Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ

К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ И ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКЕ В СТРАНАХ СНГ

В Межпарламентской Ассамблее государств - участников СНГ проводится большая работа по согласованию положений национальных законов, направленных на усиление борьбы с коррупцией и имеющих непосредственное отношение к улучшению социальной ситуации в каждом государстве.
Постоянной комиссией по обороне и безопасности МПА СНГ разработан и принят 1 октября 2003 года специальный модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике".
Закон определяет коррупцию как подкуп (получение или дачу взятки), любое незаконное использование лицом своего служебного статуса, сопряженное с получением выгоды (имущества, услуг или льгот и/или преимуществ, в том числе неимущественного характера) как для себя, так и для своих близких, вопреки законным интересам общества и государства, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу.
В качестве основных задач антикоррупционной политики объявляются:
- создание правового механизма, препятствующего подкупу лиц, имеющих публичный статус, и подкупу граждан при проведении референдума и выборов в органы государственной власти и местного самоуправления;
- обеспечение ответственности за коррупционные правонарушения во всех случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами;
- возмещение вреда, причиненного коррупционными правонарушениями;
- мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
- формирование антикоррупционного общественного сознания;
- содействие правовой реформе, направленной на снижение неопределенности правовых установлений и ограничение необоснованной свободы правоприменителей;
- содействие реализации прав граждан и организаций на доступ к информации о фактах коррупции и коррупциогенных факторах, а также на их свободное освещение в средствах массовой информации;
- создание стимулов к замещению государственных должностей, должностей государственной и муниципальной служб неподкупными лицами.
Антикоррупционная программа рассматривается как комплексная мера антикоррупционной политики, обеспечивающая согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, достижение наибольшей эффективности пресечения, ответственности и возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.
Антикоррупционные программы, принимаемые органом государственной власти или местного самоуправления, финансируются преимущественно из бюджета соответствующего уровня.
Внебюджетные источники финансирования антикоррупционной программы подлежат обязательному опубликованию в официальных средствах массовой информации.
Законодательно должны устанавливаться ограничения: на внеконкурсное и вневыборное замещение государственных и иных должностей; на максимальное число государственных должностей, численность государственных и муниципальных служащих; на совмещение государственных должностей и должностей государственной или муниципальной службы; на минимальные размеры оплаты труда лиц, замещающих государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы; на сроки и единоличный характер рассмотрения жалоб, заявлений, запросов и иных обращений физических и юридических лиц; на пребывание в должности лица с момента предъявления ему обвинения в совершении преступления; на неприкосновенность от уголовного преследования за любое из коррупционных преступлений, а также преступлений, связанных с коррупционными, а также запреты на предоставление льгот или иных преимуществ лицам, замещающим государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, совершившим коррупционные преступления; на участие лиц, замещающих государственные должности, а также должности государственной или муниципальной службы, в предпринимательской деятельности в любых формах и т. д.
В целях предупреждения коррупции в процессе формирования, принятия и реализации бюджетов всех уровней и в сфере кредитно-банковской деятельности устанавливаются ограничения на:
- внеконкурсное предоставление бюджетных кредитов, ссуд, субсидий и субвенций, в том числе внеконкурсное и закрытое предоставление государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям;
- единоличное рассмотрение вопросов, связанных с предоставлением бюджетных кредитов, ссуд, субсидий и субвенций;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов об утверждении бюджетов или внесении в них изменений без проведения антикоррупционной экспертизы проектов таких законов и иных нормативных правовых актов;
- размер субсидий, представляемых на приобретение за счет бюджетных средств жилых помещений и транспортных средств для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы;
- на максимальные размеры банковских операций с наличными денежными средствами, осуществляемых без установления источника происхождения таких средств;
- на максимальный размер использования полученной Центральным банком государства и его учреждениями прибыли для удовлетворения собственных нужд, в том числе для формирования фонда заработной платы, и т. д.
В целях предупреждения коррупции в сфере возмездного отчуждения имущества устанавливаются ограничения на:
- продажу или установление особого порядка и условий приватизации государственного и муниципального имущества без проведения антикоррупционной экспертизы проектов планов и программ его приватизации;
- направление средств, полученных в результате приватизации государственного и муниципального имущества, на увеличение числа государственных должностей и должностей государственной или муниципальной службы;
- участие в управлении принадлежащей государству или муниципальному образованию доли приватизированного имущества лиц, совмещающих такую деятельность с выполнением полномочий должности государственного или муниципального служащего, и т. д.
Законодательно устанавливаются запреты на единоличное рассмотрение вопросов, связанных с выдачей лицензий или регистрацией субъектов предпринимательской или иной законной деятельности, немотивированный отказ в выдаче лицензии или в регистрации субъекта предпринимательской или иной законной деятельности, введение любых ограничений, препятствующих свободному доступу средств массовой информации, заинтересованных граждан и организаций к сведениям об участниках и объектах сертификации, процедурах и правилах управления сертификацией продукции, введение обязательной сертификации продукции и услуг, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.
Международное сотрудничество в сфере антикоррупционной политики призвано обеспечить предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие коррупционных правонарушений, в том числе совершаемых служащими международных организаций при осуществлении международного сотрудничества, способствовать унификации антикоррупционных норм национальных законодательств и внедрению международных антикоррупционных стандартов. Оно предполагает: сравнительное толкование законодательных и иных нормативных правовых актов, ведение национального нормотворчества с учетом международных антикоррупционных стандартов и принципов, равно как ведение международного нормотворчества с учетом национальных антикоррупционных стандартов, в том числе проведение антикоррупционной экспертизы международных нормативных правовых актов; разработку стратегий и программ сотрудничества в сфере антикоррупционной политики; обмен специалистами и технологиями в сфере реализации антикоррупционной политики и опытом работы; создание и функционирование информационных систем, ориентированных на борьбу с коррупцией; помощь в подготовке и повышении квалификации кадров; обмен информацией о готовящихся или совершенных преступлениях и причастных к ним лицах; признание и обеспечение исполнения решений судов зарубежных государств по делам о соответствующих правонарушениях, в том числе о возмещении вреда, причиненного такими нарушениями.
Как отмечается в Пояснительной записке к проекту модельного закона, в целом законопроект предусматривает систематизацию национального антикоррупционного законодательства и его гармонизацию с нормами международного права, внесение изменений в действующие нормативно-правовые акты, а также принятие целого ряда новых законов, в том числе "О криминологической экспертизе", "О парламентском расследовании", "О лоббистской деятельности" в тех государствах - участниках СНГ, где такие законы не приняты.
Проект учитывает современные политические, правовые и экономические реалии, правовые акты и рекомендации мирового сообщества, в том числе содержащиеся в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г.), Палермской Конвенции ООН о борьбе против транснациональной организованной преступности (2000 г.), Конвенции по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при совершении международных деловых операций (принятой Организацией экономического сотрудничества и развития в 1997 г.).
При подготовке законопроекта учтены опыт разработки, обсуждения и принятия российским парламентом проектов законов о борьбе с коррупцией, опыт применения таких законов, принятых в Казахстане и Украине, практика организации борьбы с коррупцией в Молдове, Грузии и Узбекистане.
Подчеркивается, что приоритетным направлением антикоррупционной политики является предупреждение коррупции, требующее установления сфер правового регулирования, наиболее подверженных коррупции (исходя из российской и международной практики выделены 12 таких сфер), а также антикоррупционных стандартов гарантий, ограничений и запретов, обеспечивающих предупреждение или уменьшение воздействия коррупции в каждой из этих сфер. Коррупционные преступления делают необходимым закрепление исчерпывающего их перечня, который должен основываться на действующем уголовном законодательстве и одновременно учитывать принципиальные отличия разных коррупционных преступлений. Этот перечень был уточнен и содержит 26 составов преступлений (в форме подкупа - 9, иных коррупционных - 17).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия