Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Кострюкова О. Н.
заведующий кафедрой социально-культурного сервиса и туризма Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Стратегический потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона: проблемы и направления изучения
В статье рассматривается сущность и структура стратегического потенциала развития туристско-рекреационной сферы экономики региона. Дана авторская трактовка понятия, определены подходы к комплексной оценке
Ключевые слова: туристско-рекреационный потенциал, регион, стратегический потенциал развития
УДК 379.85.(075.8); ББК 65.433.я73

Обеспечение сбалансированного развития экономики регионов является стратегической задачей субъектов РФ. В условиях повышения самостоятельности регионов, становления системы стратегического управления их развитием все более актуальным становится рассмотрение объекта управления и его отдельных компонентов с позиции стратегического потенциала, во многом определяющего перспективные возможности развития региона при тех или иных внешних условиях. Исследование отдельных секторов экономики региона через призму совокупного потенциала и степени его использования соответствует стратегическому подходу или мышлению, однако требует серьезной аналитической и оценочной работы. Особенно актуальна эта проблема для тех секторов экономики региона, которые в настоящее время претендуют на роль «локомотивов» роста, в частности для туристско-рекреационной сферы, рассматриваемой в большинстве регионов РФ в качестве приоритетной с позиции долгосрочного развития.
В настоящее время в экономической литературе по региональной туристской проблематике сложился однотипный подход к пониманию сущности «туристско-рекреационного потенциала региона» как совокупности туристско-рекреационных ресурсов, определяющих возможности развития отдельных видов туризма на территории региона. Несмотря на значимость туристско-рекреационного потенциала для развития экономики региона, сегодня не существует единого теоретического подхода к его определению с позиции стратегического управления, в связи, с чем требуется методологическое обоснование формирования стратегического потенциала развития туристско-рекреационной сферы региона. Для раскрытия этого понятия рассмотрим его сущность, основываясь на следующей логической цепочке: потенциал — туристско-рекреационный потенциал региона — стратегический потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона.
В общем случае в экономической литературе понятие потенциал определяется как возможности общества, государства в определенной области, сфере деятельности [1]. В современном словаре иностранных слов термин «potential» трактуется как «способность, обладание достаточной силой для проявления каких-либо действий или деятельности; то, что существует в скрытом виде и может проявиться при определенных возможностях; как степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо»[2]. Как правило, в экономической сфере понятие потенциала чаще всего употребляется в связке с прилагательными «экономический», «социально-экономический». Так «экономический потенциал» определяется как совокупность экономических возможностей государства, которые могут быть использованы для обеспечения его потенциальных возможностей, выражения экономической мощи страны, достигнутого уровня производительных сил, а также возможностей их роста [3]. В экономической энциклопедии экономический потенциал определяется как «способности экономики страны, ее отраслей, предприятий, хозяйств осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, товары, услуги, удовлетворять запросы населения, общественные потребности, обеспечивать развитие производства и потребления. Экономический потенциал страны определяется ее природными ресурсами, средствами производства, трудовым и научным потенциалом, накопленным национальным богатством»[4].
Ряд авторов трактуют понятие экономического потенциала более широко. Так, рассматривая вопросы комплексного развития сложных социально-экономических систем, Рохчин В.Е., А.О. Полынев опираются на понятие социально-экономического потенциала, аргументируя свой подход тем, что исследование отдельных составляющих экономического потенциала неминуемо приведет к включению в рассмотрение социального аспекта, определяемого отношениями между людьми в процессе его создания, поддержания и использования.
Опираясь на имеющиеся в научной литературе мнения и подходы к пониманию сущности, содержания и состава совокупного социально-экономического потенциала региональной экономики, его роли и значения в практике регионального хозяйствования можно определить его как выраженную в количественном и качественном измерении совокупность локализованных на определенной территории всех видов ресурсов, которые реально используются в экономике или могут быть вовлечены в хозяйственный оборот в ближайшей или более отдаленной перспективе.
В основу исследования структуры совокупного социально-экономического потенциала может быть положен ресурсно-функциональный принцип, предполагающий выделение структурных элементов потенциала с точки зрения целевых функций, которые они выполняют в рамках туристско-рекреационной сферы региона.
Стратегический потенциал туристско-рекреационной сферы региона должен рассматриваться одновременно как с точки зрения имеющихся в наличии ресурсов, так и с точки зрения возможности их использования и способности обеспечить максимально возможный уровень производства туристского продукта и туристских услуг для решения стратегических задач. При этом стратегический потенциал отражает предельные возможности туристско-рекреационной сферы в достижении ее стратегических целей. Для того чтобы эти возможности были материализованы, необходимы соответствующие ресурсы, поэтому главной особенностью стратегического потенциала туристско-рекреационной сферы является отражение ее ресурсной концепции.
Понятие туристско-рекреационного потенциала тесно увязывается с конкретными целями, производством определенных видов туристского продукта, классифицированного по видам специфических туристско-рекреационных ресурсов, то есть по видам туризма, которые выводятся на внутренний и внешний рынки. Таким образом, в туризме стратегический потенциал — это категория, которая отражает взаимосвязь ресурсной и продуктовой концепции туристско-рекреационной сферы. Следует отметить, что мы выступаем сторонниками представителей школы стратегий, которая рассматривает процесс формирования стратегии, базирующейся на сочетании ресурсной и продуктовой концепции [5].
Решая задачу декомпозиции совокупного потенциала развития туристско-рекреационной сферы региона, необходимо принять во внимание существующие научные подходы к исследованию структуры социально-экономического потенциала территориальной системы, разработанные зарубежными учеными М. Портером, Т. Йеннером и др. Также необходимо учитывать отечественные разработки в рамках научных школ Санкт-Петербургского института проблем региональной экономики РАН, Леонтьевского центра, Карельского научного центра РАН, Совета по изучению производительных сил, а также Л.С. Шеховцевой, И.П. Даниловым, А.Н. Татаркиным и др. При исследовании данной проблемы основным методологическим приемом является декомпозиция совокупного социально-экономического потенциала на блоки составляющих частных потенциалов по ресурсному, функциональному, воспроизводственному критериям, а также по значимости потенциала для целей регионального развития.
Рассматривая сущность и структуру туристско-рекреационного потенциала региона, необходимо также отметить общеконцептуальную значимость специализированных работ по данной проблематике таких ученых, как Н.С. Мироненко, Р. Браймер, В.С. Боголюбов, С.А. Боголюбова, В.Г. Гуляев, И.В. Зорин, Н.И. Кабушкин, В.А. Квартальнов, В.М. Козырев, Е.В. Колотова, И.И. Пирожник и др. В России термин «туристско-рекреационный потенциал» был введен в оборот в 70-е гг. в работах ученых школы рекреационной географии и до настоящего времени остается дискуссионным. В табл.1 систематизировано понятие «туристско-рекреационный потенциал» в соответствии с некоторыми методологическими подходами.

Таблица 1
Методологические подходы к содержанию понятия «туристско-рекреационный потенциал региона»
Подход к определениюАвторыСодержание определения
1. Подход, отождествляющий понятияЛитвиненко Т.В.Совокупный потенциал туристских ресурсов региона.
2. Результативный подходКозырев В.М. [6]
Забаева М.Н.
Способность имеющихся туристско-рекреационных ресурсов региона приносить доходы различным экономическим субъектам в определенный период времени.
Результат рыночной оценки потенциальных доходов факторов производства в туризме, возможных к получению.
3. Ресурсный подходСкобкин С.С. [7, c.129]
Зорин И.В., Квартальнов В.А. [8]
Гуляев В.Г., Селиванов И.А. [9, c.228]
Буркацкая И.Л. [10, c.329]
Совокупность приуроченных к территории природных и рукотворных тел и явлений, а также условий, возможностей и средств, при-годных для формирования туристского продукта и осуществления соответствующих туров, экскурсий, программ.
Совокупность природных, культурно-исторических и социально-экономических условий и ресурсов территории, определяющих возможности развития различных видов отдыха и туризма, осуществления разнообразных туристско-рекреационных занятий.
Совокупность качественных и количественных характеристик природных, историко-культурных и других ресурсов территории, а также ее туристской инфраструктуры, влияющих на развитие туризма и рекреации.
Способность имеющихся на территории региона туристских ресурсов привлекать внимание туристов и обеспечивать максимально полное удовлетворение их потребностей во время путешествия.
4. Системный подходБоголюбов В.С. [11, c.81]
Севастьянова С.А. [12, c.102]
Синтезированный региональный потенциал (в качестве центрального — выступает потенциал управления), характеризующийся изменяющимися пространственно-временными границами, зависящими от потребностей в потенциалах, имеющий субъективную природу формирования, использования и развития.
Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом потенциалов региона, которые используются в туристской деятельности, а также новых, сформированных в процессе этой деятельности и использующих факторы производства региона.


Контент-анализ содержания и структуры туристско-рекреационного потенциала региона в рамках отмеченных подходов, позволяет сделать вывод о приоритетном значении специфических (природных, культурно-исторических и социально-экономических) ресурсов региона для реализации туристского потенциала, а также о высокой эластичности влияния изменения ресурсов на результаты туристской деятельности. Отметим, что в теоретическом контексте туристские ресурсы региона следует рассматривать, учитывая их пространственную, временную и отраслевую специфичность, а именно: туристские ресурсы локализованы территориально и уникальны по количественным и качественным параметрам; существенно различаются по динамическим показателям объема и структуры ресурсов в отдельных регионах РФ, а также внутри региона и обладают функциональностью для ограниченных видов деятельности.
Соединение ресурсов и результаты их использования на региональном уровне определяются предпринимательской активностью и качеством институциональной среды (отсутствием/наличием правил, процедур, институциональных форм для реализации предпринимательской активности), уровнем технологического развития и прочими динамическими компонентами.
Как правило, в специализированной литературе туристско-рекреационные ресурсы классифицируются по следующим критериям: по составу (по образующим факторам и элементам, их функциональной пригодности); по оценочным параметрам качества туристских ресурсов (пригодность, комфортность, эстетическая привлекательность, значимость); по прочим характеристикам, не связанным с оценочными показателями.
Обобщая существующие подходы к классификации туристско-рекреационных ресурсов и, учитывая их специфичность, прежде всего предметную, можно выделить следующую структуру ресурсов, используемых в туристской деятельности:
– природные ресурсы, включающие лечебные и курортные объекты и территории, ресурсы экологического туризма, а также рыболовного, охотничьего и других видов активного туризма;
– культурно-исторические ресурсы, включающие ресурсы паломнического, познавательного и экскурсионного туризма, имеющие как материальную, так и нематериальную форму (обряды, традиции, нравы);
– социально-экономические ресурсы, включающие инвестиционные, образовательные, квалифицированные трудовые, а также производственные ресурсы, представленные широким спектром предприятий и организаций, прямо или косвенно занятых в производстве туристских услуг и формировании туристского предложения региона.
Выделенные структурные элементы туристско-рекреационных ресурсов обусловлены специфичностью туристско-рекреационной сферы, ее высокой зависимостью от природных, культурно-исторических ресурсов, которые составляют вневременной компонент. Наличие природных и культурно-исторических ресурсов создает устойчивый базовый туристско-рекреационный потенциал региона, в то время как вариативный, динамический — связан с социально-экономическими ресурсами территорий. Данная группа ресурсов отражает процесс вовлечения в региональные воспроизводственные процессы и их преобразование в конкурентные преимущества.
Таким образом, потенциал развития туристско-рекреационной сферы региона может быть представлен следующими частными видами потенциала и ресурсными возможностями, которые могут быть вовлечены хозяйствующими субъектами в экономическую деятельность в собственных интересах и интересах региона в целом:
– природно-рекреационным потенциалом, включающим преимущества и выгоды экономико-географического положения, а также различные виды природных ресурсов, используемых в туристско-рекреационных целях, а также возможности и условия их хозяйственного использования;
– культурно-историческим потенциалом, включающим различные виды материальных и нематериальных ресурсов, а также возможности и условия их хозяйственного использования;
– производственным потенциалом, включающим наличие соответствующих мощностей и возможностей по производству конкретных видов туристских услуг, располагаемые основные производственные фонды, их состояние и эффективность их использования (фондоотдача), возможности кооперирования, комбинирования и концентрации туристского производства;
– трудовым потенциалом, включающим в себя уровень обеспеченности туристско-рекреационной сферы региональной экономики трудовыми ресурсами, высококвалифицированными кадрами, их количество и качественный состав, возможности увеличения трудового потенциала за счет естественного прироста населения и миграционных процессов (параметров расширенного воспроизводства кадрового потенциала);
– инвестиционным, финансовым и экономическим потенциалом, включающим в себя финансовые ресурсы и потоки, а именно: средства регионального и муниципальных бюджетов, относящиеся к туристско-рекреационной сфере; средства предприятий и организаций, занятых туристской деятельностью на территории региона; средства населения, занятого в туристской деятельности;
– научно-образовательным потенциалом, включающим в себя образовательные учреждения (особенно средние профессиональные и высшие учебные заведения, расположенные в пределах региона), занятые в подготовке туристских кадров, количество инновационных разработок и продуктов;
– общерегиональным инфраструктурным потенциалом, включающим системы жизнеобеспечения (предприятия и инфраструктура ЖКХ и городского хозяйства); объекты и элементы транспортной инфраструктуры (автомобильные, железные дороги, транспортные терминалы, станции техобслуживания и др.); объекты общей производственной инфраструктуры (энергетические объекты, объекты водообеспечения и водоотведения и др.).
Выделенные компоненты потенциала развития туристско-рекреационной сферы региона не исчерпывают полностью ее содержание. Однако, по нашему мнению, с учетом возможностей информационной базы именно эти компоненты в совокупности в наиболее полной форме характеризуют территориальную дифференциацию конкурентных преимуществ туристско-рекреационного сектора, имеющегося в отдельных субъектах РФ. Использование различных видов потенциала в туристско-рекреационной сфере необходимо рассматривать с точки зрения сочетания управленческих полномочий регионального и местных органов управления, их прав ведения хозяйственной деятельности, что позволяет на уровне субъекта управления эффективно использовать региональный туристско-рекреационный потенциал и способствовать его развитию и приращению.
Рассматривая туристско-рекреационный потенциал региона с позиции стратегического менеджмента, отметим, что, в общем случае, стратегический потенциал объекта управления складывается:
во-первых, из производственного потенциала, понимаемого как сочетание ресурсов и компетенций, создающего условия для использования внешних благоприятных возможностей;
во-вторых, из рыночного потенциала, представляющего собой главным образом потенциал спроса [13, c.86], который не удовлетворяется рыночным предложением.
Рыночные шансы могут проявиться как результат анализа вероятных действий конкурентов, а также как результат анализа возможностей потребителей. Преобразование стратегического потенциала в стратегические факторы успеха является главной предпосылкой успеха в отдаленной перспективе и основой формирования стратегии. Необходимо также отметить ограниченный характер влияния субъекта стратегического развития на рыночный потенциал. При этом рыночный потенциал невозможно рассматривать в отрыве от производственно-ресурсного потенциала. Проблема состоим в том, чтобы выявить рыночный потенциал с помощью своего рода стратегических средств «раннего обнаружения», возможности же его использования зависят от компетенций и ресурсов субъекта экономических отношений.
В связи с этим, можно сделать вывод о том, что развитие совокупного социально-экономического потенциала исследуемого объекта невозможно без ориентации на складывающуюся в определенный момент времени рыночную ситуацию.
Возможности эффективного использования стратегического потенциала обусловлены характером воздействия и сочетания различного рода внешних и внутренних факторов. Выделение основных элементов внешней среды с целью определения рыночного потенциала туристско-рекреационной сферы региона может базироваться на двух основных принципах:
– отраслевой принцип, предполагающий выделение элементов и факторов внешней среды, оказывающих специфическое влияние на определенную подсистему и элементы внутренней среды туристско-рекреационной сферы;
– принцип характера влияния, предполагающий выделение элементов и факторов внешней среды с точки зрения характера их влияния (прямого или опосредованного) на туристско-рекреационную сферу, а также уровня, к которому они относятся (международный, национальный, региональный). В этом случае выделяемые элементы и факторы внешней среды туристско-рекреационной сферы можно разделить на факторы внешней микросреды (т.е. те факторы, которые, так или иначе, поддаются влиянию со стороны туристско-рекреационной сферы) и внешней макросреды.
Обобщая все вышесказанное, под стратегическим потенциалом развития туристско-рекреационной сферы региона будем понимать обобщающую количественно-качественную характеристику наличия и возможностей использования всех локализованных в регионе специфических природных, культурно-исторических и социально-экономических ресурсов, которые реально используются или могут быть вовлечены в туристско-рекреационную деятельность, для достижения стратегических целей в конкретный период времени.
Учитывая конкурентный характер современной экономики при анализе стратегического потенциала туристско-рекреационной сферы региона необходимо его рассматривать как конкурентный социально-экономический потенциал. Конкурентный потенциал не включает не занятое в экономике, находящееся в трудоспособном возрасте, не используемые в туристско-рекреационной деятельности основные фонды, земельные, водные, лесные ресурсы и т.д. В связи с этим конкурентный потенциал определяется как совокупность компонентов его социально-экономического потенциала, которые могут быть реально использованы в процессе туристско-рекреационной деятельности.
Рассматривая существующие подходы к оценке стратегического туристско-рекреационного потенциала региона, включающие качественную и количественную оценку, заметим, что наиболее часто используется с этой целью популярный метод SWOT-aнaлизa, позволяющий качественно оценить сильные и слабые стороны внутренней среды, угрозы и возможности внешней среды, без привлечения дополнительных ресурсов и поиска необходимой аналитической информации. Такая оценка стратегического и рыночного потенциала туристско-рекреационной сферы региона осуществляется с точки зрения разработки стратегии развития по противодействию неблагоприятным факторам внешней среды, однако при этом упускаются из вида определенные «скрытые» возможности и факторы. Поэтому использование методов SWOT-aнaлизa при оценке стратегического потенциала развития туристско-рекреационной сферы региона является целесообразным с точки зрения выработки рекомендаций по повышению эффективности использования «внутреннего» потенциала, противодействию внешним неблагоприятным факторам и адаптации к благоприятным факторам внешней среды. Однако этого не достаточно с точки зрения полноты, учета особенностей структурных элементов и динамики его количественных значений.
На практике получили широкое распространение методики комплексной оценки туристско-рекреационного потенциала, базирующиеся на оценке потенциальной емкости и пропускной способности туристско-рекреационных объектов, экспертной оценке качества этих объектов и количественных результирующих показателей, оценивающих фактическое количество туристов, воспользовавшихся туристскими услугами.
Как нам представляется, система оценки основных элементов стратегического туристско-рекреационного потенциала региона, должна включать оценку:
– базового (естественного) туристско-рекреационного потенциала, обусловленного заданными изначально факторами, обеспечивающими ресурсные конкурентные преимущества (экономико-географическим положением, природным потенциалом, культурно-историческим потенциалом);
– динамического социально-экономического потенциала, искусственно формируемого в процессе экономического развития и обеспечивающего вторичные (технологические, финансовые, инновационные) конкурентные преимущества. Эти конкурентные преимущества появляются как результат экономического развития и реализации принятой стратегии.
Для оценки выделенных элементов потенциала должна быть сформирована система частных оценочных показателей. Их выбор должен основываться на принципах комплексности и системности оценки, обеспечения максимальной репрезентативности показателей, учете фактора сравнительной достоверности исходных данных и др. Также необходим обоснованный выбор метода оценки, базирующийся на анализе существующих методов и возможностей их применения с учетом специфики объекта исследования, а также разработка комплексной методики проведения оценки, сравнения и обобщения данных. Результатом проведения указанного комплекса работ должна стать достаточно четкая идентификация и выделение основных групп регионов, различающихся по наличию и степени использования стратегического потенциала развития туристско-рекреационной сферы.


Литература
1. Большая советская энциклопедия. Т. 20 / Под ред. А.М. Прохорова. — М.: Советская энциклопедия, 1975.
2. Современный словарь иностранных слов / Под ред. Л.Н. Комарова. — М.: Русский язык, 2000.
3. Румянцев A.M., Яковенко Е.Г., Янаев СИ. Инструментарий экономической науки и практики. — М.: «Знание», 1985.
4. Экономическая энциклопедия. — М.: Экономика, 1999.
5. Экономическая стратегия фирмы. Учеб. пособие. / Под ред. А.П. Градова. 4-е изд. испр. и дополненное. СПб., 2003.
6. Козырев В.М. Туристская рента. — М.: Финансы и статистика, 2003.
7. Приоритеты и перспективы научных исследований международного туризма в ХХI веке. Труды Международной туристской академии. Вып. 5. — М., 2010.
8. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. — М.: «Финансы и статистика», 2001.
9. Гуляев В.Г., Селиванов И.А. Туризм: экономика, управление, устойчивое развитие: учебник /Российская международная академия туризма. — М.: Советский спорт, 2008.
10. Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования: Труды V Междунар. науч.-практ. конф. МГУ им. М.В. Ломоносова. Геогр. фак-т, Москва, 28-29 апреля 2010. — СПб.: Д.А.Р.К., 2010.
11. Боголюбов В.С., Севастьянова С.А. Факторы и условия устойчивого развития системы туризма: региональный аспект. — СПб.: Изд-во «Инфо-да», 2005.
12. Севастьянова С.А. Методологические основы развития и системного управления туризмом в регионе. — СПб.: СПбГИЭУ, 2005.
13. Йеннер Т. Создание и реализация потенциала успеха как ключевая задача стратегического менеджмента // Проблемы теории и практики управления. — 1999. — №2.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия