Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Красавин К. К.
сотрудник Секретариата Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
кандидат экономических наук


О ГАРМОНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
И СИСТЕМЫ УСЛУГ В СФЕРЕ СТРАХОВАНИЯ
В СТРАНАХ ЕврАзЭС

В государствах Сообщества назрела потребность в интеграции страховых рынков с целью повышения эффективности работы и конкурентоспособности страховых компаний.
Рассматривая возможность подобной интеграции в ЕврАзЭС, следует отметить ряд препятствий на пути создания общего рынка страховых услуг. Их можно разделить прежде всего на нормативные (различия в законодательствах и статусе органов, осуществляющих страховой надзор) и экономические (различия в уровне развития страховых рынков).
Для иностранного участия наиболее свободный режим предоставляет Кыргызская Республика (ограничения существуют только по обязательным видам страхования), наименее свободный - Республика Беларусь. Сотрудничество белорусских и иностранных страховщиков осуществляется в основном по операциям сострахования, перестрахования и продажи сертификатов "Зеленая карта" владельцам транспортных средств, выезжающих за пределы страны, а также при выполнении функций аварийных комиссаров.
Трудности создают и некоторые различия в формах организации страховых компаний. Так, в соответствии со статьей 6 Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности и получившие в установленном законом порядке соответствующую лицензию. В Беларуси в соответствии с Законом "О страховании" страховщиками признаются государственные страховые организации, акционерные страховые общества, общества с ограниченной или дополнительной ответственностью. В Кыргызстане и Казахстане организационно-правовой формой всех страховых компаний является акционерное общество, в том числе закрытое. В Республике Таджикистан в соответствии с Гражданским Кодексом страховщиком может быть любая коммерческая организация. В Российской Федерации, Республике Беларусь и Республике Казахстан нерезиденты могут страховать свои имущественные интересы только у страховщиков-резидентов. В законах Кыргызской Республики и Республики Таджикистан это не оговаривается, что позволяет предполагать возможность страхования имущественных интересов нерезидентов и у страховщиков-нерезидентов.
Существуют определенные различия в законах, относящиеся к налогообложению страховых организаций, организаций социального и медицинского страхования, пенсионных фондов как одной из сфер деятельности страховых компаний. Существенно разнятся лимиты на включение страховых платежей предприятий в состав их затрат. В Кыргызской Республике такие лимиты вообще отсутствуют. В Республике Казахстан на них существуют ограничения и разрабатывается нормативный акт для определения размера лимитов по договорам накопительного страхования. В России их насчитывается более 30 видов, в каждом из остальных государств-членов ЕврАзЭС - не более 10.
Тем не менее в целом законы стран ЕврАзЭС, регулирующие сферу страховых услуг, имеют больше сходств, чем различий, что делает реальным сближение их национальных страховых систем и создание общего страхового рынка.
Пока доля страховых взносов в ВВП государств-членов ЕврАзЭС довольно низка. В развитых странах она находится на уровне 7-10 % от ВВП, в России составляет не многим более 3 %, в остальных государствах Сообщества - не превышает 1 %. Масштаб операций на их страховых рынках колеблется в пределах от 300-400 тыс. долл. в год в Республике Таджикистан до 6-7 млрд. долл. в год в Российской Федерации.
Структура страхового рынка (соотношение добровольного и обязательного страхования) довольно близка у России и Казахстана: обязательно страхование - 9-15 %, добровольное - 85-91 %. В Беларуси и Таджикистане на долю обязательного страхования приходится 50-60 %, добровольного - 40-50 %. В Кыргызской Республике доля обязательного страхования составляет всего около 1 %.
Республика Беларусь имеет самый высокий в Сообществе уровень государственного контроля за рынком страховых услуг. Он фактически монополизирован государственной страховой компанией "Белгосстрах". Кыргызская Республика отличается самой большой в ЕврАзЭС долей иностранного капитала в совокупном уставном фонде страховых компаний (более 80 %). В Российской Федерации страховой рынок наиболее развит, но характеризуется значительным различием рисков в ее регионах.
В этих условиях первым этапом на пути создания общего страхового рынка стало подписание в марте 2003 года соглашения о сотрудничестве в области страхования, которым определяются: общие принципы такого сотрудничества; направления гармонизации нормативно-правовой базы государств Сообщества, регулирующей деятельность страховых организаций с учетом интересов страхователей и иных заинтересованных лиц; меры по развитию их деловых контактов и взаимодействия; направления помощи страховым организациям в создании межгосударственных и национальных объединений страховщиков; меры по совместной разработке механизмов сострахования и перестрахования, а также по разработке форм и методов взаимодействия органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности; направления совершенствования лицензирования деятельности, осуществляемой страховыми организациями; задачи сотрудничества в целях создания единой информационно-статистической базы для органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности, обмена опытом в области создания и функционирования информационных систем, используемых в деятельности страховых организаций и объединений страховщиков; задачи сотрудничества в области обучения, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности.
Одной из первых конкретных задач стало формирование единого страхового поля в области страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств и обязательного медицинского страхования. Но и в данном случае обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств осложняется отсутствием в Кыргызской Республике и Республике Таджикистан соответствующего законодательства и разным уровнем страховых тарифов для резидентов из других стран Сообщества. Например, страховые тарифы при въезде в Российскую Федерацию в несколько раз превышают такие тарифы в Республике Беларусь. Система обязательного медицинского страхования в Республике Беларусь отсутствует (медицинское обслуживание бесплатное). По действующему в ЕврАзЭС Соглашению о взаимном предоставлении гражданам Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи (Москва, 24 ноября 1998 г.) бесплатная медицинская помощь может быть оказана лишь "при внезапных острых состояниях и заболеваниях, угрожающих жизни больного или здоровью окружающих, несчастных случаях, отравлениях, травмах, родах и неотложных состояниях в период беременности". В случаях, не попадающих под приведенный перечень, медицинская помощь оказывается на платной основе.
Для решения всех этих и подобных им проблем создан Совет руководителей органов страхового надзора и регулирования страховой деятельности при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС, первое заседания которого состоялось 31 октября 2003 года. На заседании были рассмотрены вопросы о регламенте и плане работы Совета, об информационном обмене и некоторые другие.
На очереди рассмотрение задач по согласованию политики членов ЕврАзЭС в области обязательного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств и обязательного медицинского страхования, а в перспективе - и по содействию в организации взаимного допуска на рынок страховых услуг страховых компаний из всех государств Сообщества.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия