Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
К РЕШЕНИЯМ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР В ЕврАзЭС И ПРАКТИКЕ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
Дунаев С. П.
государственный советник
налоговой службы II ранга,
проректор по международным связям
Всероссийской государственной налоговой академии,
кандидат экономических наук


ОРГАНИЗАЦИЯ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ НАЛОГОВЫХ СЛУЖБ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ЕврАзЭС

Налоговые ведомства стран ЕврАзЭС еще 16 июня 1998 года подписали Протокол о сотрудничестве в области подготовки кадров налоговых служб Таможенного союза. Затем эта проблема нашла отражение в утвержденном Советом глав правительств Плане гармонизации налоговых законодательств государств-участников Таможенного союза на 2000-2002 гг.
Базовым учебным заведением по подготовке и повышению квалификации кадров для налоговых служб определена Всероссийская государственная налоговая академия (ВГНА).
В настоящее время уже можно говорить об определенном опыте работы в этой области.
Налоговые службы заинтересованы прежде всего в специалистах с финансово-экономическим и юридическим образованием. Растет потребность и в специалистах в области информационных технологий в связи с общей тенденцией к компьютеризации налоговой деятельности. При этом налоговые службы ориентируются главным образом на подготовку кадров в собственных университетах, институтах и колледжах.
Однако, и наш, и мировой опыт свидетельствуют о том, что ориентации на одни профильные высшие учебные заведения недостаточно. В ЕврАзЭС их всего два - Всероссийская государственная налоговая академия в Москве и Налогово-правовой институт в Душанбе. Вместе с тем следует принимать во внимание, что только в Российской Федерации специальность "налоги и налогообложение" (образовательный стандарт на которую разработан при непосредственном участии министерства РФ по налогам и сборам) введена в 47 высших учебных заведениях. К сожалению, оканчивающие вузы по этой специальности не пользуются особыми привилегиями при поступлении на работу в налоговые органы.
Тем не менее как базовое образование налоговыми службами рассматриваются образование по специальности "налоги и налогообложение" и в Белорусском государственном университете, Белорусском государственном экономическом университете, Минском финансово-экономическом колледже, Казахской государственной академии управления, Акмолинском финансово-экономическом колледже, Семипалатинском финансово-экономическом колледже, Бишкекской финансово-экономической академии, Бишкекском государственном институте коммерции и экономики, Байкальском государственном университете экономики и права, Кубанском государственном аграрном университете, Красноярском государственном университете, Дальневосточной академии государственной службы, Таджикском университете права, политики и бизнеса, Таджикском государственном университете.
Определенное содействие интеграционным процессам может оказать практика, при которой национальные налоговые службы будут рекомендовать таким вузам включать в учебные программы курс "Налоговые системы стран ЕврАзЭС (СНГ)".
В странах-членах ЕврАзЭС, за исключением Белоруссии, существуют и ведомственные центры повышения квалификации. Они имеют различный уровень технической оснащенности и масштаб деятельности, что обусловлено и разным положением налоговых органов в системе органов государственной власти в отдельных государствах Сообщества. Но в любом случае центральные аппараты налоговых служб ежегодно разрабатывают и утверждают национальные планы подготовки соответствующих кадров. Повсеместно ведущие специалисты управлений (отделов) центральных (региональных) налоговых органов привлекаются к разработке программ повышения квалификации и преподаванию. Учебные программы составляются таким образом, чтобы оказывать практическую помощь слушателям центров повышения квалификации.
Но периодичность работы таких центров невелика. Интерес к изучению опыта других стран (ЕврАзЭС, СНГ) весьма низок. Некоторое исключение составляют лишь курсы для руководящего состава и специалистов налоговых органов, занимающихся международным налогообложением (и только по некоторым направлениям).
Налоговые органы заключают договоры о повышении квалификации на платной основе с определенными вузами, зачастую с тем же базовыми. Это содействует организации взаимных долгосрочных профессиональных связей, влияет на учебные программы, улучшает возможности научного и педагогического роста работников налоговых служб. При желании налоговые органы могут разрабатывать предложения о включении в учебные программы разделов о зарубежных налоговых системах.
В 2002 г. Советом руководителей налоговых служб государств-членов ЕврАзЭС (СРНС) обсуждалось состояние международной подготовки специалистов на базе Всероссийской государственной налоговой академии. По итогам обсуждения предлагалось провести ряд семинаров для работников, занимающихся вопросами налоговой политики и международного налогообложения. Однако дальнейшая проработка вопроса показала, что в настоящее время налоговые службы не располагают соответствующими финансовыми возможностями для командирования своих сотрудников на международные семинары (на эти цели при 3-4-х семинарах в год необходимо 8-10 тыс. долл).
Поднимался вопрос и об организации, вместо очных, мультимедийных курсов дистанционного обучения. Было высказано мнение о том, что затраты, необходимые для создания таких курсов, могут быть оправданы только при условии их постоянной работы. Налоговые же службы пока не имеют соответствующей потребности. Поэтому в целях максимально эффективного расходования средств было предложено на паритетной основе организовать мультимедийный цикл дистанционного обучения под общим названием "Налогообложение в странах ЕврАзЭС", состоящий из двух модульных учебных пакетов: налоговые системы государств-членов ЕврАзЭС; налоговое администрирование государств-членов ЕврАзЭС.
В рамках модуля "Налоговые системы государств-членов ЕврАзЭС" предложено изучать правовые основы налогообложения (налоговые кодексы, налоговые законы, их эволюцию), уровни налогообложения, распределение налоговых поступлений между различными уровнями государственной власти, основные национальные налоги (налог на прибыль, НДС, налог с доходов физических лиц и т.д.), базу налогообложения, ставки и плательщиков налогов, льготы, сроки уплаты, налоговые декларации, акцизы, налогообложение природных ресурсов, особенности налогообложения международных операций, в первую очередь со странами ЕврАзЭС (СНГ). В рамках модуля "Налоговое администрирование в государствах-членах ЕврАзЭС" предложено изучать национальные налоговые органы, их задачи, функции, структуру, их права и обязанности, особенности регистрации и учета налогоплательщиков, организацию информационно-пропагандистской работы, камеральных и выездных проверок, практику обжалования решений налоговых органов, их кадровую политику, налоговую отчетность, защиту и подконтрольность налоговых органов, использование информационных технологий и систему налоговых служб, техническую оснащенность налоговых органов, применение стандартных пакетов программ, международное налогообложение и сотрудничество налоговых служб государств-членов ЕврАзЭС, соглашения об избежании двойного налогообложения и о сотрудничестве и взаимной помощи, перспективные планы развития и проекты модернизации налоговых органов.
В указанные пакеты должны войти и электронные учебники и учебные пособия, комментарии для преподавателей, материалы для тестирования и полнотекстовые электронные базы справочных материалов.
Для создания такого курса потребуется формирование международного творческого коллектива. Поскольку пакеты будут иметь модульную форму, то отдельные из них по мере необходимости можно будет включать в планы проведения тематических семинаров. Это обеспечит их достаточно широкое применение и позволит полностью окупить затраченные средства.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия