Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Резник Г. А.
заведующий кафедрой маркетинга и экономической теории
Пензенского государственного университета архитектуры и строительства,
доктор экономических наук, профессор


Студент как субъект управления экономической безопасностью вуза
В статье рассматривается структура экономического потенциала вуза, основные направления его экономической безопасности, раскрывается сущность экономической безопасности студента как экономической категории, исследуется система экономической безопасности студента и формирующие ее элементы. Представлена модель системы управления экономической безопасностью студента, а также комплекс мер по ее обеспечению
Ключевые слова: экономическая безопасность вуза, экономическая безопасность студента, модель управления
УДК 378; ББК 65.050 У67   Стр: 377 - 379

Переход к рыночным отношениям и обострение конкурентной борьбы между вузами привели к необходимости усиления внимания к проблеме экономической безопасности вуза, под которой понимается экономическая защищенность вуза и интересов его работников от внешних и внутренних угроз, позволяющая сохранить и эффективно использовать свой экономический потенциал.
Проблема экономической безопасности вуза в современных условиях приобретает особую актуальность. Этому способствует: экономическая нестабильность общества, сокращение бюджетного финансирования ряда вузов и неясность условий выживания при отсутствии бюджетного финансирования, несовершенство законодательства (в частности, несовпадение нормативных правил налогового и бюджетного учета), отсутствие механизма страхования риска принятия управленческих решений в сфере образования, разнонаправленность интересов традиционно имеющихся в вузе структурных подразделений, наличие иждивенческих настроений у работников вузов.
Современный вуз представляет собой не просто образовательное учреждение. Изменение факторов внешней и внутренней среды вуза превратили его в многофункциональное учреждение, целью которого является не только подготовка высококвалифицированных инновационно ориентированных специалистов, востребованных работодателем и обществом в целом, но и поддержание их здоровья, как главного элемента трудового потенциала. Поэтому вузы вынуждены развивать комплекс социальных услуг, направленных на поддержание здоровья студентов на весь период обучения в вузе и сотрудников в процессе работы. В состав комплекса социальных услуг вуза, как правило, входит: наличие спортивной базы, профилактория, пунктов медицинской помощи, достаточное количество пунктов качественного питания. Развитый комплекс социальных услуг предполагает также создание своеобразных бизнес-центров с множеством сопутствующих образовательному процессу услуг: наличие достаточного количества копировальных центров, компьютерных классов с возможностью выхода в Интернет и использования электронной почты, пунктов продажи канцтоваров и многое другое.
Сфера деятельности вуза расширяется также за счет формирования предпринимательских структур. В условиях формирования инновационной экономики развитие предпринимательства среди студентов и сотрудников вуза является одним из приоритетных направлений инновационной деятельности вуза. Данное направление приобретает все большую актуальность вследствие принятого 2 августа 2009 года Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Федеральным законом предусматривается наделение бюджетных научных и образовательных учреждений правом самостоятельно, т.е. без согласия собственника их имущества, но с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, создавать хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат данным научным и образовательным учреждениям.
Именно этот аспект — многофункциональность вуза, акцент на развитие научно-технической деятельности, создание предпринимательских структур, развитие комплекса социальных услуг, в настоящее время, с одной стороны, формирует и развивает его экономический потенциал, а, с другой — расширение сферы его деятельности обязывает руководство вуза обеспечивать ее экономическую безопасность, в том числе персонала и студентов. Формирующийся в вузе экономический потенциал определяется совокупностью и уровнем развития следующих факторов:
— кадрового потенциала, осуществляющего образовательную и научно-исследовательскую деятельность
— материально-технической базы, в том числе и, прежде всего, производственными площадями;
— социальной базы, как одного из условий поддержания трудоспособности и стабилизации трудового коллектива;
— организационно-экономического механизма управления вузом и финансовыми потоками.
— результативностью финансово-экономической деятельности.
Рассмотрение структуры экономического потенциала вуза позволяет определить основные направления обеспечения экономической безопасности вуза
а) развитие интеллектуально-производственного потенциала, осуществляющего образовательную и научно-исследовательскую деятельность (ППС, технического персонала и студентов);
б) ресурсообеспеченность, включающая состояние собственных производственных площадей; оснащение лабораторий необходимым оборудованием, их сохранение и развитие:
в) наличие социальной базы и эффективность ее использования (ФОКи, загородние спортивные лагеря, пункты питания и здравоохранения, внутренняя инфраструктура по предоставлению услуг, сопутствующих образовательной деятельности);
г) управленческая деятельность (в конечном итоге и ресурсное обеспечение и экономическая безопасность личности зависят от того, какие управленческие решения в области экономической безопасности будут приняты руководством вуза);
д) экономическая эффективность деятельности вуза, оцениваемая финансовым результатом и эффективностью использования экономических ресурсов; собственных и привлеченных средств, а также выполнением финансовых обязательств.
Рис.1. Направления обеспечения экономической безопасности вуза
Все выше изложенное позволяет констатировать, что обеспечение экономической безопасности вуза в современных условиях представляет собой весьма сложную задачу, поскольку зависит от решения множества самых разнообразных проблем, среди которых деятельность персонала и студентов занимают ведущее место.
Однако уровень экономической безопасности вуза зависит не только от внутренних факторов, рассмотренных выше, но и от внешнего состояния экономики и общества в целом. Так, серьезную угрозу экономической безопасности вуза представляет коррупция, которая в последние годы приобрела самые разнообразные формы: это и нецелевое использование федеральных средств, и дача взятки проверяющему органу при аккредитации университета, и навязывание платных консультаций, покупки собственных книг, и т.д. Распространение коррупционных явлений в образовании приводит к ряду негативных последствий и требует разработки антикоррупционной программы на уровне университета, направленной на устранение причин и условий, порождающих коррупцию.
Поэтому проблема экономической безопасности вуза, экономическая защищенность вуза, интересов его работников и студентов становится весьма актуальной.
Весьма важным субъектом, от деятельности которого в значительной мере зависит экономическая безопасность вуза, является студент.
Особенностью современного студенчества является то, что его включение в общественную жизнь идет не только через учебную деятельность и профессиональную подготовку, но и путем формирования независимых материально-бытовых условий, новых форм проявления собственной активности и социального взаимодействия. Нынешний студент живет в эпоху социально-экономических преобразований, определивших формирование новых социально-экономических отношений, сопровождающихся ломкой нравственных ориентиров, девальвацией духовных ценностей. Студенчество как социальная группа наиболее восприимчива к изменениям и тенденциям, зачастую носящим отрицательный характер.
Четкого понятия «Экономическая безопасность студента» в экономической литературе пока не существует. Нами предпринята попытка сформулировать такое определение и раскрыть его сущность.
Представляется, что экономическая безопасность студента — это, с одной стороны, его способность обеспечивать свою экономическую независимость, а, с другой — формирование потенциала его экономического благополучия, его конкурентоспособности после завершения обучения в вузе.
Поэтому процесс управления экономической безопасностью вуза должен включать систему мер, обеспечивающих создание такого потенциала.
Управление экономической безопасностью студента — это комплекс методов и приемов, направленных на создание благоприятных условий для развития и активизации творческого потенциала, а также обеспечения его экономической независимости в период обучения в вузе.
Исходя из понимания того, что экономическая безопасность студента обеспечивается комплексом методов и приемов, формирующих его экономическую независимость в период обучения в вузе, руководство вуза должно планировать и реализовывать систему мер, противодействующих как внешним, так и внутренним угрозам и факторам риска, своевременно противопоставлять им эффективную реорганизацию структуры и функционирования вуза. Причем достижение поставленных задач предполагает реализацию разнообразных мероприятий и использование различных инструментов, как в краткосрочной, так и среднесрочной, и долгосрочной перспективе.
Система экономической безопасности студента многоаспектна и включает в себя комплекс различных компонентов (рис. 1).
Прежде всего, это эффективное использование потенциала вуза, который является базовым элементом, основой, определяющей саму возможность его обучения в вузе в течение довольно продолжительного периода времени. Это и выплата стипендии, различные виды материальной помощи, возможность бесплатного или льготного пользования всей созданной в вузе инфраструктурой (читальные залы и библиотеки, компьютерные классы и технические лаборатории, оздоровительные учреждения и спортивные залы и т.д.).
Весьма важными элементами экономической безопасности студенчества являются создание и поддержание стабильности, социальный климат и система социальной защиты в вузе. Социальная составляющая как элемент экономической безопасности направлена на сплочение, объединение всех работников (в т.ч. студентов) для решения общих задач. Она, по сути, формирует внутриорганизационную среду в вузе и способствует сокращению числа разрушительных конфликтов в коллективе. В результате студенты занимают активную позицию в процессе реализации программы экономической безопасности, а руководство вуза получает понимание, необходимую поддержку с их стороны.
Рис.2. Модель системы управления экономической безопасностью студента
Важной составляющей системы обеспечения экономической безопасности студента в вузе является эффективная система антикоррупционных мер.
К сожалению, студенты сталкиваются с коррупцией достаточно часто: при поступлении в вуз, при пропуске занятий, при сдаче экзаменов и зачетов, курсовых и дипломных, при получении диплома.
Одной из причин, формирующих основу для проявления коррупции в образовательной среде является рост числа социальных рисков на фоне формирования новых социально-экономических отношений и появления негативных тенденций. Имея за плечами жизненный опыт со своими трудностями и проблемами, родители стараются огородить свое чадо от них, и не только сами участвуют в формировании коррумпированной среды, но и толкают своих детей в эту же яму, способствуя формированию таких черт их характера как иждивенчество, безынициативность, лень, желание обойти принятые в вузе нормы и правила. Тем самым масштабы коррупции в вузах в последние годы принимают опасные размеры.
Другая причина — это отсутствие стимулов для поддержания безукоризненной репутации образовательного учреждения, недостойная оплата труда в образовательной сфере, старение кадров, отсутствие ресурсов для создания достойного имиджа образовательного учреждения.
Каждая из взаимодействующих сторон образовательного процесса имеет свои цели — кто-то из студентов стремится получить знания, а кто-то диплом, кто-то из преподавателей рассматривает свою работу как смысл жизни, а кто-то лишь как источник дохода. Участники же процесса всегда смогут найти компромиссное решение для удовлетворения своих потребностей. Студентам можно апеллировать на более высокий уровень: к декану факультета, проректору по учебной работе, ректору. Можно конечно обратиться и в суд. Но если учитывать, что ситуация, связанная с коррупцией — это отражение в известной мере состояния нашего общества, то может показаться, что бороться с этим явлением бесполезно. Студенты, как представители молодого поколения, должны этому противостоять. Для того, чтобы что — то изменить в этой сложившейся годами системе, необходимо использовать стратегию целенаправленного воздействия, поддерживая у субъектов созидательные цели и нивелируя разрушительные.
В комплексе мер, формирующих систему экономической безопасности студента, решающее значение имеет предоставление возможности трудоустройства в период обучения, а также возможности послевузовской переподготовки и повышения квалификации. И тот и другой элемент формируют основу его материального благополучия и конкурентоспособности на рынке труда и создают условия для противостояния внешним угрозам, нивелируют опасность утраты его экономической независимости. О высокой эффективности решения этой проблемы свидетельствует опыт Пензенского Государственного Университета архитектуры и строительства, в структуре которого с 1991 года функционирует Центр маркетинга и содействия трудоустройству выпускников. Совместно с выпускающими кафедрами Центр ежегодно проводит мониторинг рынка труда и рынка образовательных услуг, результаты которого свидетельствуют о том, что более 90% выпускников трудоустраиваются по специальности, формируя тем самым основу своего материального благополучия и экономической безопасности.
Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая безопасность студента может быть обеспечена лишь системой защитных мер, направленных на обеспечение его экономической независимости в период обучения в вузе и тем более — после завершения обучения. В изменившихся социально-экономических и институциональных условиях выявление факторов риска, опасностей и угроз, выработка способов, инструментов и методов противодействия им является важной задачей обеспечения экономической безопасности вуза при работе со студентами.


Литература
1. Бархатов В.Ю., Пугач В.Н., Алимова Н.К. Экономическая безопасность Вуза // Науковедение. — 2009. — №1.
2. Демидов С.Р. Теоретико-методологические основы и механизм обеспечения экономической безопасности высшего учебного заведения: Автореф. дисс. ... д-ра эк. наук. — М., 2007.
3. Николаев А. Коррупция в вузах — отражение состояния нашего общества? [эл.]: адрес доступа — http://k501.mai5f.ru/students/corrupt.html
4. Перминов В.Л. Вопросы экономической безопасности образовательных систем в современных условиях российского образования [эл.]: адрес доступа — http://www.lerner.edu3000.ru/Wladimir_biblos/perminov_1.htm.
5. Управление экономической безопасностью высшего учебного заведения: учебник / Под общ. ред. С.Д. Резника. — Пенза: ПГУАС, 2011.
6. Электронный словарь — http://ru.wikipedia.org/wiki

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия