права и обязанности страхователей, страховщиков и застрахованных лиц, организация финансирования систем социального страхования.
Управление социальным страхованием в странах осуществляется социальными фондами, которые в Кыргыстане, России, Таджикистане подчиняются правительству, в Беларуси - Министерству социальной защиты, в Казахстане - Министерству труда и социальной защиты населения.
При общих подходах к государственному страхованию принципы его организации в отдельных странах не совсем тождественны. Так, в Беларуси государственное страхование в социальной сфере предусматривает: участие работающих граждан и нанимателей в создании государственных страховых фондов; гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством; равенство прав граждан независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства на государственное социальное страхование; дифференциацию условий и размеров пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию; участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих страховые взносы, в управлении государственным социальным страхованием.
В Казахстане к принципам такого страхования отнесены: всеобщность соблюдения и исполнения законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании; гарантирование государством мер, используемых для обеспечения социальных выплат; обязательность участия в системе обязательного социального страхования; дифференциация размеров социальных выплат; гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих обязательное социальное страхование; гарантия получения социальных выплат при наступлении случаев риска по видам обязательного социального страхования; гарантии сохранности и целевого использования социальных отчислений.
В Кыргызской Республике делается акцент на всеобщий и обязательный характер социальной защиты застрахованных лиц; гарантированность достигнутого уровня их социальной защиты; дифференциацию уровня социальной защиты застрахованных лиц с учетом их трудового вклада, причин страхового случая и других факторов; собственную ответственность застрахованных лиц, их непосредственное участие в оформлении и финансировании социального страхования; участие общественных объединений в контроле за состоянием и в развитии системы государственного социального страхования; равноправие и правовую защиту субъектов государственного социального страхования.
В России к признакам системы отнесены: устойчивость финансовой основы обязательного социального страхования, эквивалентность страхового обеспечения и страховых взносов; всеобщий обязательный характер социального страхования, обеспечивающий реализацию социальных гарантий; государственная гарантия прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страхователя; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования; обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования; ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля; автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Законодательство Таджикистана предусматривает: всеобщий и обязательный характер государственного социального страхования и обеспечение социальной защиты застрахованных лиц; государственные гарантии достигнутого уровня их социальной защиты; дифференциацию уровня социальной защиты застрахованных лиц с учетом их трудового вклада, причин страхового случая и других факторов; ответственность страхователей и страховщиков за обеспечение прав застрахованных лиц; ответственность застрахованных лиц, предусматривающую их непосредственное участие в оформлении и финансировании социального страхования; равноправие и правовую защиту субъектов государственного социального страхования; участие представителей всех субъектов государственного социального страхования в управлении государственным социальным страхованием (государство, страховщик, объединения работодателей и работников в лице их представительных органов); доступность в обеспечении и реализации прав застрахованных лиц и организации контроля в системе государственного социального страхования; обособленность финансовых средств государственного социального страхования и осуществление выплат застрахованным лицам в зависимости от исполнения обязательств по социальному страхованию; ответственность государства за сохранность, размещение и использование средств государственного социального страхования.
Таким образом, наиболее близкими оказываются правовые основы системы социального страхования в России и Таджикистане.
В финансировании социального страхования и социального обеспечения в странах ЕврАзЭС также существуют определенные различия.
Максимальные взносы с работников установлены в Казахстане - 10 %. В Кыргызстане тариф страховых взносов определен в размере 8 % от фонда оплаты труда.
Тарифы страховых взносов в социальные фонды с работодателя в Беларуси составляют 36 %, в Кыргызстане - 21,5, в России - 35,6, в Таджикистане - 25 %, с работника - в Беларуси 1 %, в Казахстане - 10 %, в Кыргызстане - 7,5, Таджикистане - 1 %.
Для повышения собираемости страховых вносов в России и Казахстане эти тарифы заменены единым социальным налогом. В Казахстане социальный налог уплачивается работодателем в пенсионный фонд, введены социальные отчисления в виде обязательных платежей, уплачиваемых в Государственный фонд социального страхования. В Российской Федерации социальный налог выплачивается в размере 35,6 % от фонда оплаты труда, в том числе в Фонд социального страхования перечисляется налог в размере 4 % от фонда оплаты труда, в Фонд обязательного медицинского страхования - в размере 3,6 % от фонда оплаты труда, в Пенсионный фонд - 28 % от фонда оплаты.
В Беларуси предусмотрены, во-первых, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, предоставляемые лицам, на которых в соответствии с действующим законодательством распространяется государственное социальное страхование. По временной нетрудоспособности они выдаются в случаях: утраты трудоспособности из-за заболевания или травмы, необходимости ухода за больным членом семьи, ухода за ребенком в возрасте до 3 лет и ребенком инвалидом в возрасте до 18 лет (при болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком), санаторно-курортного лечения, протезирования с помещением в стационаре протезно-ортопедического предприятия, карантина. Пособие по беременности и родам предоставляются при беременности и родах, при усыновлении (удочерении) ребенка в возрасте до 3 месяцев или установлении над ним опеки. Пособия по временной нетрудоспособности назначается в размере 80 % среднедневного (среднемесячного) заработка за рабочие дни (часы), приходящиеся на первые 6 календарных дней нетрудоспособности, и в размере 100 % среднемесячного (среднечасового) заработка за последующие рабочие дни (часы) нетрудоспособности, по беременности и родам - в размере 100 % среднемесячного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы). Максимальный размер пособий за календарный месяц устанавливается в размере трехкратной величины средней заработной платы рабочих и служащих в Республике.
Во-вторых, выплачиваются пособия в связи с рождением ребенка. Они предоставляются в размере двукратного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (на дату рождения ребенка).
В-третьих, установлены пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях до 12-недельного срока беременности и регулярно посещающим их и выполняющим предписания врачей в течении всего срока беременности. Пособие выплачивается единовременно в размере 50 % пособия в связи с рождением ребенка.
В-четвертых, предусматриваются пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет. Они выплачиваются ежемесячно в размере 65 % бюджета прожиточного минимума.
В Казахстане обязательное социальное страхование предусматривается в случаях утраты трудоспособности, потери кормильца, потери работы.
Социальные выплаты при утрате трудоспособности назначаются участнику системы обязательного социального страхования, за которого производились социальные отчисления, независимо от того, прекращена или продолжается работа ко времени обращения за социальной помощью.
Право на назначение и получение социальных выплат в случае потери кормильца имеют его дети, в том числе усыновленные (удочеренные) братья, сестры, внуки, не достигшие восемнадцати лет и старше этого возраста, если они стали инвалидами по достижении восемнадцати лет, один из родителей или супруг, либо дед, бабушка, брат или сестра независимо от возраста и трудоспособности, если они заняты уходом за детьми умершего кормильца.
В Кыргызской Республике пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам предоставляются работающим, застрахованным, состоящим на персонифицированном учете и уплачивающим страховые взносы. Они выдаются при заболеваниях и травмах, связанных с утратой трудоспособности, при санаторно-курортном лечении, при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним, при карантине, при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием (туберкулезом или профессиональным заболеванием), при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия, по беременности и родам, в случае усыновления (удочерения) ребенка в возрасте до трех месяцев.
По временной нетрудоспособности за первые пять рабочих дней нетрудоспособности наниматель выплачивает пособие из фонда оплаты труда (дохода), с шестого рабочего дня нетрудоспособности - из средств социального страхования. Пособие по временной нетрудоспособности выдается в размерах от 75 до 100 % заработка (дохода), по беременности и родам - в размере 100 % заработка (дохода). Размер месячного пособия не может быть выше шести минимальных размеров оплаты труда, установленных на день нетрудоспособности.
Законодательством РФ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности могут получить застрахованные лица с момента заключения трудового договора с работодателем, лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, иные категории граждан при условии уплаты страховых взносов.
Пособие выдается в размерах от 60 до 100 % заработной платы в зависимости от непрерывного трудового стажа. Пособие по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания предоставляется в размере 100 % заработка. Ежемесячные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности, выдаются дополнительно к пособию по беременности и родам (в размере 300 рублей в месяц). Единовременное пособие при рождении ребенка получает один из родителей, либо лицо, заменяющее их, - в размере 4500 рублей. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им полутора лет установлено в размере 500 рублей.
В Таджикистане пособиями обеспечиваются физические лица, работающие по трудовому договору (контракту) на предприятиях, в учреждениях, организациях всех форм собственности и хозяйственной деятельности, у отдельных граждан, а также лица, являющиеся членами либо участниками предприятий.
Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 100 % заработка при трудовом увечье или профессиональном заболевании, независимо от стажа работы, и от 60 до 100 % заработка - в зависимости от стажа работы. Пособие по беременности и родам выплачивается в размере полного заработка. Единовременное пособие в связи с рождением ребенка выплачивается при рождении первого ребенка - в сумме трех минимальных размеров заработной платы, при рождении второго ребенка - двух минимальных размеров заработной платы, третьего и более - в сумме одного минимального размера заработной платы. Пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выдается ежемесячно в размере 100 % минимальной заработной платы.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия