| | Проблемы современной экономики, N 3 (39), 2011 | | ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ | | Ильин А. Е. соискатель кафедры маркетинга и коммерции Владивостокского
государственного университета экономики и сервиса
| |
| | В статье дается анализ туристских потоков из Приморского края в страны Юго-Восточной Азии. Для анализа использованы данные анкетных опросов потребителей, совершивших поездки в эти страны. В анкетных опросах исследовался полный цикл туристских путешествий, начиная от выбора тура и заканчивая воспоминаниями о туристском путешествии, как положительными, так и отрицательными | Ключевые слова: страны Юго-Восточной Азии, анкетный опрос, предпочтения потребителей, туристские потоки, структурный анализ | УДК 338.482; ББК 65.80-59я7 | Отечественный туристический бизнес последовательно интегрируется в соответствующий сектор глобального мирового хозяйства. Глобализация существенно повышает требования к конкурентоспособности всех видов деятельности, связанных с туризмом, и актуализирует проблему повышения эффективности использования рыночных инструментов. В расширяющемся хозяйственном пространстве конкурентоспособность туристических услуг может быть обеспечена только на основе получения синергетического эффекта от использования всей совокупности имеющихся в наличии современных рыночных инструментов.
Мировой опыт формирования эффективных туристско-рекреационных систем основывается на исследовании поведения потребителей туристических услуг. В процессе исследований выявляются мотивации потребителей и тенденции спроса на туристические услуги. Кроме того, выявляется и исследуется структура потребителей. Однако, как правило, выводы строятся на основании наблюдений за туристами и носят неформализованный характер. Выявленная структура потребностей в различных регионах может существенно отличаться. Возможности туристско-рекреационного комплекса различных регионов еще более разнообразны, поскольку они опираются на имеющийся туристический потенциал региона.
Нельзя не согласиться с тем, что выездной туризм, и особенно выездной туризм в другие страны (международный туризм), не приносит заметных прямых экономических выгод для региона, из которого выезжают туристы. Мы заинтересованы в развитии внутреннего туризма, но, чтобы добиться успехов в этом направлении, необходимо научиться работать в условиях жесткой конкуренции на международном туристическом рынке. И здесь без изучения зарубежного туристского рынка не обойтись. Для Приморского края наибольший интерес представляют страны Юго-Восточной Азии, которые сегодня имеют наилучшие показатели экономического роста. Страны АТР достигли высоких показателей по количеству туристских прибытий в регион. Так, число туристов, прибывших в Юго-Восточную Азию, превзошло на 12% показатели 2009 года и превысило 72 млн. Поток туристов во Вьетнам вырос на 35%, в Сингапур — на 20%, на Филиппины — на 17%, в Таиланд — на 12%.
Однако официальная статистика дает только общие цифры, не раскрывая ни структуру потребителей, ни структуру туристического продукта. Поэтому для исследования цикла туристических путешествий по видам туризма и странам так важно производить собственные исследования.
С целью исследования поведения потребителей туристических продуктов, реализуемых на территории Приморского края, на Кафедре маркетинга и коммерции Владивостокского государственного университета экономики и сервиса уже более восьми лет производятся массовые опросы потребителей. Ежегодно по различным анкетам опрашивается более двух тысяч респондентов [2–3].
По результатам опроса жителей края были рассчитаны индексы предпочтений при выборе популярных туров в страны Юго-Восточной Азии (рис. 1). | | | Рис. 1. Индексы предпочтений популярных туров в страны Юго-Восточной Азии у туристов из Приморского края | До последних событий 11 марта в Японии жители края среди представленных туров отдавали свои предпочтения турпоездкам в г. Токио.
В Приморском крае уровень конкуренции среди туристических предприятий ощущается особенно остро, поскольку на территории края очень велика плотность туристических компаний. Количество туристических предприятий в различных источниках оценивается по-разному. Наиболее полный список турфирм включает 271 предприятие [1]. Фирмы в основном расположены в г. Владивостоке — 86%. Бурный рост количества туристических фирм в Приморском крае обеспечил массовый туризм в приграничный Китай (в основном шоп-туры). На этот вид туризма приходится до 50% всех поездок российских туристов в Китай. В связи с изменением таможенного законодательства туристский поток из России в Китай последние два года неуклонно снижался. В этих условиях туристические предприятия существенно изменили спектр предложений туров по Китаю. Изменяется и структура потребительского спроса на туристические услуги, предоставляемые китайской стороной.
Поскольку туристский поток из Приморского края в Китай намного превосходит потоки туристов в другие страны, рассмотрим структуру туристского потока в эту страну более подробно.
В 2010 году Китай посетили 2 млн 370 тыс. российских граждан, что на 36% больше, чем в 2009 году. Основная часть туристов (более миллиона) приезжает в Китай с Дальнего Востока России. Москва и Санкт-Петербург дают Китаю примерно 200 тыс. туристов.
Интересен тот факт, что по количеству туристских прибытий в Китай первое место занимает Япония, второе — Южная Корея, третье — Россия, четвертое — США, пятое — Вьетнам. Из Японии в Китай ежегодно приезжает около 4 млн человек, из Южной Кореи — 3 млн, из США — 1,5 миллиона.
Большинство жителей Приморского края имеют заграничные паспорта (около 80%), что в большой степени связано с частыми поездками в Китай. Многие жители края выезжали в Китай неоднократно. Со временем туристы из Приморья расширяют географию посещаемых городов.
Среди целей поездок в Китай преобладает приобретение товаров по более низким ценам, чем в России (шоппинг). Структура шоп-туров в последние годы изменилась. Если раньше преобладали шоп-туры с целью приобретения товаров для перепродажи, то теперь это покупка товаров для себя и своей семьи. Туристы теперь стараются не столько купить много дешевых товаров, сколько более качественные. Заметно увеличилось количество туристов, выезжающих на отдых и лечение. Сегодня структура туристского потока в Китай оценивается следующим образом: шоппинг — 34%, отдых — 26%, развлечения — 20%, познавательный туризм — 8%, лечебный туризм — 7%, деловой туризм — 5%. Как следствие, большинство поездок туристов из Приморского края все еще осуществляется на короткие сроки — на уик-энд. Поездки на 2–3 дня составляют почти 70%.
Среди наиболее посещаемых городов Китая все еще лидирует г. Суйфэньхэ — город, расположенный на границе России и Китая (рис. 2). За последнее десятилетие этот город благодаря туристам из России из маленькой деревушки превратился в большой современный город.
Однако индекс посещаемости г. Суйфэньхэ сильно завышен, поскольку через этот город пролегает большинство железнодорожных маршрутов в другие города Китая, и поэтому респонденты в своих ответах могут указывать его как промежуточный пункт.
В последние годы география посещаемых городов Китая очень расширилась. Высокими темпами набирает популярность отдых на морских пляжах острова Хайнань, особенно, в зимние месяцы. Тропический остров Хайнань, расположенный на самом юге страны и омываемый водами Южно-Китайского моря, предлагает идеальные условия для пляжного отдыха. Остров находится в тропическом поясе, на одной широте с Гавайями, именно поэтому Хайнань часто называют «Гавайями Востока». Здоровая экология, чистейший, целебный воздух, теплое море и белоснежные песчаные пляжи привлекают сюда с каждым годом все большее количество российских туристов. | | | Рис. 2. Частотный ряд распределения туристов из Приморского края по посещаемости наиболее популярных городов Китая | Среди популярных городов сохраняются приграничные города, такие как Хуньчунь и Мишань. В настоящее время все большее количество туристов отправляется на курорты на юг Китая (Санья, Байдахе, Циндао и др.). В Санья (остров Хайнань) сегодня даже осуществляются регулярные авиарейсы из Приморского края.
Популярность именно приграничных городов объясняется, во-первых, низкой покупательной способностью основной массы населения края, с другой — тем, что такие поездки не требуют много времени. Уровень заработной платы опрошенных туристов свидетельствует о том, что не всем доступны дорогостоящие туры. Как следствие, при выборе турфирмы жители Приморья больше всего ориентируются на цену путевки, хотя это часто сопряжено с более низким уровнем туристических услуг. Показательными являются оценки туристами факторов, определивших выбор туристической фирмы:
— рекламные объявления в СМИ — 8%;
— мнения родственников и знакомых, ранее пользовавшихся услугами турфирмы — 21%;
— услуги турфирмы, не предоставляемые другими турфирмами — 1%;
— длительность работы турфирмы на рынке туристских услуг — 2%;
— отзывы потребителей в Интернет — 16%;
— цена путевки — 39%;
— собственный опыт — 13%.
Затраты на поездку в Китай зависят от длительности и дальности поездки. Более дальние поездки осуществляются на более длительный срок. В краткосрочных поездках доля прочих расходов намного превышает стоимость путевки, в дальних поездках — наоборот. На поездку длительностью 2–3 дня туристы из Приморского края тратят в среднем 16 тысяч рублей при цене путевки от 2 до 5 тысяч рублей, а при поездке длительностью 11–16 дней — от 45 до 65 тысяч рублей при цене путевки от 25 до 35 тысяч рублей.
Хотя спрос на туристические туры в Китай несколько снизился в последние годы, в дальнейшем он должен восстановиться. Большинство туристов удовлетворено поездкой и хотят поехать в Китай еще. О степени удовлетворенности поездкой говорят следующие данные, рассчитанные по опросам потребителей, посещавших Китай: полностью не удовлетворен 2%; скорее не удовлетворен 11%; затрудняюсь ответить 11%; скорее удовлетворен 48%; полностью удовлетворен 27%.
В своих исследованиях мы изучали удовлетворенность туристов условиями проживания, транспортными и другими услугами, предоставляемыми во время путешествий [4]. Результаты показывают достаточно высокую удовлетворенность туристов, что говорит о том, что данное направление не потеряет своих потребителей и в ближайшие годы, тем более что китайская сторона постоянно совершенствует структуру предлагаемых туристам услуг.
Наиболее ценными данными при анализе туристских поездок являются структура положительных и отрицательных впечатлений туристов, оставшихся как воспоминания о проделанной туристской поездке. Оценки положительных и отрицательных впечатлений туристов из Приморского края о поездках в Китай представлены на рис. 3 и рис. 4. | | | Рис. 3. Частотный ряд распределения туристов из Приморского края по позитивным воспоминаниям о поездке в Китай | | | Рис. 4. Частотный ряд распределения туристов из Приморского края по негативным воспоминаниям о поездке в Китай | Среди факторов, вызывающих озабоченность во время пребывания в Китае, туристы в первую очередь выделяют отношение местных жителей к российским туристам, то есть безопасность. Поэтому мы специально исследовали оценки динамики отношения к туристам со стороны местных жителей.
Нужно признать, что большинство респондентов, озабоченных отношением местного населения, покупали туры в приграничные города. Те же, кто посещают более отдаленные города, чаще всего, наоборот, отмечают доброжелательность населения. Отдельные туристы отмечают, что в ухудшении отношения виноваты сами российские туристы. Однако нельзя не признать и то, что шоп-бизнес, процветающий в приграничных городах Китая, притягивает криминалитет. Уровень преступности в приграничных городах Китая намного выше, чем в среднем по стране. Вследствие этого туристы из России очень редко отправляются в поездку в Китай поодиночке. Чаще всего в поездку отправляются вместе с друзьями или родственниками.
Справедливости ради необходимо отметить, что китайские туристы еще гораздо в большей степени обеспокоены безопасностью во время пребывания на территории России, и не без основания.
Хотя на территории Приморского края уровень продаж туристских путевок в Китай намного превосходит уровень продаж в другие страны Юго-Восточной Азии, нельзя не отметить повышение интереса к таким странам, как Южная Корея и Вьетнам. Корея имеет устойчивые транспортные связи с Приморским краем: осуществляются постоянные авиарейсы, большой популярностью пользуется паромное сообщение между Владивостоком и городами побережья Южной Кореи.
Общее число туристов, посетивших Южную Корею за 11 месяцев 2010 года, достигло рекордного показателя — 8 млн 800 тыс. человек. Это на 12,5% больше, чем в 2009 году.
По итогам 2010 года, Республику Южная Корея посетили 150 730 российских граждан, это сообщили в национальной организации по туризму республики. По сравнению с 2009 годом прирост составил 13 676 человек, что составляет около 10%. Россиян, прибывших в Республику Корея с туристическими целями, в 2010 году было 57285 человек, что на 6548 больше, чем в 2009 году. Прирост туристов составил почти 13% к уровню 2009 года. Наибольшее количество посещений россиянами Южной Кореи приходится на летние месяцы (июнь-август). Количество наших соотечественников, путешествующих в Республику Корея с деловыми целями, составило 7901 человек, что на 2057 превышает показатели 2009 года. Именно на бизнес-путешественников приходится наибольший процент прироста (более 35%). По студенческому обмену Республику Ю. Корея в 2010 год посетило 1009 россиян, что больше показателя 2009 года на 122 человека (или 14%). В московском представительстве Национальной организации по туризму Республики Корея уверены, что в наступившем году количество российских туристов, желающих посетить эту страну, также будет расти. Данному обстоятельству будет также способствовать проведение осенью 2011 года одного из этапов знаменитой гонки «Формула-1» на территории Южной Кореи.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы:
1. Разработка программ развития туристической индустрии региона невозможна без всестороннего анализа сложившейся ситуации на туристском рынке региона. Для этого необходимо организовывать широкомасштабные исследования структуры туристических пакетов в регионе. Изучение опыта формирования туристических предложений в страны Юго-Восточной Азии имеет важнейшее значение для Приморского края.
2. Организация масштабных исследований требует разработки новых технологий обработки и анализа данных.
3. Произведенные исследования показывают, что в последние годы быстро расширяется география турпоездок российских туристов в страны Юго-Восточной Азии.
4. Со временем изменяется структура потребления туристов, выезжающих в страны Юго-Восточной Азии. Доля туристов, выезжающих с целью шоппинга, сокращается.
5. Сохраняется очень низкий уровень организации работы российской таможни, что вызывает большое раздражение как российских, так и зарубежных туристов.
6. Одной из тенденций последнего периода является возрастание турпоездок с лечебно-оздоровительными целями. Эта тенденция, скорее всего, в ближайшие годы будет сохраняться.
7. Появилась группа туристов, которые приобрели достаточный опыт и в состоянии самостоятельно организовать свою поездку в Китай, не прибегая к услугам турфирм. |
| |
|
|