| | Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012 | | ИЗ ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА | | Бражник М. В. докторант кафедры менеджмента и маркетинга Уральской государственной сельскохозяйственной академии (г. Екатеринбург),
кандидат экономических наук
| |
| | В статье на основании изучения и анализа значительного количества законодательных актов и нормативных правовых документов рассмотрены вопросы формирования системы и построения структуры органов государственного управления сферами агропромышленного комплекса в Российской Федерации (России) в первом квартале 1992 года | Ключевые слова: агропромышленный комплекс, органы государственного управления, Координационный совет по экологической политике при Президенте РФ, Комитет по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов РФ, Российская академия сельскохозяйственных наук, фермерские хозяйства, Россельхозбанк | УДК 338.24:338.436.33; ББК 65.32-2я 73 Стр: 393 - 397 | Предлагаемая Вашему вниманию статья посвящена вопросам формирования системы и построения структуры органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации (России) в первом квартале 1992 года.
К периоду распада СССР относится начало становления современной системы органов государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации, основные (рамочные) параметры которой были определены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 1991 г. № 81 «О реформировании системы государственного управления агропромышленным комплексом Российской Федерации» [32; 39].
Распоряжением Президента Российской Федерации от 4 января 1992 г. № 4–рп «О создании Координационного совета по экологической политике при Президенте Российской Федерации» [35] с целью формирования государственной экологической политики в условиях интенсификации использования природных ресурсов при переходе к рыночным отношениям был создан Координационный совет по экологической политике при Президенте Российской Федерации. Председателем этого Совета был назначен Государственный советник Российской Федерации по экологии и здравоохранению. Распоряжением было определено, что в состав Координационного совета по экологической политике при Президенте Российской Федерации входят по должности, в частности, Министр сельского хозяйства Российской Федерации и Председатель Комитета по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации. Данным распоряжением было утверждено Положение о Координационном совете по экологической политике при Президенте Российской Федерации, а для обеспечения деятельности Совета — создана рабочая группа в количестве 6 человек в составе Службы Государственного советника Российской Федерации по экологии и здравоохранению.
Утвержденным Положением было определено, что Координационный совет по экологической политике при Президенте Российской Федерации разрабатывает предложения по основным направлениям государственной политики в области природопользования, охраны окружающей среды, улучшения экологической ситуации на территории России. Данным Положением также определялось правовое положение Совета, круг его основных задач, перечень прав, а также характер и общий порядок реализации решений Совета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 января 1992 г. № 29 «О Комитете по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации» [15] (утратило силу [29]. — М.Б.) было установлено, что Комитет по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации является органом государственного управления, обеспечивает реализацию государственной политики в области формирования государственных фондов зерна и продуктов его переработки, развития рынка хлебопродуктов, несет ответственность за координацию и регулирование деятельности продовольственного комплекса Российской Федерации, в который входят предприятия мукомольной, крупяной, хлебопекарной, макаронной, элеваторной и комбикормовой промышленности.
Основными задачами Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации явились:
● разработка предложений по развитию рыночных отношений, направленных на устойчивое снабжение населения хлебопродуктами, животноводства и птицеводства — концентрированными кормами;
● обеспечение проведения государственной политики закупок в продовольственные и фуражные фонды зерна, маслосемян, сортовых и гибридных семян зерновых, масличных культур и трав, сена и травяной муки, выполнения заказов на поставку хлебопродуктов для республиканских государственных нужд, включая обязательства по экспорту и межправительственным соглашениям с членами Содружества Независимых Государств (СНГ);
● разработка баланса государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки;
● осуществление государственного контроля за объемами и качеством зерна, семян масличных культур, сортовых семян, закупаемых в продовольственные и фуражные фонды, муки, крупы, других хлебопродуктов, поставляемых для государственных нужд, соблюдением законодательства об этих поставках;
● организация заключения контрактов и договоров на поставку хлебопродуктов для государственных нужд, осуществление контроля за их выполнением;
● обеспечение рационального размещения и использования государственных хлебных ресурсов;
● участие в определении закупочных квот государств — членов СНГ и выдаче лицензий на вывоз зерна и других хлебопродуктов за пределы Российской Федерации;
● организация производства хлебопродуктов, макаронных, кондитерских и других изделий для государственных нужд;
● формирование единой стратегии научно-технического, производственно-технологического и социально-экономического развития зерноперерабатывающих, хлебоприемных, хлебопекарных и макаронных предприятий, в том числе внесение предложений по эффективному проведению инвестиционной политики, программ развития объектов продовольственного комплекса и обеспечение их эффективной реализации.
Данным постановлением были установлены численность центрального аппарата Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации в количестве 358 единиц (без персонала по охране и обслуживанию здания) и фонд оплаты труда на декабрь 1991 года в сумме 329 тыс. рублей.
Комитету по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации было разрешено иметь 6 заместителей председателя Комитета, включая одного первого, и коллегию в количестве 13 человек.
Постановлением было установлено, что финансирование расходов на содержание центрального аппарата Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации осуществляется за счет ассигнований на содержание органов государственного управления, предусмотренных по республиканскому бюджету Российской Федерации.
На работников центрального аппарата Комитет по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации были распространены должностные оклады, предусмотренные постановлением Совета Министров РСФСР от 19 августа 1991 г. № 436 (пункта 1 этого постановления утратил силу [28; 12]. — М.Б.) для работников министерств и государственных комитетов РСФСР.
Председателю Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации было предоставлено право:
● в пределах установленных фондов оплаты труда и предельной численности работников центрального аппарата утверждать структуру и штатное расписание Комитета;
● создавать в установленном порядке при Комитете хозрасчетные организации для выполнения возложенных на Комитет задач.
За Комитетом по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации были закреплены служебные помещения, занимаемые упраздненным Министерством заготовок РСФСР.
Комитету по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации было поручено принять по состоянию на 1 октября 1991 г. от упраздненного Государственного комитета СССР по закупкам продовольственных ресурсов подведомственные ему организации и предприятия на территории Российской Федерации. При этом было установлено, что организации и предприятия Комитета по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации входят в состав агропромышленного комплекса Российской Федерации, ресурсы и инвестиции для них выделяются отдельной строкой.
Министерству торговли и материальных ресурсов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономики и финансов Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации было поручено в месячный срок утвердить Положение о Комитете по хлебопродуктам Министерства торговли и материальных ресурсов Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1992 г. № 84 «О Российской академии сельскохозяйственных наук» [34] с последующим изменением [18; 20; 27 (см. также [33]. — М.Б.); 38; 31; 19; 13] (изменение утратило силу [27] (см. также [33]. — М.Б.). — М.Б.) на базе Российской академии сельскохозяйственных наук и Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук была создана Российская академия сельскохозяйственных наук, определен ее правовой статус, порядок членства, а также общие вопросы организации и финансирования деятельности академии.
Постановлением Президиума Верховного Совета Российской Федерации от 10 февраля 1992 г. № 2325–I «О финансово-кредитной поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств и агропромышленного комплекса» [37] в целях финансово-кредитной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, предприятий и организаций агропромышленного комплекса Центральному банку Российской Федерации было поручено переоформить на Россельхозбанк централизованные кредитные ресурсы, выданные коммерческим банкам, вошедшим в Росельхозбанк, по состоянию на 1 января 1992 года и выделить Россельхозбанку кредитные ресурсы на 1992 год в размерах, основанных на плановых расчетах Россельхозбанка, согласованных Правительством Российской Федерации с Банком России.
Данным постановлением Правительству Российской Федерации поручалось предусмотреть в федеральном бюджете на 1992 год средства для компенсации Россельхозбанку и другим коммерческим банкам разницы в процентах при предоставлении кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса на льготных условиях.
Кроме того, данным постановлением Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации было поручено не позднее 20 февраля 1992 года определить порядок выдачи льготных кредитов крестьянским (фермерским) хозяйствам, предприятиям и организациям агропромышленного комплекса через коммерческие банки и порядок компенсации разницы в процентах по этим кредитам.
Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 1992 г. № 193 «О поручениях и полномочиях Вице-президента Российской Федерации» [21] (отменен [1]. — М.Б.) в соответствии со статьей 1217 Конституции Российской Федерации и Законом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 24 апреля 1991 г. (без номера) «О Президенте РСФСР» [26; 23; 42] (в связи с принятием 12 декабря 1993 года всенародным голосованием Конституции Российской Федерации и в соответствии с пунктами 2 и 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. № 1598 «О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в Российской Федерации» [25] (утратил силу [17]) Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации» [17] было установлено, что в соответствие с пунктом 2 раздела второго Конституции Российской Федерации отдельные законодательные акты (согласно приложению № 2 к данному Указу) признаются недействующими и не подлежат применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами как противоречащие Конституции Российской Федерации. При этом в числе прочих законодательных актов с момента вступления в силу Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года, был признан недействующим и не подлежащим применению органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами как противоречащий Конституции Российской Федерации Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 24 апреля 1991 г. (без номера) «О Президенте РСФСР» [26; 23; 42]. — М.Б.) Вице-президенту Российской Федерации поручалось координировать работу по следующим направлениям:
а) реализация решений органов государственной власти Российской Федерации и Президента Российской Федерации по проведению земельной реформы, развитию новых форм хозяйствования на селе;
б) разработка и реализация программ:
● газификации, химизации сельского хозяйства, развития стройиндустрии для сельской местности,
● конверсии военно-промышленного комплекса по выпуску средств механизации для сельского хозяйства, перерабатывающих комплексов сельскохозяйственной продукции малых и средних мощностей,
● содействия предпринимательству в выпуске товаров и продуктов питания и торговле в сельской местности,
● содействия формированию рыночных структур в агропромышленной сфере;
в) привлечение иностранных инвестиций и кредитов для осуществления реформы в агропромышленном комплексе;
г) осуществление мероприятий по внешнеэкономической деятельности по экспорту военной техники и вооружений, реализации движимого и недвижимого имущества, включая военное, для части выводимых войск с территории других государств, связанных с сокращением Вооруженных Сил и вооружений и направлением бывших военнослужащих непосредственно в сельское хозяйство.
Для выполнения этих поручений Вице-президент Российской Федерации был уполномочен издавать соответствующие распоряжения, обязательные для исполнения министерствами, ведомствами, органами исполнительной власти в Российской Федерации.
Кроме того, данным Указом Вице-президенту Российской Федерации было предоставлено право формировать в установленном порядке центр и фонд земельной реформы, создавать рабочие группы для разработки вышеуказанных программ с привлечением представителей министерств, ведомств, научно-исследовательских организаций, предприятий промышленности и сельского хозяйства.
Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2449–I «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» [16; 22] (утратил силу [40; 10; 4; 6; 5; 2; 11]) с последующими изменениями и дополнениями [7; 8; 3; 9] (утратили силу [40; 10; 4; 6; 5; 2; 11]) [36; 41; 30; 14; 30; 24; 30] была, в частности, определена компетенция краевого, областного Совета и краевой, областной администрации (Раздел III), в рамках которой были обозначены полномочия краевой, областной администрации (Глава 7). При этом к полномочиям областной, краевой администрации в области сельского хозяйства, использования земли и других природных ресурсов, охраны природы были отнесены (Статья 51):
1) разработка и выполнение краевых, областных программ по рациональному использованию земель, повышению плодородия почв, охране земельных ресурсов в комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
2) организация ведения земельного кадастра и мониторинга земель;
3) обеспечение планирования использования земель;
4) предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации и установленным краевым, областным Советом порядком земельных участков под объекты, имеющие федеральное и межрегиональное значение, для строительства и расширения предприятий, находящихся в собственности края, области, а также земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, огородничества и животноводства жителям городов (кроме городов районного подчинения);
5) обеспечение контроля за использованием и охраной земель;
6) защита прав собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
7) разрешение земельных споров;
8) предоставление в установленном законодательством Российской Федерации порядке и в соответствии с решениями краевого, областного Совета горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, находящихся в ведении края, области, а также лицензий на проведение этих работ, установление квот на добычу полезных ископаемых; взимание платежей за право пользования недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах, решение вопросов о замене этих платежей в полном размере или частично полезными ископаемыми, иной продукцией, производимой пользователями недр, или оказанием услуг (в целях улучшения организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации данный пункт 8 статьи 51 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2449–I «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» (с последующими изменениями и дополнениями) в части решений краевого, областного Совета Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2266 «О действии законодательства Российской Федерации об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации» [14] (утратил силу [30]. — М.Б.) с 22 декабря 1993 года признан недействующим. — М.Б.);
9) руководство ветеринарной службой, установление в необходимых случаях карантина и обеспечение соблюдения карантинных и ветеринарно-санитарных правил;
10) обеспечение проведения обязательных мероприятий по борьбе с вредителями, болезнями сельскохозяйственных растений и сорняками; принятие в необходимых случаях решений об установлении или снятии карантина в связи с болезнью растений, организация контроля за соблюдением техники безопасности при применении химических средств защиты растений, а также правил, связанных с установлением карантина;
11) содействие осуществлению контроля за использованием и охраной вод, лесов, недр, атмосферного воздуха и животного мира на территории края, области, предоставление полностью или частично водных объектов в соответствии с решениями краевого, областного Совета в обособленное пользование; участие в планировании развития лесного хозяйства, использовании лесных ресурсов; обеспечение проведения мероприятий по охране и защите лесов, осуществление постоянного контроля за соблюдением установленных правил охоты и рыбной ловли (в целях улучшения организации и деятельности органов государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации данный пункт 11 статьи 51 Закона Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2449–I «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» (с последующими изменениями и дополнениями) в части решений краевого, областного Совета Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. № 2266 «О действии законодательства Российской Федерации об органах государственной власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Российской Федерации» [14] (утратил силу [30]. — М.Б.) с 22 декабря 1993 года признан недействующим. — М.Б.);
12) организация разработки программ по охране природы, проведения мероприятий по охране экологической среды, рациональному использованию, сохранению и восстановлению природных ресурсов, а также строительства и реконструкции объектов охраны природы; содействие проведению комплексной независимой экологической экспертизы строящихся на территории края, области объектов, а также предприятий, загрязняющих почву, воздушный и водный бассейны. |
| |
|
|