Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
К РЕШЕНИЯМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В ЕврАзЭС И ПРАКТИКЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Арутюнян В. Л.
начальник финансового отдела
Всеармянского фонда "Айастан",
кандидат экономических наук


К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ НАЛОГОВ,
ИХ КЛАССИФИКАЦИИ И ИСЧИСЛЕНИЮ

Ранее сформировались подходы, согласно которым налог оценивался как своеобразный страховой взнос для защиты от внешних опасностей или плата за государственные услуги, направленные на защиту от разного рода внешних и внутренних опасностей. В обоих случаях налог рассматривался в качестве цены за своеобразную сделку.
В современных условиях такую характеристику едва ли можно принять, поскольку оба подхода предполагают принуждение, связанное как с выплатой налога, так и с предоставлением услуг со стороны государства. По нашему мнению, на обоих подходах - отпечаток воззрений представителей классической экономической школы. Так, по определению К. Маркса, налог - это "кормящая государство материнская грудь", важнейший элемент общества, наряду с собственностью, семьей, порядком и религией1 . А. Смит рассматривал налоги в качестве справедливой цены за услуги, предоставляемые со стороны государства2 , а Жан-Шарль-Симонд де Сисмонди - как своеобразное возмещение за защиту граждан и их собственности3 . По мнению Ф. Нитти, налог - это часть богатства, которая для обеспечения общественных потребностей со стороны граждан предоставляется государству или местным органам4 . Известный специалист по финансовому праву П. Годме считал, что налог - это взимаемые со стороны государства в обязательном порядке денежные средства с целью покрыть расходы общества и распределить их тяжесть между гражданами в соответствии с их возможностями5 и т.д.
В современном налоговом законодательстве суть налога определяется иначе. Так, согласно статье 8 Налоговога Кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Согласно статье 3 закона Республики Армения "О налогах" он опредляется как обязательный и безвозмездный платеж с целью обеспечения государственных и общественных потребностей, который взимается с физических и юридических лиц (в том числе физических лиц нерезидентов, учреждений, филиалов и представительств иностранных юридических лиц), учреждений, органов местного самоуправления в порядке, размерах и сроки, предусмотренные в налоговом законодательстве.
Правда, в этих определениях нуждается в уточнении уже сама цель налогообложения, поскольку в одном случае цель - финансовое обеспечение деятельности государства, в другом обеспечение государственных и общественных потребностей. Вместе с тем, отделение функции обеспечения государственных потребностей от функции обеспечения общественных потребностей ограничивает круг деятельности государства. В действительности цель налогообложения - это решение комплекса задач, поставленных перед государством. Задачи, подлежащие регулированию со стороны государства в долгосрочном и краткосрочном вариантах, меняются под воздействием разных экономических и политических факторов. Цель налогообложения - "решение задач, поставленных перед государством".
Кроме этого, в определениях понятия "налог" в налоговых законодательствах Российской Федерации и Республики Армения особо выделены обстоятельства, так сказать, безвозвратности и безвозмездности налога. В действительности это не так, поскольку налоги отличаются от пошлин и платежей за услуги. При названных определениях различий между оплаченными налогами и услугами, предоставленными со стороны государства обществу и хозяйствующим субъектам, не предусматривается. Как не усматривается и связи между ними. Между тем то, что государство получает или взимает с общества одним путем, возвращает ему другим, как в краткосрочном (пенсии, предоставление пособий, сохранение общественного порядка, благоустройство дорог и т.д.), так и долгосрочном варианте - в полном соответствии с определением Оливера Вендела Холмса - "налог выплачивается, чтобы иметь цивилизованное общество"6 . Определение налога в законе Республике Армении "О налогах" обременено к тому же требованиями налогообложения (порядок, размер, определенный срок), не имеющими прямой связи с понятием налога, а также неуместным перечислением видов юридических и физических лиц (налогоплательщиков). Список налогоплательщиков определяется отдельными законами о видах налогов.
По нашему мнению, налог можно определить как отчуждаемую взимаемую в обязательном порядке с физических и юридических лиц сумму денежных средств, принадлежащих им на праве собственности, оперативного управления и хозяйственного ведения, с целью решения государственных задач.
Налоги всегда находились и находятся в сфере общественных и частных интересов и зачастую критикуются со стороны как граждан и предприятий, недовольных налоговым бременем, так и государственных чиновников, которых не удовлетворяет то обстоятельство, что налоги не в полном объеме реализуют свои функции пополнения доходной части бюджета и регулирования экономических отношений внутри страны.
В связи с этим важна не только суть налога, но и правильное его применение в той или иной ситуации.
По существующей методология расчета налогов все их виды устанавливаются по отношению к объекту, подлежащему налогообложению. Это: 1)стоимость товара или услуг, 2)стоимость имущества (включая наследованное и даренное), принадлежащего на праве собственности физическим и юридическим лицам, 3) доход или налогооблагаемая прибыль юридического лица.
Налоги, соответствующие второй и третьей группам объектов налогообложения, взимаются непосредственно и напрямую с собственника, в первой группе - с косвенного собственника, конечного потребителя товаров и услуг, которым может быть как физическое, так и юридическое лицо. Иными словами, деление налогов на косвенные и прямые зависит от принадлежности объекта налогообложения. Соответственно к прямым налогам относятся налог на прибыль, подоходный налог, имущественные налоги и т. д., к косвенным - налог на добавленную стоимость, акцизный налог и т. д.
По степени зависимости от объекта налогообложения налоги делятся на три группы - налоги с оборота, налоги с дохода и налоги с капитала. Такое разделение налогов выявляет области собственности и деятельности налогоплательщиков, которые выступают как основные доноры бюджета.
Налоги различаются по соотношению объекта налогообложения и средней ставки налога7 . В связи с изменениями соотношений меняется и величина налога. Так, если H -величина налога, OH - объект налогообложения, средняя ставка налогообложения (превращенная в коэффициент) - K (K<1), то величину налога по всем их видам можно представить как:
H= OH x K (1)
Если измененная величина налога OHэ, а измененная величина K - Kэ, то:
Hэ = OHэ x Kэ (2)
Изменение величины налога (OHэ - OH) определяется следующей формулой:
Hэ - H = OHэ x Kэ - OH x K (3)
Если коэффициент изменения объекта налогообложения OHI, а коэффициент изменения средней ставки налогообложения KI, то измененные величины налога и коэффициента средней ставки налога - OHэ x OHI и K x KI, а формула примет вид:
Hэ - H = OH x K (OHI x K I-1) (4).
Следовательно, изменение величины налога зависит от разницы (OHI x K I-1)
Существуют три укрупненных варианта изменения величины налога: l. Величина налога остается неизменной, т. е. Hэ = H , когда OHI x KI =1. ll. Величина налога увеличивается, т. е. Hэ > H, когда OHI x KI >1. lll. Величина налога уменьшается, т. е. (Hэ < H ), когда OHIx KI <1
При 1-ом варианте величина налога не меняется, если остаются неизменными объект налогообложения и размеры средней ставки налогообложения, т. е. когда OHI=1 и KI=1. Однако, при углублении анализа возникает множество комбинаций OHI и KI, при которых величина налога остается неизменной. К примеру из множеств этих комбинаций можно отметить OHI=0.5, KI=2 или OHI=0.2, KI=5 или OHI=2.5, KI=0.4 и т.д.
В случае 2-ого варианта величина налога уменьшается, когда, например, OHI=1, KI<1 или OHI<1, KI=1 или OHI<1, KI<1 и т.д.
При третьем варианте величина налога увеличивается, что создает благоприятные условия для решения задач, стоящих перед государством. И детальное обсуждение и реализация третьего варианта должны стать главным направлением налоговой и частично бюджетной политики.
При третьем варианте величина налога увеличивается, когда:
1) OHI=1, KI>1. В этом случае объем облагаемого дохода и база налогообложения остаются неизменными, а коэффициент средней ставки растет. Величина налога определяется на основе мультипликатора коэффициента роста средней ставки налогообложения: рост налога прямо пропорционален коэффициенту роста средней ставки налогообложения. Иными словами, величина налога растет пропорционально коэффициенту роста средней ставки в долгосрочный период времени. На практике такой подход не может применяться, поскольку, с одной стороны, объем объекта налогообложения рассматривается как постоянная величина, с другой - средняя ставка является растущей переменной, которая даже в краткосрочном отрезке времени может привести к уменьшению объекта налогообложения (OH).
2) OHI<1, KI>1. В этом случае темп роста средней ставки превышает темп уменьшения облагаемого дохода. Величина налога может расти только в краткосрочном периоде. В долгосрочном рассмотрение этого случая неуместно.
3) OHI>1, KI=1. В этом случае величина средней ставки остается постоянной, а величина объекта налогообложения (OH) рассматривается как растущая переменная. Величина налога (H) прямо пропорциональна коэффициенту роста объекта налогообложения (OHI). Этот случай и типичен для развивающейся экономики как в долгосрочном, так и краткосрочном периодах.
4) OHI>1, KI<1. В этом случае темп роста коэффициента изменения объекта налогообложения (OHI) превышает темп уменьшения коэффициента средней ставки налогообложения. Величина налога растет. Но, когда темп уменьшения коэффициента изменения средней ставки (KI) превышает темп роста коэффициента изменения объекта налогообложения (OHI), то величина налога приобретает тенденцию к уменьшению.
5) OHI>1, KI>1. В этом случае величина налога растет, когда:
а) коэффициенты изменения объекта налогообложения и средней ставки налога (OHI, KI) имеют одинаковые темпы роста;
б) рост коэффициента изменения объекта налогообложения (OHI) превышает рост коэффициента средней ставки налогообложения (KI). В этой ситуации величина налога также имеет тенденцию к росту;
в) в случае превышения роста коэффициента средней ставки налогообложения (KI) над ростом коэффициента изменения объекта налогообложения (OHI) величина налога также имеет тенденцию к росту.
Таким образом, во-первых, проблемы налоговой политики при растущей экономике и в долгосрочном периоде необходимо решать только в рамках 3-его, 4-ого и 5-ого случаев третьего варианта увеличения налога. Во-вторых, тенденции роста, пропорциональности и уменьшения характерны для изменения величины налога и зависят от механизма налогообложения.
Один и тот же налог в результате вышеизложенных обстоятельств приобретает: в одном случае нарастающий, в другом - пропорциональный, а в третьем - уменьшающийся размер, а поскольку при современной налоговой политике ставки налога постоянно меняются, нарастающий налог превращается в пропорциональный и наоборот. Окончательные решения требуют следующих условий классификации налогов по объекту налогообложения и по степени изменения средней ставки: а) когда OHI>1, KI=1, то налоги пропорциональны, б) когда OHI>1, KI<1 и темп роста OHI превышает темп роста KI или OHI>1, KI>1, то налоги имеют тенденцию к росту, в) когда OHI>1, KI<1 и темп роста KI превышает темп роста OHI, то налоги имеют тенденцию к уменьшению.


1 Маркс.К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., 7, стр 83.
2 Смит А., Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.3. М.,1935, стр. 185.
3 Ж. Симонд де Сисмонди. Новые начала политэкономии. М., 1897, стр. 135-149.
4 Нитти Ф. Основные налоги финансовой науки. М., 1904, стр. 241.
5 Годме П.М. Финансовое право. М., 1978, стр. 370.
6 Самуельсон П. А., Нордхаус У.Д. Экономикс II, Макроэкономика, Ереван, "Аполон", 1996, стр. 324 (на армянском языке).
7 При разных значениях объекта налогообложения ставки налога бывают разные.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия