Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
ТЕКУЩАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
Ключников И. К.
профессор кафедры теории кредита и финансового менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук


Модернизация финансирования — основа перестройки управления государственным офисным недвижимым имуществом
Рецензия на книгу: Соколов Б.И., Пахомов А.Н. Проблемы модернизации финансирования и управления государственным офисным недвижимым имуществом в России. Научное издание. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2011. — 224 с.

В настоящее время Правительством Российской Федерации актуализирован вопрос о повышении эффективности использования находящихся в государственной федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений. «Органы власти должны избавиться от имущества, не имеющего прямого отношения к их непосредственным обязанностям, — говорилось в послании Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации 30 ноября 2010 года. — Это только кажется, что имущество не бывает лишним. На самом деле управление избыточной собственностью требует много сил, времени, а зачастую, и все присутствующие тоже об этом знают, немало средств, но, что хуже всего, нередко становится источником коррупции. Закон об общих принципах организации органов госвласти субъектов Российской Федерации определяет: в собственности региональных властей может находиться имущество, необходимое им для осуществления своих полномочий. Соответственно, иные объекты собственности должны быть приватизированы. Органы власти не должны быть владельцами “заводов, газет, пароходов”. Каждый должен заниматься своим делом» [1].
Отметим, что успешному решению поставленной проблемы препятствуют как объективные факторы, связанные с глобальным финансовым кризисом, так и субъективные, вызванные нерациональными, устаревшими управленческими решениями.
Важнейшими негативными проявлениями глобального экономического кризиса в области государственных финансов являются: а) непреходящая угроза бюджетного дефицита; б) сокращение государственных инвестиционных программ. Выступая 29 сентября 2009 г. на открытии Инвестиционного форума ВТБ Капитал «Россия зовет», В.В. Путин отметил: «В период кризиса многие страны пострадали из-за перепроизводства и чрезмерных вложений, например в автомобилестроение или жилищный сектор. В России же, напротив, основные проблемы связаны с тотальным недоинвестированием и дисбалансами в экономике» [2]. Недоинвестирование — характерное явление и в отношении объектов государственной офисной недвижимости. Необходимость решения данной проблемы связана с тем, что при размещении государственных федеральных учреждений, созданных для исполнения государственных функций, а также территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, нередко нарушаются требования по размещению их работников и осуществляется нерациональная эксплуатация выделенных помещений, приводящая к неэффективным расходам федерального бюджета. В результате создается порочный круг: недостаток финансовых средств вызывает неэффективные расходы федерального бюджета при эксплуатации объектов государственной офисной недвижимости, а неэффективные расходы приводят к сокращению и без того недостаточных инвестиционных ресурсов. При этом в монографии при постановке проблемы отмечается, что факторы, влияющие на возникновение отмеченного негативного воспроизводящегося явления, весьма разнообразны, они требуют научной оценки и адекватных практических усилий по устранению недостатков в области управления государственным офисным недвижимым имуществом. Таким образом, проблемы, поставленные в рецензируемой монографии актуальны теоретически и практически.
Как справедливо отметил рецензент д.э.н., профессор С.Н. Максимов, собранный авторами материал носит уникальный характер. Соответственно, уникально и исследование. Работа в целом вполне логична. Она представляет собой последовательное отражение особенностей управления объектами государственного офисного недвижимого имущества, проблем учета объектов государственного офисного недвижимого имущества, методики формирования модели оценки эффективности управления объектами государственной недвижимости, используемыми в административных целях, и модернизации управления государственным офисным недвижимым имуществом.
Важно отметить, что данная монография является результатом длительного научного исследования [3–10], включающего методологические, исторические и теоретические моменты. В ней отмечено, что условием рационального управления административными зданиями, строениями и нежилыми помещениями является учет формы собственности недвижимого имущества, которое используется для размещения органа государственной власти (государственная федеральная собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальная собственность, частная). Достаточно много случаев размещения федеральных государственных учреждений в зданиях, являющихся исторической ценностью, в силу чего они не подлежат адекватной реконструкции под офисные помещения.
На сегодняшний день значительная часть сформированной государственной собственности и государственного имущества предназначена для использования в административных некоммерческих целях, следовательно, не должна нацеливаться на то, чтобы приносить доход. При этом в эффективном решении нуждаются вопросы, касающиеся:
● определения объемов (размеров) удовлетворения существующей потребности органов власти в площади административного назначения, с учетом фактического размещения на площадях, находящихся в федеральной и/или иной собственности;
● рационализации расходов на содержание указанных объектов недвижимого имущества федеральной собственности (а также органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления) за счет средств бюджетов соответствующего уровня, а, следовательно, экономии бюджетных средств по сравнению с существующим положением;
● модернизации технического оснащения объектов офисной недвижимости, в том числе внедрения энергосберегающих технологий, что требует привлечения масштабных инвестиций.
Решение обозначенных проблем вызвало необходимость новых теоретических подходов к оценке неэффективных расходов средств федерального бюджета, возникающих у субъектов оперативного управления государственным офисным недвижимым имуществом при эксплуатации площадей в размерах, превышающих их нормативную потребность. В свете данной установки подготовлены консультационные предложения по разработке методического обеспечения, позволяющего осуществлять максимально полную оценку нерациональных потерь, а на их основе — оценку эффективности расходов средств федерального бюджета в рассматриваемой сфере.
Решение сформулированных проблем отвечает не только стратегическим общегосударственным интересам и задачам текущего момента развития страны, но и интересам конкретных руководителей учреждений. В условиях недоинвестирования модернизации государственной офисной недвижимости, несовершенства сложившегося стиля управления работники подвергаются риску получения травм на рабочем месте, возрастает угроза пожароопасности. При этом в соответствии с нормативно-правовыми актами персональную ответственность за возможные негативные явления в офисе несет руководитель, часто не способный реально оценить их последствия. В том случае, если организационно-хозяйственные, финансовые и технические вопросы эксплуатации объектов государственного офисного недвижимого имущества передаются внешней управляющей компании, ответственность подобного рода с руководителя снимается, он может сконцентрироваться на содержательных вопросах управления вверенным ему учреждением. Одновременно создаются условия для того, чтобы организационно-хозяйственные, финансовые и технические вопросы эксплуатации объектов государственного офисного недвижимого имущества были переданы в руки специалистов соответствующего профиля (техников, электриков, финансистов и пр.).
Основная масса теоретических работ по проблемам управления недвижимым имуществом, источников ее финансирования, вовлечения в рыночный оборот и ипотечного кредитования посвящена анализу и оценке недвижимости, уже приносящей доход. Вместе с тем, административно-финансовые проблемы управления объектами государственного офисного недвижимого имущества фактически остаются вне круга научных исследований. Несмотря на наличие значительного количества исследований по экономике и управлению недвижимостью, в настоящее время отсутствует целостная картина оценки неэффективных расходов средств федерального бюджета при управлении государственным офисным недвижимым имуществом. Это предопределяет актуальность исследования, научную новизну его методов и результатов.
Таким образом, повышение эффективности действий органов власти в области оперативного управления объектами государственной офисной недвижимости должно проводиться на основе системы разделения ответственности, четкой постановки задач и установления определенных взаимосвязей между объемами финансирования и инвестирования, затратами и результатами. Критерием оптимальности исполнения предоставленных полномочий становится оценка экономической эффективности инструментов внедряемой системы по оперативному управлению объектами административного назначения, осуществляемая на базе анализа значений показателей неэффективных расходов как ущерба, наносимого федеральному бюджету.


Литература
1. Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. URL: http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanie-tekst.html (дата обращения 01.02.2012).
2. Председатель Правительства России В. В. Путин выступил на Инвестиционном форуме ВТБ Капитал «Россия зовет!». URL: http://vtb-leasing.ru/group/press/46052/ (дата обращения 01.02.2012).
3. Пахомов А. Н. Антикризисная модель содержания объектов государственной офисной недвижимости // Финансы и бизнес. - 2009. - № 3. - С.201-208.
4. Пахомов А. Н. Глобализация и международный опыт управления государственной офисной недвижимостью // Финансы и бизнес. - 2009. - № 4. - С.176-182.
5. Пахомов А. Н. О модернизации управления объектами государственной офисной недвижимости // Реформы и право. - 2010. - № 2. - С.18-22.
6. Пахомов А. Н. Государственное офисное недвижимое имущество: исторический аспект исследования // Финансы и бизнес. 2011. № 3. С. 223-233.
7. Соколов Б. И., Крепышева Н. В., Пахомов А. Н. Методические принципы оценки неэффективных расходов и потерь средств федерального бюджета при управлении государственной офисной недвижимостью. СПб.: Изд-во НПК «РОСТ», 2009. - 118 с.
8. Соколов Б. И., Пахомов А. Н. Модели содержания объектов государственной офисной недвижимости // Вестн. СПбГУ. Сер.5. Экономика. - 2008. - № 4. - С. 110-117.
9. Соколов Б.И., Пахомов А.Н. О реформе модели содержания объектов государственной офисной недвижимости // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2. - С. 342-344.
10. Соколов Б. И., Пахомов А. Н. Международный опыт управления государственной офисной недвижимостью // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 3. - С. 376-378.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия