Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (41), 2012
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Шапиро И. А.
факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета

Экономическая составляющая КВН
В статье рассматривается финансовая составляющая Клуба веселых и находчивых
Ключевые слова: КВН, молодежь, телевизионная игра
УДК 378:371.89; ББК 74.58   Стр: 446 - 447

КВН (клуб веселых и находчивых) появился на советском телевидении в 1961 году и существует (с небольшим перерывом) уже 51 год. КВН — уникальный российский юмористический продукт, который создавался изначально больше как интеллектуальное шоу (программа «Вечер Веселых Вопросов»), где участник если не мог ответить правильно на вопрос мог пошутить в ответ. Сейчас же КВН — самое популярное юмористическое шоу в стране — свыше 5000000 зрителей в залах каждый год, не считая просмотров в интернете и по телевизору. КВН — это 1000 соревнующихся студенческих команд и 2000 школьных команд, 40000 играющих. КВН существует во многих странах (Германия, Франция, Япония, Израиль, Прибалтика, Англия, США) и объединяет «русских» по всему миру, соответственно оставаясь русскоязычной игрой.
Как и любой крупномасштабный проект, КВН имеет экономическую (финансовую) составляющую, т.к. за 50 с лишним лет своего существования «Клуб» превратился в коммерческий проект. На сегодняшний день КВН является зарегистрированным брендом, который принадлежит Закрытому Акционерному Обществу «Телевизионное Творческое Объединение “Александр Масляков и Компания”» (ТТО АМИК), которое, в свою очередь, осуществляет четкий контроль над проведением мероприятий на всех уровнях. Существует система лиг КВН, охватывающая всю территорию Российской Федерации и включающая в себя 32 межрегиональные, центральные и телевизионные лиги. Также в деятельность ТТО АМИК входит внутренняя и внешняя «атмосфера» вокруг КВН Широкое освещение мероприятий в местных средствах массовой информации — уникальная возможность продвижения продукта (услуг) через различные каналы КВН.
Участие команд в официальных лигах (тех, что находятся под патронажем АМИК (есть также неофициальные лиги, которых гораздо больше, чем официальных)) и на международном фестивале команд КВН в Сочи платное. Для участия в лиге команда должна заплатить взнос от 15000 до 50000 рублей и продать определенное количество билетов, либо возместить их стоимость администрации лиги. Каждая лига в свою очередь отдает определенный процент ТТО АМИК (это касается только официальных лиг). Естественно, все эти деньги идут на содержание штата постоянных сотрудников каждой лиги КВН, которая насчитывает минимум 10 человек: директор, администраторы, редакторы, ведущие. Также нужно оплачивать аренду зала, оборудования и декораций. Движение КВН имеет поддержку государства в лице, как местных органов власти (в основном городские комитеты по работе с молодежью.), так и на общегосударственном, самом высшем уровне. Д.А. Медведев и В.В. Путин неоднократно посещали игры КВН, а в конце 2011 года Клубу было впервые выделено в собственность отдельное здание, в котором сейчас идет ремонт, а вскоре откроется Дом КВН. КВН также пользуется поддержкой спонсоров, которые рекламируют свои бренды: Lacalut, Neskafe, ЧеБупели, Fanta и т.д.
КВН был и остается студенческой игрой, несмотря на увеличивающееся количество школьных команд. Для более-менее успешной игры в КВН, кроме интеллектуального потенциала, участникам нужны финансовые средства.
Из чего же состоят расходы участников Клуба Веселых и Находчивых?
● командная форма. Здесь не «прокатят» джинсы с соседнего рынка. Любой артист знает — не стоит экономить на сценических костюмах — в свете рампы и под пристальными взглядами телекамер видны все изъяны одежды. К тому же в серьезной лиге вам не позволят выступать в майке, на которой красуется логотип какой-нибудь фирмы, так как это уже реклама. В основном КВНщики шьют костюмы на заказ. Пошить хороший костюм менее чем за 200$ на человека в России проблематично. Некоторые команды вместе с формой шьют на заказ и обувь.
● реквизит. Эта статья расходов заслуживает отдельного внимания, ведь КВНщики — люди креативные, им не сложно придумать номер, для которого нужно разломать ноутбук, одеть всю команду в костюмы XIX века или вынести на сцену 20 раскладушек. Проблематично все фантазии воплотить в жизнь, потому что на все нужны деньги: от покупки воздушных шариков до оплаты грузовой машины, которая эти 20 раскладушек доставит. Реквизит часто покупается за свои деньги.
Для команд, которые играют не только на уровне своего города, но и ездят в друге города прибавляется еще несколько статей расходов:
● проезд, проживание, суточные. Если команда играет в другом городе, то, естественно, что к месту проведения игр им нужно как-то добираться. И вот здесь без спонсоров становится совсем худо. Проживание вне родных стен — дело очень затратное. КВНщики, которым не очень повезло с финансированием, экономят, как могут: едут по двое суток в плацкартном вагоне, тайком тащат в гостиницы электрические плитки, скупают коробками быстрорастворимую лапшу, а реквизит ищут по другим командам.
● помощь профессионалов. КВН — это уже давно не самодеятельность, а, скорее, шоу. А значит, не обойтись без помощи профессионалов. Некоторые команды обращаются к авторам — именитым КВНщикам, зарекомендовавшим себя в Высшей лиге. Причем фронт работ у них разнообразен — от написания текстов и номеров до простой режиссуры, которая в КВНовской среде именуется «разводкой». Авторов себе могут позволить далеко не все. Гонорар некоторых КВНовских звезд идет на тысячи евро за несколько дней работы. Бывает и так, что с материалом у команд проблем нет, но все равно они обращаются к более опытным «бойцам» за режиссурой. Не стоит недооценивать важность этого этапа. Профессионал запросто сможет сделать номер смешнее, предложив несколько «гэгов» (шутка в движении), показав, как лучше сыграть, выбрав другую интонацию или концовку. После такой работы номер может выглядеть совсем по-другому. Некоторые авторы приезжают с командами на игры, приходят на редакторские прогоны, вместе «дотягивают» выступление до идеального.

Но КВНщикам нужна не только помощь авторов и режиссеров. Иногда нужно снять видеоролик, записать фонограмму. Для этого необходим, соответственно, оператор с хорошей камерой и, если нужно, осветительными приборами, или профессиональный музыкант, у которого есть возможность записи в студии. Причем, если с видеороликом команды еще как-то справляются своими силами, то записывать фонограмму все равно идут к профессионалам. А это, тоже расходы.
На каждую из этих статей расходов требуются деньги, которые выделяет спонсор, но если спонсора нет, то случается так, что талантливые команды распадаются.
Какие могут быть плюсы спонсору от вложения денег в КВН? Во-первых, это реклама. В местах проведения игр вешается растяжка, либо рекламный щит спонсора. Ведущий объявляет спонсору благодарность и эта информация идет в телеэфир. Во-вторых, КВНщики добро ценят и спонсоров своих любят. Поэтому компании-спонсору уж точно обеспечены необычные и веселые корпоративы без набивших оскомину конкурсов (естественно — бесплатно), творческая помощь при участии в любых PR-акциях фирмы, в том числе на выставках, любая помощь в креативном плане, а также лучшие места в зале.
У многих может возникнуть вопрос: «Раз это так затратно и нерентабельно, то зачем вы, КВНщики, этим вообще занимаетесь?». Ну, во-первых, деньги КВН, все-таки, приносит. Но для этого нужно достигнуть такого профессионального уровня, когда команду или отдельных ее представителей будут приглашать на корпоративы, в телевизионные и развлекательные проекты, концерты и тому подобные мероприятия. Сейчас КВНовскими выпускниками буквально пестрят почти все телевизионные каналы, благо проектов хватает. Ценится их креативное мышление, как в написании сценариев к юмористическим передачам, сериалам, так и к «серьезным» мероприятиям, таким как «Новая волна» и «Евровидение». Остроумие и артистизм — это талант, но, кроме того, еще и большая школа, которую проходят в Клубе веселых и находчивых. А талантливые и творческие люди нужны везде.
Нельзя умалять и интеграционную роль Клуба. В конце концов, не жажда денег заставляет миллионы ребят на просторах СНГ играть в КВН, ведь это занятие легким никак не назовешь. Кроме того, что это колоссальная возможность реализовать свои таланты и способности, это возможность найти друзей, которые по надежности будут почти как фронтовые, а это так важно в современном мире и на постсоветском пространстве особенно. Но еще раз хотелось бы подчеркнуть то, что КВН сейчас стал шоу-бизнесом и для того, чтобы попасть на вершину и добиться успеха недостаточно только таланта, необходимы еще масса свободного времени и денежные средства.


Литература
1. Материалы сайта amik.ru. Дата обращения 1.03.12
2. Материалы сайта kvn.ru. Дата обращения 6.03.12
3. Марфин М.; Чивурин А. «Что такое КВН» // Материалы сайта amik.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия