Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Ищак Е. Р.
ассистент кафедры торгового дела Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета

Нормативно-правовое регулирование и экономическая эффективность производства и реализации слабоалкогольной продукции
В статье проведены исследования, которые рассматривают существующие практические предложения ряда ученых, занимающихся проблемами нормативно-правового регулирования и экономической эффективности производства и реализации слабоалкогольной продукции
Ключевые слова: слабоалкогольные напитки, потребительский рынок, экономическая эффективность, нормативно-правовое регулирование, производство
УДК 663   Стр: 356 - 360

Учитывая социально-экономическую важность в решении задач по укреплению основ демографического благополучия населения РФ [1], особенно с учетом развития общества и протекающих в нем процессов, сохранения и укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности активной жизни, создания условий и формирования мотивации для ведения здорового образа жизни, важнейшее значение приобретает проект «Основы национальной алкогольной политики на 2009–2020 годы» [2] (в ред. 2009 г.). Реализация этого документа, с учетом комплексных мер, отраженных в Федеральном Законе Российской Федерации «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» [3] может способствовать снижению объемов потребления алкоголя, регламентировать механизмы регулирования производства, продажи и потребления алкогольной продукции, способствовать решению задач по реализации профилактических программ, направленных на недопущение потребления алкоголя детьми и подростками.
Производство алкогольной продукции — бизнес, цель которого — не только извлечение прибыли, но и обеспечение населения качественной и безопасной продукцией. В этой связи сложно переоценить труды ученых, в том числе Л.А. Оганесянца и В.А. Полякова, В.А. Тутельяна, М.В. Гернет, М.Н. Елисеева, М.А. Николаевой, В.М. Позняковского и др., занимавшихся анализом факторов товародвижения алкогольной продукции. Изложенное позволяет понять важность, актуальность и практическую значимость рассматриваемой проблемы.
Цель работы — охарактеризовать особенности нормативно-правового регулирования, выявить экономическую эффективность производства и реализации слабоалкогольной продукции с учетом значимости ее на потребительском рынке продовольственных товаров.
Методологической основой исследования является диалектический метод, его принципы и система категорий, позволяющие раскрывать предмет познания в непрерывном развитии. В работе использованы общенаучные методы исследования: анализ и синтез, системный, деятельностный, логический, структурно-функциональный, компаративный (от лат. comparativus — сравнительный) и статистический [4] методы исследования.
Теоретической и информационной базой исследования по­служили труды ученых, методологические положения Федеральной службы Государственной статистики, официальные стати­стические данные, опубликованные в открытых информационных источниках, а также другая достоверная информация.
Действующий ГОСТ Р 52409–2005 (введен 01.01.2007 г.) к слабоалкогольным напиткам относит «готовый напиток с объемной долей этилового спирта от 1,2% до 9% на основе питьевой или минеральной воды с общей минерализацией не более 1,0 г/дм3» [5, с. 2].
Для классификации товаров «слабоалкогольные напитки» необходимо ознакомиться с разделом МКТУ «Перечень товаров и услуг с пояснениями», из содержания которого следует, что к 32 классу относятся, в частности, напитки с незначительным содержанием алкоголя. То есть «слабоалкогольные напитки» должны быть классифицированы по 32 классу [6, 7]. Хотя алкогольная продукция, включая слабоалкогольную продукцию и пиво, входят в перечень товаров, подлежащих государственной регистрации (раздел II) [8].
Данные Росстата позволяют получить представление о динамике производства алкогольсодержащей продукции на территории РФ (табл. 1).

Таблица 1
Динамика основных показателей деятельности организаций по виду экономической деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» [9, с. 224]
ПродукцияГоды
199219952000200420052006200720082009
Алкогольные напитки:
в абсолютном алкоголе, млн дкл
76,360,874,495,996,798,4111107102
в натуральном выражении, млн дкл:
● водка и ликероводочные изделия
152123123135132120131122113
● вина виноградные39,815,224,139,131,747,451,350,350,3
● вина плодовые2,57,62,84,23,03,03,43,94,2
● вина шампанские и игристые7,68,26,812,114,115,421,620,819,4
● коньяки1,80,91,73,94,56,48,19,912,7
● пиво2792135168389101001114711401085


Произведенный расчет показывает, что за исследуемый период производство алкогольных напитков в абсолютном алкоголе возросло в 1,3 раза, а водки и ликероводочных изделий в натуральном выражении уменьшилось в 0,7 раза, при этом серьезный рост отмечен в объемах производства коньяков — в 7,1 раз. В целом за этот период объем производства слабоалкогольной продукции вырос: виноградных вин — в 1,3 раза, вин плодовых — в 1,7, вин шампанских и игристых — в 2,6, пива — в 3,9 раза.
Проведенный методом описательной статистики анализ позволил рассчитать значения среднего арифметического и его стандартной ошибки х±Δх, минимального и максимального значения вариант Lim хmin — хmax, медианы Ме, среднеквадратического отклонения σ , дисперсии выборки D, значение эксцесса Эк и асимметричности Ас, (табл. 2).

Таблица 2
Статистические характеристики основных показателей деятельности организаций по виду экономиче­ской деятельности «Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака» за период 1992–2009 гг.
Показатели:х±Δх
Lim х min – х max
Меσ DЭкАсR
Алкогольные напитки:
в абсолютном алкоголе, млн дкл
91,4±5,6
60,8–111,0
96,716,9286,3-0,5-0,850,2
● в натуральном выражении, млн дкл:
● водка и ликероводочные изделия
127,9±3,8
113,0–152,0
123,011,3128,11,91,139,0
● вина виноградные38,8±4,3
15,2–51,3
39,812,8164,9-0,4-0,836,1
● вина плодовые3,8±0,5
2,5–7,6
3,41,52,45,32,15,1
● вина шампанские и игристые14,0±1,9
6,8–21,6
14,15,833,1-1,70,114,8
● коньяки5,5±1,4
0,9–12,7
4,54,116,5-0,70,611,8
● пиво792,1±121,8
213,0–1147,0
910,0365,3133410,6-1,1-0,8934,0


За исследуемый период производство алкогольных напитков в абсолютном алкоголе составило в среднем 91,4±5,6 млн дкл., а в разные годы исследуемого периода в пределах 60,8–111,0 млн дкл. Производство крепких алкогольных напитков в натуральном выражении составило: водка и ликероводочные изделия в среднем 127,9±3,8 млн дкл., в разные годы — 113,0–152,0 млн дкл., коньяков — 5,5±1,4 млн дкл., в разные годы — 0,9–12,7 млн дкл.
Для производства слабых алкогольных напитков характерны следующие тенденции: вина виноградные — в среднем 38,8±4,3 млн дкл., в разные годы — 15,2–51,3 млн дкл., вина плодовые — соответственно, 3,8±0,5 млн дкл., что в разные годы составляло 2,5–7,6 млн дкл., вина шампанские и игристые — 14,0±1,9 млн дкл., а в разные годы 6,8–21,6 млн дкл., пиво — в среднем 792,1±121,8 млн дкл., или в разные годы составляло 213,0–1147,0 млн дкл. Наглядное же представление об изменениях объемов производства алкогольных напитков в абсолютном алкоголе можно получить, обратившись к рис. 1.
Рис. 1. Динамика производства алкогольных напитков (в абсолютном алкоголе) за 1992–2009 гг., млн дкл.
Причем, за 1992–1995 гг. произошло резкое уменьшение производства алкогольных напитков, а в последующие годы — до 2004 г. происходило увеличение объемов производства алкогольной продукции в абсолютном алкоголе. За период с 2004 по 2006 гг. объемы производства оставались на достаточно стабильном уровне, тогда как в 2007 г. увеличился выпуск продукции. Однако для последующих лет характерно некоторое снижение объемов производства алкогольных напитков в абсолютном алкоголе.
Рис. 2. Динамика производства алкогольных напитков (в натуральном выражении) за 1992–2009 гг., млн дкл.
Анализ графиков показывает, что для 1992–1995 гг. характерен некоторый спад производства алкогольных напитков (в натуральном выражении), однако в последующем для динамики производства пива характерен серьезный рост. При этом объемы производства других алкогольных напитков (в натуральном выражении) серьезно не изменялись. В целом же, слабоалкогольные напитки получили достаточно широкое распространение на территории РФ. Причем, для определенных слоев населения этот вид продукции стал практически неотъемлемым атрибутом досуга, а объемы производства и реализации пива позволяют сделать вывод о «лидерских» позициях России по употреблению населением этого продукта, а эксперты отмечают правомерность причислять Россию к таким «пивным» странам, как Германия, Чехия, Бельгия, Ирландия, Словакия [10, с. 2].
Объем потребления пива, превышающий 67 литров в год, вполне соответствует нормативным значениям данного показателя в Европе (80 л). Преуспевший на данном поприще европеец выпивает до 110 литров пива, а самыми большими любителями пива признаны чехи — они выпивают более 170 литров пива в год. В России больше всего пива потребляют в Москве и Санкт-Петербурге, 90 и 100 литров в год на человека соответственно.
Коктейли представляют из себя относительно молодой и динамично развивающийся сегмент рынка. В России в середине 90-х производство данной продукции переняли из Европы, где первоначально коктейли внедрялись для снижения объемов потребления крепкой алкогольной продукции. Произошло и становление рынка, которое обеспечило России второе место по потреблению этой продукции в мире. Первенство же принадлежит США, а «бронза» досталась Стране восходящего солнца.
Производители рынка активно экспериментируют с предложением, стараясь внести разнообразие в структуру производимой продукции. При этом «межвидовая» конкуренция обострилась по итогам 2007 года, когда рынок слабоалкогольной продукции пережил кризис и значительное сокращение производства. Однако рынок продолжает развиваться, предприятия наращивают конкурентную борьбу, ищут возможности эффективной реализации маркетинговых стратегий в условиях роста внимания государства к данной отрасли [10].
Пивной рынок Российской Федерации на 90% контролируется зарубежными холдингами. Из крупных игроков, занимающих существенную в масштабах страны долю рынка, можно выделить «Очаково». Акционерный капитал данного предприятия принадлежит российским собственникам, при этом на долю «Очаково» приходится не более 4% рынка [с. 3].
Рис. 3. Доля Российских компаний-производителей пива [по материалам информационного агентства «Интегрум», 2008 г., с. 3]
Рис. 4. Динамика изменения темпов роста пивного рынка на территории Российской Федерации [по материалам информационного агентства «Интегрум», 2008г., с. 3]
В 2007 г. объем рынка пива составил 1100 млн дкл в натуральном выражении и $19 млрд. в стоимостном выражении. Российский пивной рынок на текущий момент представляет из себя достаточно развитый и сформировавшийся сегмент. Процессы консолидации полностью завершены, значительно возрастает роль конкуренции в различных ценовых сегментах. Компания «Балтика» является лидером российского рынка пива с долей рынка 38%. Высокие результаты обусловлены успешно завершенным процессом консолидации активов. Крупнейший в мире производитель пива InBev занимает второе место с 19% рынка. Усилению позиций способствует обширная география подконтрольных предприятию активов. Холдингу принадлежат многие из наиболее узнаваемых пивных брендов в РФ: Клинское», «Толстяк», «Сибирская корона», Stella Artois, Beck’s, Lowenbrau, Staropramen. В стадии бурного роста и теперь производители пива, осуществляющие деятельность на территории России, обратили свое внимание на периферию и страны СНГ.
Так, темпы роста пивного рынка в РФ постепенно снижаются и к 2010 г. рынок должен был быть насыщен. На фоне такого снижения страны СНГ демонстрируют относительно высокие результаты, пока не демонстрирующие тенденции к дальнейшему снижению динамики за пределами диапазона 10–12%. Темпы роста российского рынка ранее составляли 20–25%. Данный сценарий развития событий является типовым для любого рынка потребительских товаров. По завершении процесса консолидации, предприятия начинают активно конкурировать при помощи маркетинговых методов. Значительно возрастает роль каналов дистрибуции: предприятие с хорошо налаженной сбытовой сетью имеет значительное преимущество перед другими производителями, даже в случае, если последние делают ставку на качество конечной продукции и инновационный маркетинг. К тому же, прогноз роста рынка, зафиксированного на уровне 3% на ближайшие периоды, практически сводит на нет возможность максимизации прибыли по данному параметру. Однако остается неясной судьба «Очакова»: руководство данного предприятия по-прежнему рассматривает вариант привлечения стратегического инвестора.
Узнаваемость главенствующих на рынке брендов перекликается с потреблением, но для российского рынка характерен акцент на бюджетной категории товаров (44,5% продаж). Однако наличие в числе наиболее потребляемых марок пива Miller говорит о том, что рост благосостояния населения приводит к популяризации более дорогого и качественного пива (32% рынка занимает премиальный и лицензионный сегмент). Коктейли как слабоалкогольные напитки, представляющие собой смесь различных продуктов [5], в структуре рынка продовольственных товаров серьезным образом утратили свои позиции, во многом повторив периодизацию развития отечественного рынка пива. В то же время следует заметить, что при таком положении на рынке товарной продукции в основе конкуренции лежат процессы внедрения новых видов продукции и маркетинга, до 90% рынка слабоалкогольных коктейлей занимают такие компании, как «Хэппилэнд», «Очаково», «Бородино», «Мегапак», ГК «Ост», «Бравопремиум» («Русский алкоголь»), «Марин Экспресс» (Greenall’s) [с. 6].
Важнейшим фактором для покупателей выступает стоимость того или иного коктейля. Например, до 63,5% потребителей готовы приобретать продукцию по цене 35–50 рублей за банку, а 25,3% — по цене 25–35 рублей. Исследователи убеждены, что рост доходов населения позволяет россиянам все чаще делать выбор в пользу более дорогих коктейлей — продукцию по цене свыше 35 рублей предпочитают 11,2% потребителей [с. 6].
Рис. 5. Доля предприятий по производству коктейлей, лидирующих в структуре рынка слабоалкогольной продукции, % [по данным информационного агентства «Интегрум», 2008]
Специалисты отмечают, что серьезный урон отрасли был нанесен в конце 2006 г., когда в РФ была введена единая ставка акциза на алкоголь крепче пяти градусов. В результате акцизы на водку выросли на 8,5%, пиво — 2, для коктейлей — 95%, а в стоимостном выражении производители оказались вынужденными платить 162 руб. акциза за литр этилового спирта. Правительство вовремя внесло корректировки в реформу, с 1 января снизив ставку акциза до уровня 102 руб. В результате многие компании регионального масштаба, не располагающие узнаваемыми брендами и дистрибьюторскими сетями были вынуждены покинуть рынок. Динамичный рост рынка коктейлей был фактически подорван правительственным решением о введение акцизов, однако теперь уже можно говорить о восстановлении позиций производителей и обозначении положительной динамики. Но в ближайшее время стоит ожидать обострения конкуренции в рамках диверсификации и повышения качества предложения со стороны производителей. Потребительские предпочтения, становящиеся изысканнее параллельно с ростом доходов, будут располагать к этому. Стоит ожидать активных манипуляций и с вкусовой составляющей, упаковкой. То есть производителям предстоит преодолеть расхожее в обществе мнение о вреде данной продукции путем применения ее с натуральными ингредиентами [с. 7].
Получить представление о динамике потребления алкогольной продукции по видам и некоторым районам в динамике за 2010 г. (литров на душу населения) [11] можно, обратившись к рис.6.
В настоящее время в России пьют 11,5 тыс. детей, а 161 ребенку в возрасте 10–14 лет поставлен диагноз «алкоголизм». Это по данным статистики за 2009 г. Истинные цифры, скорее всего, на порядок выше [12, с. 22].
В этой связи представляются правомерными мероприятия по ограничению продажи алкоголя в праздничные дни, направленные на решение проблемы безопасности населения. Например, по распоряжению мэра г. Москвы, 4 сентября была запрещена продажа спиртных, слабоалкогольных напитков и пива в любой таре, а также прохладительных напитков в стеклянной таре в местах проведения торжеств и на территориях, прилегающих к месту проведения праздничных мероприятий [13].
Особо актуальна инициатива некоторых депутатов, которые выступают с предложением максимально сократить число павильонов, торгующих табачной и слабоалкогольной продукцией, ведь продажа в ларьках пива и сигарет несовершеннолетним представляет собой больной и злободневный вопрос [14].
Показателен опыт белорусских практиков [15] по запрещению к реализации таких видов товаров, как: плодово-ягодные вина, прейскурантная водка, пиво, слабоалкогольные напитки, на основании исполнения пункта 7 приложения №1 к Государ­ственной программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 гг., Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2011 г. № 27 «О государственной программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2011–2015 годы», предложений Генеральной Прокуратуры Республики Беларусь, поручения Мингорисполкома, на территории Заводского района г. Минска будет проведен локальный эксперимент по временному ограничению реализации алкогольных и слабоалкогольных напитков с 01.11.2011 до 30.11.2011 в торговых объектах вблизи крупных промышленных предприятий с 15.00 до 16.30. В этом эксперименте принимало участие около 37 субъектов хозяйствования.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать некоторые выводы и внести предложения, которые могут служить научно-теоретической базой как для субъектов обучения на соответствующих специальностях средних специальных и высших учебных заведений, включая систему послевузов­ского образования, так и для специалистов-практиков в сфере производства, хранения, сбыта слабоалкогольной продукции в контексте программы повышения квалификации специалистов или же по переподготовке кадров.
Во-первых, исследование позволило выявить взаимосвязь существующих и действующих законодательных механизмов, направленных не только на регулирование процессов производства, хранения и реализации слабоалкогольной продукции, но и на решение важнейших социально-демографических задач с учетом серьезных проблем современности.
Во-вторых, на наш взгляд, серьезную долю в сегменте потребительского рынка слабоалкогольной продукции должны занимать сиропы специального назначения ввиду содержания в них безопасных, физиологически ценных и полезных для здоровья ингредиентов с точными физико-химическими характеристиками при условии определенности и научной обоснованности их свойств. Кроме того, их комплексная товароведная оценка и четкая инструкция по использованию будут снижать возможные риски, связанные с их употреблением.
В-третьих, несмотря на обилие слабоалкогольных товаров на потребительском рынке, следует выделить слабую изученность вопросов потребительской ценности слабоалкогольной продукции с учетом новейших достижений товароведческой науки, особенности экономических и организационных взаимоотношений субъектов в структуре потребительского рынка слабоалкогольной продукции на территории РФ и ее территориальных единиц, с учетом разносторонних интересов государства и товаропроизводителей, продавцов, покупателей, потребителей и т.д.
Представляется важным изучать корреляционные связи между товароведческими и другими факторами, способствующими формированию потребительской ценности слабоалкогольной продукции и покупательским спросом алкогольных напитков на региональных потребительских рынках, с учетом комплексного и системного подходов. Это важно в условиях постоянно меняющихся потребительских предпочтений, обусловленных во многом не только личными пристрастиями и предпочтениями, но и соотношением «цена — качество», что в условиях рыночной экономики представляется логичным.
Рис. 6. Потребление населением алкогольной продукции по видам и районам за 2010 год
1 — водка и ликероводочные изделия, 2 — коньяки, 3 — вина виноградные и плодовые, 4 — шампанское, 5 — слабоалкогольная продукция


Литература
1. Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (в ред. 2007 г.) // www.demograph.ru
2. Проект «Основы национальной алкогольной политики на 2009–2020 годы» // www.garant.ru
3. Федеральный Закон Российской Федерации «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» // www.garant.ru
4. Инновации в образовательном процессе в Омском институте (филиале) РГТЭУ: колл. моногр. / Под. ред. С.Е. Метелева. — Омск: Омский ин-т (филиал) РГТЭУ, 2011. — С. 150–160.
5. ГОСТ Р 52409 — 2005. Продукция безалкогольного и слабоалкогольного производства. Термины и определения. Изд. официальное. — М., Стандартинформ, 2006. — 20 с.
6. О методических рекомендациях по составлению перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака и знака обслуживания. Приказ от 2 марта 1998 г. № 41. Российское агентство по патентам и товарным знакам. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=106278 (Режим доступа 28.10.2011 г.). — Название с экрана.
7. Методические рекомендации по составлению перечня товаров и услуг, для которых испрашивается регистрация товарного знака и знака обслуживания. Приложение к Приказу Генерального директора Роспатента от 2 марта 1998 г. № 41. Российское агентство по патентам и товарным знакам. // http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=106278 (Режим доступа 28.10.2011г.). — Название с экрана.
8. Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории таможенного союза (в редакции Решений Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 341, от 20.09.2010 № 383, от 14.10.2010 № 432, от 18.11.2010 № 456, от 02.03.2011 № 566), утв. Решением Комиссии таможенного союза от 28.05.2010 г. № 299 // http://www.tsouz.ru/db/techregulation/sanmeri/Pages/sanepidem.aspx (Режим доступа 28.10.2011г.). — Название с экрана.
9. Россия в цифрах. 2010: Крат. стат. сб. / Росстат — M., 2010. — 558 с.
10. Рынок слабоалкогольной продукции РФ. Общая характеристика рынка слабоалкогольной продукции в Российской Федерации. — Информационно-аналитический обзор департамента аналитики и мониторингов информационного агентства «Интегрум» (495) 755-57-16. — №86 (3 мая 2008). — 8 с. // integrum.ru (Режим доступа 28.10.2011г.). — Название с экрана.
11. Потребление алкогольной продукции по видам и районам за 2010 год (литров на душу населения) // http://www.admoblkaluga.ru/upload/minkonkur/market/alcohol_sale_2010/app8.pdf (Режим доступа 28.10.2011г.). — Название с экрана.
12. Тихомирова, Е. Почём киндер-пивко? // Городской вестник. — №15–16 апреля 2010 г. — С. 22. // www.ia-zheld.mosoblonline.ru (Режим доступа 28.10.2011 г.). — Название с экрана.
13. На День города в Москве ограничат продажу алкоголя // Замоскворечье. Спец. выпуск. Август 2011 г. // www.upr-zmsk.ru (Режим доступа 28.10.2011 г.). — Название с экрана.
14. Ильясов Х.Н. Нам важно быть полезными для людей. Интервью записала А. Иванова // Муниципалитет Братеево. — № 6 (194) июнь 2011 (Режим доступа 28.10.2011 г.). — Название с экрана.
15. Локальный эксперимент по временному ограничению реализации алкогольных и слабоалкогольных напитков // http://zav.minsk.gov.by/actual281011-1 (Режим доступа 28.10.2011 г.). — Название с экрана.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия