Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 4 (40), 2011
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Балашов А. М.
доцент кафедры общетехнических дисциплин Новосибирского педагогического университета,
кандидат экономических наук,


Социальная ответственность предпринимателей в образовании
В статье рассмотрена роль социальной ответственности предпринимательства в образовании и оказании помощи научным учреждениям, без чего невозможно осуществить инновационное развитие экономики государства. Подчеркивается необходимость связи образования с практикой
Ключевые слова: образование, бизнес, попечительство, модернизация, инновационное развитие
УДК 371; ББК 74.04 Б-20

В настоящее время в связи с нехваткой средств одно государство не в состоянии проводить активную социальную политику. Поэтому оно ищет пути решения социальных вопросов и пытается привлечь к этому бизнес, без которого в настоящее время не может быть решена ни одна серьезная проблема. В тоже время устойчивое развитие предпринимательства неразрывно связано с социальным благополучием и стабильностью общества. Ведь обладание собственностью дает владельцам не только определенные права, но и налагает обязательства по служению нации. Однако социальная политика не выступает сегодня концептуально продуманным инструментом регулирования социальных отношений. Правительство и бизнес до сих пор не поняли, что низкая оплата труда ограничивает спрос на товары и услуги и способствует оттоку квалифицированной рабочей силы за рубеж. Социальная сфера — это не только затраты, необходимые для вложения в человеческий капитал. Они в дальнейшем оборачиваются повышением производительности труда и улучшением качества товаров, расширением потребления. В связи с этим обдуманная социальная политика является не только стимулятором экономического роста, но и благосостояния членов общества. В странах ЕС это осознали ещё в 70-е гг. XX в. В России современный период социальной политики характеризуется становлением её субъектов — государства, предпринимательства и формирующегося гражданского общества.
Для бизнеса это означает, что от того насколько успешно фирмы сумеют объединить усилия с государством и общественными организациями в формировании активной стратегии социального развития, во многом будет зависеть их конкурентоспособность и рентабельность, а также имидж в глазах мирового сообщества. Если бизнес не возьмет на себя часть ответственности за решение нарастающих проблем в социально- трудовой сфере, то станет их первой жертвой. Ведь в современном обществе коэффициент дифференциации превышает 25 раз, тогда как в развитых странах ЕС он составляет 6–8. Сегодня российский бизнес руководствуется идеологией «дикого» капитализма не только по отношению к своим партнерам, когда конфликтные ситуации разрешаются с помощью криминальных разборок, но и по отношению к труженикам своих предприятий, пытаясь увеличить рабочий день, даже на вредных производствах и повысить пенсионный возраст. Однако требования к государству, обществу и партнерам он предъявляет исходя из положений постиндустриального общества. У российского бизнеса слабо развита культура и идеология необходимая для сотрудничества.
Для осуществления плодотворных контактов с предпринимательством должна измениться и политика государства в отношении к нему. Задача государства состоит в том, чтобы устанавливать «правила игры» и механизмы управления рынком. Государству следует отказаться от политики патернализма и командования предпринимательством, а превратиться в партнера и посредника. А его функциями должны стать инициирование, активизация и стимулирование. Оно должно предоставлять долговременные гарантии бизнесу, активизировать общество, осуществлять экономное и эффективное управление страной и создавать институциональные условия для реализации предпринимательством своих задач.
«Социальная ответственность» — это концепция, которая обосновывает, что предпринимательство не только несет ответственность за соблюдение законов и производство качественного товара, но и добровольно берет на себя обязательства перед обществом, работает на улучшение жизни людей. Социальная ответственность предусматривает изменения в поведении фирмы в отношении со всеми вовлеченными в её деятельность сторонами: работниками, потребителями, поставщиками, местными властями, государством. С.В.Туркин приводит следующее определение социальной ответственности: концепция, согласно которой бизнес помимо соблюдения законов и производства качественного продукта, услуги, добровольно берет на себя дополнительные обязательства перед обществом [1, с. 25].
Социальную ответственность, на наш взгляд, необходимо рассматривать в тесном взаимодействии экономического и этического начал. Социальная ответственность- это этический принцип, которым должен руководствоваться бизнес, основанный на моральных нормах и ценностях, учитывающий интересы общества и традиции страны. Социальная ответственность предполагает, что бизнес соблюдает нормы трудового права по отношению к своим работникам, отвечает за безопасность их труда, стабильную выплату социально значимой заработной платы, выпускает высококачественную продукцию, заботится о подготовке квалифицированной рабочей силы.
Сегодня одной из главных задач предпринимательства является модернизация и инновационное развитие экономики страны, переход к доминирующему в цивилизованном мире пятому технологическому укладу, которому должна соответствовать новая информационная экономика и подготовка условий для шестого технологического уклада. Для этого бизнес должен отойти от оппортунистической модели развития к производству. Поэтому на первый план выходит такой фактор как человеческий капитал, знания, высококвалифицированная рабочая сила. Образование является стратегическим ресурсом от состояния, которого зависит положение всего общества в целом.
В большинстве крупных компаний эту истину постепенно начинают усваивать. В них выстроена разветвленная образовательная система, благодаря чему работник может повысить профессиональную подготовку и сделать карьеру с учетом своих способностей и амбиций. Корпоративные затраты на обучение сотрудников снимают финансовую нагрузку в миллионы рублей в год с россиян и государства, что является определенным вкладом предпринимателей в решение общенациональных задач подготовки кадров. Внутренние программы подкрепляются финансированием из внешних источников по поддержке развития среднего и высшего образования, а также по содействию научным разработкам и развитию вузовской науки.
Сегодня крупные корпорации оказывают значительную помощь вузам, готовящим специалистов для нефтяной отрасли. Так, «ЛУКОЙЛ» учредил именные стипендии для студентов профильных вузов страны (Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.Губкина, Санкт-Петербургский государственный горный университет, Пермский государственный технический университет, Тюменский университет и др.). Компания оказывает поддержку этим учебным заведениям, и, приобретая научное оборудование, позволяющее вести учебный процесс на современном уровне. Корпорация приступила также к реализации проекта по подготовке нового поколения нефтяников. В соответствии с ним на базе московской школы-гимназии № 5 открыты специализированные «лукойловские» классы, выпускники которых обучаются в Российском государственном университете нефти и газа им. И.М. Губкина, а также в Национальном исследовательском университете — Высшей школе экономики по специальностям, необходимым компании.
С 2004 г., «ЛУКОЙЛ» начал реализовывать грантовую программу поддержки молодых преподавателей из ведущих нефтяных вузов страны. Корпорация оказывает также организационную и материальную поддержку аспирантам и докторантам, работающим в организациях группы. Компания постоянно финансирует научно- исследовательские и опытно- промышленные работы; оказывает финансовую поддержку не только образовательным, но и научно- исследовательским программам и проектам. В социальном кодексе «ЛУКОЙЛ» записано, что конкурентоспособность компании зависит от научного подхода к освоению природных ресурсов, развития научно- технической базы для разработки новых технологий и материалов, качества профессиональной подготовки работников. Поэтому все подразделения корпорации очень внимательно относятся к вопросам образования. Например, ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт» воплощает в жизнь сотрудничество с государственным университетом им. Лобачевского и Нижегородским государственным техническим университетом им. Р.Е.Алексеева. Соглашения касаются подготовки специалистов, научно- исследовательской работы, материально- технической базы [2].
Многие компании осуществляют подготовку и целевое направление работников в профессиональные, высшие государственные и негосударственные учебные заведения. Так, в Саратовской области при поддержке ООО «Саратоворгсинтез» в школе № 59 проводится курс довузовской подготовки школьников преподавателями РХТУ им. Д.И.Менделеева (г. Москва), устраиваются ежегодные олимпиады по химии и математике, по итогам которых победителей зачисляют на обучение в РХТУ им. Д.И.Менделеева. После окончания вуза молодые специалисты получают приглашение на работу в ООО «Саратоворгсинтез» [3].
Крупнейшая российская грузовая авиакомпания «Волга — Днепр» заключила договоры о стратегическом партнерстве с ведущими вузами Ульяновской области: Ульяновским высшим авиационным училищем гражданской авиации, Ульяновским государственным университетом и Ульяновским государственным техническим университетом. Обучение студентов под реальные потребности рынка в рамках партнерства привело к высокой востребованности молодых специалистов. Только в 2005 г. из 120 студентов, проходивших практику в авиакомпании «Волга-Днепр» 50 чел. вошли в её коллектив [4].
В Красноярском крае на средства компании «НК Роснефть» завершается строительство учебно-лабораторного корпуса Института нефти и газа Сибирского федерального университета. Объем инвестиций этой компании в реализацию социальных проектов в Восточной Сибири в 2009 г. составил 98 млрд руб. [5]. В то же время значительные затраты «НК Роснефть» на социальные программы не мешают холдингу нарушать антимонопольное законодательство. Так, в 2009 г. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) наложила на «Роснефть» рекордный штраф за нарушение антимонопольного законодательства — 5,3 млрд руб. [6]. Поэтому назвать поведение данной компании социально ответственным очень проблематично.
Однако многие фирмы подходят очень серьезно к социальной ответственности. Некоторые из них оказывают финансовую поддержку исследовательским программам вузов и научно- исследовательских институтов. Так, концерн «Калина» профинансировал программу научных исследований «Лекарственные растения горного Алтая», проведенную главным Ботаническим садом Сибирского отделения РАН. Компания также спонсировала исследовательские работы по переработке растений с целью их максимально эффективного использования при изготовлении косметических средств. Данная программа осуществлялась институтом биологии Республики Коми. Оба исследовательских проекта были выбраны по результатам проведенного в 2004 г. конкурса «Чистая линия», названного в честь соответствующего бренда «Калины».
Фирма «Мехатрон», являющаяся опытным системным интегратором, финансирует Башкирский государственный университет, а также активно участвует в международной интеграционной деятельности в области образования и науки. Благодаря её усилиям заключены договоры и осуществляется сотрудничество с университетами США, ФРГ, Турции, Франции, Италии, Египта, Венгрии, Японии и Китая. Это позволило Башкирскому университету открыть более 25 новых специальностей. Студенты старших курсов ездят на практику во многие развивающиеся страны и там оказывают внушительную профессиональную помощь [7, С. 19].
«СИБУР — Холдинг» поддерживает химическое образование в школах: помогает в обустройстве химических лабораторий и проведении олимпиад. Фирма безвозмездно осуществляет передачу компьютерной техники образовательным учреждениям. Так, в 2009 г. школам было передано 389 компьютеров [8]. Холдинг взаимодействует и с профильными ПТУ. В Тольятти и Тобольске заключены договоры с ПТУ о целевой подготовке молодых специалистов, а также обновлены лаборатории учебных заведений и постоянно закупается для них учебно-методическая литература. Производственная практика профильных ПТУ проходит на заводах холдинга.
«СИБУР» оказывает помощь и в подготовке специалистов вузам. У компании имеются соглашения по сотрудничеству с Казанским государственным технологическим университетом, Московской академией тонкой химической технологии, Российским госуниверситетом нефти и газа им. Губкина и Петербургским институтом ИМИСП. В них созданы профильные для предприятий учебные классы, открыты новые специальности и направления подготовки, разработан механизм стажировок и повышения квалификации преподавателей вузов на заводах холдинга. Совместно со многими вузами составлены программы, созданные с учетом потребностей «СИБУРа». Так, например, разработаны магистерская программа «Химическая технология органических веществ» и план профессиональной целевой переподготовки «Технология органического синтеза». В некоторых вузах предприятия холдинга входят в состав попечительского совета. Хотя для нормального функционирования образования в настоящее время необходимо в каждом вузе, техникуме, училище иметь попечительский совет, в который обязательно должны входить представители предпринимательства. С одной стороны, это поможет образованию с финансовой точки зрения, а, с другой стороны будут налажены широкие связи образования, науки с производством. Отсутствием этого так грешила хорошая система подготовки кадров, созданная в СССР, которая с 1990-х гг. постепенно начала деградировать.
Попутно нельзя не отметить, что традиции попечительства в образовании были широко распространены ещё в Российской Империи. Предприниматели не только входили в попечительские советы, но и внимательно следили за составлением программ учебных заведений, за прохождением практики будущих специалистов. Подчас на свои средства направляли преподавателей на стажировки за границу. Например, подобную традицию в Московском Императорском университете ввел попечитель граф С.Г. Строганов, когда молодых ученых направляли в ведущие университеты Европы. Он принимал также самое активное участие в пополнении университетской библиотеки. Под его личным контролем была расширена и модернизирована обсерватория университета, он выступил с предложением о создании новых клиник, подведомственных учебному заведению.
Сегодня в связи с задачей инновационного развития экономики необходимость в попечительстве значительно возросла. Современное развитие образования предъявляет повышенные требования не только к государству, но и предпринимательству, что обусловлено постоянными технологическими изменениями и быстрым прогрессом информационных технологий. В образовании появилась новая парадигма, которая предполагает «включение каждого человека в непрерывную систему знаний, ценностей и умений». Для предпринимателей это означает, что необходимо не только помочь стать человеку специалистом, но и дать возможность ему повышать квалификацию в течение всей жизни. Одна из особенностей современной рыночной обстановки состоит в развитии взаимодействия рынка труда и образовательных услуг и необходимости ускоренного роста приоритетных отраслей экономики. Формирующиеся новые для образования коммерческие типы отношений, проявляются в создании на базе государственных учебных заведений коммерческих структур, расширении внебюджетной деятельности и т.д.
Необходимость обучения в течение всей жизни диктует долгосрочные взаимовыгодные партнерские отношения учреждений профессионального образования с корпоративными клиентами, заказчиками подготовки специалистов. Социальная ответственность предпринимательства в образовании продиктована и неготовностью компаний к организации бизнеса на новой технологической основе. Цель партнерского сотрудничества может быть достигнута за счет добровольного объединения кадровых, материально- технических, интеллектуальных, информационных и административных ресурсов. Институтами, осуществляющими координацию деятельности партнеров, могут быть управляющие или попечительские советы, отделы администрации, центры занятости. С 2003 г. действует некоммерческое благотворительное партнерство «Ассоциация попечителей образования». Она проводит циклы семинаров для руководителей образовательных учреждений, предоставляет пакет типовых нормативных документов, обеспечивающих правовую основу для функционирования попечительских советов. Попечительский или управляющий совет — это одна из форм участия не только предпринимательства, но и общества в управлении образованием.
В партнерские отношения предпринимательства с вузами необходимо включать и администрацию территорий присутствия, что является редкостью в настоящее время, а также институты формирующегося гражданского общества. Учебным заведениям следует интегрироваться в жизнь регионов. Сотрудничество должно строиться на принципе социальной справедливости, добровольности, согласованности интересов всех участников отношений. Партнерское сотрудничество необходимо как для опережающего обеспечения высокотехнологичных и приоритетных направлений развития промышленности квалифицированными кадрами, так и для обновления структуры профессионального образования с учетом потребностей организаций-заказчиков в кадрах, расширение спектра образовательных услуг высшей и средней школы.
Необходимо также сотрудничество научно-исследовательского сектора вузов с промышленными предприятиями. Все это даст возможность учебным заведениям активно включиться в процесс модернизации и инновационного развития. Такие связи помогут в дальнейшем сформировать новые научные направления и школы, а также позволят проводить совместные научно — практические конференции и издавать научные труды, связанные с потребностями производства. Корпорация «СИБУР» активно осуществляет подобное сотрудничество. Она создала свой научный центр по химическим технологиям — ООО «НИОСТ», с целью обеспечения конкурентоспособности холдинга за счет разработки и реализации инновационных технических решений. Все лаборатории компании укомплектованы новейшим оснащением от ведущих мировых производителей, а рабочие места сотрудников оборудованы в соответствии с мировыми стандартами.
Взаимодействие с отечественной наукой осуществляет и фонд содействия отечественной науке, созданный в 2000 г. Р.А. Абрамовичем, О.В. Дерипаской и А.Л. Мамутом. Его деятельность сосредоточена на присуждении грантов исследователям, работающим в учреждениях РАН. На научные цели учредителями фонда с 2000 по 2007 гг. было выделено более 17 млн долл. [9]. Руководство фонда расширяет также сотрудничество с крупными российскими компаниями, привлекая академические кадры для научно — технической экспертизы при принятии технологических решений.
Молодым педагогам российских вузов успешно сочетающих научную и преподавательскую деятельность, оказывает поддержку и благотворительный фонд В.О. Потанина. Соискателями гранта могут быть ученые не старше 35 лет. Каждый год гранты в размере 36000 руб. получают 133 педагога. С начала реализации программы фонд выделил 422 гранта [10]. Ещё одной задачей фонда В.О.Потанина является проведение долгосрочных стипендиальных и грантовых программ, которые адресованы талантливым студентам и курсантам. Только в 2003 г. объединенный годовой бюджет восьми стипендиальных программ фонда В.О. Потанина составил около 6 млн долл. Летом 2010 г. фонд провел летнюю школу для своих студентов стипендиатов в Новосибирске. Её финалом стала публичная защита волонтерских проектов, где стипендиаты представили на суд жюри свои социальные инициативы. Один из лучших проектов показала команда из Московского физико-технического университета и была удостоена гранта Благотворительного фонда за реализацию своей идеи. Грантовый фонд летней школы составил 1 млн руб. [11].
Фонд «Система» В.П. Евтушенкова оказывает поддержку Высшей школе менеджмента Санкт- Петербургского университета, где на эти средства формируются гранты для профессоров и студентов, приглашаются для участия в конференциях, семинарах и круглых столах ведущие российские и зарубежные преподаватели и исследователи [12]. Деятельность фонда способствует созданию более высокого уровня спроса на услуги сектора высоких технологий.
Ещё одним проектом благотворительного фонда «Система» является программа «Шаг в будущее», проводимая совместно с МГТУ им Н.Э. Баумана. Она призвана содействовать возрождению технической элиты страны. В рамках программы фонд стимулирует и поддерживает научно- техническое творчество молодежи, помогает в организации сотрудничества исследователей разных поколений, содействует проведению всевозможных соревнований. Результатом программы «Шаг в будущее» в течение 15 лет стало около 200 патентов и более 150 свидетельств, полученных молодыми специалистами за полезные изобретения, более 4000 публикаций. Над реализацией программы «Шаг в будущее» под руководством МГТУ им. Н.Э. Баумана работают 114 российских вузов и 50 научно- исследовательских организаций [13].
Значительную помощь фундаментальной отечественной науке оказывает некоммерческий семейный фонд основателя компании «Вымпелком» Д.Б. Зимина «Династия», созданный в 2001 г. Потомственный предприниматель, сын купца- старообрядца Дмитрий Борисович сам крупный ученый, доктор технических наук, профессор долгое время работавший в военно-промышленном комплексе. В 1992 г. он стал инициатором создания телекоммуникационной компании мобильной связи ОАО «Вымпелком». Он прекрасно понимает необходимость хорошей подготовки специалистов. Фонд «Династия» оказывает немалую помощь образованию. С 2009 г. он совместно с РАН начал прямую трансляцию цикла открытых публичных лекций мировых звезд науки. В 2008 г. им учреждены премии в области литературы и физики для школьных учителей. Он также проводит всевозможные конкурсы для студентов и молодых ученых. Только в 2005 г. общий объем расходов фонда на эти цели составил 3,583 млн долл.[14], а в 2008 г. — уже 7,7 млн долл. В 2009 г. фонд поддержал 93 лауреата. Ежемесячная стипендия награжденных студентов составляла 4 тыс. руб., аспирантов и молодых ученых без степени — 8 тыс. руб., кандидатов наук 15 тыс., докторов наук 20 тыс. руб. С 2011 г. фонд увеличил стипендии студентам до 5 тыс. руб., гранты аспирантам и молодым ученым без степени возросли до 5 тыс., кандидатам наук — до 18 тыс., а докторам наук до 24 тыс. рублей в месяц [15].
Фонд проводит также большую работу по возвращению в Россию ученых, уехавших за рубеж. Эту задачу поставил как первостепенную Президент РФ Д.А. Медведев, поддержав создание инновационного центра в Сколково. Фонду удалось вернуть на родину профессора Нью-Йоркского университета Е. Нудлера, покинувшего СССР в 1990 г. В России ему были созданы хорошие научные и комфортные бытовые условия. Профессору предоставили возможность возглавлять лабораторию по изучению молекулярных механизмов старения. Эти исследования будут содействовать тому, что российские специалисты смогут создать новые препараты, замедляющие процессы старения и лекарства против атеросклероза [16].
Фонд «Новая Евразия» способствует модернизации региональных образовательных систем, формированию благоприятной предпринимательской среды, поддержке малого бизнеса, созданию условий для максимальной самореализации молодежи. В настоящее время он осуществляет программу развития научно-исследовательского и предпринимательского потенциала «Эврика». По итогам экспертной оценки совместно с министерством образования и науки ряд российских вузов утвержден в качестве инновационных методических центров, работающих в области коммерциализации науки. К ним отнесли Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева, МИФИ, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, МИСиС, СПбГУ, Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Национальный исследовательский университет — Высшая школа экономики, Новосибирский государственный университет.
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского продемонстрировал итоги трансформации из классического университета в быстро развивающейся исследовательский центр, с концентрацией на естественных науках и формирующейся инновационной инфраструктурой. Санкт-Петербургский государственный университет показал отличную систему стимулирования студенческого предпринимательства, поддержку прикладных исследований, основание бизнес-инкубаторов. Фонд «Новая Евразия» видит свою задачу в создании реально работающего социального партнерства.
Однако большинство фондов, оказывающих поддержку высшему и среднему образованию, несмотря на их названия «благотворительных», чаще предоставляют спонсорскую помощь. Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом (спонсором) вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица (спонсируемого) на условиях распространения спонсируемым рекламы о спонсоре, его товарах [17]. Спонсорство является частью маркетинговой кампании, призвано укрепить имидж фирмы на рынке, направить корпоративную идеологию в нужное русло. Если благотворительность подчас совершается тайно, не для публики, то спонсорство проводится на правах рекламы. Спонсорский вклад признается платой за рекламу. Спонсорство — не общественное, а коммерческое явление, это бизнес со своей этикой, вкладывание средств в ожидании в будущем прибыли.
Хотя благотворительность в современной России находится в начале пути своего становления, благотворительные фонды способствуют социальной ответственности бизнеса. В 2010 г. благотворительный фонд «CAF» опубликовал данные исследования благотворительной активности населения 153 стран. Россия в этом рейтинге заняла 138 место [18]. Исследование выявило, что чем больше человек доволен своей жизнью, тем чаще он склонен заниматься благотворительностью. В РФ большинство населения, в том числе и бизнес, очень далеки от радостей жизни. В то же время необходимо кардинальное изменение условий ведения благотворительной деятельности, иначе страна обречена, плестись в конце мирового списка. К сожалению, в РФ наблюдается тенденция, когда власти часто принуждают предпринимателей жертвовать на программы, которые должны осуществлять государственные органы и органы социальной защиты. Получается, что власти не способствуют благотворительности предпринимателей, а, наоборот, разрушают у них установку на благотворительность, принуждая их действовать в соответствии со своими целями и мотивами.
Значение благотворительности должны понять и рядовые россияне, которые сегодня к ней относятся с недоверием. Они считают, что под прикрытием благотворительности совершаются махинации. И для таких опасений есть основания. Подобные случаи имели место. Благотворительные фонды достаточно часто используются депутатами в качестве «поддерживающей рекламы». В обществе осуждается благотворительность тех, кто несет ответственность за бедственное состояние граждан, осуждается благотворительность, имеющая целью получение каких- либо дивидендов. В то же время у населения терпимое отношение к социальным планам бизнеса: главное — чтобы предприятие платило налоги, зарплату и производило качественную продукцию [19]. Жители России ждут от бизнеса (по данным социологического исследования проведенного ВЦИОМ в 2009 г.), прежде всего, помощи малоимущим и инвалидам, пенсионерам об этом заявили 53% респондентов. Следующим ориентиром населения является создание новых рабочих мест — 43%, далее следует помощь в развитии материальной базы объектов здравоохранения, образования, науки, культуры, спорта — 39%.
Для возрождения благотворительности её необходимо стимулировать. В российском законодательстве отсутствуют поощрительные награды для благотворителей. Средства массовой информации не пропагандируют благотворительность, в печати и Интернете не публикуются имена благотворителей. Большинство печатных органов не вполне осознают, что факт публикации материалов о благотворительности предпринимателей способен стимулировать других бизнесменов к подобным действиям. Властям следует более ответственно относиться к благотворительности предпринимателей, жаловать их всевозможными знаками отличия, устраивать церемонии награждения. В народном сознании должен сформироваться позитивный образ предпринимателя-благотворителя, что будет способствовать повышению его социального статуса.
В Израиле, например, очень ценится и благотворительность и спонсорство. Это поощряется общественным мнением. В стране на многих корпусах университетов написаны имена тех, кто выделил средства на их постройку. В США благотворительность поощряется законодательно, там до 10% облагаемого дохода фирм освобождается от налога, если организация направляет соответствующие средства на благотворительность. Для частных же лиц в этом случае от налога освобождается до 50% совокупного дохода. В Германии налогом не облагаются юридические лица в размере 10% прибыли [20, С. 310].
В Российской Федерации, если предприниматель сделал какой-то взнос или пожертвования, то ему следует с этого ещё и заплатить налоги. Налоги должны уплатить и организации, получившие дар. Пока в нашей стране не существует законов о налоговых льготах для лиц, занимающихся благотворительностью, существующая система, конечно, не может ее стимулировать. В законе «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» налоговая льгота для предпринимателей — 3% от суммы прибыли, но это составляет слишком незначительную сумму. Многие предприятия, оказывающие людям безвозмездную помощь, этой льготой даже не пользуются, так как процессуальные оформления занимают очень значительную часть времени. Предприниматели предпочитают жертвовать средства, на какие- то благие цели хорошо знакомым людям, зная, что эти пожертвования пойдут по назначению. Такая благотворительность достаточно широко распространена в образовании.
Сегодня настало время, чтобы благотворительность вышла за рамки узкоспециализированных групп профессионалов, а предстала в поле зрения широкой общественности. Нельзя забывать и о том, что благотворительный процесс способствует становлению гражданского общества в стране. Возрождение благотворительности в России идет темпами несоизмеримыми с дореволюционной благотворительностью, когда целые династии предпринимателей являлись благотворителями и систематически ей занимались, а некоторые ежегодно жертвовали «десятину» (1/10 часть ежегодного дохода). Благотворительность нужна тем социальным слоям, которые не могут работать: детям, студентам, инвалидам, старикам.
Сегодня наблюдается и такое явление, когда некоторые бизнесмены занимаются квазиблаготворительностью. Их целью является создание вида благодеяния для укрепления своего имиджа. Часто это делается с целью рекламы продукции. Ежегодно фиксируется более 1000 случаев лжеблаготворительности. Необходима не только прозрачность деятельности благотворительных фондов, но и изменение отношения россиян к самой благотворительности.
Таким образом, в России постепенно возрождается благотворительность, в том числе и в образовании, но она носит пока точечный характер, а преобладает квазиблаготворительность. Поэтому следует стимулировать благотворительность предпринимателей не только с помощью налоговых льгот, но и морально поощрять их оказывать помощь ближнему, развивая благотворительность как одно из направлений социальной ответственности предпринимательства.
В целом социальная ответственность предпринимателей в образовании помогает не только лучшей подготовке кадров, но и повышению квалификации сотрудников предприятий. В результате общество становится в большей степени включенным в непрерывную систему знаний, ценностей и умений. Необходимо в больших масштабах расширять полномочия попечительских или управляющих советов, которые будут способствовать связи образования с практикой и ускоренному росту приоритетных отраслей экономики, необходимых для модернизации производства и создания национальной инновационной системы.
Основными задачами партнерского сотрудничества должны стать:
расширение контактов образовательных учреждений с предприятиями и организациями;
содействие практической деятельности обучающихся;
создание условий для обеспечения более тесной связи между преподаванием теории и приобретением практических умений и навыков;
помощь трудоустройству выпускников и сопровождение их карьерного роста;
осуществление материальной поддержки учебных заведений;
совершенствование учебного процесса в соответствии с требованиями предприятий — партнеров.
Сотрудничество предпринимательства и системы образования даст возможность прогнозировать потребности в качестве и количестве выпускаемых специалистов, а также осуществлять мониторинг трудоустройства кадров. В то же время нельзя не учитывать, что системность взаимодействия бизнес-сообщества и высшей и средней школы в настоящее время только формируется. Существует еще много причин несогласования потребностей предпринимательства и образования. Институциональные формы регулирования и существующие механизмы взаимодействия рынка труда и образовательных услуг в России нуждаются в системном совершенствовании.


Литература
1. Туркин С.В. Социальные инвестиции в бизнесе. Пособие для менеджеров. - М., 2003.
2. Отчет «ЛУКОЙЛ» о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации. 2007-2008 гг. www.lukoil.ru/static,asp. дата обращения 21 ноября 2010.
3. Отчет «ЛУКОЙЛ» о деятельности в области устойчивого развития на территории Российской Федерации. 2007-2008 гг. www.lukoil.ru/static,asp. дата обращения 21 ноября 2010.
4. Годовой отчет группы компаний Волга-Днепр за 2005 г. www.volga-dnepr.com/rus/presscentre/annual/
5. Социальный отчет в области устойчивого развития за 2009 г. http://www.rosneft.ru/ attach/0/02/68/RN_SocialReport_2009.pdf
6. Суд рассмотрел иск «Роснефти» http://www.fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_30469
7. Герасимова Г. Национальным проектам - промышленную поддержку. // Промышленник России. - 2004. - № 11.
8. Социальный отчет за 2009 г. http://www.sibur.ru/files/SIbuR_Social_report_2009.pdf.С.20.
9. Региональный общественный фонд содействия отечественной науке. http://www.science-support.ru/
10. Гранты и гранды. Благотворительный фонд В.Потанина. www.businesspress.ru
11. Кудрявцев Н. Партнерство науки, образования и бизнеса - стратегический путь развития МФТИ как национального исследовательского университета. http ://mipt.ru/institute/niu_qrog.html
12. Социальная ответственность АФК «Система». http://www. Sistema.ru/corporation/social/
13. Социальная ответственность АФК «Система». http://www. Sistema.ru/corporation/social/
14. Династия Д. Зимина. Люди компании. http://www.rb.ru/biz/companies/show/552587.
15. Программа поддержки физиков- студентов, аспирантов и молодых ученых. http://www.dynastyfdn.com.programs/education/physics
16. Лаборатория по изучению молекулярных механизмов старения. http://www. dynastyfdn.com.programs/education/geronlab
17. Национальная экономическая энциклопедия. http://slovari.yandex.ru/
18. Благотворительность в России. http://www.dp.ru/a/2010/09/22/Rossija_zanjala_138e_mesto
19. Результаты опроса ВЦИОМ. http://wciom.com/archives/thematic-archive/info-material/single/8521.html?no_cache
20. Векслер А.Ф., Тульчинский Г.Л. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. - Н. Новгород, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2022
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия