| | Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004 | | ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ | | |
| Базылева М. Н. доцент кафедры экономической теории и истории экономических учений
Белорусского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук
| | Представление о мотивации как побуждении к деятельности предполагает анализ факторов, которые предопределяют поведение людей, - прежде всего морально-психологических, социально-экономических и организационно-управленческих факторов. С этих позиций следует рассматривать мотивационный механизм нелегальной миграции. В Республике Беларусь, например, по оценкам различных специалистов, на нелегальном положении ежегодно находятся от 100 до 500 тыс. граждан из разных стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Они прибывают в республику, используя каналы туризма, транзитного проезда, безвизового въезда по служебным и частным делам и с прямыми нарушениями правил въезда. Часто нелегальные мигранты появляются под видом беженцев. При этом большинство из них рассматривают республику как транзитную территорию для последующей нелегальной миграции в страны Западной Европы. Основную массу незаконных мигрантов составляют так называемые "афро-азиаты" (свыше 70%) и беженцы из государств Ближнего и Среднего Востока (около 15%).
В декабре 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию "Меры по борьбе с контрабандным провозом иностранцев", ставшим частью нелегального бизнеса, составляющего наряду с контрабандой наркотиков и оружия основу "черного" сектора теневой экономики и связанной с ним организованной преступности.
По данным экспертов, ежегодный доход от нелегальной миграции оценивается в 7-8 млрд. долл. США. При этом существует примерный прейскурант на незаконное перемещение людей через границу в развитые страны: например, в Италию - минимум 12 тыс. долл., в Германию - 15, в Швецию - 18, в США и Канада - от 20 до 50 тыс. долл.
Содержание задержанного "нелегала" достаточно дорого обходится государству, в Беларуси - в 300 долларов ежесуточно, а ведь только на западной границе Беларуси ежегодно задерживается до 5 тыс. транзитных нелегальных мигрантов.
При анализе мотивационных аспектов нелегальной миграции целесообразно ориентироваться на положения теории "самоактуализации" А.Маслоу, в соответствии с которыми потребности людей выступают в виде иерархической системы доминирования тех или иных из них. По А.Мерлоу, в среднем человек вообще удовлетворяет свои физиологические потребности - на 85%, потребности в безопасности и защите - на 70%, в "любви и принадлежности" - на 50, самоуважении - на 40, в "самоактуализации" - на 10%.
В основе нелегальной миграции, как правило, лежат прежде всего физиологические факторы (невозможность обеспечить физиологическое воспроизводство в собственной стране из-за крайне низкого уровня заработной платы и т.п.) а также потребность в безопасности. При этом необходимо учитывать и поло-возрастные особенности в мотивациях нелегальных мигрантов, среди которых выделяется несколько возрастных групп. Во-первых, это возрастная группа людей до 20 лет с неустойчивыми трудовыми и психологическими мотивациями. Для другой группы мигрантов - в возрасте 21 до 30 лет свойственна ориентация на определенный вид трудовой деятельности, подлинный или формальный интерес к делам хозяйствующего субъекта, у которого предстоит работать, осознание необходимости в рациональном распределении своих возможностей жизнедеятельности по определенным временным этапам. Для группы в возрасте 31-50 лет характерно, как правило, стремление к интенсивному использованию своего профессионального опыта. Для группы в возрасте 51 года и старше типично постепенное снижением жизненной и деловой активности работников.
При нелегальной миграции имеет значение и степень дифференциации доходов в обществе. Сравнительный анализ различной степени социально-экономического расслоения населения в разных странах с иапользованием коэффициента Джини, характеризующего отклонение (от 0 до 1)распределения фактических доходов населения от линии их равномерного распределения, свидетельствует о том, что нелегальные мигранты, как правило, отдают предвочтение странам с высокой степенью расслоения населения. | | Таблица 1
Степень социально-экономического расслоения населения в разных странах |
Страна | Коэффициент
Джини | Страна | Коэффициент
Джини |
---|
Беларусь | 0,278 | Австралия | 0,352 | Казахстан | 0,343 | Нидерланды | 0,326 | Кыргызстан | 0,34 | Италия | 0,273 | Молдова | 0,419 | Канада | 0,315 | Россия | 0,399 | Китай | 0,403 | Туркменистан | 0,408 | Латвия | 0,34 | Украина | 0,30 | Литва | 0,33 | Болгария | 0,283 | Польша | 0,327 | Бразилия | 0,60 | Румыния | 0,282 | Венгрия | 0,308 | Словения | 0,286 | Германия | 0,30 | США | 0,408 |
| | Источник: Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2002. С.270.
Как видно из таблицы, наименьшее расслоение имеет место в Республике Беларусь, Болгарии, Италии; наибольшее - в Бразилии, США, Китае, Туркменистане.
Для удовлетворения потребностей в определенной безопасности большую роль играет учет различий в уровнях безработицы в разных странах. | | Таблица 2
Динамика уровней безработицы в разных странах в 1994-2003 гг. |
Уровень безработицы в отд. годы Страна | 1994 - 2003 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 |
---|
США | 5,2 | 5,6 | 5,4 | 4,9 | 4,5 | 4,2 | 4,0 | 4,8 | 5,9 | 6,3 | Япония | 4,2 | 3,2 | 3,4 | 3,4 | 4,1 | 4,7 | 4,7 | 5,0 | 5,5 | 5,6 | Германия | 8,4 | 8,0 | 8,7 | 9,6 | 9,1 | 8,4 | 7,8 | 7,8 | 8,3 | 8,3 | Франция | 10,6 | 11,4 | 12,1 | 12,1 | 11,5 | 10,8 | 9,5 | 8,6 | 9,0 | 8,9 | Италия | 10,8 | 11,6 | 11,6 | 11,7 | 11,8 | 11,4 | 10,6 | 9,5 | 9,3 | 8,9 | Великобритания | 6,7 | 8,7 | 8,2 | 7,1 | 6,3 | 6,0 | 5,5 | 5,1 | 5,2 | 5,3 | Канада | 8,3 | 9,4 | 9,6 | 9,1 | 8,3 | 7,6 | 6,8 | 7,2 | 7,6 | 6,7 | Испания | 16,8 | 22,9 | 22,2 | 20,8 | 18,7 | 15,7 | 13,9 | 10,5 | 10,7 | 9,9 | Бельгия | 8,4 | 9,7 | 9,5 | 9,2 | 9,3 | 8,6 | 6,9 | 6,6 | 6,9 | 7,1 | Швеция | 6,1 | 7,7 | 8,1 | 8,0 | 6,5 | 5,6 | 4,7 | 4,0 | 4,2 | 4,2 | Австрия | 4,0 | 3,9 | 4,3 | 4,4 | 4,5 | 3,9 | 3,7 | 3,6 | 4,3 | 3,8 | Дания | 7,0 | 10,1 | 8,6 | 7,8 | 6,5 | 5,6 | 5,2 | 5,0 | 5,1 | 5,1 | Финляндия | 11,8 | 15,4 | 14,6 | 12,6 | 11,4 | 10,2 | 9,8 | 9,1 | 9,4 | 9,3 | Люксембург | 2,9 | 3,0 | 3,3 | 3,3 | 3,1 | 2,9 | 2,6 | 2,6 | 2,9 | 2,8 | В среднем по
развитым государствам | 6,6 | 7,1 | 7,1 | 6,9 | 6,8 | 6,4 | 5,9 | 5,9 | 6,4 | 6,5 |
| | Источник: World Economic Outlook. Washingt. 2002. September
Данные таблицы свидетельствуют о том, что наивысшая степень занятости в рассматриваемый период была характерна для Люксембурга и Австрии. Что касается таких европейских государств как Германия, Франция и др., то в них уровень в целом ограничивает масштабы нелегальной миграции.
Правда, окончательные выводы в отношении мотивации мигрантов можно делать только с учетом структуры безработицы. | | Таблица 3
Структура безработицы в разных странах в 2002 т., тыс.чел. |
Страны | Общее число безработных | Молодежная безработица | Длительная безработица |
---|
женщины | мужчины |
---|
Норвегия | 80,8 | 10,2 | 2,9 | 6,7 | Швеция | 203,5 | 11,9 | 27,7 | 33,1 | Канада | 1 091,2 | 12,6 | 10,0 | 12,2 | Бельгия | 300,7 | 15,2 | 56,7 | 55,9 | США | 5 651,6 | 9,3 | 5,3 | 6,7 | Япония | 3 200,4 | 9,2 | 17,1 | 30,7 | Финляндия | 253,0 | 21,6 | 22,4 | 26,9 | Франция | 2 503,7 | 20,7 | 40,8 | 38,3 | Великобритания | 1 634,1 | 11,8 | 19,0 | 33,7 | Люксембург | 5,0 | 6,4 | 18,8 | 26,4 | Германия | 3 133,2 | 7,7 | 53,1 | 50,1 | Италия | 2 494,9 | 29,7 | 60,9 | 60,7 | Испания | 2 370,6 | 25,5 | 46,6 | 36,6 | Греция | 500,8 | 29,5 | 61,0 | 49,4 | Португалия | 204,7 | 8,6 | 40,0 | 46,7 | Чешская
Респ. | 454,5 | 17,0 | 50,7 | 49,2 | Венгрия | 262,5 | 12,1 | 43,6 | 50,6 | Словакия | 485,2 | 35,2 | 55,1 | 54,1 | Польша | 2 785,0 | 35,2 | 41,3 | 34,1 | | | Источник: Доклад о развитии человека. Н-Й-Оксфорд, 2002.
Анализ проблемы нелегальной миграции затрудняется, вместе с тем, сложностью определения ее количественных размеров, ее последствий для экономики отдельных стран, уровней нестабильности, политической и экономической ситуации в странах иммиграции, ограниченностью кадровых, технических и финансовых ресурсов, необходимых для эффективного контроля за миграционными потоками, коррупцией, противоречивостью действующих административных процедур, проблемами в законодательстве.
Основными источниками для анализа нелегальной миграции и ее мотивации до сих пор остаются главным образом только данные о мерах по ее пресечению, а именно:
- сведения об отказах в выдаче въездных виз и о численности недопущенных в страну иностранцев (из-за ненадлежащего оформления въездных документов, их отсутствия или попытки въезда по недействительным, поддельным или чужим документам);
- сведения о депортациях - о количестве лиц, принудительно выдворенных из страны;
- данные об арестованных или задержанных на границе при попытке ее нелегального пересечения (в эти сведения попадают в основном данные о контрабандной переправке мигрантов).
В развитых странах с хорошо отлаженным пограничным и иммиграционным контролем задержанию на границе подвергается 20-30% мигрантов. Чем либеральнее миграционное законодательство и слабее пограничный контроль, тем меньше доля задержанных за незаконное пересечение границы (в Болгарии, например, она составляет 2,5-4%).
Нелегальная миграция имеет свои ниши занятости, которые во многом совпадают со сферами занятости легальных трудовых мигрантов. Это строительство, ремонт, уборка помещений, отрасли с сезонным производством - сельское хозяйство, индустрия туризма и развлечений, ресторанный и гостиничный бизнес, домашнее обслуживание.
Нелегальная трудовая иммиграция имеет тесную связь с диаспорами иностранцев в странах, в которые она направлена.
Нелегальные мигранты, как правило, концентрируются в приграничных районах, в многонаселенных мегаполисах, где больше возможностей найти работу и остаться незамеченным властями, в отраслях, в которых ощущается наибольшая потребность в дешевой рабочей силе. Так, в Нидерландах, одном из основных центров нелегальной миграции в Западной Европе, на долю нелегалов приходится почти 50% общей численности занятых в легкой промышленности, около 17% занятых в ресторанном и гостиничном комплексе.
В связи с этим в последнее время в миграционной практике появилась тенденция к легализации статуса незаконных мигрантов, чтобы дать возможность перейти на легальное положение тем, кто мог бы быть полезен для экономики страны, уменьшить размеры ее теневой или криминальной сферы.
В странах ЕврАзЭС официальная позиция в отношении нелегальной миграции пока четко не определена. Легализационный аспект проблемы вообще пока не рассматривается. Не учитываются в должной мере ее мотивации и то обстоятельство, что наибольший эффект в борьбе с нелегальной трудовой миграцией могут дать не карательные меры, а увеличение легальных возможностей миграции, переселения и трудоустройства (временного и постоянного).
Учитывая развитие процессов экономической глобализации большинство экспертов считает, что привлечение иностранной рабочей силы является прогрессивной формой экономического сотрудничества, но требует обоснования стратегических направлений регулирования нелегальной миграции.
В рамках СНГ и ЕврАзЭС такое регулирование предполагает:
- совершенствование визового режима, в частности выдачу виз только после получения разрешения от компетентных органов исполнительной власти;
- ужесточение экономических санкций по отношению к работодателям, нанимающим нелегалов;
- упрощение процедуры рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища и статуса беженца.
Усилий только правоохранительных и некоторых других государственных органов (Комитета по миграции, Министерства иностранных дел) недостаточно для урегулирования нелегальной миграции. Необходимы организационные, в том числе совместные действия для предотвращения оттока рабочей силы из ряда стран СНГ - обеспечение устойчивого экономического роста и роста материального благосостояния населения, прежде всего реальной заработной платы, государственных гарантии полной занятости, что делает объективно необходимым и углубление межгосударственной экономической интеграции в нашей части мирового хозяйства. |
| |
|
|