Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Мойсейчик Г. И.
главный советник Главного управления денежной политики и экономического анализа Национального банка Республики Беларусь (г. Минск),
кандидат экономических наук


Архитектоника глобальной системы финансовых центров
В статье дан анализ структуры и характерных особенностей взаимодействия финансовых центров, формирующих глобальную финансовую систему, включая новые подходы к классификации финансовых центров по трем основным критериям — субординации и системной роли, функциональной специализации, статусу валюты, эмитируемой финансовым центром. Проанализированы основные предпосылки создания финансовых центров
Ключевые слова: глобальная финансовая система, глобальный финансовый центр, региональный финансовый центр, оффшорный финансовый центр
УДК 330.145; ББК 65.291.572   Стр: 97 - 101

Иерархия глобальной системы финансовых центров.
Глобальная система финансовых центров — это сеть финансовых центров разного порядка и качества, каждый из которых играет особенную функциональную роль и вместе с тем создает общий функциональный каркас всего строения системы, включая иерархию глобальных, региональных и национальных денег, установление глобальной системы мирового долга, правил для трансграничных перемещений капиталов и т.п.
В отличие от распространенных подходов к классификации финансовых центров, согласно которым они делятся в основном по объему операций, интенсивности взаимодействия с другими центрами, диверсификации и уровню экономической свободы1, в данной статье нас будет, прежде всего, интересовать главный признак финансовых центров — преобладание в проекте национально-государственных интересов страны базирования центра либо интересов глобальных игроков. Баланс этих интересов составляет достоинство и отличительную особенность региональных финансовых центров.
Исходя из этого подхода, попытаемся классифицировать центры по двум критериям — субординации и специализации.
По критерию субординации, или системной роли в глобальной финансовой системе, следует выделить следующие типы центров.
1. Глобальные финансовые центры — системообразующие, глобальные оффшоры (далее — ГФЦ), которые устанавливают правила и стандарты, обязательные для всех участников глобальной финансовой системы (далее — ГФС). По сути, они являются крупными саморегулируемыми организациями, и если и подлежат, то весьма нежесткому контролю со стороны контролирующих финансовых институтов стран базирования. Классические примеры глобальных оффшорных центров — Лондон, Нью-Йорк, Цюрих. Эти центры используют в своей организации и тиражируют на все другие виды финансовых центров общие правила оффшорной деятельности, Единый кодекс корпоративного управления (Combined Code on Corporate Governance, далее — Кодекс), рекомендованный своим банкам за рубежом; в-третьих, отсут­ствие ограничений на трансграничные перемещения капиталов, денег, ценных бумаг, доходов на них в виде прибыли, процентов, дивидендов и т. п.; в-четвертых, принятие и реализацию (отслеживание) глобальных финансовых пруденциальных стандартов и требований безопасности и прозрачности (Базельские соглашения, соглашения по противодействию коррупции и отмыванию денег, полученных незаконным путем). В-пятых, главным принципом оффшорной деятельности является запрет на осуществление операций резидентов центра с резидентами страны базирования центра и сосредоточение на посредниче­ских транснациональных операциях. Это правило прописано для всех оффшорных центров, однако реализуется в полном, без изъятий, виде только в нишевых оффшорных центрах.
Благодаря тому, что глобальные финансовые центры создают правила игры в глобальной финансовой системе, они получают организационную ренту.
2. Нишевые оффшорные центры — продукты глобальных центров, находящиеся в их полном подчинении. Это центры с максимально либеральным налоговым, валютным режимом, режимом по трансграничным перемещениям капитала, иным транзакциям банков и небанковских финансовых организаций. Как правило, они являются анклавами — внешними периферийными центрами обслуживания крупных (одной или нескольких) экономик, которые не имеют специальной целью развитие конкретных национальных экономик. Соответственно, нет специальных правил, регулирующих взаимодействие организаций — резидентов центра с резидентами страны базирования центра, и наоборот, резидентов страны с организациями — резидентами центра.
Главным признаком нишевых центров является то, что они представляют собой территории, относящиеся к юрисдикции глобальных финансовых центров, в которых они могут свободно совершать операции, руководствуясь созданными ими правилами внутреннего контроля. Подавляющая часть нишевых оффшорных центров является центрами регистрации операций, совершаемых глобальными финансовыми центрами, и размещается в основном в малых странах или на островах (Каймановы, Науру, Багамские и др.). Их отличительные особенности — пониженные налоговые ставки либо отсутствие и небольшие регистрационные платежи. Кроме того, как правило, они предоставляют гарантии секретности операций, а также другие льготы, при кредитовании предъявляют низкие требования в отношении резервов. Регистрация и функционирование иностранных фирм обеспечивают существенное пополнение доходов стран с нишевыми оффшорами.
Интерес стран базирования глобальных финансовых центров в нишевых оффшорах заключается, прежде всего, в возможности уйти от высоких ставок налогообложения на доходы и операции, которые действуют в этих странах. По этой причине более 20% депозитов граждан США находится в оффшорных банках.
3. Промежуточные, или оншорно-оффшорные центры (региональные финансовые центры; далее — РФЦ), — продукт национальных государственных стратегий встраивания в глобальную финансовую систему, ключевой элемент которых — партнерство с глобальными финансовыми центрами. Они являются частичными заимствователями правил оффшора (Сингапур, Дубаи, Гонконг).
Важнейшим отличием оншорно-оффшорных центров от нишевых является как институциональная, так и финансовая структурная связь с экономикой стран базирования, а также приоритетность задачи развития экономики страны базирования центра.
Важнейшее отличие оншорно-оффшорных центров от глобальных оффшорных центров заключается в том, что последние определяют правила игры всей системы финансовых центров, тогда как региональные центры, как правило, входят в систему международных финансовых центров (далее — МФЦ) в качестве инстанций обслуживания ГФЦ и, соответственно, подвергаются регулирующему воздействию с их стороны. Если формально они являются независимыми, то на деле подпадают под юрисдикцию ГФЦ. В оншорно-оффшорных центрах действует единообразный специальный транснациональный режим перемещения капитала и финансовых операций.
Органы регулирования стран базирования практически не вмешиваются в их деятельность (лицензирование и отслеживание соблюдения транснациональных стандартов), а если и вмешиваются, то с целью установления налоговых и иных стимулов, которые способствуют привлечению иностранных инвесторов в эти страны.
Оншорно-оффшорные центры возникали как стратегические партнерства, как правило, с глобальными центрами. Они имеют трехступенчатый режим регулирования: один — для резидентов центра — нерезидентов страны, другой — для резидентов центра — резидентов страны, третий — для регулирования взаимоотношений резидентов центра и резидентов страны. При этом в отношении резидентов центра — нерезидентов страны действует максимально либеральный режим регулирования, сравнимый с тем, который принят в нишевых финансовых центрах. В отношении резидентов центра — резидентов страны, как правило, применяется поэтапная стратегия либерализации.
Поскольку оншорно-оффшорные центры решают задачи структурного развития и структурным приоритетом являются чаще всего банковские, биржевые, инвестиционные, страховые услуги, информационно-технологическая инфраструктура, транспортно-логистический комплекс и сектор высоких технологий, то такие центры испытывают необходимость в особом органе регулирования, который в то же время может быть комплексным регулятором финансовой системы страны. Специально для запуска РФЦ в некоторых странах используются администрации центров. В отдельных случаях роль администрации центра выполняет единый мегарегулятор финансового рынка.
Глобальные финансовые центры, как правило, располагают следующими финансовыми институтами:
● биржа мирового класса (фондовая, денежная, товарная (золото, сырье, энергоносители), электронная), тесно связанная с сетью бирж глобальных и региональных финансовых центров;
● центр эмиссии мировой резервной валюты (государственные денежные знаки, выпущенные странами базирования ГФЦ, имеют статус мировой резервной валюты);
● институты, определяющие правила игры участников глобальной финансовой системы, в частности, сквозное участие на биржах, курсообразование, правила создания региональных и нишевых финансовых центров и др. К такого рода институтам относятся мегарегулятор единого финансового рынка, либо регуляторы сегментов финансовых рынков (банковской системы, страхования, ценных бумаг, инвестиционных фондов) стран базирования глобальных финансовых центров;
● глобальные оффшорные банки и глобальные оффшорные транснациональные корпорации (далее — ТНК) (к ним относятся компании мировых брендов), осуществляющие глобальный аутсорсинг всех видов ресурсов и глобальный трансфер технологий;
● трехуровневая банковская система (центральный банк, внутренние банки (региональные), международные оффшорные банки, включая инвестиционные банки развития). При этом чаще всего центральный банк не является эмиссионным центром;
● небанковские финансовые институты (пенсионные, страховые компании), которые могут совершать операции на глобальных рынках.
Региональные (оншорно-оффшорные) финансовые центры, как правило, располагают следующими финансовыми институтами:
— биржа, связанная с сетью бирж глобальных финансовых центров отношениями стратегического партнерства;
— региональная валюта;
— монетарные власти (или центральный банк) часто в функции мегарегулятора, задачей которого является обеспечение заимствований и распределение глобальных правил регулирования финансового рынка и их оптимального сочетания с государственными правилами в данном регионе;
— эмиссионный центр, не зависимый от монетарных властей. Например, в Гонконге эмитентами валюты являются Банковская корпорация Гонконга и Шанхая (HSBC), Стандартный чартерный банк (Standard Chartered Bank) и Банк Китая, в Сингапуре — Валютный совет уполномоченных (Board of Commissioners of Currency);
— трехуровневая банковская система, представленная центральным банком, банками — резидентами страны с полной или ограниченной лицензией, включая банки, уполномоченные обслуживать государственные программы, оффшорными банками, либо оффшорными депозитными институтами. При этом банки — резиденты страны могут иметь оффшорные и внутренние счета и обеспечивать их раздельное ведение;
— институты развития (государственные финансовые холдинги в нескольких приоритетных отраслях, которые ориентированы на создание высокотехнологичных компаний мирового уровня, банки развития, в том числе производящие уникальные финансовые сервисные транснациональные продукты (к примеру, исламский банкинг), позволяющие встраиваться в глобальную систему инвестиций;
— небанковские финансовые институты (пенсионные, страховые компании), которые могут совершать операции на региональных рынках.
Нишевые оффшорные центры, как правило, располагают следующими институтами:
● оффшорные банки и оффшорные предприятия как резиденты нишевых центров;
● органы контроля за соблюдением правил деятельности резидентов нишевых центров (сохранение тайны операций и т.п.);
● органы регистрации резидентов и их операций.
Общая системная характеристика финансовых центров любых типов и видов выражается в их оффшорной природе, которая заключается в преимущественно транснациональной и трансграничной специализации деятельности центра. Все финансовые центры — и старые, и новые, и глобальные, и региональные, и нишевые по природе своей так или иначе являются оффшорами, но оффшорами различной ориентации и различной организации.
Специфическое отличие глобальных, региональных и нишевых оффшорных центров заключается в следующем.
В глобальных центрах имеются послабления на запрет на осуществление операций резидентов центра с резидентами страны базирования центра. Так, банкам США разрешено осуществлять трансграничные операции, включая оффшорный банкинг2, через международные отделения головного офиса (материнской компании), иностранные банки и их филиалы, учреждения международного банкинга. Однако, несмотря на запрет для предприятий или отделений оффшорного банкинга заниматься операциями в стране базирования с резидентами страны, они могут переводить свои активы в головные офисы (материнские компании) или кредитовать резидентов США3.
В региональных финансовых центрах (например, Сингапур) указанный запрет действовал в течение первого десятилетия после создания центра, а потом, когда центр набрал силу, его отменили.
С 1978 г. оффшорные банки — резиденты Сингапура получили разрешение кредитовать отечественные предприятия.
Второй критерий классификации — функциональная специализация МФЦ. Анализ международного опыта показал, что существующие финансовые центры имеют несколько основных специализаций.
1. Глобальный биржевой центр, связанный с другими мировыми центрами. Главной его функцией является интеграция в глобальную биржевую сеть, организация торгов различными активами, товарами и инструментами, являющимися объектами мировой биржевой торговли. Примеры подобных центров — старые образцы фондовых и товарных бирж (Лондон, Нью-Йорк, Цюрих, Токио и др.). Как правило, к этому типу относятся глобальные финансовые центры.
2. Региональный центр по типу универсального финансового и сервисного распределителя (или хаба, от англ. hub). В его функции входит предоставление транснациональных финансовых, операционных, логистических, транспортных, информационных, консультационных и иных услуг, ориентированных, прежде всего, на обслуживание финансовых потоков, связанных с движением товаров и капиталов, являющихся объектами мировой торговли, а также на развитие внутренних институтов и инфраструктуры (Сингапур, Гонконг, Дубаи).
3. Региональный центр по типу более узкоспециализированного поставщика финансово-операционных, финансово-информационных и финансово-технологических услуг (Мумбаи, Сидней, Дублин).
В функции такого рода центра входит, прежде всего, создание в стране базирования современных комплексов (финансового, ИТ, высоких технологий, услуг), которые обслуживают национальных и транснациональных потребителей указанных услуг, включая инвестиционный банкинг, интернет-банкинг, торговлю ИТ-продуктами, транснациональное венчурное финансирование и т.п.
4. Нишевые оффшорные центры по типу специальной экономической зоны, свободной от налогообложения, таможенных пошлин и т. п. (Кипр, Каймановы острова и др.). Как правило, они являются анклавами глобальных финансовых центров.
Третий критерий классификации финансовых центров — статус валюты, эмитируемой тем или иным финансовым центром.
По этому критерию все центры группируются следующим образом:
1) центры-эмитенты глобальных денег (Лондон, Нью-Йорк, Токио),
2) центры-эмитенты региональных денег (Сингапур, Гонконг, Дубаи),
3) центры-не-эмитенты (к ним относятся все нишевые оффшорные центры), которые, не имея собственной валюты, совершают операции в глобальной и, реже, в региональной валютах.

Предпосылки создания международных финансовых центров.
Как показал опыт создания региональных финансовых центров, их появление является результатом целеустановки правительства, возможной в условиях роста государственного самосознания и самооценки, появления национального лидера крупного масштаба, который ищет и находит сильную мотивацию для создания РФЦ именно в данной стране. Впрочем, эта внутренняя мотивация подкрепляется наличием сильной мотивации у иностранного инвестора (другого МФЦ либо РФЦ), который нуждается в партнере, гарантирующем политическую и экономическую стабильность и хорошие перспективы роста. К примеру, в случае Сингапура это была заинтересованность Лондон-Сити в проведении биржевых операций в часовом поясе Юго-Восточной Азии, что позволяло работать в круглосуточном режиме. Кроме того, существовало мощное лобби китайской диаспоры, заинтересованной в переброске инвестиций из Малайзии и Индонезии в Сингапур ввиду более выгодного географического и политического положения этой страны, а также гарантий более стабильной ситуации.
Таким образом, необходимым условием создания РФЦ с точки зрения субъективных предпосылок является, с одной стороны, готовность национального правительства, а с другой — внешний толчок, заинтересованность сильной внешней глобальной инстанции — капиталодержателя (МФЦ, РФЦ, ТНК, правительства страны — донора мировых инвестиций) в сосредоточении финансовых потоков в стране предполагаемого базирования нового финансового центра.
К дискретным объективным предпосылкам создания МФЦ в конкретной стране следует отнести:
— особое геополитическое положение страны, позволяющее осуществлять роль посредника в международных транзакциях (биржевых, банковских, логистических, транспортных и др.);
— высокую степень открытости экономики страны, наличие экспортно-ориентированного сектора, отвечающий минимальным международным требованиям стандарт банковской и биржевой систем или уровень развития финансовых услуг, наличие информационной инфраструктуры, кадров соответствующей квалификации со знанием английского языка.
Если какая-то страна не располагала данными условиями в полном объеме, то ей приходилось срочно создавать их в ускоренном режиме.
К универсальным объективным предпосылкам создания МФЦ следует отнести транснационализацию производства.
Создание МФЦ явилось логическим результатом развития мировых процессов транснационализации производства, так называемого оффшоринга4, который означает перемещение субъектами хозяйствования (компаниями либо правительствами) производств, услуг и финансов из одной страны в другую с целью минимизации издержек производства и завоевания новых рынков сбыта путем превращения прежних конкурентов в партнеров.
Справедливо будет также считать, что оффшоринг означает замещение более дорогих внутренних страновых ресурсов или ресурсов, производимых в данной стране, более дешевыми внешними, производимыми в других странах, на других предприятиях, либо в подразделениях, филиалах данного предприятия, открываемых за рубежом. Если речь идет о других предприятиях, у которых фирма черпает более дешевые ресурсы, независимо от того, размещены они в собственной стране или за рубежом, то это аутсорсинг. Если речь идет о предприятиях, размещенных исключительно за рубежом, — то это оффшоринг. Таким образом, оффшоринг является разновидностью аутсорсинга.
Вместе с тем аутсорсинг и оффшоринг, как привлечение и использование технологически более развитыми хозяйствующими субъектами ресурсного (трудового, интеллектуального, материального и сырьевого) потенциала менее развитых, предполагают обратную связь в виде не только экспорта готовых товаров и услуг, но и трансферта (или передачи) технологий.
Уже сам по себе оффшоринг связан с передачей определенных знаний, информации, ноу-хау от более развитых субъектов хозяйствования к менее развитым. Поэтому обе стороны связаны между собой отношениями интеллектуальной собственности, и в частности патентного права.
При этом технический прогресс в средствах телекоммуникаций сделал процесс оффшоринга легко осуществимым и массовым. Глобальная информационная система явилась техническим базисом глобальной финансовой системы.
Оффшоринг ИТ-услуг означает разработку новых информационных систем как составных частей новых технологий производства и управления.
Благодаря оффшорингу появляется новая производственная единица — метапредприятие, или расширительное предприятие (extended enterprise), как резидент финансового центра.
Метапредприятие объединяет в одну цепочку производственные единицы, занятые созданием идеи, образа продукта или услуги (промышленного дизайна), разработкой концепции развития и распространения продукта или услуги, ресурсообеспечением производства, созданием сети дистрибьюции, обслуживания и утилизации.
Вся эта цепочка связана воедино при помощи информационных технологий. Метапредприятие возникает в результате коммерциализации того или иного объекта интеллектуальной собственности (далее — ИС), будь то патент на научное открытие или изобретение, полезная модель, бизнес-метод, компьютерная технология или ноу-хау. Иными словами, формообразующим ядром высокотехнологичных предприятий инновационного типа становится объект интеллектуальной собственности.
Предприятия такого типа, как правило, являются резидентами финансовых центров, поскольку именно финансовые центры обеспечивают легкость и наименьшие издержки доступа к финансовым и трудовым ресурсам, причем ресурсам наиболее высокого качества (что выражается в финансовых и инвестиционных рейтингах, а также показателях высокой квалификации кадров), наименьшее налоговое бремя.
В силу этой особенности финансовые центры становятся для стран их размещения центрами привлечения высокотехнологичных иностранных инвестиций, причем часто преимущественно прямых иностранных инвестиций. Примерно 2/3 прямых иностранных инвестиций, привлекаемых развивающимися странами (пример Бразилии, Индии), поступают через финансовые центры, созданные в этих странах.
На основании анализа роли финансовых центров рассмотренных выше типов в мировой финансовой системе можно сделать вывод о том, что региональные финансовые центры в наибольшей степени способствуют всестороннему развитию переходных и развивающихся стран, а также созданию и развитию конкурентоспособных производств и отраслей, отвечающих потребностям глобального рынка.
Опыт работы успешных региональных оншорно-оффшорных центров показывает, что их создание обеспечивалось следующими структурными изменениями.
В секторе производства. Во-первых, в секторе экономики осуществлялись выбор и мощная государственная поддержка новых структурных приоритетов развития — экспортно-ориентированных отраслей производства и услуг. Структурными приоритетами в странах базирования МРФЦ, как правило, являются энергетика (нефть и нефтепереработка), либо другие добывающие отрасли или другие отрасли-экспортеры, имеющие долгосрочные устойчивые позиции на внешних рынках; высокотехнологичные отрасли, образующие мировые кластеры; инфраструктура (транспорт, логистика); информационно-коммуникационные услуги; финансовые услуги; услуги организаций общественного питания, гостиничного и оздоровительного комплекса, культурно-досуговые и т.п.
Во-вторых, в этих отраслях создавались крупные холдинги с участием государства в качестве либо держателя контрольного пакета, либо в полной государственной собственности. В Сингапуре были созданы 4 государственные холдинговые компании, причем одна из них («Темасек», 1974 г.) — со 100-процентным участием государства. Данные компании листингуются на фондовой бирже центра данной страны в качестве «голубых фишек», а также других РФЦ/МФЦ и используются как локомотивы, или флагманы, роста капитализации фондового рынка.
Сингапурская инвестиционная компания «Темасек» — наиболее эффективный финансовый институт, располагающий активами свыше 100 млрд долл. США, инвестирует преимущест­венно в Азии. Основные направления инвестиций — финансовые услуги, телекоммуникации, высокие технологии, транспорт, энергетические ресурсы и материалы. Это одна из немногих глобальных компаний, располагающая наивысшим кредитным рейтингом мировых рейтинговых агентств ААА (Standard&Poor’s) и ааа (Moody’s).
В Дубаи акцент был сделан на формировании первоклассного кластера как пассажирских, так и грузовых авиаперевозок, а также на развитии комбинированных услуг морских и авиаперевозчиков и создании соответствующих логистических центров.
В секторе финансов
Во-первых, в оншорно-оффшорном финансовом центре (далее — ООФЦ), как правило, создается клиринговый центр (клиринговый дом, палата) или денежная биржа, осуществляющие операции на объединенном сегменте денежного рынка.
Во-вторых, создаются институты развития в виде банка развития, либо управляющей компании по развитию ОФЦ (Сингапур), либо кредитного фонда развития (Гонконг).
В-третьих, оншорно-оффшорный финансовый центр предполагает переход к 3-уровневой банковской системе, где в качестве банков первого уровня выступают центральные банки, в качестве банков второго уровня — банки-резиденты страны или оншорные (как правило, местные, муниципальные, некоммерческие), а в качестве банков третьего уровня — глобальные оффшорные банки (глобальные банки развития) и/или глобальные банки-кастодианы5.
Банки второго уровня, не являясь коммерческими, традиционно имеют особый режим регулирования и способны выполнять в рамках банковской системы государственные задачи, в частности, по развитию малого и среднего бизнеса и формированию инновационных сегментов предпринимательства. Банки второго уровня, являющиеся резидентами страны, имеют льготное рефинансирование со стороны центрального банка. Кроме того, на них распространяется особый, льготный, режим налогообложения и надзора.
Банки третьего уровня, к которым относятся оффшорные и оншорно-оффшорные банки, являются локомотивами привлечения иностранных инвестиций и реализации высокотехнологичных проектов с участием иностранного инвестора. При этом глобальные оншорно-оффшорные банки развития выполняют чрезвычайно важные системные задачи — создают в стране глобальные инновационные кластеры, а также реализуют глобальные инфраструктурные высокотехнологичные проекты.
Соответственно, финансовый рынок страны базирования оншорно-оффшорного финансового центра разделяется на внутренний (оншорный) и внешний (оффшорный).
При этом ценные бумаги резидентов, как государственные, так и корпоративные, могут размещаться не только на внутреннем, но и на оффшорном рынке. Соответственно, определяются правила подобного размещения ценных бумаг, эмитированных резидентами страны (правительством и корпорациями) на оффшорном рынке, включая его региональный сегмент. Инструменты регионального рынка — процентные ставки, валюты и биржевые индексы.
Создание региональных валют и корзин региональных валют обеспечивает большую устойчивость национальных валют, меньшую их зависимость от колебаний мировых резервных валют, а также способствует наибольшему приближению рыночного курса национальных валют к паритетному (рассчитанному по паритету покупательной способности). Как показывает международная статистика, в странах базирования региональных финансовых центров отношение официального курса к курсу по паритету покупательной способности находится в диапазоне 0,7–1 (для сравнения: в странах базирования глобальных финансовых центров — 1–1,4), тогда как в остальных странах, где подобные центры отсутствуют, — в диапазоне 0,2–0,47.
Конкурентоспособность товара (услуги) на мировом рынке сегодня зависит, во-первых, от того, насколько та или иная страна обладает глобально востребованным ресурсом для ее производства (монополистическое или олигополистическое распределение ресурсов);
во-вторых, от того, насколько в создании товара (услуги) участвует совокупность специализированных, лучших и наиболее конкурентоспособных мировых факторов производства.
Консолидация факторов производства обеспечивается финансовыми центрами, которые имеют необходимую инфраструктуру (финансовую, технологическую, информационную, логистическую), а также созданием транснациональных предприятий нового типа (метапредприятий).
Метапредприятие предполагает рассредоточение ресурсов по экономически наиболее выгодным точкам с тем, чтобы собрать их в конечный продукт в одной. При этом активно используются возможности сосредоточения крупных инвестиционных транснациональных ресурсов, а также вовлечения уникальных ресурсов и передачи технологий, что обеспечивается мировыми финансовыми центрами.
Роль финансовых центров как катализаторов структурных изменений и технологического прогресса в экономике заключается в следующем:
— в создании высокотехнологичных инновационных кластеров, широком использовании информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) как фактора производства;
— в генерировании собственных ТНК;
— в симбиозе ТНК и малых инновационных предприятий;
— в «притягивании» ресурсов ТНК через биржу.
Таким образом, финансовые центры являются системообразующим звеном не только глобальной финансовой, но и глобальной хозяйственной системы. Они формируют структуру современной как глобальной, так и национально-государственной конкурентоспособной экономики, интегрированной в мировое хозяйство. Поэтому решение о создании международных региональных финансовых центров выходит за рамки финансовой системы. Оно определяет профиль и структуру всей экономики и социальной системы.
Подобные центры способствуют равноправному вхождению стран базирования и стран-участниц в глобальную финансовую и хозяйственную систему, обеспечивают конкурентоспособность национальных экономик, развитие человеческого потенциала, лучшее использование факторов производства, рост занятости и т.д.
Более того, в условиях господства мировой финансовой системы финансовые центры являются единственно возможным способом сохранения государственного финансового и технологического суверенитета стран базирования и стран-участниц.


Литература
1. The Global Financial Centers Index, September 2010 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.financialcentrefutures.net - Дата обращения: 14.12.2010.
2. XIV International Economic History Congress, Helsinki, 2006, Session 31. Тhe Emergence and development of Singapore as a regional/international financial centre, p. 5.
3. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.businessdictionary.com/definition/offshore-banking-unit-OBU.html - Дата обращения: 27.12.2010.
4. Концепция создания Международного финансового центра в Российской Федерации [Электронный ресурс] // http://www.moscow.ru/ru/infrastructure/business_finance/fincenter_in_Moscow/ - Дата обращения: 10.11.2010.
5. Международные финансовые центры [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.reglament.net/bank/reglament - Дата обращения: 12.11.2010.
6. Интернет-сайт Международной федерации бирж [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.world-exchanges.org - Дата обращения: 10.11.2010.
7. World Development Indicators. World Bank, 2008.

1 К примеру, The Global Financial Centers Index 2010 выделяет глобальные, международные, локальные финансовые центры. К глобальным отнесены те центры, 70% операций которых приходится на другие финансовые центры. К международным - те, 50% операций которых приходится на другие финансовые центры [1].
2 Предприятием или отделением оффшорного банкинга (offshore banking unit) может быть иностранный банк либо его дочернее отделение, которые размещаются в оффшорном финансовом центре и могут принимать депозиты от нерезидентов (физических лиц) и предприятий оффшорного типа (юридических лиц) и выдавать кредиты в региональной валюте (евровалюта, азиатский доллар и др.). Однако они не могут, как правило, принимать депозиты и давать кредиты резидентам страны, в которой размещается оффшорный центр.
3 IMF Working Paper, WP/99/5 Offshore Banking: an Analysis of Micro and Macro-Prudential Issues, January, 1998.
4 Различают производственный, сервисный, финансовый, технологический (включая информационно-технологический) оффшоринг. Ядром технологического оффшоринга является передача прав интеллектуальной собственности или технологий.
5 Кастодиан - это юридическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность по хранению и учету вверенных денежных средств и ценных бумаг клиентов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия