Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов в Российской Федерации (часть 1)
Досужева Е. Е.
аспирант кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета
Лямзин О. Л.
доцент кафедры теории рынка Новосибирского государственного технического университета,
кандидат экономических наук

Первая часть статьи посвящена основным тенденциям формирования и развития инновационных инфраструктур образовательных учреждений высшего профессионального образования. Приведены основные формы научно-производственной интеграции на базе вузов. Также авторами рассмотрены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур вузов — победителей открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры
Ключевые слова: инновации, инновационная политика, научно-производственная интеграция, инновационная экономика
УДК 334.758.6; ББК 65.292   Стр: 383 - 387

Одним из значимых направлений повышения эффективности национального инновационного процесса является обеспечение интеграции различных его участников, организаций, реализующих отдельные этапы инновационных циклов. Отработанность стратегических и тактических аспектов такой интеграции, во многом определяет как количество и качество инновационного результата, так и минимизацию времени на прохождение его от идейной до овеществленной стадии.
Необходимо отметить, что важнейшую роль в формировании эффективных интегрированных инновационных структур призваны играть крупные научно-образовательные учреждения.
В настоящее время на базе активного участия российских ВУЗов организуются и апробируются различные формы и схемы научно-производственной интеграции. Так, наиболее известны сегодня учебно-научно-инновационные комплексы (УНИК), учебно-научно-производственные комплексы (УНПК), научные парки, а также и другие варианты формирования инновационных структур. Рассмотрим их более подробно.
В работе В.С. Кортова, С.В. Кортова и С.В. Устелемова дается определение УНИК как «формы организации высшего учебного заведения независимо от его отраслевой принадлежности, обеспечивающей конкурентоспособность предлагаемых образовательных, научно-технических и производственных услуг в долгосрочной перспективе на территориальном, российском и международном рынках на основе анализа и удовлетворения требований потребителей, единства образовательного, научного, научно-технического и инновационного процессов и формирования основы для инновационного развития региона» [7]. В структуру УНИК обычно входят ВУЗы, малые и средние инновационные предприятия, чаще всего формирующиеся на базе ВУЗов, венчурный фонд для финансирования инновационной деятельности УНИК, а также бизнес-инкубаторы, студенческие инкубаторы и технологические инкубаторы, оказывающие содействие в разработке инновационной продукции. Инновационной продукцией УНИК являются новые специальности и направления для подготовки и переподготовки кадров, опытные образцы новых материалов, новые технологии, наукоемкая продукция. В основные задачи УНИК входит [2] создание новых образовательных продуктов, повышение качества образования, увеличение инновационного потенциала ВУЗа, развитие научного потенциала элементов структуры УНИК, привлечение молодых специалистов и студентов к научно-исследовательской и инновационной деятельности. Финансирование деятельности УНИК [4] осуществляется не только венчурным фондом, но также бюджетными источниками, международными и внебюджетными фондами поддержки инновационной деятельности и банковскими кредитами. В настоящее время формирование учебно-научно-инновационных комплексов активно осуществляется во многих университетах России таких, как, например, ПГТУ (Пермь), БГУ (Белгород), ДВГТУ (Владивосток), АГТУ (Барнаул), ТРТУ (Таганрог), ТУСУР (Томск), СГТУ (Саратов), НИЯУ МИФИ (Москва), УГТУ — УПИ (Екатеринбург).
Учебно-научно-производственные комплексы представляют собой форму объединения образовательного, научно-технического и производственного секторов экономики. Основной функцией УНПК является координация учебных программ для подготовки специалистов, способных работать с новыми технологиями, разрабатываемыми научно-производственным комплексом. В состав УНПК могут входить школы, профессионально-технические училища, колледжи, НИИ, ВУЗы, производственные структуры различных форм организации. В зависимости от организаций входящих в состав УНПК, его структура может выглядеть как «ВУЗ — НИИ — промышленное предприятие», «Технический ВУЗ — промышленное предприятие» и так далее. Основными задачами, стоящими перед УНПК являются научное обеспечение отраслевых структур, подготовка и повышение квалификации специалистов, интеграция высшего образования, науки и производства с целью повышения эффективности использования потенциала организаций, входящих в состав комплекса. Для решения этих задач УНПК проводит научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разрабатывает планы научно-исследовательских работ, контролирует их выполнение и решает вопросы о финансировании отдельных направлений научно-исследовательской деятельности, планирует учебный процесс в соответствии с планами подготовки специалистов по актуальным направлениям, направляет преподавателей в организации для повышения квалификации специалистов, привлекает работников промышленных предприятий в учебные заведения УНПК на повышение квалификации, способствует трудоустройству студентов и выпускников в организациях входящих в структуру УНПК. УНПК формируются на базе таких ВУЗов, как УГТУ (Орел), НГУ (Великий Новгород), МФТИ (Москва). Финансирование их инновационной деятельности происходит не только из бюджетных и фондовых средств, но также из прибыли от реализации инновационных продуктов и услуг [5].
Научный парк представляет собой объединение субъектов хозяйствования, сформированное по принципу соединения потенциалов образования, науки, производства и бизнеса путем координации инновационных проектов научного парка его участниками [1]. В состав научного парка входят подразделения, кафедры и лаборатории ВУЗа, научные, технологические и учебные организации, научно-исследовательские институты, технопарки, бизнес-инкубаторы, а также малые и средние инновационные предприятия, осуществляющие кадровое, правовое, финансовое обеспечение и поддержку инновационной деятельности научного парка. В рамках деятельности научного парка осуществляется укрепление кадрового потенциала ВУЗов, совместная реализация инновационных и научно-исследовательских проектов, совершенствование образовательных методик, разработка и исполнение консалтинговых услуг, издательская деятельность, организация культурно-просветительской деятельности, разработка новых социальных проектов [6]. Наиболее известными в России являются научный парк «Измайлово» на базе МЭИ (Москва) и научный парк МГУ (Москва).
В целях развития инновационной сферы, формирования успешного взаимодействия среди образовательных учреждений и предприятий, содействия организации хозяйственных субъектов, создаваемых в соответствии с пунктом 8 статьи 27 Федерального закона № 25 «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [12] реализуется национальная поддержка становления инновационной инфраструктуры, в том числе содействие малому инновационному бизнесу, в образовательных учреждениях высшего профессионального образования.
Правительство Российской Федерации 9 апреля 2010 года официально одобрило постановление № 219 «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования» [9]. Постановлением обозначена поддержка развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений за счет бюджетных средств в 2010 г. в размере 3 млрд. рублей, в 2011 г. — 2 млрд рублей и в 2012 г. — 3 млрд рублей. Государственная поддержка развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования реализовывается на базе конкурсного отбора проектов развития инновационной инфраструктуры. На осуществление проекта развития инновационной инфраструктуры выделяются бюджетные средства на срок до 3 лет с объемом финансирования до 50 млн рублей в год.
Победителями открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства федеральных образовательных учреждений в 2010 г. стали такие вузы, как Иркутский государственный технический университет, Южно-Уральский государственный университет и Кемеровский государственный университет. Рассмотрим подробнее их цели, задачи и реализуемые проекты развития инновационной инфраструктуры.
Инновационная инфраструктура ФГБОУ ВПО «Южно-Уральского государственного университета» (НИУ) [10] выглядит следующим образом (см. рис. 1).
Рис. 1. Инновационная инфраструктура ФГБОУ ВПО «ЮУрГУ»

Основными целями программы развития инновационной инфраструктуры Южно-Уральского государственного университета через создание структур управления, консалтинга и маркетинга инновационных проектов является:
● проведение маркетинговых исследований в области технологий и инновационных продуктов, разрабатываемых на базе Университета;
● расширение сотрудничества Университета с промышленными предприятиями Южного Урала;
● формирование системы трансфера результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат Университету;
● привлечение финансовых и информационных ресурсов в инновационную сферу;
● расширение международного научно-технического сотрудничества с учебными заведениями и фирмами зарубежных стран с целью вхождения в мировую систему науки и образования;
● обеспечение наличия нормативно-методических материалов по маркетинговой деятельности;
● участие в подготовке предложений по повышению квалификации студентов, аспирантов и сотрудников Университета и сотрудников Обществ в области продвижения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности РИД.
Для достижения вышеперечисленных целей были поставлены следующие задачи:
● осуществление работ, связанных с правовой охраной созданных в Университете РИД в РФ и за рубежом;
● осуществление патентно-информационных работ и исследований по обоснованию принимаемых в Университете решений в отношении РИД;
● нормативно-методическое обеспечение работы Университета и Обществ по созданию и коммерциализации РИД;
● инвентаризация и учет РИД;
● осуществление работ по коммерческому использованию принадлежащих Университету и Обществам прав на РИД;
● анализ состояния изобретательской и патентно-лицензионной работы в университете;
● осуществление мероприятий по развитию и стимулированию научно-технического творчества;
● выполнение информационно-аналитических обзоров по приоритетным направлениям развития с целью выявления перспективных тем для реализации их в форме инновационных проектов;
● инициирование НИР и ОКР для получения результатов интеллектуальной деятельности и их последующей коммерциализации;
● осуществление мероприятий по развитию и стимулированию научно-технического творчества;
● организация и проведение круглых столов, тренингов, семинаров, школ по инновационным тематикам.
Одержав победу в открытом конкурсе по поддержке развития инновационной инфраструктуры образовательных учреждений КемГУ поставил перед собой цель сформировать инновационную среду в Кемеровском государственном университете за счет развития объектов инновационной инфраструктуры, создания и развития малых инновационных компаний, совершенствования системы охраны и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, подготовки высококвалифицированных кадров в сфере малого инновационного предпринимательства, освоения опыта ведущих зарубежных университетов и привлечения иностранных и российских экспертов в сфере трансфера технологий [3]. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
● развитие объектов инновационной инфраструктуры КемГУ;
● создание хозяйственных обществ в соответствии с ФЗ-217;
● укрепление материально-технической базы университетского научно-инновационного комплекса;
● совершенствование системы правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности;
● разработка и реализация программ повышения квалификации ППС в сфере инновационного менеджмента;
● разработка и реализация дисциплин по инновационному менеджменту для основных образовательных программ естественнонаучных факультетов;
● стажировка работников, ответственных за развитие инновационной деятельности, в иностранных университетах;
● усиление взаимодействия КемГУ с промышленными предприятиями региона по оказанию им услуг научно-инновационной направленности.
В результате осуществления программы формирования инновационной среды в Кемеровском государственном университете будет сформирована инновационная инфраструктура КемГУ представленная ниже (Рис. 2).
Рис. 2. Схема управления инновационной инфраструктурой КемГУ

В настоящее время среди форм научно-производственной интеграции в мире одной из наиболее популярных является так называемая модель «тройной спирали» [13, 14], в которой ведущую роль в триаде «наука-власть-бизнес» играют университеты, разрабатывающие новые идеи и государство всеми силами стимулирует инновационную деятельность в них.
КемГУ как классический вуз в инновационной области решает в Кузбассе триединую задачу, следуя модели «тройной спирали»:
● развивает свою научно-учебно-инновационную инфраструктуру, делясь опытом с другими вузами региона;
● налаживает взаимовыгодные связи с властью и бизнесом.
Целью программы развития Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета является переход на передовые конкурентоспособные позиции по приоритетным направлениям развития в мировом научно-образовательном пространстве [11]. Для достижения этой цели в инновационную инфраструктуру НИ ИрГТУ входят:
1. Лаборатории и кафедры НИ ИрГТУ: создание и адаптация технологий и разработок по приоритетным направлениям науки и техники и по заказам предприятий.
2. Центры коллективного пользования уникальным научным оборудованием НИ ИрГТУ для научных организаций и промышленных компаний.
3. Технопарк ИрГТУ: создание и развитие инновационного бизнеса.
4. Бизнес-инкубатор ИрГТУ: предоставление помещений, консультационных услуг и офисного оборудования для молодых инновационных компаний.
5. Байкальский центр трансфера технологий ИрГТУ: поддержка инновационных проектов предприятий и организаций Иркутской области по коммерциализации интеллектуальной собственности.
6. Региональная школа инновационного менеджмента ИрГТУ: подготовка высококвалифицированных менеджеров, включая услуги коучинг-центра по венчурному предпринимательству.
Инновационная инфраструктура Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета схематически изображена на рис.3.
Рис. 3. Инновационная инфраструктура НИ ИрГТУ

Ярким примером научно-производственной интеграции является сотрудничество между Дальневосточным Федеральным Университетом и открытым акционерным обществом «Приморские лесопромышленники» [8]. Основными эффектами от реализации проекта по строительству и запуску домостроительного комбината в целях рационального природопользования и энергосбережения станет:
● создание новых рабочих мест в области деревянного малоэтажного домостроения;
● создание условий и инфраструктуры для развития малого и среднего бизнеса на рынке деревянного домостроения Приморского края;
● вывод на рынок новой наукоемкой продукции с высокими конкурентными преимуществами (комплексные проекты на основе собственной архитектурной системы, реализующие концепции «таунхаусов» и урбанизированных деревень, включая все инфраструктурные решения; готовая линейка домов разных типов и т.д.);
● создание условий для занятости студентов и аспирантов реальной работой в будущей профессиональной сфере. Повышение качества подготовки студентов, сокращение периода адаптации молодых специалистов в профессиональной деятельности;
● достижение нового технологического уровня в области малоэтажного домостроения и, как следствие, качественно новые услуги и продукты в этой области;
● удовлетворение потребностей Дальневосточного региона в строительстве малоэтажного жилья;
Схема взаимодействия Дальневосточного Федерального Университета и ОАО «Приморские лесопромышленники» выглядит следующим образом (рис. 4):
В первой части статьи авторами были рассмотрены основные типы научно-производственной интеграции вузов на базе инноваций. Также приведены примеры формируемых в настоящее время инновационных инфраструктур высших учебных заведений. Остальные инновационные инфраструктуры, формируемые вузами-победителями открытого конкурса по отбору проектов развития инновационной инфраструктуры, а также анализ многоотраслевого характера научно-производственной интеграции в форме инновационной интегрированной структуры будут представлены авторами во второй части статьи «О современных особенностях формирования инновационной инфраструктуры с участием вузов, в Российской Федерации».
Рис. 4. Структура кооперации исполнителей

Вторая части статьи


Литература
1. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. — М.: Институт Научной Информации по Общественным Наукам РАН, 2005. — 148 с.
2. Атоян В.Р., Коваль А.А., Яблонская Е.Г. Учебно-научно-инновационный комплекс — как перспективная форма организации образовательной, научной и инновационной деятельности в учреждениях высшей школы России // Инновации. — 2001. — №1–2.
3. Афанасьев К.Е., Силинин А.В., Шадрин А.В. Задачи инновационного развития КемГУ [Электронный ресурс]. URL: http://science.kemsu.ru/files.aspx?id=7710 (Дата обращения: 21.12.2011).
4. Богданович Б.Ю., Голотюк О.Н., Петровский А.Н., Попов Ю.А., Тулинов Б.М., Чучкин В.И. Формирование учебно-научно-инновационного комплекса МИФИ. Научная сессия МИФИ-2001. Сб. науч. тр. — М.: Типография МИФИ. — 2001. Т.11. — С.10–15.
5. Голенков В.А., Степанов Ю.С. Управление качеством образовательно-научной деятельности на основе создания учебно-научно-производственных комплексов // Управление общественными и экономическими системами. — Орел: ОрГТУ. — 2003. — №1.
6. Демидова И.Д., Иванов С.А. и другие. Наука, образование, бизнес: векторы взаимодействия в современном обществе. Коллективная монография / Под ред. И.Д. Демидовой, В.Н. Мининой, М.В. Рубцовой. — СПб: Скифия-принт. — 2008. — 288 c.
7. Кортов В.С., Кортов С.В., Устелемов С.В Уральский государственный технический университет на пути создания учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) / Екатеринбург // Университетское управление: практика и анализ. — 2001. — № 3. — С. 36–41.
8. Организация высокотехнологичного инновационного производства деревянных зданий и сооружений [Электронный ресурс]. URL: http://invest.primorsky.ru/invest/index.php?option=com_content&view=article&id=377:2011-04-18-22-47-07 (Дата обращения: 21.12.2011).
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. № 219, «О государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования».
10. Программа «Развитие инновационной инфраструктуры Южно-Уральского государственного университета через создание структур управления, консалтинга и маркетинга инновационных проектов» [Электронный ресурс]. URL: http://innovation.susu.ru (Дата обращения: 21.12.2011).
11. Программа развития государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский государственный технический университет» на 2010 — 2019 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu/ru/nru/about/program.html (Дата обращения: 21.12.2011).
12. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. № 25-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — №35. — Ст. 4135.
13. Etzkowitz, H., Leydesdorf, L. The dynamics of innovation: from National Systems and «Mode 2’» to a Triple Helix of university–industry–government relations. Research Policy, 29, 2000, 109-123 pp.
14. Universities in the Global Knowledge Economy: A Triple Helix of University-Industry-Government Relations / ed. by Etzkowitz, H., and Leydesdorff L., — London: Cassell Academic, 1997.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2025
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия