Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бурханов Р. М.
аспирант Санкт-Петербургского государственного технологического института (технический университет)

Первоначальные итоги и перспективы реализации кластерного подхода в Санкт-Петербурге
В статье рассмотрены и обобщены первоначальные итоги реализация кластерного подхода в Санкт-Петербурге. Представлены основные результаты экономического развития Санкт-Петербурга, достигнутые благодаря кластерной политике за последние годы. Показано, что регион обладает экономическим, кадровым и инвестиционным потенциалом для создания конкурентных преимуществ и активного привлечения прямых промышленных инвестиций и хозяйствующих субъектов для развития бизнеса на территории города и Ленинградской области
Ключевые слова: промышленный кластер, кластерная политика, Санкт-Петербург, системный подход, комплексная инновационно-промышленная программа
УДК 334.025; ББК 653   Стр: 255 - 258

Одной из основных целей экономической политики государства является рост национальной конкурентоспособности и расширение сферы влияния на внутреннем и мировом рынках, повышение эффективности их деятельности. При этом базовым направлением развития современной экономики, тесно взаимосвязанным, в первую очередь, с инновационным характером данного развития, является процесс формирования кластеров.
Глобализация экономической деятельности, ведущая к организационной трансформации, формированию и усилению корпоративных систем, явилась объективной предпосылкой смены парадигмы управления конкурентоспособностью, которая состоит в отказе от традиционной промышленной политики и переходе к новой промышленной политике — кластерной. Следствием активного развития логистики и информационных технологий стало возрастание скорости и мобильности информационных, материальных и финансовых потоков. В связи с этим важнейшим фактором обеспечения успешного функционирования и реализации экономической деятельности в условиях жесткой конкуренции становится взаимодействие между предприятиями, что обеспечивает условия по созданию сетевых структур — кластеров.
Кластеры — это эффективный механизм, позволяющий повысить конкурентоспособность не только отдельного региона, но и страны в целом. Кластеризация приводит к значительному росту деловой активности предприятий, улучшению инвестиционного климата в регионе страны, развитию социальных, экономических, информационных и интеграционных систем и, как следствие экономического подъему.
Реализация кластерного подхода представляет собой комплекс организационно-экономических мероприятий, проводимых государственными и общественными поддерживающими институтами с целью ассоциации предприятий в кластеры и установления между ними неформальных взаимоотношений и сетевого сотрудничества. При этом ключевым условием успешного создания кластеров, представляющих реальное воплощение объективной тенденции интеграции различных организаций, фирм, научных учреждений, является эффективное взаимодействие образования, науки и высокотехнологичной промышленности.
В последние десять-пятнадцать лет формирование кластеров стало важной частью государственной политики в области регионального развития во многих странах мира. В Правительстве России кластерная политика также рассматривается как одна из 11 «ключевых инвестиционных инициатив» наряду с созданием Инвестиционного фонда РФ, Банка развития и внешнеэкономической деятельности, Российской венчурной компании, особых экономических зон, новой программы по созданию технопарков и другими инициативами, которые являются инструментами диверсификации российской экономики[1].
Эффективность кластерного подхода доказывает анализ интеграционных процессов по созданию кластеров в развитых странах.
В Дании втечение трех лет на рубеже 1990-х гг. была проведена оценка перспектив развития сетевых структур в стране. Благодаря исследованиям на основе кластерного подхода были не только выявлены предприятия, отражавшие широкий спектр проблем датской экономики, но и предприняты меры, которые вывели Данию в мировые лидеры по кластеризации экономики, где сегодня функционирует 29 ведущих кластеров [2].
Кластерный подход в Финляндии для разработки промышленной политики страны в 1991–1993 гг. помог стране преодолеть глубокий экономический кризис: ВВП в 1991 году снизился на 7%, причем объём промышленного производства в том же году уменьшился на 9%, частные вложения в основной капитал — на 23% [2]. Эффективное государственное вмешательство на основе кластерного подхода привело к тому, что во второй половине 1990-х начался бурный рост экономики. На протяжении семи лет, вплоть до 2000 года, ежегодный прирост ВВП составлял в среднем около 5% [3]. Боле того, в настоящее время лесной, информационный и телекоммуникационный кластеры являются важнейшими для экономики Финляндии, обеспечивая основной объем экспорта. Целлюлозно-бумажные и деревообрабатывающие компании лесного кластера реализуют глобальную стратегию развития, активно приобретая компании за рубежом, и имеют один из самых высоких уровней производительности труда в промышленности как внутри страны, так и в мире.
Примеров эффективности кластерного подхода в США много.
Среди них создание можно назвать создание промышленной инфраструктуры посредством формирования кластера в сельскохозяйственном регионе штата Канзас, где в 2002 г. по заказу губернатора, под руководством М. Портера было проведено исследование состояния и перспектив развития экономики штата. В результате этого исследования в штате Канзас был выделен и изучен 41 кластер, что в дальнейшем способствовало стимулированию и развитию инновационных отраслей экономики и взаимодействию с научными и учебными учреждениями, коммерциализации технологий и инноваций, созданию рабочих мест.
Также М. Портер участвовал в создании одного из наиболее известных в мире фотонных кластеров. В 1992 году около 200 компаний, работающих в сфере в оптики или являющихся поставщиками товаров и услуг для соответствующих производств, объединились в Аризонскую ассоциацию оптической промышленности, совокупный объем продаж, которой за последующие 15 лет вырос с 100 млн долларов до более чем 340 млн долларов. [4].
Другими примерами успешной реализации кластерной политики инновационных кластеров можно назвать деревообрабатывающий кластер в Монтане, «Силиконовую долину» и кластер виноделия в Калифорнии и др.
Таким образом, опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что по своему потенциалу и структуре кластерный подход может стать эффективным механизмом повышения конкурентоспособности российской экономики. Этого можно добиться через развитие конкурентных рынков, повышение инновационности различных отраслей экономики, ускоренное развитие малого и среднего бизнеса, стимулирование инициативы на местах и активизацию взаимодействия между государством, бизнесом и научным сообществом.
Необходимо подчеркнуть, что кластерная политика должна реализовываться только с учетом специфики пространственной структуры экономики России и отдельно взятых ее регионов, и только во взаимосвязи с другими подходами, разработанными и успешно применяемыми в плановой экономике. Кроме того, надо помнить, что кластерная политика является только одним из нескольких подходов к повышению конкурентоспособности экономики и наибольший положительный эффект от ее реализации может быть достигнут при ее согласованном применении с комплексом других мероприятий.
Санкт-Петербург является одним из ключевых регионов для развития российской экономики. Он обладает большим научным и промышленным потенциалом для создания инновационных кластеров. В городе функционируют 11 академических институтов в области химии и медицины, 7 крупных предприятий по производству медикаментов, есть большая клиническая база. При этом реализация кластерной политики в Санкт-Петербурге в первую очередь нацелена на научную и промышленную интеграцию предприятий и обеспечение конкурентоспособных позиций промышленности Санкт-Петербурга. Инновационные кластеры представляют собой экономически активный блок предприятий, конкурентоспособных в долгосрочной перспективе благодаря технологической специализации, отраслевой гибкости и универсальности.
Впервые кластеры упоминаются в нормативных документах Администрации Санкт-Петербурга в 2001 году, т.е. даже раньше, чем в федеральном законодательстве. Так приложение к приказу Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга от 28 ноября 2001 года № 18 «О научно-исследовательских разработках Санкт-Петербурга» предусматривает средства на методологию «формирования и реализации вузами региональной научно-технической политики через научно-технические, технологические и образовательные кластеры» [5].
При этом первое упоминание кластеров в Ленинградской области относится к 2004 г. в Программе реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005–2006 гг., утвержденной Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 19 ноября 2004 г. № 533-р «О программе реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005–2006 гг». Согласно этой программе Ленинградская область, должна укреплять свои позиции «в конкурентной борьбе за инвестиции по сравнению с активными субъектами» РФ, путем использования своего заемного потенциала для стимулирования инвестиций на своей территории, предоставления гарантий инвесторам и инвестиционных налоговых льгот. Кроме того, предполагалось активное формирование и участие области «в целевых программах развития перспективных секторов и кластеров экономики» [6].
В дальнейшем был принят ряд законопроектов, которые предусматривали, что внешнеэкономическая политика Ленинградской области на ближайшие несколько лет должна быть направлена на привлечение иностранных инвестиций с учетом складывающихся кластерных приоритетов: транспортно-логистический, автомобильный и автокомпонентный кластеры, кластер лесопереработки, кластер промышленности строительных материалов, химический и нефтехимический кластер, кластер пищевой промышленности. Предполагалось создание стратегии целевого маркетинга региона, которое должно было сопровождаться скоординированным решением инфраструктурных и кадровых проблем [7].
В настоящее время разработаны основы кластерной политики Санкт-Петербурга на долгосрочную перспективу, которые определяют цели, задачи и формы кластеризации, а также функции исполнительных органов государственной власти. Эта политика направлена на создание и поддержку развития кластеров, объединяющих предприятия и организации, научные учреждения, для обеспечения высоких темпов роста экономики Санкт-Петербурга за счет повышения конкурентоспособности предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, зарегистрированных на территории Санкт-Петербурга.
Реализация кластерного подхода включает в себя меры нормативного правового обеспечения, административно-рыночные, инвестиционные, финансово-бюджетные механизмы, информационную поддержку.
При этом движущей силой кластерной политики должна стать инициатива от субъектов кластеров (существующих и потенциальных), заключающаяся в активном сотрудничестве и скоординированных действиях. Поскольку, как доказывает опыт зарубежных стран, именно эффективное взаимодействие участников кластера в сочетании с совокупностью взаимосвязанных факторов (географически близкое расположение, инновационные технологии, специализация, высококвалифицированный персонал и др.) позволяет реализовать скрытый потенциал кластеров.
Уполномоченным исполнительным органом государственной власти по формированию и реализации кластерной политики в Санкт-Петербурге, а также осуществлению координации деятельности и взаимодействию с субъектами кластеров является Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли.
В 2007 году была утверждена концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, предполагающая перевод экономики на инновационный путь, поскольку инновационная экономика, наука и образование являются главными приоритетами, обуславливающими стратегию развития Санкт-Петербурга.
При этом приоритетными направлениями инновационной деятельности признаются:
— интеграция научных организаций и образовательных учреждений в единые научно-образовательные комплексы, создание и развитие инновационно-технологических центров и технопарков;
— активное развитие инноваций внутри кластеров (на крупных промышленных предприятиях, в конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах, учреждениях образования);
— коммерциализация знаний, создаваемых в научных организациях и высших учебных заведениях;
— формирование базы данных, содержащей сведения о научных, научно-технологических, опытно-конструкторских и инновационных разработках, создаваемых в интересах социально-экономического развития Санкт-Петербурга;
— продвижение на экспорт научно-технической продукции и высоких технологий, создаваемых в научных организациях и в учреждениях высшего профессионального образования Санкт-Петербурга [8].
Постановление правительства Санкт-Петербурга от 13 ноября 2007 г. № 1423 «Об итогах реализации плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006–2008 годы и основные направления развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008–2011 годы» было разработано и одобрено для развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге.
Согласно данному постановлению, развитие малого предпринимательства должно базироваться на кластерном подходе, в рамках которого происходит «формирование комплексов организаций, включающих субъекты малого предпринимательства, взаимодействующих в рамках последовательных технологических цепочек, в целях производства и реализации продукции (работ, услуг), востребованной рынком как внутри Санкт-Петербурга, так и в рамках межрегионального обмена и экспорта».
При этом предусматривалась «поддержка субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность в отдельных видах экономической деятельности и кластерах и планирующих активное проникновение в другие регионы Российской Федерации и на зарубежные рынки» [9].
Кроме этого постановление «Об итогах реализации плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006–2008 гг. и основные направления развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008–2011 гг.» предполагало выделение 1662 тыс. рублей из бюджета города на «проведение исследований по выявлению взаимодополняющих отраслевых и межотраслевых групп малых предприятий, осуществляющих деятельность в приоритетных для экономики Санкт-Петербурга секторах экономики, а также имеющих экспортный потенциал, либо потенциал импортозамещения (в рамках развития кластерной политики)» [9]. Поскольку опыт зарубежных стран показывает необходимость тщательного исследования регионов, с целью выявления потенциальных кластеров.
В Санкт-Петербурге с 2008 года действует Комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики, рассчитанная на период до 2011 года. Основная цель реализации Комплексной программы — содействие в развитии и продвижении инновационной деятельности в городе, стимулирование реализации конкретных инновационных проектов предприятий или групп компаний.
В рамках данной программы в 2009 году был организован и проведен конкурс на соискание премии Правительства Санкт-Петербурга за лучший инновационный проект, реализуемый в рамках кластера.
Проведенный мониторинг инновационной деятельности показал положительные качественные и количественные результаты реализации мероприятий Комплексной программы уже в 2009 году. Так объем инновационной продукции петербургского бизнеса на 2009 г. представлял 63,1 млрд рублей (в 2008 году — 23,2 млрд рублей), а объем общих затрат предприятий Санкт-Петербурга на технологические инновации составил 42,3 млрд рублей. Это в 3,3 раза выше аналогичного показателя 2008 года (12,9 млрд рублей). Одна из ключевых тенденций — крупный и средний бизнес Петербурга в своей деятельности стал более инновационным. Произошло существенное увеличение доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции [10].
В Санкт-Петербурге на протяжении последних лет наблюдается рост инновационной деятельности. На увеличение данного показателя оказывает положительное влияние сформированный инвестиционный климат в Санкт-Петербурге, благодаря которому на территории города за последние несколько лет расположились современные высокотехнологичные производства.
Санкт-Петербург является лидером среди регионов России по развитию малого бизнеса. По итогам третьего квартала 2010 года Санкт-Петербург занимает [11]:
— третий раз подряд первое место (из 85-ти субъектов Российской Федерации) в рейтинге инвестиционной привлекательности как наименее рисковый субъект по оценкам исследовательского агентства «Эксперт РА»;
— первое место по объему оборота малых предприятий в % от среднего по РФ — 298,6% (Нижегородская область — 186,4%, Московская область — 164,85%);
— третье место (после Москвы и Московской области) в ранге «Инновационный потенциал региона» в рейтинге исследовательского агентства «Эксперт РА»;
— третье место среди 10 крупнейших регионов России по объему иностранных инвестиции;
— первое место среди российских городов в рамках исследований Есоnomist Intelligence Unit по качеству жизни.
По итогам реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге в 2010 г. были достигнуты следующие целевые показатели (табл.1) [11]:

Таблица 1
Анализ статистических данных об итогах развития инновационной деятельности в Санкт-Петербурге
ПоказательРезультат в 2010 году
Число организаций, осуществляющих технологические инновацииУвеличилось на 18%
Объем отгруженной инновационной продукцииУвеличился на 28%
Затраты на технологические инновацииУвеличились в 1,3 раза
Число созданных передовых производственных технологийУвеличилось в 1,09 раз
Число использованных объектов интеллектуальной собственностиУвеличилось на 8%

Результатами кластерной политики в Санкт-Петербурге на настоящий момент является создание 8 приоритетных кластеров Санкт-Петербурга: Автомобильный; Фармацевтический; Судостроительный; Энергомашиностроительный; Радиологический; Информационных технологий; Радиоэлектроники; Городского хозяйства.
Одним из примеров успешной реализации кластерного подхода является автомобильный кластер. Благодаря проделанной работе в 2010 г. состоялись открытия и расширения заводов таких компании как «Хендэ Мотор Компани», «Магна», «Ниссан Мотор Ко. ЛТД».
13 апреля 2011 г. было подписано предварительное соглашение, направленное на дальнейшее развитие автомобильного кластера в Санкт-Петербурге. В результате реализации данного соглашения в Петродворцовом районе в индустриальном парке «Марьино» появятся три новых предприятия: завод «ё-Авто» (сборочное производство легковых автомобилей), завод «Яровит Моторс» (производство грузовых автомобилей) и завод «Техноэксим» (производство систем, агрегатов и компонентов для автомобилей).
Еще одним успешным примером реализации кластерного подхода является фармацевтический кластер. Правительством Санкт-Петербурга 22 апреля 2010 года была утверждена Концепция создания фармацевтического кластера, которая определяет последовательную политику по развитию существующих фармацевтических компаний и строительство объектов фармацевтического производства и научных центров. В рамках XIV Петербургского международного экономического форума 19.06.2010 был подписан ряд инвестиционных соглашений по формированию фармацевтического кластера, которые предполагают создание четырех производств фармацевтической продукции с общим объемом инвестиций порядка 6,5 млрд. рублей: ООО «Герофарм», ЗАО «Биокад», ООО «Самсон-Мед», ООО «Неон» [11].

Таблица 2
Инвестиционные проекты фармацевтического кластера в 2010 г.
КомпанииРазмещение производстваЛабораторные комплексы
Самсон-МедПромышленная зона «Пушкинская»
ГерофармПромышленная зона «Пушкинская»Особая экономическая зона «Нойдорф»
НеонПромышленная зона «Пушкинская»
Фарм-ХолдингПромышленная зона «Пушкинская»
БиокадОсобая экономическая зона»Нойдорф»Особая экономическая зона «Нойдорф»
ФармасинтезОтделение «Ново-Ор-ловское»Особая экономическая зона «Ново-Орловское»
ВертексОтделение «Ново-Ор-ловское»Особая экономическая зона «Нойдорф»
Иммуно-ГемОтделение «Ново-Орловское»Особая экономическая зона «Ново-Орловское»
НовартисОтделение «Ново-Ор-ловское»Особая экономическая зона »Ново-Орловское»

12 мая 2011 г. на заседании Промышленного совета Санкт-Петербурга председатель городского Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Евгений Елин заявил об активном развитии четырех новых кластеров [12].
Это радиологический кластер, связанный с протонной медициной и медтехникой; информационный, в рамках создания которого будет подписано соглашение с корпорацией Microsoft — она откроет в Санкт-Петербурге свою площадку по информационным технологическим разработкам; а также кластеры радиоэлектроники и городского хозяйства.
20 мая 2011 г. 12 петербургских предприятий — представителей космической отрасли подписали меморандум о создании кластера производителей космической техники, технологий и услуг[13].
Подписание меморандума — первый шаг на пути формирования инновационного объединения. Затем, после определения экспертной оценки инновационного потенциала организаций, в конце сентября в рамках IV Петербургского международного инновационного форума было подписано соглашение о создании космического кластера.
Благодаря столь значительным результатам разработан проект «Комплексной инновационно-промышленной программы на 2012-2014 гг.».
Результаты активной кластерной политики Правительства Санкт-Петербурга свидетельствуют о том, что регион обладает экономическим, кадровым и инвестиционным потенциалом для создания конкурентных преимуществ и активного привлечения прямых промышленных инвестиций и хозяйствующих субъектов для развития бизнеса на территории города и Ленинградской области.
Кроме того, в результате анализа первых итогов реализации кластерной политики можно выделить сильные и слабые стороны существующего социально-экономического положения Санкт-Петербурга в сферах развития промышленности, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной и инновационной деятельности, профессионального образования и науки.
На основании результатов мониторинга необходимо уточнение отраслевых приоритетов кластерной политики Санкт-Петербурга в сфере малого и среднего предпринимательства в среднесрочной перспективе. В соответствии с результатами мониторинга и утверждаемыми отраслевыми приоритетами кластерной политики города в сфере малого и среднего бизнеса осуществляются дальнейшие мероприятия по выявлению групп малых и средних предприятий, потенциально способных образовать кластеры и дальнейшие мероприятия по реализации кластерной политики.
Управление кластерами является долговременной задачей, решить которую можно только профессионально. Ведение кластерного проекта требуют полной занятости штата сотрудников, соответствующей организационной структуры и финансирования. Официально зарегистрированные кластеры активно развиваются, только если они получают законную бюджетную поддержку их организационного функционирования, включая соответствующее финансирование подготовки кадров.


Литература
1. Греф Г.О. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту // Экономическая политика. — 2006. — №4. – С. 5–18.
2. Новые формы организации инновационного процесса — Режим доступа: http://subcontract.ru, свободный. Дата обращения: 27.10.2011.
3. Сутырин С.Ф. Кластеры конкурентоспособности Финляндии / С. Ф. Сутырин, П. Н. Филиппов // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2004. — №1. — С. 71–78.
4. Емельянов С. В.Стратегия развития науки и технологии в США в XXI веке : Экономическая политика: стратегия и тактика // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — №1. — С. 19–24.
5. Приказ Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Администрации Санкт-Петербурга от 28 ноября 2001 года № 18 «О научно-исследовательских разработках Санкт-Петербурга» // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». Режим доступа ограниченный. Дата обращения: 30.08.2011.
6. Программа реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005-2006 годы, утверждена Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 19 ноября 2004 г. № 533-р «О программе реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005–2006 годы» // Информационно-правовой портал «ГАРАНТ». Режим доступа ограниченный. Дата обращения: 30.08.2011.
7. Концепция развития международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Ленинградской области на период до 2013 года, утверждена Постановлением Правительства Ленинградской области от 12 октября 2009 г. № 311 «О Концепции развития международных, межрегиональных и внешнеэкономических связей Ленинградской области на период до 2013 год» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия проф. Режим доступа ограниченный. Дата обращения: 04.09.2011.
8. Концепция социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года, утверждена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 июля 2007 г. № 884 «О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2025 года» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия проф. Режим доступа ограниченный. Дата обращения: 04.09.2011.
9. Концепция развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге, одобрена Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 13 ноября 2007 г. № 1423 «Об итогах реализации плана мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2006–2008 годы и основные направления развития малого предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2008–2011 годы» // Справочно-правовая система «Консультант плюс». Версия проф. Режим доступа ограниченный. Дата обращения: 04.09.2011.
10. Комитет экономического развития промышленной политики и торговли. «Отчет о выполнении Комплексной программы мероприятий по реализации инновационной политики за 2009 год» — Режим доступа: www.spbinno.ru/files/buklet_nwe.pdf, свободный. Дата обращения: 10.09.2011.
11. Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. «Отчет о реализации инновационной политики в Санкт-Петербурге за 2010 г.» – Режим доступа: cedipt.spb.ru/innovations/materials/otchet2010.pdf, свободный. Дата обращения: 10.09.2011.
12. Информационное агентство REGNUM. — Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1403946.html, свободный. Дата обращения: 27.10.2011.
13. Официальный портал администрации Санкт-Петербурга — Режим доступа:gov.spb.ru/news7634.html, свободный, Дата обращения: 20.09.2011.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия