Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Корчагина Е. В.
доцент кафедры менеджмента Санкт-Петербургского филиала Государственного университета — Высшая школа экономики,
кандидат экономических наук


Разработка модели анализа устойчивого развития компании
В статье представлена модель оценки устойчивого развития крупнейших для региона и территории компаний. Модель позволяет на основе сопоставления запланированных и фактических данных оценить устойчивость развития компании Информационная модель позволяет выявить разбаласированность динамики развития
Ключевые слова: устойчивое развитие, стратегический анализ, нефинансовая отчетность, теория стейкхолдеров
УДК 332.1 338.2; ББК 65

Проблемы социальной ответственности компаний являются одной из наиболее острых и обсуждаемых тем среди властных кругов, гражданского общества и делового мира. С наступлением глобального экономического кризиса интерес к этой теме стал еще более пристальным, что связано с возрастающим значением бизнеса в стабильности общественного развития, и соответствующим ростом требований к его открытости и прозрачности со стороны общественности. Рост вклада предприятий и организаций в устойчивое развитие территории предполагает ответственное ведение бизнеса в экономической, социальной и экологической областях, которое должно быть ориентировано не только на достижение предпринимательских целей, но и на учет ожиданий заинтересованных сторон.
Оценка вклада компании в устойчивое развитие территории важна для различных групп заинтересованных сторон. Партнеры по бизнесу (в первую очередь зарубежные) могут на уровне корпоративной политики устанавливать требования к экологической чистоте продукции, соблюдению прав потребителей, обеспечению безопасности условий труда и т.д. Внешние инвесторы при принятии инвестиционных решений учитывают показатели качества корпоративного управления, экологической и социальной результативности деятельности компаний. Эта информация может быть использована для оценки устойчивости компаний и качества управления нефинансовыми рисками. Структуры власти должны иметь возможность оценить роль компании в устойчивом развитии территории, ее вклад в решение социально-экономических проблем. Кроме того, проведение анализа вклада компании в устойчивое развитие территории может быть важно для средств массовой информации, неправительственных организаций и т.д. Для клиентов компании наиболее важным аспектом является качество и функциональность продукции и сопутствующего сервиса. Но в условиях жесткой конкуренции важными факторами выбора продукта и предпочтения того или иного бренда являются экологичность продукции и процессов ее производства, внимание компании к социальным вопросам, этичность ее поведения на рынке, вклад в устойчивое развитие территорий присутствия. Для существующего и потенциального персонала компании (квалифицированных специалистов, выпускников учебных заведений, выбирающих место работы) также важна оценка вклада компании в устойчивое развитие, особенно с позиции внутреннего социального вклада, включающего уровень заработной платы сотрудников, социального пакета, возможностей обучения, развития и карьерного роста, условия труда, профилактику несчастных случаев, страхование от потери трудоспособности, развитие социальной инфраструктуры, имеющийся на балансе предприятия — медицинских учреждений, санаториев, профилакториев, баз отдыха, детских садов и т.д. Учет, анализ и предоставление такой информации заинтересованным сторонам формирует имидж компании как социально-ответственного работодателя, дает ей конкурентные преимущества в вопросах кадровой политики, что является важным фактором конкурентоспособности в ситуации дефицита квалифицированных кадров. Сравнительный анализ различных типов стейкхолдеров, их интересов и механизмов воздействия на компанию представлен в табл. 1.

Таблица 1
Сравнительный анализ основных типов стейкхолдеров компании
Тип стейкхолдераОсновные интересыЗадачи
компании
Интересующие показатели компанииРесурсы влияния на компанию
ПотребителиУдовлетворение потребностейПовышение привлекательности продукции (работ, услуг) предприятия для потребителейУлучшение качества продукции
Гибкая ценовая политика
Расширение сбытовой сети
Повышение качества обслуживания
Отказ от приобретения
Требования снижения цен
Требования улучшения качественных параметров продукта и сервисного обслуживания
Акционеры и инвесторыДоход от инвестицийПовышение
инвестиционной
привлекательности
Рост капитализации
Рост дохода на акцию
Расширение рынка сбыта
Усиление деловой активности
Повышение эффективности управления
Создание гибкой организационной
структуры
Изъятие основного капитала, прибыли в форме дивидендов
Смена высшего менеджмента
СотрудникиКачество жизни
Позитивная рабочая среда
Повышение привлекательности предприятия для его сотрудниковВысокий уровень оплаты труда
Широкий пакет социальных гарантий
Возможность профессионального роста
Снижение текучести кадров
Обеспечение безопасных условий труда
Снижение производительности труда
Несоблюдение трудовой и производственной дисциплины
ГосударствоЭкономический рост
Социальное развитие
Содействие устойчивому развитию государстваОбеспечение своевременного и полного поступления платежей в бюджет
Соблюдение законодательства
Рост занятости
Этичное ведение бизнеса
Изменение налогового режима
Законодательное регулирование бизнеса
Финансовая и информационная поддержка
ОбществоБлагополучие социальной и экологической средыСодействие повышению благосостояния обществаСнижение вредных выбросов
Реализация программ по сохранению окружающей среды
Реализация благотворительных и социальных программ
Формирование положительного или отрицательного имиджа компании
Борьба за улучшение среды обитания

Принципы устойчивого развития должны составить основу эффективных бизнес-стратегий каждого субъекта предпринимательской деятельности. Внедрение универсальных принципов корпоративной ответственности в практику ведения бизнеса является необходимым условием эффективного управления. Разработка отчетности устойчивого развития является эффективным инструментом повышения результативности систем внутрифирменного управления и средством повышения прозрачности деятельности компании. Таким образом, развитие инструментария, помогающего предприятиям и организациям сформулировать целевые установки и показатели устойчивого развития с учетом воздействия, которое они оказывают на экономическую, социальную и экологическую среду, становится важной задачей обеспечения устойчивого территориального развития.
Модель оценки устойчивого развития компании основана на сопоставлении реальных темпов ее развития и запланированных. Степень соответствия реального развития запланированному измеряется с помощью оценок устойчивости и надежности функционирования компании. Разработка включенных в модель показателей основана на построении дерева целей устойчивого развития.
Дерево целей формируется таким образом, чтобы включенные в него цели и подцели отражали реализацию интересов важнейших групп стейкхолдеров и в совокупности способствовали достижению генеральной цели — обеспечению устойчивого развития компании. В соответствии с проанализированными факторами устойчивого развития компании и выделенными в структуре социо-эколого-экономической устойчивости составными элементами, на первом уровне декомпозиции генеральной цели было выделено семь групп подцелей, относящихся к коммерческой, производственно-технической, финансовой, организационной, инновационной, социальной и экологической политике компании.
Для измерения каждой из выделенных групп подцелей были сформированы подцели низшего уровня (задачи), достижение (выполнение) каждой из которых оценивалось с помощью соотношения темпов изменения двух показателей. К обеспечению коммерческой устойчивости можно отнести следующие задачи: расширение деятельности; усиление конкурентных позиций; усиление деловой активности; совершенствование работы с клиентами; совершенствование работы с партнерами по сбыту. К обеспечению производственно-технической устойчивости принадлежит следующая группа подцелей: повышение эффективности использования ресурсов; повышение эффективности производственной и сбытовой деятельности предприятия.
Обеспечение финансовой устойчивости можно разбить на следующие подцели: повышение прибыльности от финансово-хозяйственной деятельности; улучшение платежеспособности компании; повышение финансовой устойчивости компании. К обеспечению организационной устойчивости можно отнести: повышение эффективности управления; повышение инвестиционной привлекательности. Инновационная устойчивость компании может быть обеспечена путем реализации следующих целей: внедрение инновационных технологий; выпуск новых видов продукции; внедрение аллокационных инноваций. К социальным целям относятся: повышение внутренней социальной устойчивости (развитие персонала); повышение внешней социальной устойчивости (содействие повышению благосостояния общества). Для обеспечения экологической устойчивости необходимо достижение следующих целей: ресурсосбережение; снижение негативного воздействия на окружающую среду; сохранение и восстановление окружающей среды.
Наглядно дерево целей представлено на рис. 1. Декомпозиция целей проводится таким образом, чтобы выполнялось требование измеримости целей низшего уровня. Реализация основных параметров, задаваемых выбранной моделью устойчивого развития компании, требует создания специфических механизмов управления этим развитием. Содержанием задач управления устойчивым развитием является адекватная оценка тенденций развития компании и последствий изменений во внешней и внутренней среде и обоснование целесообразности принятия соответствующих мер.
Для решения задачи управления развитием компании предлагается соответствующая информационная модель управления устойчивым развитием, позволяющая оценить степень устойчивости компании с помощью системы целевых установок и показателей, которые в совокупности описывают различные аспекты ее деятельности. Всего для оценки устойчивости компании в информационную модель вошло 57 показателей, характеризующих различные аспекты развития. Измерение результатов деятельности компании по предложенной информационной модели позволяет не только оценить текущую ситуацию, но также определить или уточнить стратегические и тактические цели, распределить ответственность, предложить эффективные управленческие решения для достижения устойчивого и сбалансированного развития и проконтролировать процесс достижения результатов.
В настоящий момент большинство компаний, составляющих нефинансовые отчеты (социальные, экологические, в области устойчивого развития), формируют их по своему усмотрению. В результате большинство отчетов несопоставимы между собой, поскольку включают несравнимые показатели, взятые за различные периоды времени. Несопоставимость отчетов приводит к информационной асимметрии, которая:
— затрудняет возможность корректного измерения и оценки действий компаний;
— затрудняет возможность проведения однородных сравнений достижений в области устойчивого развития с течением времени, как в рамках одной компании, так и между компаниями;
— затрудняет возможность включения в анализ необходимого объема информации, который бы отвечал реальным информационным запросам ключевых заинтересованных групп.
Использование предлагаемой в данной работе информационной модели позволяет преодолеть перечисленные ограничения информационной асимметрии и обеспечивает возможность сопоставления и соизмерения статистической информации о деятельности в области устойчивого развития со стороны различных компаний. Таким образом, предлагаемая информационная модель повышает информационную ценность и качество сравнения и оценки, что, в конечном счете, определяет отношение к компании со стороны ключевых заинтересованных сторон.
Предлагаемая информационная модель базируется на своде принципов ответственной деловой практики, а также на той формулировке миссии, ценностей, управленческих целей, направленных на достижение сбалансированного устойчивого развития, которые ставит перед собой компания. Она представляет собой методологический инструмент, описывающий общие рамки и направления социальной и экологической ответственности компаний, что повышает сравнимость действий различных компаний, принадлежащих к различным отраслям экономики.
Рис. 1. Дерево целей обеспечения устойчивого развития компании

Целевые установки устойчивого развития предприятий и организаций позволяют провести количественную оценку результатов их деятельности, а также оценить их вклад в устойчивое развитие территории, где они находятся. Система показателей, включенных в информационную модель, была сформирована таким образом, чтобы
— полностью охватить основные области ответственности предприятия или организации;
— обеспечить совместимость с используемыми в мировой практике нормативами и рекомендациями в области устойчивого развития;
— обеспечить совместимость с используемыми в российской практике показателями;
— в качестве источника данных для расчета информационной модели можно было использовать государственную статистическую отчетность предприятий или информацию обычного внутреннего управленческого учета;
— исключить возможность двойного учета одних и тех же процессов.
Используемые в модели целевые установки и показатели устойчивого развития являются инструментарием количественной и качественной интерпретации целей компании и измерения результатов ее деятельности, позволяют перевести ее стратегические и тактические действия в области устойчивого развития на «язык цифр». Практическое применение разработанной модели будет способствовать развитию принципов ответственного ведения бизнеса. Таким образом, предлагаемая информационная модель призвана стать важным элементом корпоративного управления, содействующим повышению эффективности системы управления рисками, и определяющим долгосрочную устойчивость и конкурентоспособность компании. Система показателей оценки устойчивого развития учитывает рекомендации, разработанные структурами ООН, международной организацией Глобальная инициатива по отчетности, а также методологические и методические рекомендации Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. В то же время данная модель основана на использовании значительно более широкого перечня показателей устойчивого развития по сравнению с упомянутыми стандартами, в частности GRI. Представленная в данной работе информационная модель включает блок показателей, позволяющий оценить эффективность маркетинговой политики компании, в том числе, удовлетворенность целевых потребителей уровнем и качеством продукции и сопутствующего сервиса, эффективность взаимоотношений с поставщиками и посредниками компании, силу конкурентной позиции компании, степень ее деловой активности и т.д. Целью разработанной системы показателей является комплексная оценка результатов деятельности компании, предполагающая учет не только экономической, но и социальной и экологической активности.
Предлагаемая в данной работе информационная модель оценки устойчивого развития отражает принципы ответственного ведения бизнеса, зафиксированные в Глобальном договоре ООН, и представляет собой эффективный инструмент взаимодействия с ключевыми заинтересованными сторонами. Данная информационная модель построена на основе анализа нормативно установленных систем оценок показателей устойчивости, с одной стороны, и добровольных инициатив компаний в области устойчивого развития и ответственного ведения бизнеса, с другой. Информационная модель ориентирована на создание системы сбалансированного и адекватного представления об их экономических, экологических и социальных показателях деятельности. Она направлена на совершенствование системы управления в организации, повышение эффективности мониторинга ее деятельности, контроля и оценки ключевых результатов работы организации. Кроме того, практическое применение данной информационной модели обеспечит сопоставимость и сравнимость результатов и информации об экономических, экологических и социальных параметрах деятельности различных организаций. Предлагаемая модель формирует единство подходов к измерению и отражению ключевых результатов деятельности компаний и обеспечению сопоставимости информации в российской практике.
Использование единого формата целевых установок и показателей устойчивого развития обеспечит сопоставимость данных, раскрываемых компаниями при составлении нефинансовой отчетности и повысит их информационную ценность для ключевых заинтересованных сторон. Кроме того, использование во внутренней корпоративной практике разработанной системы целевых установок и показателей устойчивого развития позволит повысить качество управления и обеспечит компании создание надежной системы мониторинга, контроля и оценки достигнутых результатов.
Предлагаемый набор основных показателей устойчивого развития носит универсальный характер и может применяться для отражения результатов деятельности компаний различных отраслей экономики. Кроме того, он может быть включен в более широкую систему индикаторов оценки результативности, применяемых компаниями. Включенные в информационную модель показатели являются базовыми, ключевыми. В то же время, компания может использовать дополнительно любые другие характеристики своей деятельности, которые представляются важными.
Проведем анализ устойчивости нескольких системообразующих компаний Санкт-Петербурга. Для анализа были выбраны компании, входящие в список крупнейших налогоплательщиков по Санкт- Петербургу за 2010 год. Данные предприятия были выбраны по критерию влияния на социо-эколого-экономическую систему мегаполиса. Первая двадцатка налогоплательщиков обеспечила 21,4% объема налоговых поступлений, что составило 15% бюджета мегаполиса в 2010 г. В эту группу вошли организации, объем налоговых платежей которых превысил 900 млн руб. в год. Помимо значительного вклада в городской бюджет данные компании помогают городу решать важнейшие задачи занятости, социальной стабильности и сохранения окружающей среды.
Результаты оценки устойчивости развития по выбранным для анализа компаниям Санкт-Петербурга представлены на рис. 2.
Рис. 2. Динамика показателей оценок устойчивости крупнейших системообразующих компаний Санкт-Петербурга

Однако не все вошедшие в данный список компании представляют открытую отчетность о своей деятельности. Раскрытие информации является обязательным только для открытых акционерных обществ. Предприятия другой формы собственности как правило, не заинтересованы в раскрытии внутренней информации. Исключение составляет ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», размещающий нефинансовую отчетность на сайте. Кроме того, значительная часть (около половины) компаний, публикующих отчетность в открытом доступе, составляют только обязательную бухгалтерскую отчетность. Нефинансовую отчетность, а тем более, отчетность устойчивого развития составляет лишь несколько компаний, вошедших в перечень крупнейших налогоплательщиков. Для обеспечения сопоставимости используемых в анализе данных было принято решение проводить оценку именно по таким предприятиям. Таким образом, в итоге для анализа было выбрано пять компаний, размещающих годовую нефинансовую отчетность в открытом доступе: ОАО «СИБУР Холдинг», ОАО «Пивоваренная компания «Балтика», ОАО «Силовые машины», ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», ОАО Энергетики и электрификации «Ленэнерго».


Литература
1. Кемпбелл Э., Личс К. Стратегический синергизм. — СПб.: Питер, 2004. — 416 с.
2. Корчагина Е.В. Анализ и оценка экономической устойчивости в структурах предпринимательства. — СПб.: Изд-во СПб ГУЭФ, 2002. — 145 с.
3. Нефинансовые отчеты компаний, работающих в России: практика развития социальной отчетности. Аналитический обзор / Под общей ред. А.Н. Шохина. — РСПП, М. — 2006. — 108 с.
4. Donaldson T.; Preston L. E. The Stakeholder Theory of the Corporation: Concepts, Evidence, and Implications // Academy of Management Review, 1995. Vol.20 No.1, pp. 65–91.
5. Freeman R.E. Strategic Management: A stakeholder approach. Boston: Pitman. 1984.
6. Frooman J. Stakeholder Influence Strategies // Academy of Management Review, 1999. Vol.24 No.2, pp. 191–205.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия