Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ситдиков С. А.
Глава Администрации Невского района Санкт-Петербурга,
заведующий кафедрой управления жилищным комплексом Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики,
доктор экономических наук


Развитие системы размещения заказов на выполнение работ по капитальному ремонту жилищного фонда
В статье проведен критический анализ существующей системы государственных закупок подрядных работ в Российской Федерации и обоснованы направления развития данной системы применительно к капитальному ремонту с учетом опыта Фонда содействия реформированию ЖКХ
Ключевые слова: размещение заказов, государственные закупки, капитальный ремонт, Фонд содействия реформированию ЖКХ
УДК 332.81; ББК 65.05

Государственные закупки подрядных работ на строительство, модернизацию и капитальный ремонт жилищного фонда выполняются с использованием конкурентной процедуры, получившей наименование «конкурентные торги» [7,9,10]. Сущность конкурентных торгов применительно к подрядным работам заключается в обеспечении высокой эффективности инвестиционно-строительных проектов за счет создания и поддержания конкуренции на рынках ремонтно-строительных работ, услуг и товаров. Торги широко используются в системе государственного заказа Российской Федерации. Так, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещение государственного заказа может осуществляться:
1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
При этом основной является процедура торгов [9].
Действующее законодательство и, в частности, упомянутый Федеральный закон № 94-ФЗ, ориентировано на совершенствование системы размещения государственного заказа, которое осуществляется главным образом в двух направлениях:
— снижение уровня коррумпированности процессов государственных закупок;
— унификация процедур и документации государственных закупок.
По мнению начальника Управления по контролю за размещением госзаказа Федеральной антимонопольной службы РФ М.Л. Евраева [2], система, прописанная Федеральным законом № 94-ФЗ, обеспечивает три главных фактора экономии государственных средств:
1) замена предварительной квалификации на экономические гарантии обеспечения обязательств со стороны поставщиков, что сделало обязательным допуск к государственному заказу компаний вне зависимости от субъективных предпочтений сотрудников госзаказчика и обеспечило саму возможность предпринимателям участвовать в госзаказе;
2) твердая цена контрактов;
3) введение аукционов.
Отсутствие предварительной квалификации при проведении конкурсов, по мнению законодателя, компенсируется косвенными гарантиями, такими, как:
— механизм обеспечения (гарантия) исполнения контракта;
— страхование ответственности;
— отказ от авансирования подрядчика.
При всей важности решения проблем, связанных с коррупцией, мы считаем, что принимаемые в связи с этим меры, зафиксированные в Федеральном законе № 94-ФЗ, снижают эффективность конкурсных торгов, а значит и эффективность использования бюджетных средств. Это относится, прежде всего, к упразднению предварительного квалификационного отбора поставщиков, двухэтапных конкурсов и неоправданного расширения (прежде всего за счет подрядных работ) сферы использования аукционов, проводимых в электронной форме, с включением в эту сферу ремонтно-строительных работ, в том числе и повышенной сложности. Указанные меры следует считать приемлемыми при закупках товаров, но не применимыми при закупках подрядных работ.
Российский и международный опыт показывает, что при реализации сложных инвестиционно-строительных проектов, в том числе и в жилищной сфере, предварительная квалификация является важнейшим фактором повышения эффективности конкурсных торгов [1,4,5,7,10]. В результате предквалификационного отбора выбираются только поставщики, имеющие квалификацию и ресурсы, позволяющие выполнить работы. Изъятие предварительной квалификации из процедуры проведения торгов, прописанной в законодательстве о государственных закупках, по нашему мнению, не позволяет обеспечить эффективного выбора подрядчика.
Закон № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» сейчас подвергается обоснованной критике как раз и, прежде всего, за то, что в нем недостаточное внимание уделено специфике сложных работ (к которым относятся и подрядные работы) как особого предмета закупок.
Предлагаемые поправки в закон включают возвращение к процедуре предварительного отбора, более широкое использование процедуры открытого конкурса при закупках подрядных и иных сложных работ, а также совершенствование процедур электронных аукционов как основного метода государственных закупок [6,8].
Мы считаем, что для закупок подрядных работ целесообразно использовать все формы торгов (способов размещения заказов) — от конкурса до аукциона в электронной форме, при этом строительные проекты должны ранжироваться по степени сложности. В табл. 1. показаны способы размещения заказов в привязке к характеристикам объектов (степени сложности) и формам воспроизводства жилищного фонда.

Таблица 1
Способы размещения заказов на выполнение проектов в жилищной сфере, финансирующихся за счет государственных средств
№ п/пФорма воспроизводстваХарактеристика объекта Способ размещения заказа
1Новое строительствоВысокотехнологичный, нестандартный или уникальный объектВысокая степень сложностиОткрытый конкурс
Стандартный объектСредняя степень сложностиАукцион
Открытый конкурс
Простые и повторяющиеся строительные работыНизкая степень сложностиАукцион или аукцион в электронной форме
2РеконструкцияВысокотехнологичный, нестандартный или уникальный объектВысокая степень сложностиОткрытый конкурс или аукцион
Стандартный объектСредняя и низкая степень сложностиАукцион
3МодернизацияЛюбой объектСредняя и низкая степень сложностиАукцион или аукцион в электронной форме
4Капитальный ремонтОбъект, находящийся под охраной государстваВысокая и средняя степень сложностиОткрытый конкурс
Прочие объектыСредняя и низкая степень сложностиАукцион или аукцион в электронной форме

Как отмечалось выше, сейчас основным способом размещения заказов для государственных нужд являются аукционы, проводимые в электронной форме. Специфика этого способа размещения заказов заключается в том, что успех их проведения, а значит, повышение эффективности государственных закупок и достижение экономии государственных средств в значительной степени зависит от безупречности характеристик и качества функционирования электронных площадок. Кроме того, механизм государственных закупок с применением процедур электронных аукционов должен предусматривать отбраковку заведомо неприемлемых участников и наличие инструментов борьбы с демпингом.
Нам представляется перспективным механизм размещения государственных заказов на подрядные работы в сфере воспроизводства жилищного фонда, который разрабатывается для организации закупок по программе капитального ремонта многоквартирных жилых зданий, финансирующейся Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства [3]. Как известно, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства является некоммерческой организацией, созданной в форме государственной корпорации. Статус Фонда определяется Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Одной из программ, осуществляющихся в субъектах Федерации за счет средств Фонда, является программа проведения капитального ремонта многоквартирных жилых домов. Заказчиками ремонтных работ по этой программе являются ТСЖ и управляющие компании, они же являются соинвесторами проектов капитального ремонта (Фонд оплачивает 95%, а заказчики 5% полной стоимости ремонтных работ). Фонд содействия реформированию ЖКХ установил, что конкурентные закупки работ по данной программе должны проводиться методом открытого аукциона в электронной форме [3].
Такой метод проведения торгов, как открытый аукцион в электронной форме, может быть эффективным применительно к закупкам ремонтно-строительных работ при соблюдении следующих условий:
— наличие полноценного и безотказно работающего информационного механизма обеспечения торгов;
— обязательная аккредитация участников, (играющая роль своеобразной предварительной квалификации — это не предусмотрено текущей версией Федерального закона № 94-ФЗ, но может быть введено при его совершенствовании);
— организация консультирования участников по всем вопросам проведения торгов (в том числе на возмездной основе);
— широкое внедрение принципов и методов государственно-частного партнерства в ходе организации и проведения торгов — то есть привлечение к обеспечению торгов опыта и ресурсов частных компаний.
Административная управленческая структура, создаваемая для обеспечения реализации размещения подрядов на капитальный ремонт многоквартирных зданий методом открытых аукционов в электронной форме при софинансировании Фондом содействия реформированию ЖКХ, предусматривает следующих участников.
На федеральном уровне: государственная корпорация Фонд содействия реформированию ЖКХ (основание — ФЗ № 185 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»).
На уровне субъекта Российской Федерации:
— оператор торговой площадки (основание ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»);
— региональный центр — уполномоченная организация (основание ФЗ № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»);
— заказчики (основание ГК РФ, Часть 2);
— подрядчики (основание ГК РФ, Часть 2);
— консультанты по закупкам.
Характеристика участников представлена в табл.2.
Для обеспечения процедур проведения открытых аукционов в электронной форме Фондом должна быть создана информационная система обеспечения торгов, которая в схематичном виде показана на рис. 1.
Рис.1. Место и содержание информационной системы Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Таблица 2
Характеристика основных участников размещения подрядов на капитальный ремонт многоквартирных зданий методом электронных аукционов
№ п/пНазваниеХарактеристика
1ФондГосударственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, действующий на основании Федерального закона, осуществляющий координацию всех участников процесса размещения подрядов и заключивший соглашения с Операторами и субъектами Российской Федерации.
2Оператор торговой площадкиЮридическое лицо, которое, в соответствии с частями 31, 32 статьи 65 Федерального закона от 21.07.2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», отобрано, либо определено федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, для проведения открытых аукционов в электронной форме на право заключения государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд и действует на основании соглашения, заключенного с государственной корпорацией — Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
3Региональный центрЮридическое лицо, уполномоченное субъектом Российской Федерации на осуществление деятельности по координации процесса размещения подрядов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации на основании договора с субъектом Российской Федерации
4ЗаказчикТоварищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, либо выбранная собственниками помещений в многоквартирных домах управляющая организация
5Консультант по закупкамЮридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, аккредитованный Региональным центром в соответствии с порядком аккредитации консультантов по закупкам, утвержденным соответствующим субъектом Российской Федерации, заключивший с Заказчиком договор на оказание услуг при размещении подрядов
6Подрядчик (подрядная организация)Юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, аккредитованное Региональным центром в соответствии с порядком аккредитации подрядных организаций, утвержденным соответствующим субъектом Российской Федерации, претендующее на заключение с Заказчиком договора подряда

Описанный механизм предусматривает наличие консультанта по закупкам, который должен на возмездной основе оказывать помощь управляющим компаниям и ТСЖ при размещении ими заказов на ремонтно-строительные работы при капитальном ремонте жилищного фонда.
Требования к основным участникам процедуры закупок низового звена следующие:
Консультант по закупкам:
— консультант по закупкам должен быть аккредитован региональным центром в соответствующем субъекте Российской Федерации в соответствии с порядком аккредитации консультантов по закупкам;
— для участия в торгах консультант по закупкам должен быть зарегистрирован по меньшей мере одним оператором;
— консультант по закупкам заключает с заказчиками договоры на оказание услуг по размещению подрядов;
— специалист консультанта по закупкам осуществляет консультирование заказчиков по вопросам размещения подрядов;
— специалист консультанта по закупкам обеспечивает заключение договоров подряда между заказчиками и подрядчиками.
Заказчик (управляющая компания, ТСЖ):
— для размещения подрядов самостоятельно выбирает консультанта по закупкам и оператора;
— заключает с консультантом по закупкам договор на оказание услуг при размещении подрядов;
— заключает договор подряда с подрядчиком — победителем аукциона на условиях, указанных в извещении.
Подрядчик:
— должен быть аккредитован региональным центром на территории соответствующего субъекта Российской Федерации с установлением ему соответствующего лимита, в соответствии с порядком аккредитации подрядных организаций, утвержденным данным субъектом Российской Федерации;
— должен быть зарегистрирован по меньшей мере одним оператором для участия в торгах в соответствии с документами оператора;
— принимает участие в аукционе посредством ввода заявок с ценовыми предложениями договора подряда с использованием торговой системы оператора;
— в случае победы в аукционе обязан заключить договор подряда на условиях, указанных в извещении.
Общая схема механизма размещения заказов на выполнение проектов в жилищной сфере, финансируемых из средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, показана на рис. 2.
Рис.2. Механизм размещения заказов на выполнение проектов в жилищной сфере, финансируемых из средств фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Как видно из схемы, участники системы размещения подрядов связаны между Как
Как видно из схемы, участники системы размещения подрядов связаны между собой договорными отношениями, при этом заказчик работ по капитальному ремонту, которым, как показано выше, является ТСЖ или управляющая компания, заключает два договора с аккредитованными исполнителями:
— договор подряда с исполнителем работ, победившим на аукционе (подрядчиком);
— договор оказания возмездных услуг с консультантом по закупкам.
Указанный механизм предоставляет организационно-экономическую базу для достижения экономии средств Фонда и заказчика, а также обеспечения эффективного участия в программах даже неопытных заказчиков, к каковым можно отнести подавляющее большинство существующих ТСЖ.
Эффективность указанного механизма закупок должна оцениваться по следующим показателям:
— единовременный экономический эффект — экономия, полученная от снижения цены (по сравнению с расчетной, определенной специалистами и экспертами с учетом статистических и прогнозируемых индексов цен, а также с учетом средней рыночной цены в городе) в процессе проведения торгов;
— долгосрочный экономический эффект — экономия средств, полученная от сокращения расходов на последующую эксплуатацию дома, включая экономию от сокращения потребления ресурсов (воды, тепла, электроэнергии);
— количество жилых домов, отремонтированных за счет средств Фонда с применением описанного механизма проведения торгов.


Литература
1. Асаул А.Н. Экономика строительства / Под ред. Ю.Н. Казанского, Ю.П. Панибратова. — М.: АСВ, 2004.
2. Евраев М.Л. Реформа госзаказа — сегодня и ближайшее завтра // Госзаказ. — 2008. — № 11.
3. Официальный сайт государственной корпорации «Фонд содействия реформированию ЖКХ». Электронный ресурс: http://www.fondgkh.ru/tres/index.html.
4. Официальный сайт Международной федерации инженеров-консультантов. Электронный ресурс: http://www.fidic.org.
5. Принципы и правила закупок товаров и услуг. Издание Европейского банка реконструкции и развития. Испр. и доп. — Брюссель, 2000.
6. Регионы критикуют 94-ФЗ. СРО-Портал: Новости СРО 12 февраля 2011. Электронный ресурс: http://sro-portal.ru/regiony-kritikuyut-94-fz.
7. Смирнов Е.Б. Воспроизводство жилищного фонда крупного города в условиях формирования экономических отношений рыночного типа / СПбГИЭА. — СПб., 1997.
8. Тезисы выступления Министра регионального развития Российской Федерации В.Ф. Басаргина на заседании Совета по жилищному строительству при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу «Задачи антикризисной политики государства в строительном секторе экономики России» 30 марта 2009. Электронный ресурс. http://www.regional-forum.ru/news/detail.php?ID=190.
9. Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 № 94-ФЗ. Информационно-справочная система «Гарант».
10. Хохлов О.Б. Экономическое обоснование проектов и программы реновации жилищного фонда // Строительный комплекс: экономика, управление, инвестиции: Межвуз. сб. науч. тр. Вып. 6. / Редкол. В.В. Бузырев, И.П. Нужина, В.М. Аксенов (отв. редакторы) и др. — СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия