Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (1), 2002
История экономической мысли
Газизуллин Ф. Г.
профессор кафедры экономической теории и права
Казанского государственного технического университета (КАИ) им. А.Н. Туполева,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки Республики Татарстан


НЕПРЕХОДЯЩАЯ ЦЕННОСТЬ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
(из опыта развития татарской экономической мысли)
В условиях формирования рыночной экономики и новых общественных отношений в нашей стране возрастает значение исторического опыта, активной исторической памяти. Постижение истории развития экономической мысли, драмы ее идей, ее силы и слабости важно для теоретического осмысления действительности и утверждения собственной творческой позиции на практике.
Существуют и другие причины и научные задачи, делающие необходимой дальнейшую разработку истории экономической мысли народов России, да и всех стран СНГ.
Планомерные и основательные ее исследования начались в 50-60 гг. ХХстолетия. Мощным импульсом явилась развернувшаяся в 50-е годы, под эгидой Института Экономики АН СССР, широкомасштабная работа по созданию истории русской экономической мысли с участием выдающихся ученых-экономистов (А.И.Пашкова, Н.А.Цаголова, Ф.Я.Полянского, Н.К.Каратаева, В.В.Орешкина, Е.Г.Василевского и др.).

В I томе капитального труда "История русской экономической мысли", вышедшем в свет в 1955 году, его авторский коллектив призвал (а впоследствии всячески помогал, стимулировал) ученых-экономистов союзных и автономных республик включиться в процесс изучения экономической мысли своих народов с перспективой создать в будущем всеобщую историю экономической мысли народов страны. "Необходимо изучать историю экономической мысли украинского, белорусского, грузинского, армянского и других народов, показать взаимную связь экономической мысли народов нашей страны". (1)
При реализации этой крупной научной задачи был выполнен большой объем работы: осуществлены серьезные историко-экономические исследования, в том числе защищены кандидатские и докторские диссертации, опубликованы монографии, книги.
В 1972-80 гг. была создана экономическая энциклопедия "Политическая экономия", в которой "впервые ... делается попытка показать развитие экономической мысли разных стран и народов. Помещены статьи по экономической мысли народов СССР ...". (2)
К сожалению, решению препятствовали существовавшее в стране идеологические "табу", закрытость многих архивных данных, статистических материалов, запрет на имена и дела видных ученых, государственных и общественных деятелей.
Сегодня существует возможность восполнить эти пробелы и воссоздать более полную, объективную и целостную картину становления и развития экономической мысли народов России, в частности татарского народа, установить действительный уровень теоретического мышления, степень восприимчивости к новому, вычленять те положения, которые актуальны и сегодня, определить значение и место истории экономической мысли в системе непреходящих исторических ценностей.
В значительной степени методологические основы таких исследований были сформулированы в капитальном труде "Всемирная история экономической мысли" (в 6томах), выполненном отечественными и зарубежными учеными в 1987-1997 годах.(3)
Как самостоятельное направление общественной мысли, как новая отрасль научного знания, национальная экономическая мысль в Татарстане сложилась на рубеже XIX - XX вв.
В этот период перед татарским народом, как и другими малыми народами России, стояли исторические задачи по преодолению отсталости и приобщению к достижениям мировой цивилизации; задачи материального и духовного возрождения нации.
Поиски путей решения этих судьбоносных задач становятся центральными в деятельности видных ученых и общественных деятелей татарского народа, определяют содержание, характер их выступлений на страницах периодической печати, в научных публикациях, художественных произведениях, в организуемых общественно-политических акциях.
Источниковедческая база национальной экономической мысли была представлена в монографиях Г.Файзханова "Книга собеседований ("Трактаты") о средствах к жизни и изобилию"(1892г.), М. Акъегет "Экономика или наука о богатстве" (в 2-х частях, 1918г.), крупным монографическим исследованием М. Сайфимулюкова "Проблема процента в экономической истории" (11-Х1Х вв.), опубликованном в 22-х номерах журнала "Шура" за 1915 - 1916 годы, специальными экономическими журналами "Икътисад" ("Экономика", 1908 - 1913 гг., г. Самара) и "Руссия саудаси" ("Торговля России", 1912 - 1917 гг., г.Казань).
Нельзя не упомянуть и о таком уникальном явлении в общественно-политической жизни татарского народа между революциями 1905 - 1907 гг. и 1917 года, как издание на родном языке в различных регионах России 54 газет и 46 журналов, включавших разделы по социально-экономическим вопросам. Их авторами были Ф.Муртазин, Ш.Шагидуллин, З.Бигиев, Г.Тукай, Г.Кулахметов, Ш.Муамедов, Х.Ямашев, Г. Сайфутдинов и многие другие. Прогрессивной для своего времени была просветительская деятельность ряда крупных представителей мусульманского духовенства (Г.Баязитов, М.Бигиев, Р.Фахретдинов и др.). Их заслуги многогранны; раньше многих в татарском обществе они осознали необходимость и значимость для его прогресса экономических знаний, экономической науки. Они участвовали в организации и издании социально-экономической и общественно-политической литературы, задавали рациональный тон в дискуссиях по социально-экономическим вопросам, непосредственно связанным с отдельными положениями Шариата; не противопоставляли религию и науку.
Массовое издание газет и журналов на татарском языке в начале ХХ столетия явилось долгожданным ответом на интеллектуальные запросы татарского общества. Даже приведенный перечень источников свидетельствует о широте и основательности национальной социально-экономической мысли,. отразившей интересы и поиски всех социальных слоев общества, национальный менталитет.
Процесс интернационализации хозяйственной жизни в эпоху капитализма, стимулируя развитие мировой экономической мысли, обусловил соединение в каждом регионе общих и специфических научных подходов. В этот процесс влилась и татарская экономическая мысль.
Объективный ход экономического развития осмысливался в контексте конкретной исторической ситуации. Особый акцент в конце Х1Х-начале XX столетий делался на вопросах эволюции и перспективах социально-экономического положения татарской нации, проблеме создания равных условий для предпринимательской деятельности.
В теоретическом осмыслении экономических процессов огромная заслуга принадлежит Г.Фаизханову. В своих трудах "Книга собеседований (Трактаты) о средствах к жизни и изобилию" и "Будитель мысли" он впервые в татарской литературе дал систематизированное изложение основ классической экономической теории, ее научно-понятийного аппарата, раскрыл место и роль экономической науки в жизни общества, обосновал необходимость овладения татарским народом экономическими знаниями для адаптации к развивающимся в стране рыночным отношениям и решения насущных социально-экономических проблем.
Весьма актуальным и сегодня является научно-теоретическое творчество Мусы Акъягет - автора книги, "Экономика или наука о богатстве".В 1884 году в Казани вышел и его роман "Просвещенный Хисаметдин", достойно вошедший в мир татарской литературы.
Высшее образование он получил в Турции, куда выехал в 1888 году и где стал преподавателем русского языка и экономики в Военной Академии и Высшей военной школе.
Муса Акъегет, стремился к глубокому объяснению явлений, задумывался над истоками экономической отсталости и политической зависимости Турции. Хорошо понимая, что осмысление происходящего невозможно без ретроспективного анализа, он обращался к истории экономической науки, к трудам Адама Смита, Давида Рикардо, Фридриха Листа, к истории мирового экономического развития и мировой торговли. В его работах поучительные выводы из концепции свободы торговли Смита и Рикардо, концепции протекционизма Листа. При этом ему были чужды как канонизация, так и принижение научных достижений прошлого.
Конкретно-исторический анализ социально-экономической ситуации в Турции позволяет ему сделать вывод о неприемлемости, для страны официальной политики открытых дверей и обосновать вывод о необходимости в данный период протекционизма для обеспечения экономической безопасности государства. Свободную торговлю он не считал универсальной формой межгосударственных отношений и особо подчеркивал значение комплексного развития национальной экономики как условие ее эффективного роста и безопасности.
Его теоретико-методологическая концепция, на наш взгляд, применима и в современных условиях (для Татарстана и всей России) при решении проблемы эффективного вхождения в мировое экономическое сообщество. Выбор оптимального варианта ее решения, как справедливо считал Муса Акъягет, возможен лишь при одновременном изучении и учете многих ее аспектов.
Среди достижений зарубежной экономической мысли специально следует выделить концепцию предельной полезности и производительности, которая позволила перевести экономические процессы на язык математики, осуществлять расчеты, допускающие многовариантность, а значит возможность выбора, моделировать социально-экономическую жизнь общества, основные ее составляющие в краткосрочном, среднесрочном и долгосрочномвариантах, усилить практическую функцию экономической науки.
Попытка органической увязки теорий предельной полезности и трудовой стоимости была предпринята в нашей стране еще в начале XX века М.И.Туган-Барановским - крупным отечественным экономистом и философом (выходцем из старинного татарского рода). Идеологические "табу" помешали, однако, обратиться к результатам его исследований и поставить их на службу науки и практики.
Ныне сформировались новые составляющие социально-экономического развития обществ- составляющие универсального и глобального характера. Речь идет о концепции коэволюции в развитии общества и природы. Такая проблема, естественно, не могла рассматриваться в дореволюционной татарской социально-экономической литературе. В ней вопрос ставился в другой плоскости. Речь шла о необходимости ограждения недр России, в частности, районов Волги и Урала, от иностранных компаний. Здесь присутствовали не только патриотические чувства, но и экономические мотивы. Последние выходили и на первое место. Предлагалось татарским предпринимателям самим активнее осваивать богатства Волго-Уральского региона для приумножения их капиталов и повышения конкурентноспособности.
Такие предложения злободневно и сегодня. Они содержат и прогностический момент. Создавая на территории РТ совместные с иностранными инвесторами предприятия, тем более предприятия, принадлежащие только им, не следует забывать о своих стратегических интересах, надо помнить и учитывать требования эколого-экономического равновесия в развитии общества, эколого-экономические допустимые его пределы и нормативы.
С позиций современности безусловный интерес вызывают и суждения Ф.Муртазина, Ш.Шагидуллина, Ш.Хусаинова, Г.Гафурова, К.Хабибуллина, М.Файзуллина и других авторов публикаций о таких макроэкономических и микроэкономических категориях, как экономика и экономическая сила нации, промышленное производство, земледелие и торговля, приоритетность в создании экономического могущества государства, банковское дело, акционирование капитала, предпринимательство и слагаемые его успеха и т.д.
Идея о решающей роли экономической силы в развитии нации, решении ее социальных и духовных задач пронизывает чуть ли не всю татарскую периодическую печать начала XX века. Газета "Вакыт" ("Время") писала: "В современную эпоху экономическая слабость нации более опасна, чем политическая". А журнал "Руссия саудаси" в статье "Жизненное соревнование" подчеркивал: "Наступающее время в крайней степени опасно. Нас заволокли тучи экономического рабства. Надо любыми путями их разогнать".
Изучение истории общественной мысли, в том числе экономической, выяснение ее места и роли в жизни татарского народа, определение личного вклада видных его представителей способствуют приумножению интеллектуально-творческого и нравственного потенциала духовной культуры нации и всей нашей страны.


1. История русской экономической мысли. - Т.I , Ч.1, М., 1955. - С.29.
2. Политическая экономия. Т.I. - М., 1972. -С.6.
3.См.: Всемирная история экономической мысли: В 6-ти т/Под ред. В.Н.Черковца. - М.: Мысль, 1987-1997 гг.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия