Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
К РЕШЕНИЯМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В ЕврАзЭС И ПРАКТИКЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Мамбеталиев Н. Т.
Советник Секретариата
Интеграционного Комитета ЕврАзЭС,
кандидат технических наук

Бобоев М. Р.
заместитель начальника управления
Центрального банка России,
кандидат экономических наук


НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СТРАНАХ ЕврАзЭС
В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

В течение 2001-2002 гг. в странах ЕврАзЭС рост экономических показателей в реальном секторе экономики привел к увеличению поступления налоговых платежей, обеспечивающих первичный профицит государственных бюджетов.
Анализ поступлений в их консолидированные бюджеты в 2002 году показывает, что наибольший рост поступления налогов и сборов имеет место в Российской Федерации (125,1% к предыдущему году). В остальных государствах Сообщества он колеблется в пределах от 113,3 % в Кыргызстане до 105,2% в Казахстане.
Таблица 1
Поступления налогов и сборов в бюджет стран ЕврАзЭС в 2002 г.
СтранаВсего,
тыс. долл.США
к предыдущему году, %к ВВП, %на душу населения, долл.СШАна 1 работника налог. служб,
тыс. долл. США
Республика Беларусь4 599 439,82110,032,1460514,94
Республика Казахстан5 531 194,0105,222,6370511,1
Кыргызская Республика302 212,53113,317,960134,23
Российская Федерация74 234 394,90125,121,3520463,96
Республика Таджикистан95 828,1107,07,91556,37
Источник: по данным налоговых органов стран ЕврАзЭС
В сопоставимых показателях (поступление налогов и сборов в пересчете на доллары США) динамика поступлений выглядит следующим образом: в Кыргызстане - 121,7%; в Таджикистане - 114,7%; в Беларуси - 111,0%; в Российской Федерации - 110,9% и в Казахстане -101,4%.
Наибольшая доля налогов и сборов в сумме ВВП у Беларуси и Казахстана (32,1 % и 22,6 % соответственно). Вместе с тем во всех странах данный показатель уменьшился по сравнению с 2001 годом, за исключением Кыргызстана, в котором доля налогов в ВВП составила 17,9% против с 16,1 % в 2001 году.
Наибольший размер поступления налогов и сборов в консолидированный бюджет на душу населения у Российской Федерации - 520 долл. Самый низкий показатель у Таджикистана - 15 долл.
О размерах поступлений в виде прямых и косвенных налогов во всех государствах Сообщества дает представление следующая таблица.
Таблица 2
Структура налоговых поступлений в странах ЕврАзЭС в 2002 г., тыс. долл. США

Страна

Налог на доходы физических лиц

Налог на прибыль организаций

НДС

Акциз

Республика
Беларусь

433 107,42

438 524,64

1 231 113,64

331 912,49

Республика
Казахстан

504 771,69

1 363 868,94

1 147 807,0

165 988,3

Кыргызская
Республика

24 232,66

21 646,53

107 243,85

24 203,58

Российская
Федерация

11 391 719,75

14 738 535,03

16 951 910,83

8 272 611,46

Республика Таджикистан

14 219,7

7 730,0

18 223,3

1 204,00
Источник: по данным налоговых органов стран ЕврАзЭС.
Соотношение прямых и косвенных налогов в странах ЕврАзЭС близко к их соотношению в ряде европейских стран (Германии, Франции). Вместе с тем, такая структура в государствах Сообщества обусловлена сохраняющейся до сих пор высокой концентрацией финансовых ресурсов на предприятиях и низкими денежными доходами населения. Для стран ЕС показательно другое - высокий уровень налогообложения потребления.
Правда, определенные различия существуют и среди этих стран. Прямые налоги (подоходный налог, налог на прибыль компаний, взносы в фонды социального страхования) преобладают в Германии, США, Канаде, Японии, а косвенные (налоги на потребление, акцизы, НДС, взносы в социальные фонды) - во Франции и Италии.
В условиях начавшегося экономического подъема странам ЕврАзЭС предстоит осуществить серьезные изменения в сфере собирания налогов.
Бухгалтерская отчетность в странах ЕврАзЭС ориентирована исключительно на налоговый контроль. Поэтому предприятия не заинтересованы в том, чтобы она отражала реальное их экономическое состояние. Лишь на предприятиях с более высокой корпоративной культурой используется параллельная система внутреннего учета - бюджетирование. Оно лучше отражает истинное положение дел, однако не используется для целей налогообложения. В связи с этим исчисленные налоги не соответствуют реальным возможностям налоговой нагрузки предприятий.
Хозяйствующие субъекты нередко используют вполне легальные механизмы для достижения противозаконных целей. Несовершенство системы отчетности позволяет акционерным обществам фактически выступать как предприятия с одним собственником, в котором намного сложнее разделить прибыль предприятия и доход владельца. И эта проблема не может быть решена путем простой коррекции законодательства. Необходима последовательная борьба с практикой искажения корпоративной модели, которая должна вестись на разных уровнях - и на законодательном, и на правоприменительном. Прежде всего, следует повышать ответственность управляющих, директоров и главных бухгалтеров за нарушения, допущенные в отчетности и налогообложении. В небольших обществах с ограниченной ответственностью, в которых практически все их члены непосредственно участвуют в деятельности общества, эта ответственность может быть распространена и на них.
В отношении транснациональных компаний государствам Сообщества необходима также не только более совершенная законодательная база для предотвращения попыток манипулирования налогооблагаемым доходом и стремления свести к минимуму суммы роялти, импортных и экспортных пошли, тарифов и другие выплаты, но и согласованная налоговая политика. Большее внимание следует уделять контролю за трансфертным ценообразованием, аффилированными лицами (юридическими и физическими). Необходим обмен информацией налоговых служб по определению аффилированности сторон и входным (выходным) ценам товаров, произведенным в странах ЕврАзЭС.
Очень важна взаимная информация о транспортных и других расходах при экспорте товаров, а также информация по технологии переработки сырья, чтобы определять соответствие цены сделки объективно складывающейся рыночной цене.
В целом можно констатировать, что стремление к уклонению от налогов связано и с недостаточно действенной правовой защитой акционеров, собственников со стороны государства, и с недоверием налогоплательщиков к возможностям реализации государством некоторых его функций, в первую очередь по контролю за выполнением контрактов и по защите бизнеса от криминальных структур, и с низкой эффективность использования государством ресурсов, переданных ему через систему налогообложения. К этому можно добавить также субъективную оценку рисков рыночной конкуренции.
Более эффективно должны использоваться новый институт "предпринимателя без образования юридического лица" и вмененный налог. Последний предполагает некоторый минимальный объем операций, без которого приобретение статуса легального хозяйствующего субъекта нецелесообразно. Легальный же статус позволяет на законном основании пресекать предпринимательскую деятельность без соответствующей государственной регистрации.
Еще одно новшество - введение индивидуального номера налогоплательщика делает возможным организацию автоматической обработки возрастающего потока налоговой информации, единой системы учета всех налоговых платежей и создание так называемого налогового портрета плательщика налогов.
С учетом расширения в рамках ЕврАзЭС трудовой миграции, а также того факта, что налоги от экономической деятельности мигрантов не поступают, как правило, ни в один из бюджетов, одной из актуальных задач становится введение в странах ЕврАзЭС единой формы документа налогоплательщика в качестве своего рода "шенгенской" налоговой визы для физических и юридических лиц.
Основные направления налоговых реформ в ЕврАзЭС состоят в расширении базы обложения, сокращении льгот, упрощении налоговой системы и модернизации налоговых органов.
Структура налогов является лишь одной из характеристик налоговой системы. Другая ее характеристика - система сбора налогов. Недостаточное внимание за весь период реформ к этому ее компоненту привело к тому, что не был создан налоговый институт, адекватный стоящим перед странами Сообщества социально-экономическим проблемам. Снижение налоговых ставок (ставок НДС, налога на прибыль, подоходного налога на физических лиц и др.) и введение налоговых льгот пока не вызвали заметного увеличения объема инвестиций, роста экономической активности и уменьшения уклонения от налогов; не был реализован так называемый "эффект Лаффера", характеризуемый увеличением налоговых поступлений при снижении налоговых ставок.
При совершенствовании системы сбора налогов должны быть снижены издержки, связанные и с исполнением налогового законодательства.
Представление об уровне таких издержек в разных странах ЕврАзЭС можно составить по данным таблицы 3.
Таблица 3
Уровень затрат на содержание работников налоговых органов в странах ЕврАзЭС в 2002 г.
СтранаЗатраты в среднем на содержание 1 работника налоговых органовЗатраты в среднем на оплату труда одного работника налоговых органов
всего, тыс. долл. СШАв % к взысканным суммамвсего, тыс. долл.СШАв % к взысканным суммам
Республика Беларусь2,41-1,65-
Республика Казахстан3,1235,21,6518,7
Кыргызская Республика1,638,01,004,9
Российская Федерация5,917,32,3917,50
Республика Таджикистан0,440,050,170,02
Источник: по данным налоговых органов стран ЕврАзЭС
Вместе с тем, контрольная работа налоговых органов стран ЕврАзЭС при ее современном состоянии приводит к постоянным доначислениям налоговых сумм и дополнительным взысканиям налогов, что также свидетельствует о несовершенстве существующей системы.
Таблица 4
Доначисления и дополнительные взыскания налогов в странах ЕврАзЭС в 2002 г.
СтранаДоначислено по результатам контрольной работы на 1 работника налоговых органовВзыскано по результатам контрольной работы на 1 работника налоговых органов,
тыс. долл.США
Взыскано от доначисленного %
всего,
тыс. долл.США
в том числе путем налоговых санкций за нарушение законодательства о налогах и сборах,
тыс. долл.США
Республика Беларусь17,1613,064,2024,47
Республика Казахстан23,192,388,8538,16
Кыргызская Республика42,0617,0020,3448,36
Российская Федерация42,414,4213,6632,49
Республика Таджикистан1,100,550,5348
Источник: по данным налоговых органов стран ЕврАзЭС
Чтобы обеспечить полноту контроля за соблюдением налогового законодательства и повысить собираемость налогов, необходимо:
- совершенствовать механизм учета и контроля за правильностью исчисления, за полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, а также улучшать учет налогоплательщиков;
- особое внимание уделять крупным налогоплательщикам, в том числе предприятиям общегосударственной значимости, финансово-банковским структурам, предприятиям, занимающимся производством и оборотом подакцизной продукции;
- выявлять, наряду с широко распространенными, новые формы сокрытия доходов от налогообложения, изучать их механизм и вырабатывать меры противодействия;
-создавать эффективный механизм для использования задержанного, арестованного, конфискованного или обращенного в доход государства иным способом имущества;
- повышать профессиональный уровень кадрового потенциала налоговой службы и улучшать ее материально-техническую базу;
- совершенствовать правовую основу деятельности налоговых органов;
- содействовать формированию в обществе налоговой культуры;
- создавать эффективную систему консультирования налогоплательщиков;
- обеспечивать, в конечном счете, переориентацию функций налоговой системы с фискальных на стимулирующие.
Наряду с совершенствованием законодательства в странах ЕврАзЭС должны быть обеспечены: оперативный контроль за соблюдением действующих законов, меры по пресечению противозаконной деятельности и теневых экономических операций, усиление разъяснительной работы в отношении высокой общественной опасности налоговых преступлений, сбалансированность налоговой системы, прав и обязанностей налоговых органов и налогоплательщиков.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия