Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1-2 (9-10), 2004
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ
Базылева М. Н.
доцент кафедры экономической теории и истории экономических учений
Белорусского государственного экономического университета,
кандидат экономических наук


МОТИВАЦИОННЫЕ АСПЕКТЫ НЕЛЕГАЛЬНОЙ МИГРАЦИИ

Представление о мотивации как побуждении к деятельности предполагает анализ факторов, которые предопределяют поведение людей, - прежде всего морально-психологических, социально-экономических и организационно-управленческих факторов. С этих позиций следует рассматривать мотивационный механизм нелегальной миграции. В Республике Беларусь, например, по оценкам различных специалистов, на нелегальном положении ежегодно находятся от 100 до 500 тыс. граждан из разных стран СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока. Они прибывают в республику, используя каналы туризма, транзитного проезда, безвизового въезда по служебным и частным делам и с прямыми нарушениями правил въезда. Часто нелегальные мигранты появляются под видом беженцев. При этом большинство из них рассматривают республику как транзитную территорию для последующей нелегальной миграции в страны Западной Европы. Основную массу незаконных мигрантов составляют так называемые "афро-азиаты" (свыше 70%) и беженцы из государств Ближнего и Среднего Востока (около 15%).
В декабре 1996 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальную резолюцию "Меры по борьбе с контрабандным провозом иностранцев", ставшим частью нелегального бизнеса, составляющего наряду с контрабандой наркотиков и оружия основу "черного" сектора теневой экономики и связанной с ним организованной преступности.
По данным экспертов, ежегодный доход от нелегальной миграции оценивается в 7-8 млрд. долл. США. При этом существует примерный прейскурант на незаконное перемещение людей через границу в развитые страны: например, в Италию - минимум 12 тыс. долл., в Германию - 15, в Швецию - 18, в США и Канада - от 20 до 50 тыс. долл.
Содержание задержанного "нелегала" достаточно дорого обходится государству, в Беларуси - в 300 долларов ежесуточно, а ведь только на западной границе Беларуси ежегодно задерживается до 5 тыс. транзитных нелегальных мигрантов.
При анализе мотивационных аспектов нелегальной миграции целесообразно ориентироваться на положения теории "самоактуализации" А.Маслоу, в соответствии с которыми потребности людей выступают в виде иерархической системы доминирования тех или иных из них. По А.Мерлоу, в среднем человек вообще удовлетворяет свои физиологические потребности - на 85%, потребности в безопасности и защите - на 70%, в "любви и принадлежности" - на 50, самоуважении - на 40, в "самоактуализации" - на 10%.
В основе нелегальной миграции, как правило, лежат прежде всего физиологические факторы (невозможность обеспечить физиологическое воспроизводство в собственной стране из-за крайне низкого уровня заработной платы и т.п.) а также потребность в безопасности. При этом необходимо учитывать и поло-возрастные особенности в мотивациях нелегальных мигрантов, среди которых выделяется несколько возрастных групп. Во-первых, это возрастная группа людей до 20 лет с неустойчивыми трудовыми и психологическими мотивациями. Для другой группы мигрантов - в возрасте 21 до 30 лет свойственна ориентация на определенный вид трудовой деятельности, подлинный или формальный интерес к делам хозяйствующего субъекта, у которого предстоит работать, осознание необходимости в рациональном распределении своих возможностей жизнедеятельности по определенным временным этапам. Для группы в возрасте 31-50 лет характерно, как правило, стремление к интенсивному использованию своего профессионального опыта. Для группы в возрасте 51 года и старше типично постепенное снижением жизненной и деловой активности работников.
При нелегальной миграции имеет значение и степень дифференциации доходов в обществе. Сравнительный анализ различной степени социально-экономического расслоения населения в разных странах с иапользованием коэффициента Джини, характеризующего отклонение (от 0 до 1)распределения фактических доходов населения от линии их равномерного распределения, свидетельствует о том, что нелегальные мигранты, как правило, отдают предвочтение странам с высокой степенью расслоения населения.
Таблица 1
Степень социально-экономического расслоения населения в разных странах
СтранаКоэффициент
Джини
СтранаКоэффициент
Джини
Беларусь0,278Австралия0,352
Казахстан0,343Нидерланды0,326
Кыргызстан0,34Италия0,273
Молдова0,419Канада0,315
Россия0,399Китай0,403
Туркменистан0,408Латвия0,34
Украина0,30Литва0,33
Болгария0,283Польша0,327
Бразилия0,60Румыния0,282
Венгрия0,308Словения0,286
Германия0,30США0,408
Источник: Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь. Статистический сборник. Мн., 2002. С.270.

Как видно из таблицы, наименьшее расслоение имеет место в Республике Беларусь, Болгарии, Италии; наибольшее - в Бразилии, США, Китае, Туркменистане.
Для удовлетворения потребностей в определенной безопасности большую роль играет учет различий в уровнях безработицы в разных странах.
Таблица 2
Динамика уровней безработицы в разных странах в 1994-2003 гг.
Уровень безработицы в отд. годы
Страна
1994 - 2003199519961997199819992000200120022003
США5,25,65,44,94,54,24,04,85,96,3
Япония4,23,23,43,44,14,74,75,05,55,6
Германия8,48,08,79,69,18,47,87,88,38,3
Франция10,611,412,112,111,510,89,58,69,08,9
Италия10,811,611,611,711,811,410,69,59,38,9
Великобритания6,78,78,27,16,36,05,55,15,25,3
Канада8,39,49,69,18,37,66,87,27,66,7
Испания16,822,922,220,818,715,713,910,510,79,9
Бельгия8,49,79,59,29,38,66,96,66,97,1
Швеция6,17,78,18,06,55,64,74,04,24,2
Австрия4,03,94,34,44,53,93,73,64,33,8
Дания7,010,18,67,86,55,65,25,05,15,1
Финляндия11,815,414,612,611,410,29,89,19,49,3
Люксембург2,93,03,33,33,12,92,62,62,92,8
В среднем по
развитым государствам
6,67,17,16,96,86,45,95,96,46,5
Источник: World Economic Outlook. Washingt. 2002. September

Данные таблицы свидетельствуют о том, что наивысшая степень занятости в рассматриваемый период была характерна для Люксембурга и Австрии. Что касается таких европейских государств как Германия, Франция и др., то в них уровень в целом ограничивает масштабы нелегальной миграции.
Правда, окончательные выводы в отношении мотивации мигрантов можно делать только с учетом структуры безработицы.
Таблица 3
Структура безработицы в разных странах в 2002 т., тыс.чел.
СтраныОбщее число безработныхМолодежная безработицаДлительная безработица
женщинымужчины
Норвегия80,810,22,96,7
Швеция203,511,927,733,1
Канада1 091,212,610,012,2
Бельгия300,715,256,755,9
США5 651,69,35,36,7
Япония3 200,49,217,130,7
Финляндия253,021,622,426,9
Франция2 503,720,740,838,3
Великобритания1 634,111,819,033,7
Люксембург5,06,418,826,4
Германия3 133,27,753,150,1
Италия2 494,929,760,960,7
Испания2 370,625,546,636,6
Греция500,829,561,049,4
Португалия204,78,640,046,7
Чешская
Респ.
454,517,050,749,2
Венгрия262,512,143,650,6
Словакия485,235,255,154,1
Польша2 785,035,241,334,1
Источник: Доклад о развитии человека. Н-Й-Оксфорд, 2002.

Анализ проблемы нелегальной миграции затрудняется, вместе с тем, сложностью определения ее количественных размеров, ее последствий для экономики отдельных стран, уровней нестабильности, политической и экономической ситуации в странах иммиграции, ограниченностью кадровых, технических и финансовых ресурсов, необходимых для эффективного контроля за миграционными потоками, коррупцией, противоречивостью действующих административных процедур, проблемами в законодательстве.
Основными источниками для анализа нелегальной миграции и ее мотивации до сих пор остаются главным образом только данные о мерах по ее пресечению, а именно:
- сведения об отказах в выдаче въездных виз и о численности недопущенных в страну иностранцев (из-за ненадлежащего оформления въездных документов, их отсутствия или попытки въезда по недействительным, поддельным или чужим документам);
- сведения о депортациях - о количестве лиц, принудительно выдворенных из страны;
- данные об арестованных или задержанных на границе при попытке ее нелегального пересечения (в эти сведения попадают в основном данные о контрабандной переправке мигрантов).
В развитых странах с хорошо отлаженным пограничным и иммиграционным контролем задержанию на границе подвергается 20-30% мигрантов. Чем либеральнее миграционное законодательство и слабее пограничный контроль, тем меньше доля задержанных за незаконное пересечение границы (в Болгарии, например, она составляет 2,5-4%).
Нелегальная миграция имеет свои ниши занятости, которые во многом совпадают со сферами занятости легальных трудовых мигрантов. Это строительство, ремонт, уборка помещений, отрасли с сезонным производством - сельское хозяйство, индустрия туризма и развлечений, ресторанный и гостиничный бизнес, домашнее обслуживание.
Нелегальная трудовая иммиграция имеет тесную связь с диаспорами иностранцев в странах, в которые она направлена.
Нелегальные мигранты, как правило, концентрируются в приграничных районах, в многонаселенных мегаполисах, где больше возможностей найти работу и остаться незамеченным властями, в отраслях, в которых ощущается наибольшая потребность в дешевой рабочей силе. Так, в Нидерландах, одном из основных центров нелегальной миграции в Западной Европе, на долю нелегалов приходится почти 50% общей численности занятых в легкой промышленности, около 17% занятых в ресторанном и гостиничном комплексе.
В связи с этим в последнее время в миграционной практике появилась тенденция к легализации статуса незаконных мигрантов, чтобы дать возможность перейти на легальное положение тем, кто мог бы быть полезен для экономики страны, уменьшить размеры ее теневой или криминальной сферы.
В странах ЕврАзЭС официальная позиция в отношении нелегальной миграции пока четко не определена. Легализационный аспект проблемы вообще пока не рассматривается. Не учитываются в должной мере ее мотивации и то обстоятельство, что наибольший эффект в борьбе с нелегальной трудовой миграцией могут дать не карательные меры, а увеличение легальных возможностей миграции, переселения и трудоустройства (временного и постоянного).
Учитывая развитие процессов экономической глобализации большинство экспертов считает, что привлечение иностранной рабочей силы является прогрессивной формой экономического сотрудничества, но требует обоснования стратегических направлений регулирования нелегальной миграции.
В рамках СНГ и ЕврАзЭС такое регулирование предполагает:
- совершенствование визового режима, в частности выдачу виз только после получения разрешения от компетентных органов исполнительной власти;
- ужесточение экономических санкций по отношению к работодателям, нанимающим нелегалов;
- упрощение процедуры рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища и статуса беженца.
Усилий только правоохранительных и некоторых других государственных органов (Комитета по миграции, Министерства иностранных дел) недостаточно для урегулирования нелегальной миграции. Необходимы организационные, в том числе совместные действия для предотвращения оттока рабочей силы из ряда стран СНГ - обеспечение устойчивого экономического роста и роста материального благосостояния населения, прежде всего реальной заработной платы, государственных гарантии полной занятости, что делает объективно необходимым и углубление межгосударственной экономической интеграции в нашей части мирового хозяйства.


Литература
1. Базылева М.Н. Трудовые отношения: проблемы теории и особенности национальных моделей. - Мн.: БГЭУ, 2002.
2. Доклад о развитии человека за 2002 год. Углубление демократии в разобщенном мире. - Нью-Йорк Оксфорд, 2002.
3. Молодежная безработица: проблемы, тенденции, перспективы. - Мн.: АН Беларуси, Ин-т социологии, 2003.
4. Мониторинг рынка труда. - Мн.: Ком. по занятости населения при М-ве труда Республики Беларусь, 2002.
5. Морова А.П. Социальная политика в сфере трудовых отношений. - Мн.: ИСПИ, 2000.
6. Пухова Е.Л. Государственное регулирование рынка труда в нестабильной экономике. - СПб: СПбТИС, 1999.
7. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь. Статистический сборник. - Мн.: Министерство статистики и анализа РБ, -2002.
8. World economic outlook. September 2002. Trade and Finance. - Washington, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия